Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-09-17 | 236 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА: ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ
Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
— Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?
— Как сложилась его судьба?
С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5—8 классах, поэтому вспоминают биографию.
— Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?
2. Чтение и анализ стихотворений.
1) «И скучно и грустно, и некому руку подать...».
— Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.
Да, это элегия, но — лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец — к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?
2) «Душа моя мрачна...».
Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова — Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническос» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна...».
Почему в лирике Байрона — а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, — русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона — Лермонтова «Душа моя мрачна...»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «...Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?
И вновь — возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская мировая скорбь) в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ тюрьмы в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова — символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)
|
3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» (с. 183—1 84).
4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.
Пушкин | Лермонтов |
— преображение человека в пророка; — ясный гармоничный миф; — богатство, разнообразие мира; — торжество будущей и настоящей жизни | — мир отвергает пророка для службы человечеству; — «мир страданий и слез»; — контраст света и тени, добра и зла; — отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей |
Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» — эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение — арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.
— Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.
5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 181—182) с элементами конспектирования по вопросам.
|
— Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?
— Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?
— Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?
— Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными (вопрос 3 учебника-хрестоматии, с. 182—183). (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);
2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;
3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта».
Урок 40
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА.
ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ
Цели: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.
Ход урока
I. Работа над темой урока.
— Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?
1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».
Тезис | Комментарии |
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью | Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар») |
Он одинок | От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу |
Свобода для него — абсолютная ценность | Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри») |
Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе | «И скучно и грустно...» — мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности. В стихах — темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...» и др.) |
Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие | Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу |
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти | Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими |
|
2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».
1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.
В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии ХIХ в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема — заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».
— Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?
Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен...».
— Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?
Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова. Это тема вечная — назначение поэзии, признание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.
Стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?». И Лермонтов ответил на него — стихотворением «Пророк».
Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести...».
Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).
Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени — слово «Поэт», причем с прописной буквы!
Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?
Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?
Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и — элегию реквиема в его стихах.
Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу — постыдно для избранника высших сил:
|
Пускай толпа растопчет мой венец:
Венец певца, венец терновый!..
Пускай! Я им не дорожил...
Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играю». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть — посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».
— Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури...». Казалось бы, как просто и однозначно!
Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)
Чтение стихотворения (с. 194).
И вновь — Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» — «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».
2) Тема природы.
6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки:
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...». Чтение стихотворений (с. 189—190; 191—192). Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики — теме природы.
— Почему эти стихотворения так завораживают?
— Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданьем?
— Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным — трепетно лиричным, музыкальным?
3) Тема любви в поэзии Лермонтова.
Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.
Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание — вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно...», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».
Условие истинной любви — отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное — тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).
Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной — той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:
Я б желал навеки так заснуть...
<…>
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
О любви мне сладкий голос пел...
Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...» и др. по выбору учащихся.
II. Итог урока.
Домашнее задание: по сборникам избранной лирики подобрать стихотворения, где ведущей является тема родины; выбрать цитаты для работы по этой теме.
Урок 41
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!