Тема 1.1. Философия, ее предмет и роль в обществе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 1.1. Философия, ее предмет и роль в обществе

2019-09-17 642
Тема 1.1. Философия, ее предмет и роль в обществе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Философия, ее предмет и роль в обществе

Вопросы для обсуждения:

1. Мировоззрение и его исторические типы

2. Проблема основного вопроса философии

3. Формы материализма и идеализма

4. Функции философии

5. Основные этапы генезиса философии

6. Культура философского мышления

 

Темы докладов:

1. Специфика философского знания

2. Философия и политика

3. Личность философы (философия как образ жизни)

4. Роль философии в жизни современного человека

 

 Основные виды учебной деятельности:

Обсуждение методики работы с учебным пособием «Основы философии» (Тальнишних Т.Г.):
1) «Как подготовиться к участию в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию»;
2) «Как работать с блоком аналитических заданий к теме по пособию (познавательные задачи, логические задания, тесты)»;
3) «Как выбрать тему реферата и работать с рекомендованной литературой и Интернет-ресурсами по философии»;
4) «Как организовать свое самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории»;
5) «Как вести индивидуальное портфолио и электронный учебно-контрольный файл»

 

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

3. Презентация индивидуальных исследовательских проектов и обсуждение электронных кейсов

4.Минидиспут «Овладение философскими знаниями методами философского анализа и логического мышления как основа духовной культуры человека, гражданина и будущего специалиста в сфере экономики и бухгалтерского учета»

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

Составление схем:
1) «Алгоритм создания исследовательского проекта»;
2) «Алгоритм создания компьютерной презентации»;
3) «Структура электронного кейса»;
4) «Алгоритм конструирования понятия»;
5) «Алгоритм решения познавательных задач на доказательство и сравнение, выполнение логических заданий»

1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.

2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.

3. Подготовка докладов и рефератов.

4. ИП: анализ основных направлений философии – материализма и идеализма; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.

5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

 ТЗ 1   «Философия» с греческого языка переводится как

-: любовь к истине

+: любовь к мудрости

-: учение о мире

-: божественная мудрость

 

 ТЗ 2 Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»

-: Сократ

-: Аристотель

-: Фалес

+: Пифагор

 

ТЗ 3   Определите время возникновения философии

-: середина III тысячелетия до н.э.

-: V-XV вв. н.э.

+: VII-VI вв. до н.э.

-: XVII-ХVIII в.в.

 

 ТЗ 4   Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает

+: философия

-: онтология

-: гносеология

-: этика

 

ТЗ 5   Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право

-: политология

-: история

+: философия

-: социология

 

 ТЗ 6   Мировоззренческая функция философии состоит в том, что

-: философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

-: философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

-: философия способствует улучшению характеров людей

+: философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

 

 ТЗ 7 Мировоззрение – это

-: совокупность знаний, которыми обладает человек

+: совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

-: отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

-: система адекватных предпочтений зрелой личности

 

ТЗ 14 Антропология – это

-: учение о правовом государстве

-: учение о развитии и всеобщей взаимосвязи

+: учение о человеке

-: наука о поведении животных в естественных условиях

 

ТЗ 15 Аксиология – это:

-: учение о знаках и символах

-: общая теория развития

+: учение о ценностях

-: учение о противоречивых формах развития

 

ТЗ 16 Этика – это:

-: учение о развитии

-: учение о бытии

-: теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

+: учение о морали и нравственных ценностях

 

ТЗ 17   Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

-: эстетика

-: этика

-: онтология

+: гносеология

 

Задания в открытой форме

Дополните

 

  ТЗ 32  Исторический тип мировоззрения, который пытается объяснить мир на основе опыта и знаний - ___________________ (ответ: философия).

 

Задания на установление соответствия

Установите соответствие

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

 

1. Согласны ли вы с утверждением Р. Декарта: «Действительно, те, кто проводят жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их»? Что дает человеку изучение философии?

 

2. В тексте лекции было сказано, что люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать. Значит ли это, что если я не философствую, я не человек?

 

3. По рассказу Аристотеля одна афинянка внушала своему сыну: «Не вмешивайся в общественные дела потому, что если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, если ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги». На сентенцию афинянки можно возразить и так: «Ты должен участвовать в общественных делах, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если будешь говорить неправду, тебя будут любить люди». Какой методический прием применен в этом примере?


Вопросы для обсуждения:

1. Философия античности и ее периодизация

2. Космоцентризм

3. Первые философы и проблема начала всех вещей

4. Антропологическая революция в античной философии. Софисты

5. Философское учение Сократа

6. Философское учение Платона

7. Содержание и сущность философии Аристотеля

 

Темы докладов:

1. Платон о Сократе – человеке и философе

2. Философская система Аристотеля

3. Стоики о мудрой жизни

 

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.
  2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.
  3. Подготовка докладов и рефератов.
  4. ИП: анализ основных направлений античной философии; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.
  5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.
  6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

 ТЗ 1 Хронологические рамки развития античной философии

-: 28 - 18 вв. до н.э.

+: VI в. до н.э – VI в. н.э.

-: VI в. - XVI в.

-: VI в. до н.э. – II в. до н.э.

 

Задания в открытой форме

Дополните

 

 ТЗ 32 Платон считал, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна ___________________ (ответ: припоминать).

 

ТЗ 33 Философ Эпикур был основателем _________________ (ответ: эпикурейской) философской школы.

 

ТЗ 34 Сущность этического учения Эпикура (гедонизм) состоит в том, что надо наслаждаться_____________________ (ответ: жизнью).

 

 

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

1. Античному философу Сократу принадлежат слова: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Как Вы понимаете это высказывание? В связи с чем были сказаны эти слова? Действительно ли философ «ничего не знает» или это метод философствования? Как назывался этот метод? Нашел ли он признание и развитие в других исторических типах философии?

 

2. В Библии сказано: «Кто умножает познания, умножает скорбь». Так считали и многие мудрецы. Может быть надо действительно меньше знать, чтобы меньше печалиться? Или философы хотели этим сказать, что одних знаний человеку мало?

 

3. По мнению Карла Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Как вы думаете, на чем основано это мнение и справедливо ли оно?


Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки зарождения средневековой философии

2. Теоцентризм как системообразующий принцип средневекового мировоззрения

3. Патристика и учение Августина Блаженного

4. Схоластика и учение Фомы Аквинского

5. Реализм и номинализм

6. Проблема доказательства бытия Бога

 

Темы докладов:

1. Основные идеи патристики

2. Фома Аквинский: философ и личность

3. Философский смысл заповедей Христа

 

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.
  2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.
  3. Подготовка докладов и рефератов.
  4. ИП: анализ основных направлений средневековой философии – патристики и схоластики; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.
  5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.
  6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

 

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

 ТЗ 1 Характерной чертой средневековой философии является

-: космоцентризм

-: антропоцентризм

+: теоцентризм

-: скептицизм

 

ТЗ 2   Средневековым универсальным методом познания является

-: индукция

+: дедукция

-: сравнение

-: диалектика

 

ТЗ 12 Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III - VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики

-: апологетика

-: догматика

+: патристика

-: схоластика

 

Задания в открытой форме

Дополните

 

ТЗ 18 Средневековый ученый Роджер Бэкон считал, что наука должна строиться на строгих аргументах и точном _________________ (ответ: опыте).

 

ТЗ 19  Главная задача христианских апологетов состояла в обосновании преимуществ христианства перед _____________ (ответ: язычеством).

 

ТЗ 20 Целью всех наук Р. Бэкон считал увеличение власти человека над _____________ (ответ: природой).

 

ТЗ 21 Научный принцип, получивший название «бритвы Оккама», звучит следующим образом: «Сущности не следует умножать без ________________ (ответ: необходимости)».

 

ТЗ 22  Центральной для творчества Фомы Аквинского была проблема доказательства бытия ____________ (ответ: Бога).

 

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

1. «Я верю, чтобы понимать, а не стараюсь понять, чтобы уверовать». Это строчка итальянского богослова и философа Ансельма Кентерберийского. Что стоит в этой фразе на первом месте – вера или понимание?

 

2. Фома Аквинский начинает свои рассуждения о существовании Бога примерно так: предположим, Бога нет. Для мыслителя той эпохи это чудовищное допущение, немыслимая отвага ума. Но он бесстрашно ставит вопрос именно таким образом, чтобы с помощью последовательных раздумий подойти к прямо противоположной мысли: Бог, безусловно, есть. Постройте собственную теодицею, то есть постарайтесь оправдать благость Бога при наличии зла в мире.

 

3. Какие черты средневековой философии, на ваш взгляд, сохранили свою актуальность? Как эти черты соотносятся с современным религиозным мировоззрением?


Вопросы для обсуждения:

1. Основные направления философии эпохи Возрождения

2. Антропоцентризм и гуманизм

3. Мистический пантеизм Н.Кузанского и Дж.Бруно

4. Роль реформации в духовном развитии Западной Европы

5. Социальные концепции эпохи Возрождения

6. Политические воззрения Н.Макиавелли

 

Темы докладов:

1. Философия эпохи Возрождения

2. Леонардо да Винчи – энциклопедист эпохи Возрождения

3. Идеология тоталитарных режимов Н.Макиавелли

4. Лютеранство как религиозное течение

 

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.

2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.

3. Подготовка докладов и рефератов.

4. ИП: анализ основных направлений философии эпохи Возрождения; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.

5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.

6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

Задания в открытой форме

Дополните

 

ТЗ 13 Тип мировоззрения (индивидуализм), характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида _______________ (ответ: обществу).

 

ТЗ 14 Учение (пантеизм), развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в__________ (ответ: вещах)».

 

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

1. У Пико дела Мирандолы есть такое эпатирующее высказывание: «Кто не философ, тот не человек». Что имел в виду философ? Действительно ли, если кто-то не возвысился до совершенства, т.е. до философии, то, значит, он не достиг статуса человека?

 

2. Согласно периодизации А.Ф.Лосева, во времена высокого Возрождения (XV - начало XYI в.) философия была антиподом всей тысячелетней средневековой культуре. Какие коренные отличия средневековой и ренессансной философии вы увидели в прочитанном тексте.

 

3. Ф.Энгельс написал работу «Развитие социализма от утопии к науке». Автору мнилось: теперь с утопией покончено. Однако такой взгляд оказался социальной иллюзией: марксисты создали очередную утопию. Почему утопии так привлекательны и живучи?

Вопросы для обсуждения:

1. Тенденции развития философии Нового времени и Просвещения

2. Эмпиризм и рационализм

3. Фрэнсис Бэкон: учение об «идолах»

4. Дедукция и рационалистическая интуиция Рене Декарта

5. Сущность просветительского движения, его направления и представители

6. Учение о человеке и обществе французских просветителей

 

Темы докладов:

1. Фрэнсис Бэкон и его учение об «идолах»

2. «Мыслю, следовательно, существую» - философия Р.Декарта

3. Учение Лейбница о монадах

4. Философские основания юридического мировоззрения Просвещения

 

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.

2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.

3. Подготовка докладов и рефератов.

4. ИП: анализ основных направлений философии эпохи Нового времени – эмпиризма и рационализма; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.

5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.

6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

ТЗ 1   Особенности рационализма XVII в. обусловила

-: юриспруденция

-: военное дело

+: математика

-: эстетика

 ТЗ 2 Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

-: Ф. Бэкон

-: Дж. Беркли

-: Т. Гоббс

+: Р. Декарт

-: Г. Лейбниц

 

ТЗ 3   Рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки, начинается с

-: Джордано Бруно

+: Галилео Галилея

-: Николая Коперника

-: Николай Кузанского

Задания в открытой форме

Дополните

 

ТЗ 25 Основное утверждение рационализма заключается в том, что разум играет приоритетную роль в ____________________ (ответ: познавательной деятельности).

 

ТЗ 26 Утверждение Рене Декарта (рациональная интуиция): «Я мыслю, следовательно, я ____________ (ответ: существую)».

 

ТЗ 27  Мысль Рене Декарта: «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с ____________________________ (ответ: очевидностью)».

ТЗ 28  Основная идея философии французского Просвещения - приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем _______________ (ответ: человеческого общества).

 

ТЗ 29  Ж.-Ж. Руссо утверждал идею: «Человек рожден быть ________________ (ответ: свободным), — а между тем везде он в оковах».

 

ТЗ 30 Французский философ Гельвеций, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными _______________ (ответ: способностями).

 

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

1. Вольтер писал: «Социальное равенство – это и наиболее естественная и наиболее химерическая идея. На нашей несчастной планете люди, живущие в обществе, не могут не разделяться на два класса – на богатых, которые распоряжаются, и бедных, которые служат». Как соотнести эту мысль с идеей равенства других французских просветителей и с лозунгами буржуазной революции: «Равенство! Братство! Свобода!»?

 

2. У Льюиса Кэрролла, автора «Алисы в стране чудес», есть поэма, которая начинается так: «Варкалось. Хливкие Шорьки пырялись по наве». Если вспомнить, что Дж.Локк считал наш разум изначально «табула раза» (буквально – чистая дощечка), подумайте и представьте, что бы он сказал по поводу стихотворения Кэрролла?

 

3. Лейбниц однажды довольно саркастически заметил, что знаменитый «метод» Декарта выпарился, превратившись в следующее изречение: «Возьмите то, в чем нуждаетесь, и сделайте то, что вы должны сделать, и вы получите то, что вы хотите». Поразмышляйте на тему о том, действительно ли так просты методы вопрошания и сомнения Декарта?

 


Вопросы для обсуждения:

1. Характерные черты немецкой классической философии

2. Критическая философия И.Канта, ее предмет и задачи

3. Основные принципы построения и содержание философской системы Гегеля

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

5. Антропологический материализм Фейербаха

6. Историческое значение немецкой классической философии

 

Темы докладов:

1. Категорический императив И.Канта

2. Развитие абсолютной идеи в философии Гегеля

3. Антропологический материализм Л.Фейербаха

 

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.

2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.

3. Подготовка докладов и рефератов.

4. ИП: анализ основных направлений немецкой классической философии – объективный идеализм и антропологический материализм; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.

5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.

6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

Задания в открытой форме

Дополните

ТЗ 12 Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование законов разума и его ______________ (ответ: границ).

ТЗ 13 Диалектическая теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба _____________ (ответ: противоположностей).

 

ТЗ 14 Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой ___________ (ответ: Дух).

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

1. И.Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит от материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А.Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием. Какая точка зрения более правильно выражает, по вашему мнению, природу человека?

 

2. Многие философы считают систему Гегеля консервативной и догматичной, ведь он хотел осчастливить человечество абсолютной законченной истиной, которая бы уже не требовала дальнейшего развития. А как же это соотносится с его методом? Ведь учение о развитии, идеалистическая диалектика – величайшая заслуга Гегеля?

  1. Ф.Энгельс, характеризуя философскую позицию Фейербаха в целом, показал, что автор «Сущности христианства» в своей критике идеализма не был последователен. Защищая материализм «внизу» (во взглядах на природу), он оставался идеалистов «вверху» (в понимании человеческой истории). Как вы понимаете эту мысль Энгельса?

Тема 2.7 Русская философия

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы развития русской философии, ее школя и течения

2. Западники и славянофилы о месте России

3. Проблема человека, его природы и сущности, смысла жизни и предназначения

4. Философские воззрения Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого

5. Философия всеединства Владимира Соловьева

6. Русский космизм

 

Темы докладов:

1. Русская интеллигенция как исторический феномен

2. Мессианский универсализм – основное содержание русской идеи

3. Западники и славянофилы ХХ века: на пути к синтезу (современные дискуссии о судьбе России)

 

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.

2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.

3. Подготовка докладов и рефератов.

4. ИП: анализ основных направлений русской философии – западников и славянофилов; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.

5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.

6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

 ТЗ 1   Представители русского космизма

+: Федоров

+: Циолковский

-: Катков

-: Писарев

ТЗ 2   Философское направление в России 19 века, представители которого утверждали, что Россия имеет самобытный путь развития

-: русский социализм

-: западничество

-: легальный марксизм

+: славянофильство

 

Задания в открытой форме

Дополните

 ТЗ 26 Филофей Псковский был автором идеологии «Москва – Третий __________ (ответ: Рим).

 

ТЗ 27 Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву является государственная ____________________ (ответ: власть).

 

 ТЗ 28 По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

вере в ________________ (ответ: Бога).

 

 

Задания на установление соответствия

Установите соответствие

 ТЗ 29 Соответствия между тремя основными этапами формирования «научного духа» Г. Башлярова

 

1) Первый период—донаучное состояние А) Конкретно-абстрактное состояние

 

2) Второй период—научное состояние    Б) Абстрактное состояние

 

3) Третий период—состояние                      В) Конкретное состояние

нового научного духа  

 

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

  1. Петр Чаадаев писал: «Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом». Как вы понимает это суждение и как оно соотносится с взглядами философа на судьбу России? Можно ли говорить о народе, что он раб? Что можно противопоставить рабству как состоянию души?
  2. Если солнце в нашем мире, как писал Н.Бердяев, одинаково восходит над добрым и злым, то для чего тогда надо стараться быть нравственным и добрым?
  3. Л.Н.Толстой указал на три значения понятия религии, которые возникают обычно при осмыслении этого феномена: 1) религия – это данное Богом истинное откровение и вытекающее из этого богопочитание; 2) религия – это свод суеверных положений и вытекающее из этих положений суеверное богопочитание; 3) религия – это свод философских положений и нравственных законов, созданных умными и властными людьми для управления грубыми, невежественными народными массами, чтобы их утешить и обуздать. По мнению Толстого все эти определения религии ограниченны. Подумайте, в чем? Как сам Толстой относился к религии?

Вопросы для обсуждения:

1.Основные направления западной философии ХХ века: экзистенциализм, позитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика

2. Основные положения теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К.Юнга

3. Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма

4. Новое понимание смысла бытия и мышления в трудах Хайдегерра

5. Философия К Ясперса: свобода, «пограничная ситуация»

 

Темы докладов:

1. Основания логического поворота в философии ХХ века

2. Шопенгауэр и Ницше: жизнь и творчество

3. Герменевтика бытия и герменевтика сознания

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.

2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.

3. Подготовка докладов и рефератов.

4. ИП: анализ основных направлений современной западноевропейской философии – экзистенциализма, философии жизни, позитивизма, герменевтики; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.

5. Составление электронного словаря основных категорий и понятий философии.

6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

 ТЗ 1 Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

+: Иррационализм

-: Рационализм

-: Исторический материализм

-: Эмпиризм

Задания в открытой форме

Дополните

 

 ТЗ 23 Ученый П. К. Фейерабенд считал, что в науке необходим методологический ____________ (ответ: анархизм).

ТЗ 24  Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв. Его познание возможно с помощью ______________ (ответ: интуиции).

 

Задания на установление соответствия

Установите соответствие

ТЗ 25 Огюст Конт сгруппировал науки в виде трех пар, их соответствия

 

1) Начальная                          А) Физико-химическая

 

2) Промежуточная                 Б) Биолого-социологическая

 

3) Конечная                            В) Математико-астрономическая

Задания на уровне «знать», «уметь» и «владеть»

 (оцениваются, как умение анализировать конкретную информацию и выявлять причинно-следственные связи)

 

1. Христианская мораль призывает любить всех людей, хотя бы просто потому, что каждый достоин любви. А Ф.Ницше считал, что просто человек – это животное. Любить надо такого человека, который стремится быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зрения вам ближе?

 

2. Фридрих Ницше говорил: «Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть безумцем на свой собственный страх, чем мудрым на основании чужих мнений!» Как вы понимаете эту мысль? Может ли философ некритически воспринимать чужие взгляды? Что означает «быть безумцем на свой собственный страх»?

 

3. Почему Карл Ясперс называет свое учение «философской верой»? Философия строится на доказательствах, а вера - на интуиции. Возможно ли соединение философии и веры? Можно ли назвать Ясперса религиозным мыслителем?


Тема 3.1 Учение о бытии

(онтология)

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия философской онтологии

2. Законы диалектики

3. Общие философские проблемы бытия

4. Уровни бытия

5. Материя как фундаментальная онтологическая категория

6. Атрибутивные свойства материи

7. Многообразие форм движения материи

8. Всеобщие и специфические свойства пространства и времени

 

Темы докладов:

1. Философское решение проблемы бытия – зеркало мировоззрения эпохи

2. Бытие и небытие – два возможных принципа философствования

3. Время как философская проблема

4. Социальная форма движения материи

 

 Основные виды учебной деятельности:

1. Участие в коллективном интерактивном обзоре учебного материала темы по пособию

2. Индивидуальная и групповая работа с блоком аналитических заданий к теме по пособию

3. Презентация индивидуальных исследовательских проектов и обсуждение электронных кейсов

 

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  1. Подготовка письменных ответов на контрольные вопросы в рабочей тетради.
  2. Ведение портфолио и электронного учебно-контрольного файла.
  3. Подготовка докладов и рефератов.
  4. ИП: сравнительный анализ научно-философской и религиозной картин мира; графическое изображение результатов анализа в компьютерной презентации; создание электронного кейса.
  5. Пополнение электронного словаря основных категорий и понятий философии.
  6. Самостоятельное тестирование в компьютерной лаборатории.

Задания в закрытой форме с выбором одного или нескольких правильных ответов. Выберете правильный ответ.

ТЗ 24  Один из эвристических методов, предложенный А. Ф. Осборном и включающий систему сжатых сроков, обсуждение проблемы в свободной обстановке без критики, создание атмосферы состязательности, а также выдвижение шуточных предположений, называется

+: Мозговая атака

-: Мозговой путч

-: Мозговое вторжение

-: Мозговая революция

 

Задания в открытой форме

Дополните

ТЗ 27 Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности, называется ________________ (ответ: теория).

 

ТЗ 28   Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения, называется ________________ (ответ: наблюдение).

 

ТЗ 29 Форма метафизического мышления, характеризующаяся застылостью, косностью, окостенелостью, "мертвостью" и неподвижностью, стремлением к авторитарности, называется ___________________ (ответ: догматизм).

 

ТЗ 30 Активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, называется ___________________ (ответ: эксперимент).

 

Задания на установление соответствия

Установите соответствие

 

ТЗ 31  Соответствие между революцией и ее возникновением

 

1) Первая глобальная научная революция       А) 17 в.

 

2) Вторая глобальная научная революция      Б) кон. 18 в.- нач. 19 в.

 

3) Третья глобальная научная революция        В) кон. 19 в. - сер. 20 в.

 

4) Четвертая глобальная научная революция  Г) кон. 20 в.- наши дни

 

ТЗ 32 Соответствие между на


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.28 с.