Оценка уровня конкуренции на транспортном рынке. Развитие конкуренции в сфере железнодорожных транспортных услуг — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Оценка уровня конкуренции на транспортном рынке. Развитие конкуренции в сфере железнодорожных транспортных услуг

2019-09-17 489
Оценка уровня конкуренции на транспортном рынке. Развитие конкуренции в сфере железнодорожных транспортных услуг 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Cоздание конкуренции на рынке транспортных услуг является одним из основных методов улучшения обслуживания клиентов. Вовлечение в беспрерывную транспортировку грузов альтернативных средств перевозки дает возможность улучшать бесперебойную доставку товаров потребителям.

Конъюнктурная динамика является результатом деятельности многочисленных экономических субъектов, преследующих собственные цели. Поэтому значимый фактор её формирования – уровень конкуренции в соответствующей сфере экономической деятельности.[1]

Существует несколько различных методов, позволяющих аналитически и количественно охарактеризовать поведение субъектов рыночных отношений и состояние рынка, в том числе в конкретной экономике (в нашем случае железнодорожной) отрасли. Основными из них являются:

1. Метод оценки силы конкуренции на основе индекса концентрации рынка - дает общую характеристику складывающихся отношений на рынке в целом и отдельных его сегментах в зависимости от числа хозяйствующих субъектов, видов деятельности и ее масштабов.

2.Метод оценки конкурентных отношений на основе цены услуг - базируется на сопоставлении экономических характеристик, определении цены транспортных услуг. Часто его используют для оптимизации и интенсификации рыночной деятельности отдельных субъектов или отрасли.

Метод оценки силы конкуренции на основе индекса концентрации рынка

В настоящее время в качестве основных количественных «натуральных» показателей для характеристики состязательности хозяйствующих субъектов используются их доли на рынке, отражающие удельные веса участия в его освоении или уровень концентрации (представительства) в виде индекса концентрации (масштаба освоения рынка).

Первый показатель дает представление о доле субъектов на рынке в соответствии с действующим законодательством. Он рекомендуется для упрощенного разделения конкурентного и неконкурентного (обычно считающегося монопольным) рынков. При этом конкурентный рынок ассоциируется с рынком совершенной конкуренции. Доли определяют по числу хозяйствующих субъектов и преимущественно их рассчитывают по объему произведенной и поступающей на рынок продукции.

Второй показатель - индекс концентрации - позволяет разделить хозяйствующие субъекты с различными удельными весами между собой на основе нелинейной квадратичной зависимости. Он как бы концентрирует рынок вокруг хозяйствующих субъектов с большей долей.

В связи с этим формирование конкурентного рынка железнодорожных перевозок, как и уровень монополизации в среде перевозочной деятельности, могут быть отслежены по индексу концентрации перевозок.

1. Индекс Херфиндала:

где di – доля на рынке участия i-го участника рыночных отношений, %.

2. Индекс Херфиндала-Хершмана (ИХХ).

В данной модификации формулы в расчет берутся только 50 крупнейших производителей отрасли, что незначительно влияет на точность, зато существенно сокращается объем счетной работы.

Численное значение Ih и Ih-h до 1000 означает отрасль с сильно развитой конкуренцией, тогда как превышение барьера в 1800 вызывает необходимость применение в этой отрасли антимонопольного законодательства.

Состояние рыночных отношений в зависимости от значений показателей концентрации, отражающих размеры участия в них хозяйствующих субъектов, приведено в табл. 8.2.

В качестве основных характеристик модели рынка выступают: количество хозяйствующих субъектов и объемы производимой продукции; идентификаторы потребительских свойств продукции, ее однородности и неоднородности; правовые условия хозяйствования, выражающиеся в возможности осуществления такой деятельности и отсутствии запретов; условия равного доступа к информации. Условия оптимального использования ресурсного обеспечения с течением времени могут значительно меняться, и отношения по объективным причинам могут трансформироваться в другие модели рыночной организации. В контексте рынка монопольной конкуренции и олигополии состязательность (конкуренцию) чаще рассматривают как деловое соперничество.[3]

 

В ходе реформирования российского железнодорожного транспорта наибольшее развитие получил рынок операторских услуг в сфере грузовых перевозок. Если в 2002 г. (а это последний год перед созданием ОАО «РЖД») доля грузовых вагонов, принадлежащих частным компаниям, составляла в общем объеме перевозок около 17%, то через пять лет, в 2007 году, она увеличилась до 36%, т.е. более чем вдвое. При этом в приватных вагонах было перевезено свыше 68% нефтяных грузов, почти 62% удобрений и 50% руды.

На транспортном рынке действует свыше 2 тысяч частных компаний–владельцев грузовых вагонов. При этом их рыночные позиции существенно дифференцированы в зависимости от количества вагонов в собственности. Например, около 70 крупнейших компаний (3,5% от общего количества компаний) имеют в собственности более тысячи вагонов каждая. На них, в

совокупности, приходится 64% приватного вагонного парка. В то же время более 1000 компаний (53% от общего количества) имеют менее двадцати вагонов каждая, т.е. в совокупности владеют только двумя процентами приватного парка.

В целом развитие транспортного рынка ведёт к последовательному повышению уровня конкуренции. В частности, индекс HHI в сфере оперирования грузовыми вагонами за 2003–2007 гг. снизился более чем в 1,3 раза. Однако, рынок остаётся высококонцентрированным.

Развивается и рынок транспортных услуг в сфере пассажирских перевозок, где создаются компании по перевозкам пассажиров как в пригородном, так и в дальнем сообщении.

Развитие рынка транспортных услуг привлекает в эту сферу дополнительные объёмы капитала, что расширяет возможности для удовлетворения растущего спроса со стороны грузовладельцев и пассажиров.[1]

 

 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПОЛИГОНЕ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.