История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-09-17 | 573 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I. Что побудило Лермонтова написать стихотворение «Смерть Поэта»?
II. Лермонтов - истинно народный поэт, человек большой души, необычайной прямоты и честности.
1. Восхищение поэта светлым гением Пушкина.
2. Глубокая скорбь поэта, вызванная гибелью Пушкина, — частица всенародного горя.
3. Ненависть к его убийцам.
4. Гневный суд поэта над аристократическим Петербургом как проявление неслыханной прямоты и смелости Лермонтова.
III. Что узнала Россия о Лермонтове, прочитав это стихотворение?
III. «Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума».
I. Раздумья Лермонтова о судьбах своего поколения.
II. Общая мысль стихотворений «дума» и «Бородино» — упрек поколению 30-х гг. ХIХ в.
1. Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. в смертельной схватке с врагом — и позорное малодушие поколения 30-х гг.
2. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. — и полная разобщенность поколения 30-х гг.
3. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народной — поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом».
III. Каким чувством продиктованы Лермонтову эти стихотворения? («Оба стихотворения выражают жалобу Лермонтова «на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». В. Г. Белинский)
Сначала эти планы раскрываются устно, а затем анализируются последующим вопросам:
— Правильно ли определена взаимосвязь между частями рассуждения: вступлением, главной частью, заключением?
—Чем определяются полнота и глубина в раскрытии каждой темы?
— Можно ли вписать эти планы в чистовой вариант сочинения-рассуждения?
I V. Итог урока.
|
Домашнее задание: составить черновой вариант сочинения.
Уроки 44—45
ИДЕЙНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ
СТИХОТВОРЕНИЙ ЛЕРМОНТОВА «ДУМА» И «БОРОДИНО»
(классное сочинение)
Ход уроков
I. Работа с черновиками.
Учащиеся прослушивают и обсуждают несколько вариантов черновых работ; отмечают достоинства и недостатки сочинений, пути исправления ошибок.
II. Редактирование учащимися своих черновиков.
III. Написание белового варианта сочинения.
Домашнее задание: подготовиться к обзору романа «Герой нашего времени»:
1-я группа — «Бэла». Выборочный пересказ с элементами анализа на тему «Печорин в представлении Максима Максимыча».
2-я группа — «Максим Максимыч»: подготовить художественный пересказ портрета Печорина, сохранив композицию описания, введя психологические комментарии автора к отдельным портретным деталям и употребляя авторские метафоры, эпитеты, сравнения.
3-я группа — «Тамань»: сжатый аналитический пересказ повести.
4-я группа — «Княжна Мери»: выборочный пересказ, ответить на вопрос: «Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?».
5-я группа «Фаталист»: сжатый пересказ, ответить на вопрос: «Сделался ли Печорин фаталистом?» (словами автора).
Урок 46
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»: ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭТИКИ
Цели: начать обзор и обсуждение романа Лермонтова; развивать навыки монологической речи: отметить своеобразие поэтики романа.
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Беседа: от лирики к роману.
— В каких стихотворениях Лермонтова таится возможность романа?
— Почему лирические страницы Лермонтова так явно таят в себе роман?
— Какими строками вы бы открыли встречу с лермонтовским романом? И какого романа вы ждете от автора «Думы»?
2. Поиск авторского «ключа» к роману.
1) Чтение и обсуждение «Предисловия» к «Герою нашего времени».
— Ваше впечатление от лермонтовского «Предисловия»? Почему оно столь иронично? Как создает автор ироничность, даже язвительность «предисловия»? Кто его адресат? Что таит в лермонтовском контексте слово «публика»?
|
Но в дальнейшем Лермонтов озадачит нас еще больше: вторую часть романа — «Журнал Печорина» — он вновь откроет «Предисловием». Вслушайтесь еще раз в разговор автора с читателем.
2) Чтение и обсуждение «Предисловия к «Журналу Печорина».
— Вас не удивил такой поворот в романе: он ведь «закончен», поскольку «Печорин... умер», но, оказывается, роман-то, по сути, только начинается, к тому же с нового предисловия. Как вы это объясните? И нужно ли еще одно предисловие?
— Сравните два «Предисловия». Почему они столь различны по интонации и смыслу? В какой авторской формуле заключен лермонтовский замысел? Как вы отнеслись к этим «вызывающим» словам автора?
3) Чтение и обсуждение первых страниц «Бэлы».
— Вернемся к началу: мы ведь позволили себе неточность (может быть, оправданную), сказан, что роман «начинается» со второго «Предисловия»: нет, он, конечно же, начинается с первых страниц первой части, открывающейся повестью «Бэла».
Вслушайтесь в прозу Лермонтова. Как пишет Лермонтов-прозаик? Сравните его стихи и прозаические страницы.
Что означает «я» в предисловии и в повести?
Чтение со слов «Я ехал на перекладных из Тифлиса...» до «...а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».
— Меняется ли тон повествования рассказчика?
Обратите внимание на неожиданный стилистический «взлом»: вслед за спокойной, короткой хроникальной фразой «я ехал на перекладных...» пространный, в долгих, усложненных фразах, пейзаж: «Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет...».
Что же произошло в пределах одной лермонтовской страницы?
В чем тайна пейзажа, прерывающего повествование? Оправдан ли пейзаж, причем именно такой яркий. Романтически таинственный и тревожный?
(Отмечаем художественное единство романа и контрастность его поэтики в смене сдержанной, «реалистической» стилистики повествования романтическим пейзажем, предвещающим романтический мир прозаического творения Лермонтова.)
II. Реализация домашнего задания.
1. Выступление учащихся I группы: выборочный пересказ «Бэлы».
|
— Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?
— Какие страницы повести поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Вспомните, например, контрастные эпизоды: незабываемую охоту Печорина и его испуг, смятение, едва «ставнем стукнет».
— Как встретили в крепости похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, кода Максим Максимыч вспомнил смерть «несчастной Бэлы»? Какие слова Печорина, может быть, объяснят историю с Бэлой, прольют свет на эту загадочную страницу его жизни?
2. Выступление учащихся II группы по повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ портрета Печорина.
— Кто из героев дает портрет Печорина? Почему?
— Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
— В романе есть признание Печорина, которое казалось бы могло объяснить его характер, помогло бы понять героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь мир...». Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например, он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?
— В чем тайны художественной выразительности портрета Печорина?
III. Итог урока.
Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению повести «Княжна Мери»; выбрать эпизоды, характеризующие «век Лермонтова».
Урок 47
ВЕК ЛЕРМОНТОВА В РОМАНЕ
Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».
Ход урока
I. Работа по теме урока.
1. Вступительное слово учителя.
Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.
Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения... погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных...» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?
|
— Но что это значит «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?
— Происходят ли перемены в художественном мире романа — и в Печорине?
Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?
2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».
— Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?
— В чем тайны поэтичности «Тамани»? (Кстати, Чехов был влюблен в эти страницы.)
— Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?
— Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?
Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».
3. Работа в группах.
Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжну Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?
— Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире — среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.
— Напоминает ли повесть М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» его стихи? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен...» и «Княжну Мери». Почему и в повести тот же контраст: «мечты своей созданье...» и «железный стих, облитый горечью и злостью...»?
— Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?
Задания по группам:
I группа. Печорин и Вера... Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?
Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?
На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.
II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («3ачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?») Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?
|
Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения: в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как на пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.
III группа. И наконец, история с Грушницким.
Изначальный толчок ко всем событиям дают отношения этих двух молодых людей.
Проанализируйте историю их дружбы и вражды. Сравните ее с ситуацией «Онегин — Ленский» и с рассуждениями Пушкина о дружбе во II главе романа «Евгений Онегин».
Почему в отношении к Грушницкому Печорин совершенно иной: то и дело «мешает» ему в его ухаживаниях за княжной. Что вам это напомнило? Еще одна аналогия: тот же «треугольник», что и в «Горе от ума». Сравните близкие страницы комедии Грибоедова и романа Лермонтова и исход «любовных» поединков: Чацкий — Молчалин, Печорин — Грушницкий.
Справедлив ли Печорин в отношениях к людям? К Грушницкому, например? И разве не жесток Печорин в отношении к княжне Мери? Зачем Печорину этот мнимый «роман»?
— Какой поворот сюжета вас захватил особенно? Конечно, дуэль с Грушницким!
Вновь — странности Печорина. Как вы поняли его в хитросплетениях событий вокруг дуэли? Как отнеслись к его выстрелу и к гибели Грушницкого? Сравните дуэль в «Онегине» и в «Герое нашего времени», а значит, Онегина и Печорина в самом страшном для них испытании.
I V группа. Есть ли в романе контрастный герой в его отношениях с Печориным? Необходим ли доктор Вернер в романе?
Проанализируйте взаимоотношения Печорина с доктором Вернером.
Как сложились отношения Печорина с «водяным обществом»? Почему?
4. Сравнение финалов «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.
При общности темы — морского пейзажа — имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» — воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.
— Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника?
5. Диспут на тему «Печорин — герой своего времени?».
— Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?
— Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин — герой своего времени?
6. Сжатый пересказ и обсуждение повести «Фаталист».
— Продолжается ли в повести «Фаталист» тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?
Да, здесь прослеживается еще более отчаянная игра героя с судьбой.
Каков жанр этих страниц? Вновь — новелла! Почему? Распутайте загадочный сюжет «Фаталиста». Почему этими страницами Лермонтов завершает роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я»?
И все-таки: эта ли мятежная нота сокровенное в Печорине? Вспомним его в самое тревожное мгновение его жизни утром накануне дуэли. Оно могло быть его последним утром. Вспомним строки Лермонтова, близкие этим страницам романа, звучащим, как стихи: «Я не помню утра, более голубого и свежего!...»
II. Итог урока.
Домашнее задание:
1) составить тесты по главе «Тамань»;
2) прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге Майнулова В. А. «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий».
Урок 48
ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА
ПО ГЛАВЕ «ТАМАНЬ»
Цели: учить анализировать эпизод прозаического текста; закрепить понятия «микросюжет», «авторская позиция», «самораскрытие героя».
Ход урока
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!