Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2019-09-17 | 590 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
«Сколько ушей?»
Цель. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование. Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, оба уха наверху головы, уши животных), схема строения уха человека.
Ход. Педагог дает несколько команд и выясняет, почему именно эти действия дети выполнили: что помогло услышать название действий, для чего нужны уши. Детям дается задание: выбрать картинки с правильным изображением ушей. Дети вместе с педагогом выясняют, почему другие картинки не верны, делают вывод. Педагог предлагает детям поразмышлять, что было бы, если бы не было ушей или если бы ухо было только с одной стороны. Дети пробуют позвать напарника, когда у него закрыты оба уха, позвать со стороны закрытого уха, окликнуть со стороны открытого уха. По окончании опыта дети делятся своими впечатлениями. Педагог, используя схему, рассказывает детям о строении уха. Дети объясняют, что может быть для ушей вредно, а что полезно, составляют «правила ухода за ушами».
Результат. С закрытыми ушами человек ничего не слышит. Если закрыто одно ухо, то звук с другой стороны будет слышен хуже, менее отчетливо.
Вывод. Уши необходимы человеку для того, чтобы слышать приближение опасности, гудок машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними, слышать музыку и звуки природы. У человека по одному уху с правой и с левой сторон головы, чтобы слышать с обеих сторон. Уши необходимо беречь от громких звуков, попадания в ушную раковину предметов, грязи, насекомых. Полезно регулярно мыть и чистить уши, предохранять их от холода, от попадания инородных предметов.
|
«Большой — маленький»
Цель. Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.
Материалы и оборудование. Зеркало на каждого ребенка, настольная лампа.
Ход. Дети рассматривают свои глаза в зеркале, педагог обращает их внимание на то, что зрачки имеют одинаковый размер. Взрослый предлагает детям 1—1,5 минуты посидеть на ярком свете (один глаз при этом открыть, другой — закрыть). Затем все рассматривают зрачок открытого глаза и того глаза, который был закрыт. Определяют, одинаковы ли они. Педагог обращает внимание детей на то, что через некоторое время зрачки опять стали одинаковыми. Все обсуждают, почему так происходит. Через некоторое время зрачки становятся одинаковыми.
Результат. Зрачок того глаза, который был закрыт, больше по размеру, он расширен.
Вывод. В темноте и при неярком свете специальная мышца глаза расширяет зрачок, а при ярком свете другая мышца сужает зрачок, ограничивая количество света, поступающего в глаз. При этом глаз избавляется от «лишнего» света. Так мышцы защищают глаза от слепоты.
«Что есть в почве?»
Цель. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
Материалы и оборудование. Комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, спички, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.
Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть лесную почву и почву с участка детского сада. Дети с помощью лупы определяют, где какая почва. В лесной почве много гнилых листочков, перегноя. Педагог с детьми выясняет, на какой почве лучше растут растения и почему. Педагог и дети сжигают почву в металлической тарелочке, обращают внимание на запах при сгорании. Педагог пробует сжечь сухой лист. Все обсуждают, что делает почву богатой, каков состав почвы города, уточняют, как узнать, богатая ли она. Рассматривают ее с помощью лупы, сжигают на тарелочке. Дети придумывают символы разной почвы — богатой и бедной.
|
Результат. В лесу растений больше, так как в почве больше питания для них. В почве леса много перегнившей листвы.
Вывод. Богатство почвы зависит от количества сгнивших растений. Чем больше перегноя, тем больше растет на ней растений, тем лучше их рост.
«Изобретаем прибор для вскапывания почвы»
Цель. Учить детей самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием. Учить проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.
Материалы и оборудование. Иллюстрации с изображениями орудий труда для обработки почвы; карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры — для всех детей.
Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации и определить, какие операции выполняют те или иные орудия труда. Затем он создает проблемную ситуацию — «Как помочь человеку обрабатывать почву одним орудием?»
Дети высказывают свои предположения и зарисовывают свои «изобретения» (например, лопатограбли — приспособление, способное вскапывать и рыхлить почву). Педагог организует выставку работ.
Результат. В ходе опыта у детей развиваются творческое мышление и графические навыки.
Вывод. Человек может самостоятельно придумать и изготовить новые орудия труда.
«Заплесневелый хлеб»
Цель. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
Материалы и оборудование. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа, алгоритм опыта. I Опыт отсрочен во времени!
Ход. Педагог говорит о том, что хлеб может портиться: на нем начинают расти мельчайшие организмы — плесневелые грибки. Все вместе составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: в теплое темное место, в полиэтиленовом пакете; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу, зарисовывают. Дети рассказывают, как люди сохраняют продукты из хлеба дома (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари).
Результат. Во влажных теплых условиях появилась плесень, в сухих или холодных условиях плесени нет.
Вывод. Для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и все грибы, растет и развивается в теплых и влажных условиях. Для того чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в сухом прохладном месте.
|
«Как листья становятся питанием для растений»
Цель. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений).
Материалы и оборудование. Почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость.
Z Опыт отсрочен во времени!
Ход. Осенью педагог обращает внимание детей на опавшие листья. Выясняет, что делается с опавшими листьями в городе (их сжигают, увозят), в лесу (они превращаются в почву). Уточняет, почему в лесу много растений (в лесу почва богаче, лучше). Педагог вместе с детьми прикапывают возле деревьев и кустарников листву. Под грядками и на клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее слоями почвы. Дети рассуждают, что произойдет с листвой к весне (она сгниет, превратится в почву). В помещении в прозрачной емкости делают такую же смесь из листьев и почвы, помещают туда дождевых червей. Дети наблюдают, что происходит в емкости, сравнивают полученные результаты.
Результат. В ходе опыта дети учатся размышлять и наблюдать за взаимодействием живых объектов с неживой природой.
Вывод. Богатство почвы зависит от перегнивших растений. В процессе перегнивания растений важную роль играют дождевые черви. Они перегрызают и перемешивают гнилые листья с почвой.
«Водяная мельница»
Цель. Познакомить детей с силой воды.
Материалы и оборудование. Схема и материалы для изготовления вертушки, емкость с водой, пустой таз, алгоритм деятельности.
Ход. Дети по схеме изготавливают вертушку, которая работает по принципу мельницы. Согласно алгоритму деятельности, дети льют воду на вертушку, наблюдают за ее вращением, выясняют, почему вертушка вращается. Делают вывод и решают, что надо сделать, чтобы вертушка вращалась быстрее.
Результат. Лопасть вертушки сделана под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается.
Вывод. Падающая вода обладает силой. Чтобы вращение было быстрее, нужно увеличить поток воды.
«Фильтрование воды»
Цель. Познакомить детей с разными способами очистки воды.
|
Материалы и оборудование. Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров.
Ход. Педагог предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее разными способами. Дети рассматривают алгоритмы устройства различных фильтров — из песка, тряпочки, бумаги. Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выясняют, какой фильтр лучше очищает воду.
Результат. Дети учатся проводить очистку воды. Лучше всего очищает воду бумажный фильтр.
Вывод. Воду лучше всего очищать с помощью бумажного фильтра. Так, в походе можно очистить воду с помощью любого бумажного пакета.
«Могут ли животные жить в земле?»
Цель. Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).
Материалы и оборудование. Почва, спиртовка, металлическая тарелочка, стекло или зеркало, емкость с водой.
Ход. Педагог предлагает детям выяснить, что нужно животным для жизни (воздух для дыхания, влага), есть ли в почве воздух, влага, питание. Для этого дети погружают почву в воду; нагревают почву в тарелке над спиртовкой, держа над почвой охлажденное стекло.
Результат. С помощью педагога дети формулируют вывод. На поверхности воды при погружении в нее почвы наблюдалось выделение пузырьков воздуха. На стекле появились капельки воды. При нагревании почвы по запаху можно определить наличие в ней органических остатков.
Вывод. Животные могут жить в земле, потому что в ней есть воздух для дыхания, питание, вода.
«Наверх!»
Цель. Выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.
Материалы и оборудование. Земляные черви, земля, камешки, 3 стакана, вода.
Ход. Дети заполняют один стакан камешками, в двух других помещают червей и засыпают землей. Выясняют, что произойдет в первом стакане, если залить водой камешки, что произойдет во втором и третьем стаканах, если залить водой землю с червями. Дети составляют алгоритмы опытов.
Результат. В первом стакане выделяются пузырьки, когда вода вытесняет из почвы воздух. Во втором стакане, при поливе малым количеством воды, черви остаются в земле. В третьем стакане, при большом количестве воды, черви жить не могут — им не хватает воздуха для дыхания.
Вывод. В почве находятся необходимые для жизни живых организмов вещества — воздух, вода.
«Световой луч»
Цели. Объяснить детям, что свет — это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. Показать на опыте, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.
Материалы и оборудование. Фильмоскоп, аквариум или емкость с водой, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3—5 мм, зеркало, изображение лучей солнца.
|
Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает иллюстрацию, где хорошо видны лучи света, проходящие сквозь тучу (или толщу воды), и объясняет, что свет — это лучи, которые в воздухе не видимы, их можно увидеть в воде или тумане (когда в воздухе очень много частиц воды). Педагог демонстрирует это детям и объясняет увиденное по ходу действия: выключает свет, включает фильмоскоп, спрашивает, что появляется на стене и почему. Затем педагог выключает фильмоскоп — изображение исчезает. Потом педагог вставляет в рамку фильмоскопа кусочек черной бумаги с отверстием, включает фильмоскоп и спрашивает детей, что изменяется и почему. Педагог направляет луч света в аквариум, выясняет у детей, что они видят. Затем педагог ставит на пути светового луча в воде зеркальце, уточняет у детей, почему луч пошел в другом направлении.
Результат. При включении фильмоскопа в темноте на стене появляется световой круг, так как лампа в фильмоскопе засветилась и от нее стали исходить лучи света. Отверстие круглое, поэтому и лучи света образуют круг. При выключении фильмоскопа нет участка света. При использовании кусочка черной бумаги с отверстием изображение уменьшается, так как луч света становится тоньше из-за уменьшения отверстия. Через аквариум дети видят световой луч, который отразился от зеркала.
Вывод. Свет — это поток световых лучей. В воздухе они не видимы, их можно увидеть в воде или тумане. Световое пятно или тень будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.
«Как не обжечься?» (опыт №1)
Цель. Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
Материалы и оборудование. Вода в одинаковых по размеру емкостях из разных материалов — керамики, дерева, пластмассы, металла.
Ход. Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них. Педагог предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар. Дети проверяют свои предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости, отмечают разницу в температуре нагрева емкостей.
Результат. Дети учатся определять температуру воды по степени нагрева емкости, в которую она налита, правилам безопасности при взаимодействии с горячей водой.
Вывод. Вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден. Емкости, в которых находится горячая вода, должны быть на ощупь горячими, так как они нагрелись от воды. Самая горячая емкость — из алюминия, затем идут керамическая, пластмассовая и деревянная емкости.
«Как не обжечься?» (опыт №2)
Цель. Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
Материалы и оборудование. Алюминиевая и деревянная ложки, емкости с горячей водой.
Ход. В емкости с горячей водой (на '/, ее высоты) дети помещают ложки. Через 2—3 минуты педагог предлагает детям вынуть ложки из воды. Дети выясняют и объясняют происшедшие изменения.
Результат. Верхняя часть алюминиевой ложки горячая, а верхняя часть деревянной ложки осталась холодной.
Вывод. Та часть алюминиевой ложки, которая находилась в воде, нагрелась, и тепло пошло по всей ложке. Верхняя часть деревянной ложки не нагрелась. Разные материалы нагреваются по-разному — у них разная теплопроводность.
«Как не обжечься?» (опыт №3)
Цель. Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
Материалы и оборудование. Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, из нержавеющего металла, скрепки, кусочки парафина или пластилина, емкость с горячей водой.
Ход. Дети помещают в горячую воду ложки из разных материалов так, чтобы в воде была половина ложки. У верхней части ложки с помощью парафина или пластилина закрепляют скрепки. Отмечают изменения.
Результат. С верхней части алюминиевой ложки скрепка падает быстрее.
Вывод. Алюминиевая ложка быстрее нагревается, передает тепло скрепке и парафину (пластилину). Пластмасса и дерево
нагреваются не так быстро. У ложек из этих материалов нагреваются только те части, которые опущены в горячую воду.
«Замерзание жидкостей»
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материалы и оборудование. Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла; алгоритм деятельности.
Ход. Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Затем с помощью педагога, по алгоритму дети приготавливают раствор соленой воды, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет.
Результат. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще.
Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие — медленнее. Чем больше плотность жидкости (чем жидкость гуще), тем ниже температура замерзания — длительнее время замерзания.
«Почему лампочка светит?»
Цель. Объяснить детям на опыте принцип работы электрической лампочки.
Материалы и оборудование. Батарейка для фонарика (4,5 В), тонкая проволока, лампочка с припаянными проводами, игрушка — домик из керамики.
Ход. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Педагог предлагает детям разгадать «секрет»: почему окошки у домика светятся. Дети рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. С помощью педагога дети выясняют, что служит источником света.
Результат. В прозрачной колбе находится проволочка; когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой.
Вывод. Проволочка, соединяющая батарейку и лампочку, раскаляется, и лампочка начинает светиться. Так же действуют лампочки во всех плафонах и светильниках, световые огоньки в электроприборах.
«Почему говорят „Как с гуся вода"?»
Цель. Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.
Материалы и оборудование. Перья куриные и гусиные, емкости с водой, жир, пипетка, растительное масло, «рыхлая» бумага, кисточка.
Ход. Дети рассматривают перья, смачивают их водой. Выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло.
Результат. Вода скатилась, бумага осталась сухой.
Вывод. У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими.
«Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий»
Цели. Познакомить детей с разными формами лезвия, объяснить их назначение. Рассказать о том, как правильно хранить и использовать эти предметы, как соблюдать технику безопасности.
Материалы и оборудование. Вилки и ножи с разными лезвиями (фруктовые, столовые, кухонные), игрушка Незнайка, масло, кусочки хлеба, яблока, сыра.
Ход. К детям в гости приходит Незнайка и предлагает им приготовить вкусные бутерброды. Он показывает набор ножей и вилок, которые принес с собой. Дети рассматривают приборы, педагог объясняет назначение каждого. Дети сравнивают форму лезвий, соотнося назначение прибора и форму его лезвия. Вместе с детьми Незнайка режет хлеб, яблоко, намазывает масло и т.д.
Дети вместе с Незнайкой пьют чай с бутербродами, едят нарезанные кусочками фрукты. С помощью педагога дети делают вывод о том, как нужно использовать предметы, и формулируют правила безопасности.
Результат. Дети учатся обращаться со столовыми приборами, использовать их по назначению.
Вывод. Ножи имеют разную форму лезвия — это зависит от их назначения. Фруктовые ножи имеют закругленное рифленое лезвие, кухонные — широкое острое лезвие, хлебный нож — рифленое широкое лезвие и т.д. Со столовыми приборами необходимо обращаться осторожно, иначе можно порезать руки. Хранить столовые приборы нужно в строго отведенном месте.
«Ледяной дом»
Цели. Совершенствовать умения детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению активного стремления преобразовывать объект.
Материалы и оборудование. Снег, вода, лопатки, ведра, свеча.
Z Опыт проводят на улице.
Ход. В ходе предварительной работы педагог рассказывает детям о том, в каких домах живут люди на Севере. Предлагает построить макет (маленький) ледяного дома на участке детского сада. Для этого каждый ребенок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Когда будет готово более 10 кирпичей, можно приступить к сооружению здания: разметить круг диаметром 0,5 м, прочертить борозду и укладывать подготовленные кирпичи. Каждый ряд кирпичей должен содержать на 3—4 кирпича меньше, чем предыдущий (для получения полусферы). Когда здание будет закончено, внутрь нужно внести зажженную свечу, чтобы подтаявшие стены дома прочно скрепились между собой. Постройку можно использовать для сюжетных игр.
Результат. Дети учатся работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и специальные инструменты. Эти строения можно использовать для игр.
«Мир тканей»
Цели. Учить детей называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани.
Материалы и оборудование. Образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа), емкости с водой, ножницы, алгоритм последовательности действий.
Ход. Дети рассматривают предлагаемые виды ткани, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структуру поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий: смять ткань и сравнить степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия. Опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги. Дети и педагог обсуждают использование разных тканей в зависимости от их свойств.
Результат. Различные ткани по-разному проявляют свои свойства в опытах.
Вывод. Все ткани имеют не только сходства, но и различия в свойствах. Поэтому человек использует материал в зависимости от его свойств и качеств.
«Наша группа»
Цели. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет, пониманию того, что от отношения к работе зависит ее результат. Уметь соотносить расположение предметов на макете с реальными предметами в пространстве группы.
Материалы и оборудование. Коробки разных размеров (о* крема, духов, спичечные коробки и т. п.), бумага ножницы, схемы изготовления мебели, карандаши, краски, кисточки, клей — для каждого ребенка.
Ход. Педагог предлагает детям сделать макет групповой комнаты и подарить его малышам, чтобы они учились ориентироваться в пространстве. Педагог раскладывает схемы изготовления мебели из коробок. Все вместе составляют плац групповой комнаты для ориентации в макете дети самостоятельно распределяют обязанности и приступают к работе. Педагог акцентирует внимание детей на том что каждый должен выполнить свою работу хорошо, чтобы получился прекрасный результат - красиво и аккуратно изготовлений макет групповой комнаты. В ходе работы педагог проверяв знание детьми свойств бумаги и ее разновидностей. Вместе с детьми педагог располагает на макете изготовленные Предметы (мебель) в соответствии с их реальным расположением в пространстве группы.
Результат. На макете группы дети видят, где и как расположены предметы, и сверяют их с расположением предметов в группе. С организующей помощью взрослого де™ выполняют макет групповой комнаты - учатся ориентироваться в пространстве и переносить представление на макет.
Вывод. На макете группы необходимо расставлять Предметы в точном соответствии с реальными предметами, только при этом условии можно сказать что мы изготовили макет нашей группы. При выполнении всякой работы необходимы аккуратность и настойчивость ведь результат общего труда зависит от старания каждого
«Проверка зрения»
Цель. Показать детям на опыте зависимость видения объекта от расстояния до него.
Материалы и оборудование. Картинки с изображениями
предметов.
Ход. Педагог предлагает детям закрыть глаза, поднести вплотную к лицу лист с изображением предмета, посмотреть, что это. Уточняет, что надо сделать, чтобы увидеть. Дети выполняют в паре следующие задания: «проверить» зрение, отметить расстояние, с которого становятся видны предметы на картинке (несколько в первом ряду), определить, у кого самый острый глаз (видит на большом расстоянии). Вместе с педагогом дети делают вывод.
Результат. Если поднести лист с изображением предмета вплотную к лицу, то человек ничего не увидит. Про человека, который видит на очень большое расстояние, говорят, что у него «острый глаз».
Вывод. Чтобы увидеть предмет, надо как бы охватить его взглядом. Трудно рассмотреть предмет, если он очень близко или очень далеко.
«Соломенный буравчик»
Цели. Показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью. Обсудить, как может использоваться сила воздуха (движение).
Материалы и оборудование. Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля (на каждого ребенка), матрас с насосом.
Ход. Дети берут соломинку за верхнюю часть, не закрывая верхнего отверстия пальцем. Затем с высоты 10 см резким движением втыкают ее в картофелину. Наблюдают, что случилось с соломинкой. Вторую соломинку берут за верх, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем. Ее также втыкают резко в картофелину и наблюдают за результатом.
Дети рассматривают насос и наблюдают за процессом и результатом его работы.
Результат. В первом случае соломинка согнулась, не воткнулась. Во втором случае соломинка воткнулась.
Вывод. Внутри второй соломинки есть воздух, который давит на стенки и не дает ей согнуться. В первом случае воздух свободно вышел и соломинка согнулась. Во втором случае воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки. Это свойство воздуха используется в насосе при закачивании воздуха в матрас.
«Свечка в банке»
Цели. Показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить детей со способами тушения огня.
Материалы и оборудование. Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном, спички.
Ход. Педагог предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая свечу. Вместе с педагогом дети проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой и наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Педагог подводит детей к выводу: для горения нужен кислород.
Результат. Свеча, закрытая бутылкой с обрезанным дном и открытой горловиной, продолжает гореть. Свеча, накрытая банкой или бутылкой с обрезанным дном и завинченной горловиной, через некоторое время гаснет.
Вывод. Для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). Можно засыпать пламя землей или песком (тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).
«Звуки в воде»
Цель. Показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через Твердые и жидкие тела).
Материалы и оборудование. Большая емкость с водой, камешки, алгоритм действий.
Ход. Педагог предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми педагог составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости, затем приложить ухо к емкости и бросить камень. Если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты.
Результат. Во втором варианте звук был громче.
Вывод. Через воду звук проходит лучше, чем через воздух. Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела.
«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»
Цель. Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).
Материалы и оборудование. Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, изображения комара и шмеля.
Ход. Педагог предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок и определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями звук тонкий, высокий.
Дети рассматривают изображения комара и шмеля, определяют их величину. Затем дети имитируют звуки, издаваемые этими насекомыми. Комар издает тонкий, высокий звук, он звучит как «з-з-з». Шмель издает низкий, грубый звук, он звучит как «ж-ж-ж». С помощью педагога дети делают вывод.
Результат. В результате опытов с расческами звуки получаются разные. Расческа с крупными редкими зубьями издает громкий, низкий и грубый звук. Расческа с частыми мелкими зубьями — звук тонкий, высокий.
Вывод. Комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.
«Радуга на стене»
Цель. Познакомить детей с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей света.
Материалы и оборудование. Граненое стеклышко (деталь люстры) или часть граненого стакана.
Ход. Дети рассматривают отражение солнечного света от стеклянного многогранника на стене, обращают внимание на то, что образовались цветовые пятна. Педагог предлагает детям объяснить, как образуются цвета, как образуются белый и черный. Если дети не могут ответить, то педагог предлагает им вспомнить, что получается при смешивании всех красок (черный), при направлении яркого источника света в зеркало (белый).
Результат. При отражении солнечных лучей от хрустального многогранника на стене появляются цветовые пятна.
Вывод. Цвет предметов зависит от того, какие световые волны отражает предмет, а какие поглощает.
«Компас»
Цели. Показать детям, что у магнита есть полюса (северный и южный). Рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.
Материалы и оборудование. Блюдце, стакан с водой, магнитик в форме палочки, крышка, компас.
Ход. Педагог спрашивает детей о том, как путешественники находят дорогу домой и что они используют для того, чтобы узнать, в какой стороне их дом. Предлагает детям рассмотреть компас, проверяет стрелочку компаса на притяжение железных предметов. Дети выясняют, из чего состоит компас. Педагог предлагает детям произвести следующие действия: налить в блюдце воды, положить магнитик в крышку от банки, а крышку опустить на воду. Дети выполняют опыт и делятся наблюдениями.
Результат. Крышка вместе с магнитиком плавает по воде и поворачивается так, что синим концом магнит направлен в сторону окна, выходящего на северную сторону. Если повернуть крышку в сторону, она снова повернется в сторону. Синий конец магнита всегда показывает на север.
Вывод. У магнита есть два полюса — северный и южный. Северный полюс окрашен синим цветом, а южный — красным. Из магнита всегда делали компасы. С помощью этого прибора человек мог ориентироваться в любом месте и находить дорогу-домой.
«Магнит рисует»
Цель. Объяснить детям действие магнитных сил. Использовать полученные знания для создания картины.
Материалы и оборудование. Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла, алгоритм изготовления картины, готовая картина.
Ход. Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на пластине, покрытой парафином. Педагог предлагает детям выяснить, как она создана. Дети проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают на нее магниты, через ситечко высыпают опилки. Подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.
Результат. Металлические опилки распределяются по сторонам магнитов.
Вывод. Магнитные силы проходят через многие материалы.
«Земля — магнит»
Цели. Продемонстрировать детям на опыте действие магнитных сил Земли.
Материалы и оборудование. Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло, алгоритм проведения опыта, компас.
Ход. Педагог спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, гак как она металлическая). Дети проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.
Дети выполняют опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека медленно подносят магнит.
Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан.
Затем дети сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.
Результат. В первом опыте игла разворачивается к магниту. Во втором иголка возвращается в исходное положение.
Вывод. Все это связано с действием магнитных сил Земли. Магнитные силы проходят через многие материалы. Синий конец магнитной стрелки всегда показывает на север.
«Чем нюхает червяк?»
Цель. Показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
Материалы и оборудование. Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.
Ход. Дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения: у земляного червя гибкое членистое тело, оболочка, отростки, с помощью которых он передвигается. Дети определяют, есть ли у червяка обоняние: смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела червяка.
Результат. Червяк начинает уворачиваться от резкого запаха.
Вывод. Червяк чувствует запах всем телом.
«Запасливые стебли»
Цель. Показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.
Материалы и оборудование. Губки, неокрашенные бруски разных пород дерева, лупа, невысокие емкости с водой.
Ход. Дети рассматривают бруски разных пород дерева через лупу, рассказывают об их разной степени впитывания. У некоторых растений стебель (ствол) может впитывать воду так же, как губка. В разные емкости наливают одинаковое количество воды. В первую опускают бруски, во вторую — губки, оставляют на 5 минут. Дети рассуждают, куда больше впитается воды. Наблюдают за выделением пузырьков, проверяют бруски и губки в емкостях. Уточняют, почему во второй емкости нет воды (вся вода впиталась в губку). Приподнимают губку — из нее капает вода. Педагог предлагает детям объяснить, где дольше сохранится вода (в губке, так как воды в ней больше). Предположения проверяются до высыхания бруска (1—2 часа).
Результат. В губку впитывается больше воды, так как в ней больше места — она пористая.
Вывод. Стебли (стволы) могут накапливать (впитывать) воду и сохранять ее некоторое время. Чем плотнее стебель, тем меньше воды он впитывает и быстрее высыхает. Некоторые растения впитывают воду как губка.
«Много — мало»
Цель. Показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.
Материалы и оборудование. Три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки, незаконченная модель зависимости количества выделяемой воды от размера листьев (отсутствуют изображения символов «
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!