М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два

2019-09-17 236
М. Ю. Лермонтов: жизнь и судьба. Два 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА: ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

 

Цели: изучение биографии; обучение работе с учебником; сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Почему на наших уроках Лермонтов следует, как правило, сразу же за Пушкиным?

— Как сложилась его судьба?

С жизнью и личностью Лермонтова учащиеся уже знакомились в 5—8 классах, поэтому вспоминают биографию.

— Сравните ее с судьбой Пушкина. Почему жизнь Лермонтова оборвалась в 27 лет?

 

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) «И скучно и грустно, и некому руку подать...».

— Не кажется ли вам странным, что встречу с Лермонтовым мы начинаем со столь безысходных строк? Определите их жанр.

Да, это элегия, но — лермонтовская. Как вы отнеслись к откровенному безверию Лермонтова, к его пронзительным, горестным вопросам и столь же безотрадным ответам, наконец — к заключительным строкам, где отчаяние, пессимизм его достигают трагического предела?

2) «Душа моя мрачна...».

Художника объясняют и его читательские, и творческие тяготения. Любимый поэт Лермонтова — Байрон, и он открыто в этом признается, переводя одно из самых значительных и едва ли не самое «байроническос» стихотворение английского поэта, ставшее и лермонтовским: «Душа моя мрачна...».

Почему в лирике Байрона — а Лермонтов читал его в подлиннике, в совершенстве владея английским языком, — русский поэт избрал именно эту страницу? Каков жанр стихотворения? Понятна ли вам элегия Байрона — Лермонтова «Душа моя мрачна...»? Как вы встретили завершающий ее крик души: «...Я слез хочу, певец, / Иль разорвется грудь от муки»?

И вновь — возвращение к Пушкину: сопоставим его элегии с лермонтовскими. (Трагизм поэтического мира Лермонтова; безысходность одиночества как характерно лермонтовский мотив; пессимизм поэта, байроновская мировая скорбь) в лирике Лермонтова. Испытание жизнелюбия и надежд как смысл лермонтовского «Узника»; его композиция, обратная одноименному стихотворению Пушкина; реалистический образ тюрьмы в противоположность романтической «темнице». Метафоричность пейзажных образов Лермонтова — символика одиночества и безответности. Элегия как жанровая форма лермонтовской лирики, прерывистость, трагическая напряженность ритмико-интонационного строя лермонтовских элегий; их диалогичность; природа как инобытие лирического «я» поэта.)

 

3. Работа со статьей учебника «Два поэтических мира» (с. 183—1 84).

 

4. Сопоставление стихотворений: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова.

 

Пушкин Лермонтов
— преображение человека в пророка; — ясный гармоничный миф; — богатство, разнообразие мира; — торжество будущей и настоящей жизни — мир отвергает пророка для службы человечеству; — «мир страданий и слез»; — контраст света и тени, добра и зла; — отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей

 

Известный русский филолог Л. В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создал «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» — эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, к его поэтической мысли и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение — арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.

— Найдите в стихотворении Лермонтова «Пророк» подтверждение этих слов.

 

5. Работа со статьей учебника о М. Ю. Лермонтове (с. 181—182) с элементами конспектирования по вопросам.

— Как Белинский характеризовал пафос лирики Лермонтова?

— Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?

— Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?

— Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?

 

III. Итог урока.

 

Домашнее задание:

1) подготовить рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые вам покажутся особенно интересными (вопрос 3 учебника-хрестоматии, с. 182—183). (Учитель должен проконтролировать, чтобы были охвачены все периоды жизни и творчества поэта.);

2) выучить одно из лирических стихотворений Лермонтова; проанализировать его;

3) индивидуальное задание: чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта».

 

 

Урок 40

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА.

ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ

Цели: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.

 

Ход урока

 

I. Работа над темой урока.

— Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?

 

1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».

 

Тезис Комментарии
Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»)
Он одинок От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу
Свобода для него — абсолютная ценность Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»)
Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе «И скучно и грустно...» — мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности. В стихах — темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...» и др.)
Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу
В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими

 

2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».

1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.

В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии ХIХ в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема — заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».

— Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?

Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен...».

— Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?

Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова. Это тема вечная — назначение поэзии, признание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.

Стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?». И Лермонтов ответил на него — стихотворением «Пророк».

Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести...».

Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).

Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени — слово «Поэт», причем с прописной буквы!

Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?

Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?

Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и — элегию реквиема в его стихах.

Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу — постыдно для избранника высших сил:

 

Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! Я им не дорожил...

 

Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играю». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть — посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».

— Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури...». Казалось бы, как просто и однозначно!

Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)

Чтение стихотворения (с. 194).

И вновь — Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» — «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

2) Тема природы.

6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки:

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...». Чтение стихотворений (с. 189—190; 191—192). Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики — теме природы.

— Почему эти стихотворения так завораживают?

— Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданьем?

— Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным — трепетно лиричным, музыкальным?

3) Тема любви в поэзии Лермонтова.

Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.

Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание — вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно...», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».

Условие истинной любви — отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное — тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).

Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной — той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:

 

Я б желал навеки так заснуть...

                     <…>

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

О любви мне сладкий голос пел...

 

Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...» и др. по выбору учащихся.

 

II. Итог урока.

 

Домашнее задание: по сборникам избранной лирики подобрать стихотворения, где ведущей является тема родины; выбрать цитаты для работы по этой теме.

 

Урок 41

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.