Организация экспериментальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация экспериментальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

2019-09-17 1357
Организация экспериментальной работы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Е. В. Марудова

 

Ознакомление дошкольников с окружающим миром

Экспериментирование

 

 

Санкт- Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС

2011


ББК 74.102

М29

 

Марудова Е. В.

М29 Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО IPHCC», 2011. 128 с.

 

ISBN 978-5-89814-584-2

 

В книге представлены рекомендации по использованию технологии экспериментирования при ознакомлении дошкольников с окружающим миром, а также перспективное планирование работы и описания опытов.

Издание предназначено для педагогов ДОУ, также оно может быть полезно родителям и гувернерам в домашних занятиях с детьми.

 

ББК 74Ю102

 

© Марудова Е. В., 2010

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

ISBN 978-5-89814-584-2


Оглавление

От автора. 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.. 6

МЛАДШАЯ ГРУППА (3—4 ГОДА) 15

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4—5 ЛЕТ) 33

СТАРШАЯ ГРУППА (5—-6 ЛЕТ) 53

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6—7 ЛЕТ) 71

Использованная литература. 88

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 89

 


От автора

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенка, но оно было «отодвинуто» особенностями системы образования.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности — задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения Д. Б. Эль-конина, В.В.Давыдова.

Добытые обществом научные знания могут стать достоянием индивида только через его активную практическую и мыслительную деятельность, успешное формирование которой во многом зависит от наличия у детей необходимого познавательного инструментария, помогающего им проникнуть в сущность предмета. Это набор логических средств добывания знаний, совокупность логических операций, каждая из которых имеет свое содержание и свою оценку.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ Действия. Случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

· формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

· развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

· расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

· поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.


У дошкольников

Этапы эксперимента Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1- й этап (ориентировочный) Осознание проблемы и формулирование задач Неозвученное желание. Желание что-то сделать выражают словами Проявляют любопытство, задают Первые вопросы. Задачу формулирует педагог, и дети ее понимают Часто задают вопросы, пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки формулирования задачи опыта при помощи педагога Имеют потребность спрашивать у взрослого обо всем, что неизвестно. Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога
2- й этап (прогностический) Продумывание методики, выслушивание инструкций и рекомендаций, прогнозирование результатов Выполняют простейшие поручения взрослых, предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос «Как это сделать?», к концу года выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу, начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?» Методику опыта излагает педагог, дети придумывают отдельные детали. Начинают выполнять инструкции, содержащие 2—3 поручения одновременно. Начинают высказывать предположения, каким может быть результат опыта Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов. Выполняют до четырех поручений одновременно (если они несложные), задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей. Приобретают способность прогнозировать результат
3- й этап (поисково-экспериментальный) Выполнение работы, выполнение правил безопасности Работают с помощью педагога, начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Работают вместе с педагогом, начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен Работают вместе с педагогом, а затем — под его непосредственным контролем. Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Контроль со стороны взрослого обязателен Работают под непосредственным контролем со стороны взрослого, в простейших случаях — под его неявным (скрытым) контролем. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения. Вероятность травматизма увеличивается из-за неустойчивости внимания детей и их импульсивности
4- й этап (экспли кационный) Наблюдение результатов, их фиксирование и анализ Нуждаются в контроле со стороны взрослых Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Взрослый должен постоянно привлекать внимание к наблюдаемому объекту Непрерывное наблюдение длится 1—2 минуты. К концу года начинают использовать готовые формы (фотографии, картинки). Запоминают последствия некоторых опытов. Отвечают на вопросы по теме опыта Продолжительность наблюдений увеличивается до 3—4 минут. Педагог комментирует ход опыта. Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Начинают находить и отмечать различия между объектами Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4 —8 минут. Педагог акцентирует внимание на основных моментах развивающихся событий. Используют несколько графических способов фиксации опытов. Находят не только различия, но и сходство объектов. Группируют по нескольким признакам. Нужна постоянная поддержка педагога

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С

ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

• Принимайте каждого воспитанника как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.

• Сопровождайте воспитанника в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

• Создавайте атмосферу заинтересованности каждого воспи­танника в том, что происходит вокруг — на занятии, в обществе.

• Идите на занятие не с темой, а с насущной проблемой,, которую вы непременно должны решить вместе с воспитанниками и которая обращена к конкретной личности

• Поддерживайте в воспитаннике любую инициативу, поло­жительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.

• Оценивайте не только конечный результат, но прежде всего процесс деятельности каждого воспитанника персонально.

• Будьте искренними в восхищении человеком, природой, искусством, пусть воспитанники подражают прекрасному чувству, и в них раскроется источник Красоты.

• Неустанно изучайте все, что касается личности, ее внутреннего мира, вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в ее бурную вселенную.    

• Будьте творческим, озаренным, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов. «Оптимизм, настойчивость и успешность!» — вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины.

 


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

Месяц Неделя Темы ОСО Темы ОБЖ Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Сентябрь

3 Я и мое имя     ; Личная гигиена «Веселые человечки играют» «Носарий» «Проверим слух» «Сколько ушей?»
4 Я и мое имя Личная гигиена «Починим куклу» «Умный нос» «Наши помощники — глаза» «Большой — маленький»

Октябрь

1 Фрукты, сад Фрукты, витамины и полезные продукты «Красящие вещества фруктов» «У кого какие детки?» (опыт №1) «Фрукты: как их можно есть?» «Что есть в почве?»
2 Овощи, огород Овощи, витамины и здоровый организм «Где прячутся детки?» «У кого какие детки?» (опыт №2) «Овощи и фрукты как косметика» «Изобретаем прибор для вскапывания почвы»
3 Ягоды, грибы Лесные ягоды «Красящие вещества ягод» «Изменение вкуса ягод при замораживании» «Где растут грибы?» «Заплесневелый хлеб»
4 Деревья Съедобные и несъедобные грибы «Как листики летают по ветру» «У кого какие детки?» (опыт №3) «Где растут грибы?», «Почему осенью листья желтеют?» «Как листья становятся питанием для растений?»

Ноябрь

1 Домашние животные Контакты с животными. Сыпучие материалы и вода «Узнаем, какая вода» «Растворимость веществ в воде», «Окрашивание воды» «Помощница- вода» «Водяная мельница»
2 Чем мы дышим? (со средней группы) Вода «У.воды нет вкуса и запаха» «Лед — твердая вода» «Пар.— тоже вода» «Фильтрование воды»
3 Поздняя осень - Сыпучие материалы «Песок и глина. Сыпучесть» «Что случилось? Впитываемость песка и глины» «Посадим дерево» «Могут ли животные жить в земле?»
4 Подготовка к зиме   «Песок и глина. Рыхлость» «Волшебный материал» -. «Как: появляются холмы-?» «Наверх!»   

Декабрь

 

1 Признаки зимы. Взаимосвязь в природе Взаимосвязь и взаимодействие-  в природе (свет, тепло) «Что в коробке?»: ' «Свет, вокруг нас» «Уличные, тени» «Световой луч» 
2 Дикие животные Правила безопасности с горячими предметами «Горячо — тепло»_ «Кто улетит, кто останется?» «Почему все падает на землю?» «Как не обжечься?» (опыт №1)
3 Посуда, материалы Горячие предметы «Бумага: ее качества и свойства»... «Где быстрее?» «Родственники стекла» «Как не обжечься?» (опыт №2)
4 Новый год Первая помощь при ожогах. Правила пожарной безопасности в новогодние праздники «Дерево: его качества и свойства» «Металл: его качества и свойства» «Как измерить тепло?» «Как не обжечься?» (опыт №3)

Январь

1 Признаки зимы Гололед, сосульки «Изготовление цветных льдинок». «Взаимодействие воды и снега» «Какие свойства?» «Замерзание жидкостей»
2 Элекгроприборы (со средней группы).. Зимующие птицы Правила безопасности с электроприборами. Бережное отношение к живой природе «Украсим елочку» «Угадай-ка» (опыты №1, 2) «Волшебный шарик», «Волшебники» «Почему лампочка свеют?»
3 Домашние птицы Режим дня и режим питания «Легкий — тяжелый» «Почему птицы могут летать?» «Как легче плавать?» «Почему говорят: „Как с гуся вода"?»
4 Труд людей зимой Использование и хранение режущих и колющих предметов «Горячо — холодно» «Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов» «Колющие и режущие предметы из разных материалов» «Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий»

Февраль

1 Зимние забавы Зимние забавы (лыжи, коньки, санки) «Наши помощники» «Строим снежный город» «Разноцветные сосульки» «Ледяной дом»
2 Одежда и обувь Одежда и здоровье «Ткань: ее качества. и свойства» «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» «Горнолыжник» «Мир тканей»
3 Мебель Если чужой приходит в дом «Дерево: его качества и свойства» «Мебель для куклы Ани» «Если не видишь» «Наша группа»
4 Я и моя семья Здоровье и болезнь «Нарисуем свой портрет» «Вкусовые зоны языка», «Язычок-помощник» «Большой — маленький» «Проверка зрения»

Март

1 Мамин праздник. Мамины профессии Профилактика простудных заболеваний. Фиточай «Что в пакете?», «Надувание мыльных пузырей» «Поиск воздуха» «Ветер в комнате» «Соломенный буравчик»
2 Признаки весны. Живая природа весной Лекарственные травы. Природа весной «Игры с воздушным шариком и соломинкой» «Морской бой» «Упрямый воздух» (опыты №1, 2) «Свечка в банке»
3 Птицы прилетели Несчастные случаи в быту «Что звучит?» «Пузырьки-спасатели» «Коробочка с секретом» «Звуки в воде»
4 Рыбы Контакты с незнакомыми людьми «Музыка или шум?» «Почему все звучит?» «Где живет эхо?» «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Апрель

1 Игрушки Пожароопасные предметы «Солнечные зайчики» «Увеличительное стекло, бинокль, очки» «Лупа» «Радуга на стене»
2 Наш дом, улица Электроприборы. Магниты «Игры с цветными стеклышками» «Знакомство с микроскопом» «Два магнита» «Компас»
3 Транспорт. пдц Правила поведения в городском транспорте, дорожные знаки- «Подуй на свечу» «Волшебная рукавичка» «На орбите» «Магнит рисует»
4- Космос Пожар в лесу.;. Зачем нам нужны космонавты? «Что горит?» «Мы —           фокусники» " «Темный космос» «Земля — магнит»

Май

1 Насекомые. Земноводные Игры во дворе. Укусы насекомых «Как очаровать червя?» -«Как спрятаться; бабочкам?» «Кошмарное поведение за столом» «Чем нюхает червяк?»
2 Растения. Цветы На воде, на солнце. Не загрязняй окружающую среду «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды» «Растения и свет» «Как растения пьют воду?» «Запасливые стебли»
3 Лето. Природные явления Гроза (гром,-молния) «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды» «Растения в темной комнате и в светлой» «Холодное и теплое помещение" для растений» «Много — мало»

опыты

МЛАДШАЯ ГРУППА (3—4 ГОДА)

«Веселые человечки играют»

Цель. Познакомить детей со строением тела человека (туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши) и лица (нос, глаза, брови, рот, волосы).

Материалы и оборудование. Набор игрушек (кукла-голыш, рыбка, любые зверек и птичка), «чудесный мешочек», зеркало, муляжи — плоские картонные фигурки человека, разрезанные по диагонали и горизонтали (голова и шея, правая рука по локоть, кисть левой руки и т. п.). ■

Ход. Педагог предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек»: найти в мешочке на ощупь человечка (куклу-голыша). Дети по очереди выполняют задание и объясняют педагогу, как каждый из них узнал, что это человечек (у него есть туловище, две руки, голова и т.д.), и почему не выбрал другую игрушку.

Вместе с детьми педагог выкладывает из муляжей человечка. Перед выполнением работы педагог вместе с детьми рассматривает у зеркала пространственное расположение частей тела. Дети складывают человечка без образца, при затруднении можно дать как образец целый силуэт.

Результат. Дети на ощупь вытаскивают из мешочка куклу-голыша. Вместе с педагогом выкладывают из муляжей человечка.

Вывод. Человек отличается от животных и птиц по строению тела. У него есть туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицо — нос, глаза, брови, рот; волосы.

«Починим куклу»

Цели. Познакомить детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Ввести понятие признаков полового различия (прическа, одежда, имя и т.д.).

Познакомить детей с различными выражениями лица человека в зависимости от его настроения в данный момент.

Материалы и оборудование. Клей, контуры тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея голова (с ушами) — для каждого ребенка; изображения разных эмо­циональных состояний человека, изображения причесок; одежда для девочек и для мальчиков (картинки).

Ход. Педагог предлагает починить игрушки, которые сломались. При этом нужно сделать так, как на образце, — в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, педагог предлагает приклеить их на образец. При выборе головы педагог обращает внимание на то, что все лица не одинаковые, и выясняет у детей, чем лица отличаются (разным настроением) и как дети об этом догадались (по линиям рта, бровей). Далее детям предлагается выбрать лицо — веселое или грустное, мальчика- или девочки, подобрать подходящую прическу, одежду, придумать имя.

Результат. У каждого ребенка получается «свой» человек.

Вывод. Дети узнали и запомнили строение тела человека, пространственное расположение его частей. Дети усвоили, что все люди разные, отличаются прической, одеждой; различа­ются люди по полу, имени; лицо человека может отражать чувства, которые тот испытывает (его настроение).

«Красящие вещества фруктов»

Цели. Познакомить детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок.

Материалы и оборудование. 3—4 плода различных фруктов разного цвета (киви, апельсин, слива, персик и т.д.); листы фильтровальной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные пластмассовые стаканчики по количеству детей; лупа, клеенка.

Ход. Педагог предлагает детям отгадать фрукт на ощупь. Спрашивает, откуда берут люди фруктовые соки, как они получаются, почему они все разного цвета. Педагог предлагает Детям рассмотреть фруктчерез лупу, а потом самостоятельно выдавить сок из кусочков фруктов в стаканчик. Цвета соков сравнивают — все они имеют разный цвет, Педагог предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока.

Результат. В результате сдавливания кусочков фруктов выделяется сок; чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются цветные пятна такого же цвета, как и сам сок.

Вывод. Во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же. цвета, как сок, Поэтому есть фрукты, надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.

«Где прячутся детки?»

Цели. Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Материалы и оборудование. Переспелые плоды помидора, огурца, кабачка; пластмассовые ножи по количеству детей, блюдца; пророщенные и сухие семена этих растений на всех детей; клеенка, лупа.

Ход. Вначале педагог и дети беседуют о том, как получить новое растение. Рассматривают через лупу сухие и пророщенные семена. Сравнивают, выясняют, что случилось и почему. Что необходимо, чтобы появилось новое растение? Откуда берутся семена? Педагог предлагает рассмотреть принесенные овощи и назвать их. Далее педагог говорит о том, что в каждом плоде есть семена, только они прячутся, и предлагает их найти: Дети берут в руки ножи и разрезают, овощи;, Внутри видят семена. Педагог предлагает заготовить найденные семена на следующий год для посадок. Показывает, как аккуратно надо отделять семена от плода и выкладывать, на блюдце. Дети повторяют действия, рассматривая семена и сравнивая их с сухими и пророщенными

Результат. Дети находят семена внутри плодов и выкладывают их на блюдца для просушки и заготовки для посадок.

Вывод. В каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. В помидоре, огурце и кабачке семена находятся внутри плода. Чтобы заготовить семена для следующих посадок, необходимо разрезать плод, отделить семена и высушить их. Тогда в следующем году можно будет из этих семян вырастить новый урожай.

«Красящие вещества ягод»

Цели. Познакомить детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок.

Материалы и оборудование. 3—4 различных вида ягод разного цвета (малина, черная смородина, черный виноград, кусок арбуза и т.д.); листы фильтровальной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, пластмассовые ножи — по количеству детей; лупа, клеенка.

Ход. Педагог предлагает детям отгадать ягоду на вкус. Спрашивает, откуда берут люди ягодные соки, как они получаются, почему они все разного цвета? Предлагает детям рассмотреть ягоду через лупу, а потом самостоятельно выдавить сок из ягод в стаканчик. Цвета соков сравнивают — все они имеют разный цвет. Педагог предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при вы­сыхании сока.

Результат. Врезультате сдавливания ягод выделяется сок; чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются цветные пятна такого же цвета, как и сам сок.

Вывод. Во всех ягодах есть сок. Он имеет цвет. При вы­сыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как сок. Поэтому есть ягоды надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду ягодным соком.

«Как листики летают по ветру»

Цели. Показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме; находить дерево, с которого упал лист.

Материалы и оборудование. Разноцветные листья разных деревьев, листы бумаги и простые карандаши — для каждого ребенка.

Ход. Опыт проводится на экскурсии в лесопарк в сухую погоду, в период листопада. Во время экскурсии педагог с детьми собирает листья, рассматривает и сравнивает их. Затем предлагает детям узнать, какой листик медленнее остальных падает на землю и какой красивее всех кружится. Дети по очереди забираются на возвышенность и пускают листики по ветру. Остальные ребята смотрят и оценивают падение листика. По возвращении в группу педагог предлагает выполнить графическое упражнение «Листики»: дети выполняют, «дорожки» по пунктирным линиям (лист березы и спиралевидная «дорожка», лист дуба и «дорожка» с более раскрытой спира­лью, лист клена и волнистая «дорожка»).

Результат. В процессе опыта крупные листики клена будут падать медленнее, а березовые листочки дольше других кружиться

Вывод. Крупные листики падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листики больше кружатся по ветру, но падают быстрее.

«Узнаем, какая вода»

Цель. Выявить свойства воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес

Материалы и оборудование. Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая- заполнена под самую крышку, с чистой водой, третья — с водой, окрашенной жидким красителем (фиточай) и с добавленным ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей, сахар, ложки.

Ход. Педагог показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две — тяжелые, в одной из тяжелых емкостей — окрашенная жидкость. Затем емкости открывают, и дети убеждаются, что в первой ничего, нет, -во второй - вода, а в третьей — чай.. Педагог просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они, выявляют свойства воды: наливают в стаканчики добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, пробуют на вкус, переливают, сравнивают вес пустого и полного; стаканчиков,

Результат.; Вода переливается из одного, сосуда в другой, то есть льется. Вода прозрачная на вид

Вывод. Вода прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые, вещества, вода имеет вес.

«У воды нет вкуса и запаха»

Цель. Выяснить, что у, воды нет вкуса и запаса.

Материалы и оборудование. Три одинаковые, емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей

Ход. Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения молоко и сок..Объясняет, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое чувство; говорит: «Какая, вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Морская вода, на вкус соленая, потому, что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может.

Педагог предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем, не пахнет). Если дети ответят, что пахнет, пусть понюхают еще, пока не убедятся, что запаха нет; Педагог отмечает, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Результат. Дети сравнивают вкус, воды, сока и молока. Определяют наличие запаха у воды.

Вывод. Вода не имеет запаха и; вкуса

«Песок и глина. Сыпучесть»

Цель., Учить детей сравнивать песок и глину,  показать свойство песка (сыпучесть).

Материалы и оборудование. Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, лист бумага или клеенка.

Ход. Педагог предлагает детям аккуратно насыпать немного песка из стаканчиков на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. Педагог предлагает высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому,и говорят, что песок — сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

Результат. Дети с легкостью высыпают песок из стаканчика на бумагу. Кусочки глины выпадают из стаканчика. Дети рассматривают песок и глину через лупу.

Вывод. Песок в отличие от глины обладает свойством — сыпучестью.

«Песок и глина. Рыхлость»

Цель. Учить детей сравнивать песок и глину, показать •свойство песка — рыхлость.

Материалы и оборудование. Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, клеенка,, небольшие палочки по количеству детей. 

Ход. Педагог предлагает детям взять палочку И попробовать «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Педагог просит детей представить, что они сажают маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся» друг за друга, рассыпаются. Песок сыпучий, поэтому палочку воткнуть в песок легче. Это значит, что песок не только сыпучий, но и рыхлый.

Результат. Детям с трудом удается вставить палочку в стаканчик с глиной. В стаканчик с песком палочка ставится легко.

Вывод. Песок в отличие от глины обладает еще одним свойством — рыхлостью.

«Что в коробке?»

Цели. Познакомить детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные -предметы.

Материалы и оборудование. Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь, фонарик, лампа.

Ход.: Педагог предлагает детям узнать, что.находится в коробке (неизвестно), и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем, в комнате. Педагог спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее: полностью открыть про­резь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее? Педагог открывает прорезь, и, после того, как дети убеждаются, что в коробке стало, светло, рассказывает о других источниках света —фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Педагог вместе с детьми сравни­вает, в.каком случае лучше видно.

Результат. Дети знакомятся со значением света, с источниками света и их использованием человеком.

Вывод. Свет необходим человеку, чтобы, видеть лучше предметы его окружения. Источниками света являются солнце, фонарик, свеча, лампа и т.д. Все они светят по-разному. Свет не проходит через непрозрачные предметы.

«Горячо — тепло»

Цель. Научить детей определять температурные качества веществ и предметов

Материалы и оборудование. Емкости с водой разной тем­пературы, ванночка, куклы-голыши.

Ход. Дети рассматривают емкости с водой. Взрослый предлагает выбрать воду для умывания куклы, выясняет, какой может быть вода (горячей, холодной, теплой). Спрашивает, какая вода нужна для умывания (холодной водой умываться Неприятно, горячей можно обжечься— надо выбрать теплую воду). Педагог спрашивает детей, как определить, какая вода в ведерках, объясняет, что нужно, потрогать не воду,, а емкости — осторожно, не прикладывая руку надолго, к емкости, чтобы, не обжечься. Вместе с детьми педагог выясняет, почему емкости имеют разную температуру (горячее, холоднее): в них вода разной температуры, поэтому они нагрелись по-разному. Дети выливают теплую воду в ванночку и купают куклу. Педагог спрашивает у детей, где взять еще теплой воды, если ее не хватает (налить в тазик холодной и добавить горячей воды). Дети купают кукол, наблюдая за изменениями воды. После купания проверяют температуру емкостей, в которых была вода: она одинакова, так как без воды емкости быстро остыли.

Результат. Дети научились определять температуру воды, получать воду необходимой температуры путем смешивания.

Вывод. Вода бывает разной температуры. Предметы, в которых находится вода, получают от нее тепло, при выливании теплой воды предметы быстро остывают.

«Бумага: ее качества и свойства»

Цели. Научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги. Научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Материалы и оборудование. Писчая бумага, ножницы, емкость с водой, образцы разных видов бумаги для каждого ребенка, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

Ход. Дети рассматривают писчую бумагу и образцы разных видов бумаги. Педагог побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы. Педагог выясняет у детей, как определить, гладкая или шершавая, толстая или тонкая бумага. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает смять лист бумаги (мнется). Далее педагог предлагает разорвать лист на несколько кусочков (рвется). Педагог предлагает потянуть лист за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), разрезать лист ножницами (режется хорошо). Далее детям предлагается положить бумагу в емкость с водой (намокает). Педагог де­монстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце составляется алгоритм описания свойств материала: педагог рисует при детях алгоритмы и обозначает их необхо­димыми вопросами, далее вместе с детьми составляет ответы, опираясь на алгоритмы.

Результат. Дети узнали о качествах и свойствах бумаги, научились рассказывать о бумаге по алгоритму.

Вывод. Бумага имеет качества: те или иные цвета, гладкость, прочность, толщину, впитывающую способность. Бумага имеет свойства: мнется, рвется, режется, горит.

«Дерево: его качества и свойства»

Цели. Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины. Научить вычленять ее качества (твердость, структура поверхности — гладкая или шершавая; степень проч­ности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Материалы и оборудование. Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски (можно взять палочки для мороженого), спиртовка, спички, нож, алгоритм описания свойств материала.

Ход.. Педагог показывает детям несколько деревянных предметов и спрашивает, что режется, горит, не бьется, не тонет в воде и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о стру


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.136 с.