V уровень: проанализировать опыт. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

V уровень: проанализировать опыт.

2019-12-20 186
V уровень: проанализировать опыт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предыдущие уровни групповой работы ориентированы на изменение ситуации, на создание условий для совместных действий. Речь идет о формирования обучающейся группы, когда квалификация сотрудников повышается в процессе работы, а сама работа есть обучающий курс.

На данном уровне в процессе учебы включается анализ полученного опыта групповой работы, выявляются и исправляются те ошибки, которые были допущены на прошлых уровнях. Анализ является важнейшим инструментом обучающейся организации. После анализа начинается новый цикл обучения.

Все пять уровней относят к прикладному инструментарию успешно действующих организаций стран Западной Европы. Только применяются они там, где существуют проблемы и трудности, не всегда точно в этом порядке. Успех обучающейся организации основывается на том, то она в каждой ситуации применяет принципы совместной работы и совместной учебы. Каждый по отдельности из пяти уровней является важным. В совместной работе ни от одного из них нельзя отказываться. Никто не может перепрыгнуть один или два уровня, чтобы ускорить достижения цели. Только если все уровни будут исполняться, возникает совместная работа как обучающий процесс. При этом растут личные способности и социальная компетентность сотрудника. Они постоянно работают над улучшением трудового процесса, продукта и сервиса. Учеба является принципом улучшения. Она основана на анализе, наблюдении, общении с коллегами, партнерами и клиентами, а также на исправлении ошибок, которые были сделаны раньше. В этом основа концепции кооперативной самоквалификации.

 320

4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

Учебный и трудовой процессы взаимопроникают, образуя единую систему группового развития. Действуют три поля поведения сотрудника на предприятии:

♦ поле функционирования — работа;

♦ поле обучения;

♦ поле внутригрупповой интеграции процессов деятельности. В поле функционирования устанавливается необходимость

дальнейшей профессиональной самоквалификации. Здесь начинается дальнейшее обучение, которое применяется в зависимости от процесса работы. Интеграционное поле образуют социальные коммуникации. Поле обучения — это среда и условия учебы на рабочем месте при выполнении трудовых задач, это непосредственная самоквалификация. Речь идет:

♦ о партнерском поведении сотрудников с различными опытом, знаниями, образованием;

♦ всесторонней взаимной помощи в упреждении назревающих конфликтов;

♦ содействии в управлении группой, о самоуправлении;

♦ кооперативной самоквалификации, которая включает следующие факторы: учиться учиться, учиться учить (передавать знания другим), учиться помогать, помогать учиться.

ГруппоВое самообучение

Групповое развитие есть результат синтеза тотальной непрерывной учебы и коллективной работы. Такой результат выражается ростом интеллектуального творческого потенциала и как следствие — развитием кадрового потенциала группы. Групповое развитие помогает преодолеть «комплекс неполноценности» управления персоналом, который считается, например, национальной спецификой русского менеджмента, по мнению некоторых ученых России. Причина этого комплекса состоит в неуверенности в себе как менеджере. Групповая учеба и корпоративный дух содействуют коллективным процедурам принятия качественных решений. Как считают менеджеры США, «горечь плохого качества долго остается во рту, в то время как сладость быстрого выполнения задания скоро исчезает». Американский менеджер Ч. Шваб относит к самому ценному деловому качеству современного руководителя «умение вызывать у людей энтузиазм и развивать то, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств и поощрения».

Деловая активность каждого члена группы важнее предприимчивости и энергичности одного ее руководителя. Люди должны

 4.3. ГруппоБое разбитие персонала

321

знать, что бизнес делается вместе. Сознанию сущности бизнеса опытный менеджер посвящает ряд своих бесед с сотрудниками. Менеджер взаимодействует с группой, беседуя, наращивает свою социально-психологическую «мускулатуру», социально-эмоциональный интеллект. Для белорусских предприятий компетентность их руководителя приобрела решающее значение. Не нужно дополнительных исследований, чтобы убедиться: все факторы выживания предприятия одновременно являются и факторами управления персоналом. Все недостатки работы предприятия связаны с недостатками управленческих отношений и вторжением в эту сферу малограмотных дилетантов или неопытных авантюристов, которые к тому же не желают приобретать опыт реформ и преобразований.

Проблема профессионализации менеджмента может быть решена только самим менеджментом. В основе такой профессионализации лежит опыт управления групповым развитием, обеспечение успешной работы группы и максимальной реализации личностных потенциалов сотрудников. Опасными здесь оказалась ориентация на прошлый опыт командной экономики и дилетантскую интуицию. На помощь приходит самообучение в процессе групповой работы. Такая учеба является «помощью для самопомощи». Этот принцип формирования и развития кадрового потенциала группы является коллективной мерой противостояния негативным факторам внешней среды.

Степень адаптации к скорости изменения внешних условий становится критерием оценки профессионального уровня менеджера. Профессионализм руководителя в отличие от специалиста опирается не столько на образование и знания сколько на опыт и разветвленную систему компетентности, которая включает:

♦ стратегическую компетентность;

♦ функциональную компетентность;

♦ социальную компетентность;

♦ управленческую компетентность;

♦ эмоциональную устойчивость;

♦ экологическую компетентность.

Такая система компетентности формируется в результате синтеза интеллекта, предприимчивости и опыта принятия нетрадиционных решений с участием всей группы. Неверно утверждение о том, что настоящий руководитель должен владеть в первую очередь талантом, как художник, музыкант или поэт. Менеджмент, действительно не только наука, но и искусство. Но это несколько иной вид искусства. Он имеет прямое отношение к собственности, власти, интересам и потребностям. Лидерство на основе врожденных ка-

> 1 Зак. 2020

 322

4. РАЗВИТЫЕ ПЕРСОНАЛА

честв является только одной из теорий, которая, к счастью, не подтвердилась практикой бизнеса. Поэтому представляется проблематичным поступление абитуриентов на управленческие специальности на основе обязательного и специального тестирования. Вместе с тем замена экзамена на тестирование, например, по математике, безотносительно к специальности является оправданным.

Настоящий менеджер формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера нововведений. Движущая сила его развития■— беспощадный самоанализ, самообучение, уверенность в себе и энтузиазм. Есть много правил для преуспевающего менеджера. Существуют десятки моделей успешных руководителей. Разработаны каталоги качеств современного менеджера, выявлены приоритетные качества, исследуются значимости управленческих качеств в зависимости от ситуационно обусловленных факторов. Предложены технологии хозяйственного лидерства и концепции деловой активности. И тем не менее наука отстает от потребностей практики управления персоналом. Чтобы выйти из затянувшегося положения, наука предложила взять на вооружение в качестве ведущей идеи менеджмента приветствие народов Африки «Саву бона», что означает «Я вижу Вас». Видение проблемы начинается с видения каждого человека в группе, а поиск решения проблемы обеспечивается всеми членами группы. В процессе такого менеджмента осуществляется:

♦ организационное развитие. Организация становится самообучающейся организацией;

♦ индивидуальное развитие. Сотрудник становится причастным к единому процессу групповой работы и учебы, он активно реализует свою «энергетику» хотения, поиска и вариативного мышления.

Стратегия группового самообучения объединяет случайно-хаотичные стили творческой деятельности каждого сотрудника в креативный менеджмент группы. Управление персоналом становится сервисной функцией менеджмента. Такой менеджмент выдвигает новые требования к менеджеру. Особое внимание уделяет творческим способностям и умениям наиболее полно и успешно использовать творческий потенциал каждого сотрудника для удовлетворения потребностей клиентов. В целом вместо администрирования приходят деловые взаимоотношения между менеджером и сотрудниками на основе диалогов, бесед и других форм обмена информацией. Менеджера нового типа отличает качественная организация труда сотрудников.

Поведение такого менеджера отличается ориентацией на групповую работу, а его новым существенным качеством становится

 4.3. Групповое разбитие персонала

323

умение реально оценить сильные и слабые стороны каждого сотрудника, чтобы рационально использовать индивидуальные потенциалы в групповой работе. Сочетание компетентности, поведения и опыта является базисом развития качеств менеджера. Современному менеджеру приходится строить «мосты в будущее». Изучая ситуацию, он не только отслеживает действующий рынок и учитывает его динамику, но и вынуждает управлять будущим.

Управление будущим остается загадкой. Это тайна за семью печатями. Таковыми являются:

♦ управление организационными знаниями — концепция интеллектуальной организации;

♦ управление временем — концепция самообучающейся организации;

♦ управление рисками и обстоятельствами — технологии успеха в хозяйственной деятельности;

♦ антикризисное управление — концепция деловой активности и выживания;

♦ инструменты классического менеджмента — опережающий контроль, планирование стратегия;

♦ футурология, менеджмент жизни;

♦ развитие персонала — индивидуальное, групповое, организационное.

Задания для самостоятельной работы

1. Чем объясняется возрастающее значение группового развития персонала для обеспечения конкурентоспособности предприятия?

2. Определите классические направления развития сотрудника в группе или группового развития. Какова роль в групповом развитии информационных технологий?

3. Чем вызвана необходимость тотальной квалификации?

4. В чем особенности группового развития на основе принципов самообучающейся организации?

5. Перечислите и обоснуйте барьеры группового развития.

6. Кто оказывает сопротивление групповому развитию? Почему оно является ядром внутренней динамики современного менеджмента?

7. В чем суть группового самообучения? Его стратегия?

8. В чем состоит понятие учебы как «помощи для самонотации»? Как учеба противостоит негативным факторам внешней среды?

9. Какие существуют критерии оценки профессионального уровня менеджера?

10. Что включает управление будущим и как групповое развитие персонала позволяет влиять на будущее состояние дел предприятия?

 324

4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.