Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-09-17 | 302 |
5.00
из
|
Заказать работу |
ПО ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА
Цели: познакомить со структурой главной части рассуждения; дать понятие о доказательстве, составных частях доказательства; написать главную часть рассуждения.
Ход уроков
I. Повторение ранее изученного.
1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?
В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства — это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.
Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства. Тезис — это такое суждение, истинность которого надо доказывать. Аргументы (или основания) — это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис. Форма (или способ) доказательства — это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.
2. Что значит обдумать тему?
Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.
Второй этап определение содержания темы:
а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;
б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);
в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;
г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).
Например, дана тема «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».
Объем темы: стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар».
Содержание, или основной вопрос темы: «Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихи? (или: «Каким представляется мне Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений», «К чему призывает Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»).
Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.
Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений — борец за свободу народа.
Главное словосочетание: «борец за свободу народа».
Аргументы:
1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:
2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;
3) воспевал борцов за свободу народа.
Если будем обосновывать другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений», то главным словосочетанием в основном тезисе будет высокое мастерство. Следовательно, и аргументы подберем другие:
1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;
2) простота, краткость, выразительность языка;
3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.
II. Практическая часть.
1. Прочтем отрывок из пятой статьи В. Г. Белинского о Пушкине (от слов «Общий колорит поэзии Пушкина...» до слов «Кто милой деве даст название супруги...»).
2. Найдем основной тезис данного отрывка: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность и в этом огромное воспитательное и образовательное влияние его лирики».
3. Какие аргументы приводит Белинский в доказательство своей мысли?
1) Сочетание «...изящно-гуманного чувства с пластически изящною формою в юношеских стихотворениях Пушкина».
2) «Та же трогающая душу гуманность, та же аристократическая прелесть в стихотворениях поэта возмужалого».
3) «Наконец, это изящно-гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно-святым в испытанном, но не побежденном жизнью поэте».
4. Как развертываются аргументы?
I аргумент: сначала Белинский приводит факты из жизни Пушкина, цитирует его стихотворения, затем обобщает: «Это чувства юноши».
II и III аргументы: Белинский начинает раскрывать их с утверждения общей мысли, затем с подтверждения ее, цитирует стихотворения Пушкина.
5. Убивает ли эта строгая логичность эмоциональность рассуждения? (Нет.)
Вывод. Главная часть рассуждения строится как цепь умозаключений, обосновывающих тезис. Строгая логичность в построении рассуждения не убивает его эмоциональности, яркости, выразительности, а, наоборот, повышает.
Таким образом, способ (или форма) доказывания — это цепь умозаключений, с помощью которых обосновывается истинность тезиса.
III. Письменная работа.
Учитель. Обдумайте тему «Каким представляется мне Пушкин как автор стихотворения...» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните с утверждения основного тезиса.
Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению: выучить одно из предложенных стихотворений, уметь его прокомментировать, проанализировать.
Урок 35
ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О ПУШКИНЕ
(внеклассное чтение)
Урок-концерт
Ход урока
Солнце — одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его.
Л. Успенский
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!