Подготовительная группа (6—7 лет) — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Подготовительная группа (6—7 лет)

2019-09-17 590
Подготовительная группа (6—7 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Сколько ушей?»

Цель. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Материалы и оборудование. Картинки с контурным ри­сунком головы человека, на которых есть ошибки в изобра­жении ушей (одно, три уха, оба уха наверху головы, уши животных), схема строения уха человека.

Ход. Педагог дает несколько команд и выясняет, почему именно эти действия дети выполнили: что помогло услышать название действий, для чего нужны уши. Детям дается зада­ние: выбрать картинки с правильным изображением ушей. Дети вместе с педагогом выясняют, почему другие картинки не верны, делают вывод. Педагог предлагает детям пораз­мышлять, что было бы, если бы не было ушей или если бы ухо было только с одной стороны. Дети пробуют позвать напарника, когда у него закрыты оба уха, позвать со стороны закрытого уха, окликнуть со стороны открытого уха. По окончании опыта дети делятся своими впечатлениями. Пе­дагог, используя схему, рассказывает детям о строении уха. Дети объясняют, что может быть для ушей вредно, а что полезно, составляют «правила ухода за ушами».

Результат. С закрытыми ушами человек ничего не слы­шит. Если закрыто одно ухо, то звук с другой стороны будет слышен хуже, менее отчетливо.

Вывод. Уши необходимы человеку для того, чтобы слы­шать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними, слышать музыку и звуки природы. У человека по одному уху с правой и с левой сторон головы, чтобы слышать с обеих сторон. Уши необходимо беречь от громких звуков, попадания в ушную раковину предметов, грязи, насекомых. Полезно ре­гулярно мыть и чистить уши, предохранять их от холода, от попадания инородных предметов.

 

«Большой — маленький»

Цель. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет раз­мер в зависимости от освещения.

Материалы и оборудование. Зеркало на каждого ребенка, настольная лампа.

Ход. Дети рассматривают свои глаза в зеркале, педагог обращает их внимание на то, что зрачки имеют одинаковый размер. Взрослый предлагает детям 1—1,5 минуты посидеть на ярком свете (один глаз при этом открыть, другой — за­крыть). Затем все рассматривают зрачок открытого глаза и того глаза, который был закрыт. Определяют, одинаковы ли они. Педагог обращает внимание детей на то, что через не­которое время зрачки опять стали одинаковыми. Все обсуж­дают, почему так происходит. Через некоторое время зрачки становятся одинаковыми.

Результат. Зрачок того глаза, который был закрыт, боль­ше по размеру, он расширен.

Вывод. В темноте и при неярком свете специальная мышца глаза расширяет зрачок, а при ярком свете другая мышца сужает зрачок, ограничивая количество света, посту­пающего в глаз. При этом глаз избавляется от «лишнего» света. Так мышцы защищают глаза от слепоты.

 

«Что есть в почве?»

Цель. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование. Комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, спички, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы опре­деляют, где какая почва. В лесной почве много гнилых лис­точков, перегноя. Педагог с детьми выясняет, на какой почве лучше растут растения и почему. Педагог и дети сжигают почву в металлической тарелочке, обращают внимание на запах при сгорании. Педагог пробует сжечь сухой лист. Все обсуждают, что делает почву богатой, каков состав почвы го­рода, уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают ее с помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы — богатой и бедной.

Результат. В лесу растений больше, так как в почве боль­ше питания для них. В почве леса много перегнившей ли­ствы.

Вывод. Богатство почвы зависит от количества сгнивших растений. Чем больше перегноя, тем больше растет на ней растений, тем лучше их рост.

 

«Изобретаем прибор для вскапывания почвы»

Цель. Учить детей самостоятельно находить новые реше­ния при выполнении задания с поставленным условием. Учить проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображе­ниями орудий труда для обработки почвы; карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры — для всех детей.

Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации и определить, какие операции выполняют те или иные орудия труда. Затем он создает проблемную ситуацию — «Как помочь человеку обрабатывать почву одним ору­дием?»

Дети высказывают свои предположения и зарисовывают свои «изобретения» (например, лопатограбли — приспо­собление, способное вскапывать и рыхлить почву). Педагог организует выставку работ.

Результат. В ходе опыта у детей развиваются творческое мышление и графические навыки.

Вывод. Человек может самостоятельно придумать и изго­товить новые орудия труда.

«Заплесневелый хлеб»

Цель. Установить, что для роста мельчайших живых орга­низмов (грибков) нужны определенные условия.

Материалы и оборудование. Полиэтиленовый пакет, лом­тики хлеба, пипетка, лупа, алгоритм опыта. I Опыт отсрочен во времени!

Ход. Педагог говорит о том, что хлеб может портиться: на нем начинают расти мельчайшие организмы — плесневе­лые грибки. Все вместе составляют алгоритм опыта, поме­щают хлеб в разные условия: в теплое темное место, в поли­этиленовом пакете; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в те­чение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу, зарисовывают. Дети рассказывают, как люди сохраняют продукты из хлеба дома (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари).

Результат. Во влажных теплых условиях появилась пле­сень, в сухих или холодных условиях плесени нет.

Вывод. Для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и все грибы, растет и развивается в теплых и влажных условиях. Для того чтобы хлеб не плесневел, необ­ходимо хранить его в сухом прохладном месте.

«Как листья становятся питанием для растений»

Цель. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений).

Материалы и оборудование. Почва, опавшая листва, дож­девые черви, емкость.

Z Опыт отсрочен во времени!

Ход. Осенью педагог обращает внимание детей на опав­шие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва богаче, лучше). Педагог вместе с детьми прикапывают возле деревьев и кустарников листву. Под грядками и на клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее слоями почвы. Дети рассуждают, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблю­дают, что происходит в емкости, сравнивают полученные результаты.

Результат. В ходе опыта дети учатся размышлять и на­блюдать за взаимодействием живых объектов с неживой природой.

Вывод. Богатство почвы зависит от перегнивших растений. В процессе перегнивания растений важную роль играют дож­девые черви. Они перегрызают и перемешивают гнилые лис­тья с почвой.

«Водяная мельница»

Цель. Познакомить детей с силой воды.

Материалы и оборудование. Схема и материалы для изго­товления вертушки, емкость с водой, пустой таз, алгоритм деятельности.

Ход. Дети по схеме изготавливают вертушку, которая ра­ботает по принципу мельницы. Согласно алгоритму деятель­ности, дети льют воду на вертушку, наблюдают за ее враще­нием, выясняют, почему вертушка вращается. Делают вывод и решают, что надо сделать, чтобы вертушка вращалась бы­стрее.

Результат. Лопасть вертушки сделана под углом, вода тол­кает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается.

Вывод. Падающая вода обладает силой. Чтобы вращение было быстрее, нужно увеличить поток воды.

«Фильтрование воды»

Цель. Познакомить детей с разными способами очистки воды.

Материалы и оборудование. Бумажные фильтры, ворон­ка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров.

Ход. Педагог предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее разными способами. Дети рассматри­вают алгоритмы устройства различных фильтров — из песка, тряпочки, бумаги. Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.

Результат. Дети учатся проводить очистку воды. Лучше всего очищает воду бумажный фильтр.

Вывод. Воду лучше всего очищать с помощью бумаж­ного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с по­мощью любого бумажного пакета.

«Могут ли животные жить в земле?»

Цель. Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Материалы и оборудование. Почва, спиртовка, метал­лическая тарелочка, стекло или зеркало, емкость с водой.

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, что нужно жи­вотным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Для этого дети погружают почву в воду; нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло.

Результат. С помощью педагога дети формулируют вывод. На поверхности воды при погружении в нее почвы наблюдалось выделение пузырьков воздуха. На стекле по­явились капельки воды. При нагревании почвы по запаху можно определить наличие в ней органических остатков.

Вывод. Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, вода.

«Наверх!»

Цель. Выяснить, что в почве есть воздух и вода, необхо­димые для жизни живых организмов.

Материалы и оборудование. Земляные черви, земля, ка­мешки, 3 стакана, вода.

Ход. Дети заполняют один стакан камешками, в двух дру­гих помещают червей и засыпают землей. Выясняют, что про­изойдет в первом стакане, если залить водой камешки, что произойдет во втором и третьем стаканах, если залить водой землю с червями. Дети составляют алгоритмы опытов.

Результат. В первом стакане выделяются пузырьки, когда вода вытесняет из почвы воздух. Во втором стакане, при по­ливе малым количеством воды, черви остаются в земле. В тре­тьем стакане, при большом количестве воды, черви жить не могут — им не хватает воздуха для дыхания.

Вывод. В почве находятся необходимые для жизни живых организмов вещества — воздух, вода.

«Световой луч»

Цели. Объяснить детям, что свет — это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. Показать на опыте, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

Материалы и оборудование. Фильмоскоп, аквариум или емкость с водой, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм, зеркало, изображение лучей солнца.

Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает иллюстрацию, где хорошо видны лучи света, проходящие сквозь тучу (или толщу воды), и объясняет, что свет — это лучи, которые в воздухе не видимы, их можно увидеть в воде или тумане (когда в воздухе очень много частиц воды). Педагог демонстрирует это детям и объясняет увиденное по ходу действия: выключает свет, включает фильмоскоп, спрашивает, что появляется на стене и почему. Затем педагог выключает фильмоскоп — изображение исчезает. Потом педагог вставляет в рамку филь­москопа кусочек черной бумаги с отверстием, включает филь­москоп и спрашивает детей, что изменяется и почему. Педагог направляет луч света в аквариум, выясняет у детей, что они видят. Затем педагог ставит на пути светового луча в воде зеркальце, уточняет у детей, почему луч пошел в другом на­правлении.

Результат. При включении фильмоскопа в темноте на стене появляется световой круг, так как лампа в фильмоскопе засветилась и от нее стали исходить лучи света. Отверстие круглое, поэтому и лучи света образуют круг. При выключе­нии фильмоскопа нет участка света. При использовании ку­сочка черной бумаги с отверстием изображение уменьшается, так как луч света становится тоньше из-за уменьшения отвер­стия. Через аквариум дети видят световой луч, который отра­зился от зеркала.

Вывод. Свет — это поток световых лучей. В воздухе они не видимы, их можно увидеть в воде или тумане. Световое пятно или тень будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

«Как не обжечься?» (опыт №1)

Цель. Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность мате­риалов).

Материалы и оборудование. Вода в одинаковых по размеру емкостях из разных материалов — керамики, дерева, пласт­массы, металла.

Ход. Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них. Педагог предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар. Дети проверяют свои предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости, отмечают разницу в тем­пературе нагрева емкостей.

Результат. Дети учатся определять температуру воды по степени нагрева емкости, в которую она налита, правилам безопасности при взаимодействии с горячей водой.

Вывод. Вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден. Емкости, в которых находится горячая вода, должны быть на ощупь горячими, так как они нагрелись от воды. Самая горячая емкость — из алюминия, затем идут ке­рамическая, пластмассовая и деревянная емкости.

«Как не обжечься?» (опыт №2)

Цель. Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность мате­риалов).

Материалы и оборудование. Алюминиевая и деревянная ложки, емкости с горячей водой.

Ход. В емкости с горячей водой (на '/, ее высоты) дети помещают ложки. Через 2—3 минуты педагог предлагает детям вынуть ложки из воды. Дети выясняют и объясняют проис­шедшие изменения.

Результат. Верхняя часть алюминиевой ложки горячая, а верхняя часть деревянной ложки осталась холодной.

Вывод. Та часть алюминиевой ложки, которая находилась в воде, нагрелась, и тепло пошло по всей ложке. Верхняя часть деревянной ложки не нагрелась. Разные материалы нагрева­ются по-разному — у них разная теплопроводность.

«Как не обжечься?» (опыт №3)

Цель. Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность мате­риалов).

Материалы и оборудование. Ложки пластмассовые, дере­вянные, алюминиевые, из нержавеющего металла, скрепки, кусочки парафина или пластилина, емкость с горячей водой.

Ход. Дети помещают в горячую воду ложки из разных ма­териалов так, чтобы в воде была половина ложки. У верхней части ложки с помощью парафина или пластилина закрепля­ют скрепки. Отмечают изменения.

Результат. С верхней части алюминиевой ложки скрепка падает быстрее.

Вывод. Алюминиевая ложка быстрее нагревается, передает тепло скрепке и парафину (пластилину). Пластмасса и дерево

нагреваются не так быстро. У ложек из этих материалов на­греваются только те части, которые опущены в горячую воду.

«Замерзание жидкостей»

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, вы­явить различия в процессах их замерзания.

Материалы и оборудование. Емкости с одинаковым коли­чеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла; алгоритм деятельности.

Ход. Дети рассматривают жидкости, определяют разли­чия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Затем с помощью педагога, по алгоритму дети приготавливают раствор соленой воды, за­ливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ста­вят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет.

Результат. Жидкости замерзают с разной скоростью, неко­торые не замерзают вообще.

Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие — мед­леннее. Чем больше плотность жидкости (чем жидкость гуще), тем ниже температура замерзания — длительнее время замер­зания.

«Почему лампочка светит?»

Цель. Объяснить детям на опыте принцип работы элект­рической лампочки.

Материалы и оборудование. Батарейка для фонарика (4,5 В), тонкая проволока, лампочка с припаянными прово­дами, игрушка — домик из керамики.

Ход. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Педагог предлагает детям разгадать «секрет»: почему окошки у домика светятся. Дети рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. С помощью педагога дети выясня­ют, что служит источником света.

Результат. В прозрачной колбе находится проволочка; когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаля­ется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой.

Вывод. Проволочка, соединяющая батарейку и лампочку, раскаляется, и лампочка начинает светиться. Так же действуют лампочки во всех плафонах и светильниках, световые огоньки в электроприборах.

«Почему говорят „Как с гуся вода"?»

Цель. Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.

Материалы и оборудование. Перья куриные и гусиные, ем­кости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.

Ход. Дети рассматривают перья, смачивают их водой. Вы­ясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло.

Результат. Вода скатилась, бумага осталась сухой.

Вывод. У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва сма­зывают перья. Вода с жирных перьев скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими.

«Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий»

Цели. Познакомить детей с разными формами лезвия, объ­яснить их назначение. Рассказать о том, как правильно хра­нить и использовать эти предметы, как соблюдать технику безопасности.

Материалы и оборудование. Вилки и ножи с разными лез­виями (фруктовые, столовые, кухонные), игрушка Незнайка, масло, кусочки хлеба, яблока, сыра.

Ход. К детям в гости приходит Незнайка и предлагает им приготовить вкусные бутерброды. Он показывает набор ножей и вилок, которые принес с собой. Дети рассматривают при­боры, педагог объясняет назначение каждого. Дети сравнивают форму лезвий, соотнося назначение прибора и форму его лезвия. Вместе с детьми Незнайка режет хлеб, яблоко, нама­зывает масло и т.д.

Дети вместе с Незнайкой пьют чай с бутербродами, едят нарезанные кусочками фрукты. С помощью педагога дети де­лают вывод о том, как нужно использовать предметы, и фор­мулируют правила безопасности.

Результат. Дети учатся обращаться со столовыми прибора­ми, использовать их по назначению.

Вывод. Ножи имеют разную форму лезвия — это зависит от их назначения. Фруктовые ножи имеют закругленное рифленое лезвие, кухонные — широкое острое лезвие, хлебный нож — рифленое широкое лезвие и т.д. Со столовыми приборами не­обходимо обращаться осторожно, иначе можно порезать руки. Хранить столовые приборы нужно в строго отведенном месте.

«Ледяной дом»

Цели. Совершенствовать умения детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Способствовать учас­тию детей в коллективном преобразовании, проявлению ак­тивного стремления преобразовывать объект.

Материалы и оборудование. Снег, вода, лопатки, ведра, свеча.

Z Опыт проводят на улице.

Ход. В ходе предварительной работы педагог рассказывает детям о том, в каких домах живут люди на Севере. Предлагает построить макет (маленький) ледяного дома на участке дет­ского сада. Для этого каждый ребенок должен сделать не­сколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Когда будет готово более 10 кирпичей, можно приступить к сооружению здания: разметить круг диаметром 0,5 м, прочертить борозду и укладывать подготовленные кирпичи. Каждый ряд кирпичей должен содержать на 3—4 кирпича меньше, чем предыдущий (для получения полусферы). Когда здание будет закончено, внутрь нужно внести зажженную свечу, чтобы под­таявшие стены дома прочно скрепились между собой. По­стройку можно использовать для сюжетных игр.

Результат. Дети учатся работать со снегом, используя не­обходимые инструменты.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и специальные инструменты. Эти строения можно ис­пользовать для игр.

«Мир тканей»

Цели. Учить детей называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани.

Материалы и оборудование. Образцы тканей (ситца, сати­на, шерсти, капрона, драпа, трикотажа), емкости с водой, ножницы, алгоритм последовательности действий.

Ход. Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, от­мечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать нож­ницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия. Опустить в емко­сти с водой и определить скорость впитывания влаги. Дети и педагог обсуждают использование разных тканей в за­висимости от их свойств.

Результат. Различные ткани по-разному проявляют свои свойства в опытах.

Вывод. Все ткани имеют не только сходства, но и различия в свойствах. Поэтому человек использует материал в зависи­мости от его свойств и качеств.

«Наша группа»

Цели. Способствовать участию детей в коллективном пре­образовании, проявлению устойчивого стремления преобра­зовывать предмет, пониманию того, что от отношения к ра­боте зависит ее результат. Уметь соотносить расположение предметов на макете с реальными предметами в пространстве группы.

Материалы и оборудование. Коробки разных размеров (о* крема, духов, спичечные коробки и т. п.), бумага ножницы, схемы изготовления мебели, карандаши, краски, кисточки, клей — для каждого ребенка.

Ход. Педагог предлагает детям сделать макет групповой комнаты и подарить его малышам, чтобы они учились ори­ентироваться в пространстве. Педагог раскладывает схемы изготовления мебели из коробок. Все вместе составляют плац групповой комнаты для ориентации в макете дети самосто­ятельно распределяют обязанности и приступают к работе. Педагог акцентирует внимание детей на том что каждый должен выполнить свою работу хорошо, чтобы получился прекрасный результат - красиво и аккуратно изготовлений макет групповой комнаты. В ходе работы педагог проверяв знание детьми свойств бумаги и ее разновидностей. Вместе с детьми педагог располагает на макете изготовленные Пред­меты (мебель) в соответствии с их реальным расположением в пространстве группы.

Результат. На макете группы дети видят, где и как рас­положены предметы, и сверяют их с расположением пред­метов в группе. С организующей помощью взрослого де™ выполняют макет групповой комнаты - учатся ориенти­роваться в пространстве и переносить представление на макет.

Вывод. На макете группы необходимо расставлять Пред­меты в точном соответствии с реальными предметами, только при этом условии можно сказать что мы изгото­вили макет нашей группы. При выполнении всякой работы необходимы аккуратность и настойчивость ведь результат общего труда зависит от старания каждого

«Проверка зрения»

Цель. Показать детям на опыте зависимость видения объ­екта от расстояния до него.

Материалы и оборудование. Картинки с изображениями

предметов.

Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза, поднести вплотную к лицу лист с изображением предмета, посмотреть, что это. Уточняет, что надо сделать, чтобы увидеть. Дети вы­полняют в паре следующие задания: «проверить» зрение, от­метить расстояние, с которого становятся видны предметы на картинке (несколько в первом ряду), определить, у кого самый острый глаз (видит на большом расстоянии). Вместе с педа­гогом дети делают вывод.

Результат. Если поднести лист с изображением предмета вплотную к лицу, то человек ничего не увидит. Про человека, который видит на очень большое расстояние, говорят, что у него «острый глаз».

Вывод. Чтобы увидеть предмет, надо как бы охватить его взглядом. Трудно рассмотреть предмет, если он очень близко или очень далеко.

«Соломенный буравчик»

Цели. Показать детям на опыте, что воздух обладает упру­гостью. Обсудить, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материалы и оборудование. Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка), матрас с на­сосом.

Ход. Дети берут соломинку за верхнюю часть, не за­крывая верхнего отверстия пальцем. Затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину. Наблюдают, что случилось с соломинкой. Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем. Ее также втыкают резко в картофелину и наблюдают за ре­зультатом.

Дети рассматривают насос и наблюдают за процессом и результатом его работы.

Результат. В первом случае соломинка согнулась, не во­ткнулась. Во втором случае соломинка воткнулась.

Вывод. Внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться. В первом случае воздух свободно вышел и соломинка согнулась. Во втором случае воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки. Это свойство воздуха используется в насосе при закачивании воздуха в матрас.

«Свечка в банке»

Цели. Показать детям на опыте, что при горении изменя­ется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить детей со способами тушения огня.

Материалы и оборудование. Свеча, банка, бутылка с обре­занным дном, спички.

Ход. Педагог предлагает детям выяснить, как можно по­гасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пла­мени и не задувая свечу. Вместе с педагогом дети проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой и наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Педагог подводит детей к выводу: для горения нужен кислород.

Результат. Свеча, закрытая бутылкой с обрезанным дном и открытой горловиной, продолжает гореть. Свеча, накрытая банкой или бутылкой с обрезанным дном и завинченной гор­ловиной, через некоторое время гаснет.

Вывод. Для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кисло­рода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой тем­пературе превращается в пар и препятствует доступу кис­лорода). Можно засыпать пламя землей или песком (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).

«Звуки в воде»

Цель. Показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через Твердые и жидкие тела).

Материалы и оборудование. Большая емкость с водой, ка­мешки, алгоритм действий.

Ход. Педагог предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми педагог составляет алго­ритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости, затем приложить ухо к емкости и бросить камень. Если звук передается по воде, то его можно ус­лышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты.

Результат. Во втором варианте звук был громче.

Вывод. Через воду звук проходит лучше, чем через воз­дух. Звук быстрее распространяется через твердые и жид­кие тела.

«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель. Продемонстрировать детям на опыте причины про­исхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование. Пластмассовые расчески с раз­ной частотой и размером зубьев, изображения комара и шмеля.

Ход. Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок и определить, одина­ковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обра­щают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выяс­няют, что у расчесок с крупными зубьями звук низкий, гру­бый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают изображения комара и шмеля, оп­ределяют их величину. Затем дети имитируют звуки, изда­ваемые этими насекомыми. Комар издает тонкий, высокий звук, он звучит как «з-з-з». Шмель издает низкий, грубый звук, он звучит как «ж-ж-ж». С помощью педагога дети де­лают вывод.

Результат. В результате опытов с расческами звуки полу­чаются разные. Расческа с крупными редкими зубьями издает громкий, низкий и грубый звук. Расческа с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий.

Вывод. Комар маленькими крыльями машет очень бы­стро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук по­лучается низкий.

«Радуга на стене»

Цель. Познакомить детей с механизмом образования цве­тов как разложением и отражением лучей света.

Материалы и оборудование. Граненое стеклышко (деталь люстры) или часть граненого стакана.

Ход. Дети рассматривают отражение солнечного света от стеклянного многогранника на стене, обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Педагог предлагает детям объяснить, как образуются цвета, как образуются белый и черный. Если дети не могут ответить, то педагог предлагает им вспомнить, что получается при смешивании всех красок (черный), при направлении яркого источника света в зеркало (белый).

Результат. При отражении солнечных лучей от хрус­тального многогранника на стене появляются цветовые пятна.

Вывод. Цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие поглощает.

«Компас»

Цели. Показать детям, что у магнита есть полюса (север­ный и южный). Рассказать об использовании магнита в ком­пасе, о необходимости компаса людям.

Материалы и оборудование. Блюдце, стакан с водой, маг­нитик в форме палочки, крышка, компас.

Ход. Педагог спрашивает детей о том, как путешествен­ники находят дорогу домой и что они используют для того, чтобы узнать, в какой стороне их дом. Предлагает детям рассмотреть компас, проверяет стрелочку компаса на притя­жение железных предметов. Дети выясняют, из чего состоит компас. Педагог предлагает детям произвести следующие действия: налить в блюдце воды, положить магнитик в крышку от банки, а крышку опустить на воду. Дети выпол­няют опыт и делятся наблюдениями.

Результат. Крышка вместе с магнитиком плавает по воде и поворачивается так, что синим концом магнит направлен в сторону окна, выходящего на северную сторону. Если повер­нуть крышку в сторону, она снова повернется в сторону. Синий конец магнита всегда показывает на север.

Вывод. У магнита есть два полюса — северный и южный. Северный полюс окрашен синим цветом, а южный — крас­ным. Из магнита всегда делали компасы. С помощью этого прибора человек мог ориентироваться в любом месте и нахо­дить дорогу-домой.

«Магнит рисует»

Цель. Объяснить детям действие магнитных сил. Исполь­зовать полученные знания для создания картины.

Материалы и оборудование. Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две плас­тины из стекла, алгоритм изготовления картины, готовая картина.

Ход. Дети рассматривают картину, выполненную с исполь­зованием магнитов и металлических опилок на пластине, по­крытой парафином. Педагог предлагает детям выяснить, как она создана. Дети проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрыва­ют парафином стеклянную пластину, устанавливают на нее магниты, через ситечко высыпают опилки. Подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.

Результат. Металлические опилки распределяются по сто­ронам магнитов.

Вывод. Магнитные силы проходят через многие мате­риалы.

«Земля — магнит»

Цели. Продемонстрировать детям на опыте действие маг­нитных сил Земли.

Материалы и оборудование. Шар из пластилина с за­крепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло, алгоритм проведения опыта, компас.

Ход. Педагог спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, гак как она металлическая). Дети проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выполняют опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека медленно подносят магнит.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, акку­ратно опускают на поверхность воды. Замечают направле­ние, осторожно вращают стакан.

Затем дети сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Результат. В первом опыте игла разворачивается к магни­ту. Во втором иголка возвращается в исходное положение.

Вывод. Все это связано с действием магнитных сил Земли. Магнитные силы проходят через многие материалы. Синий конец магнитной стрелки всегда показывает на север.

«Чем нюхает червяк?»

Цель. Показать детям на опыте, что живой организм при­спосабливается к изменяющимся условиям.

Материалы и оборудование. Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.

Ход. Дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения: у земляного червя гибкое члени­стое тело, оболочка, отростки, с помощью которых он пере­двигается. Дети определяют, есть ли у червяка обоняние: сма­чивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела червяка.

Результат. Червяк начинает уворачиваться от резкого за­паха.

Вывод. Червяк чувствует запах всем телом.

«Запасливые стебли»

Цель. Показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

Материалы и оборудование. Губки, неокрашенные брус­ки разных пород дерева, лупа, невысокие емкости с водой.

Ход. Дети рассматривают бруски разных пород дерева через лупу, рассказывают об их разной степени впитывания. У неко­торых растений стебель (ствол) может впитывать воду так же, как губка. В разные емкости наливают одинаковое количество воды. В первую опускают бруски, во вторую — губки, оставля­ют на 5 минут. Дети рассуждают, куда больше впитается воды. Наблюдают за выделением пузырьков, проверяют бруски и губки в емкостях. Уточняют, почему во второй емкости нет воды (вся вода впиталась в губку). Приподнимают губку — из нее капает вода. Педагог предлагает детям объяснить, где доль­ше сохранится вода (в губке, так как воды в ней больше). Пред­положения проверяются до высыхания бруска (1—2 часа).

Результат. В губку впитывается больше воды, так как в ней больше места — она пористая.

Вывод. Стебли (стволы) могут накапливать (впитывать) воду и сохранять ее некоторое время. Чем плотнее стебель, тем меньше воды он впитывает и быстрее высыхает. Некото­рые растения впитывают воду как губка.

«Много — мало»

Цель. Показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Материалы и оборудование. Три растения: одно — с круп­ными листьями, второе — с обычными листьями, третье — как­тус; целлофановые пакетики, нитки, незаконченная модель за­висимости количества выделяемой воды от размера листьев (от­сутствуют изображения символов «


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.