Наблюдения и эксперименты в летний период — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наблюдения и эксперименты в летний период

2019-09-17 401
Наблюдения и эксперименты в летний период 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из форм самостоятельной фенологической рабо­ты является организация фенологических наблюдений. Они позволяют определять точные сроки наступления того или иного сезона года и даже отдельных периодов внутри каж­дого сезона. Все наблюдения просты и не вызывают за­труднений. После проверки фиксируют дату в фенологи­ческом календаре, который представляет собой перечень признаков, намеченных для наблюдения.

Опыт и наблюдения летом можно провести по следующим приметам:

• особенности молодых листьев;

• у всех деревьев цветы разные;

• образование плодов;

• разнообразие плодов;

• зачем нужны плоды.

Кроме этого, можно рекомендовать целенаправленные опыты по закреплению и уточнению знаний об окружающем мире, полученных в учебном году.

Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил.

Поскольку в большинстве природоведческих эксперимен­тов в качестве объектов наблюдений выступают живые орга­низмы, ведущий принцип — «Не навреди!» (нельзя отрывать мухе крылья, нельзя кормить рыбок не предназначенным для них кормом). Детей часто тревожит вопрос: не больно ли де­ревьям и травам? Нет, не больно. Растения боли не чувствуют, но, несмотря на это, все равно болеют. Их можно подрезать, тогда они немного поболеют, но будут расти лучше.

Если необходимо взять животное из природной среды, его потом обязательно надо вернуть туда, где взяли. Иначе оно погибнет.

Необходимо уделять большое внимание соблюдению пра­вил безопасности!

Недопустимы опыты, где есть реальная угроза жизни и здоровью детей: работа на высоте, прямой контакт с ядовиты­ми растениями или грибами.

Особое внимание уделяется вопросам гигиены: необходи­мо после опытов мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место, оборудование.

Есть вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми. Непредусмотренный результат не является не­правильным. Надо обсуждать только тот результат, который получился реально.

Иногда животное, принесенное в уголок, по какой-либо причине гибнет. Поняв, что животное погибнет, педагог дол­жен принять меры: дети не должны видеть процесс умирания. В этом случае подходит версия исчезновения животного. Если смерть скрыть не удалось, то животное нельзя выбрасывать на помойку или в мусорное ведро — туда, где дети могут его увидеть. Необходимо просто убрать трупик, не организовывая похороны.

Во время проведения опытов педагог должен знать и помнить следующее.

• Мы не можем обязать ставить опыты и жестко регламен­тировать их продолжительность.

• Во время экспериментирования дети должны разговари­вать.

• Необходимо учитывать индивидуальные различия.

• Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием резуль­татов экспериментов.

• Необходимо применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

Безусловно, старшие дети более самостоятельны, но в любом случае роль педагога во время проведения опытов ос­тается ведущей: без него опыты превращаются в бесцельное манипулирование предметами.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению различаются.

Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные на­блюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детский вопрос.

Случайные наблюдения и эксперименты подготовки не тре­буют. Они проводятся экспромтом в той или иной ситуации, которая сложилась, когда детей что-то заинтересовало в при­роде. От педагога требуется иметь хорошие познания в био­логии и постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное.

Эксперименты как ответ на детский вопрос. Привлекается ребенок, задавший вопрос, либо его товарищи. Выслушав во­прос, педагог не отвечает, а предлагает ребенку самому уста­новить истину, проведя наблюдение (как поведет себя мура­вей, если загородить тропинку в муравейник? Будут ли голуби клевать творог?). В дальнейшем можно проводить как случай­ный эксперимент, так и плановое экспериментирование (если требуется значительная подготовка).

Приложение 3

Рекомендации по экспериментированию на летний период

Месяц неделя  

Июнь

1 «Может ли растение жить без воды?», «Есть ли вода внутри растения?», «Есть ли вода в сухих семенах расте­ния?», «Как подружиться с божьей коровкой?» 2 «Почему на дорожках не растет трава?», «Полезна ли растениям соль, которую использует в пищу человек?», «Горячо — холодно» (температура полива растений), «Вкусный опыт». 3 «Звуки в воде», «Чудо-мешочек» (температура веществ и  предметов), «Сбор цветущих растений», «Сбор пахучих растений». 4 «Зачем одуванчику парашютики?», «Зачем репейнику колючки?», «Изготовление солнечных часов на участке».

Июль

1 «Изменение внешнего вида листа в темноте», «Как по­ступает вода к листьям?», «Умная галка», «Свечка в банке». 2 «Как попадает вода в растения?», «Пузырьки-спасатели», «Испарение влаги с листьев, роса», «Паучок и пау­тинка». 3 «Солнечные зайчики», «Раскрасим радугу», «Теневой театр», «Вкусный опыт». 4 Создание коллекций камней и бросового материала

Август

1 «Легкий — тяжелый», «Звук в воде», изготовление панора­мы «Озеро» (пруд), изготовление панорамы «Лес» (парк). 2 «Музыка или шум?», «Как спрятаться бабочкам?», «Почему у водоплавающих птиц такой клюв?», «Чем нюхает червяк?»   «Песочная мельница», «Сравнение камня и песка», «Двой­ное отражение», «Духи из сухих цветов».   Сбор коллекций семян и плодов

 


 

Елена Валентиновна Марудова


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.