I . Вступительное слово учителя о русской Пушкиниане. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

I . Вступительное слово учителя о русской Пушкиниане.

2019-09-17 288
I . Вступительное слово учителя о русской Пушкиниане. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

II. Чтение стихов поэтов ХХ в. об А. С. Пушкине (по выбору учащихся).

Прослушивание стихов сопровождается вопросами учителя, направленными на определение уровня восприятия того или иного произведения, оценкой чтения. В тетрадях фиксируются имена авторов, названия, краткие комментарии.

 

Программа концерта:

— А. Ахматова «Смуглый отрок бродил по аллеям...» (1911);

— М. Цветаева «Встреча с Пушкиным» (1913);

— Н. Клюев «Где рай финифтяный и Сирин» (1916—1917);

— Б. Пастернак «Тема» (1918);

— А. Блок «В альбом Пушкинского дома» (1921);

— М. Кузмин «Пушкину» (1924);

— С. Есенин «Пушкину» (1924);

— В. Маяковский «Юбилейное» (1924);

— Э. Багрицкий «А. С. Пушкин» (1929);

— Б. Корнилов «Это осень радости виною...» (1937);

— Н. Рыленков «Бессмертие» (1937);

— А. Твардовский «К портрету Пушкина» (1937);

— С. Гудзенко «После марша и ночной атаки...» (1945).

Литература к уроку: Сб. «Венок Пушкину». — М.: Советская Россия, 1987.

 

III. Чтение лучших работ «Мой Пушкин».

 

Домашнее задание: знать текст романа «Евгений Онегин».

 

Урок 36

РОМАН А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ.

«ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА

 

Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

1) Роман, «...в котором отразился век...».

Мы подошли к вершинному поэтическому созданию Пушкина — роману в стихах «Евгений Онегин».

Удивил ли вас жанр «Евгения Онегина»? Современники по привычке называли его поэмой. Но для Пушкина «Онегин» — роман! Не догадываетесь, почему?

Но что такое «роман»? Заметьте: примечателен он не столько объемом, сколько... Может быть, кто-то меня продолжит?

Нет ли истоков романа... в лирике? Роман — это прежде всего глубочайшее и всестороннее проникновение в «я» героя, в его характер, сокровенные тайны личности — то, что именуется психологизмом.

Поэзия подошла вплотную к созданию романа. Мы привыкли к роману прозаическому, но оказывается, ему предшествовал стихотворный. Оказывается, проза намного сложнее!

 

2) Искусство строфы.

В письме к П. А. Вяземскому, строкой которого открывается I глава, Пушкин, едва приступив к «Онегину», сообщал: «Пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!» Что это значит? Труден ли роман для писателя?.. Или для читателя? Как вы отнеслись к предстоящему чтению? Боялись? Думали, что будет скучно, утомительно? И в самом деле, на протяжении всего повествования — восьми глав! — один и тот же размер. Определите его. Да, это 4-стопный ямб.

Казалось бы, какое однообразие ритма, интонации. Но в действительности поразительно многообразно, непохоже звучат строки романа. Вот загадка пушкинских стихов! Как построены главы? Они написаны строфами. Легко ли создать столь пространную (14 строк!) строфу, получившую имя «онегинской»? Пока ни один поэт не смог ее повторить. В чем ее тайна? Почему она придает такую живость и гибкость, динамику и выразительность стихотворному повествованию, и пушкинский 4-стопный ямб звучит столь многообразно?

 

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории» в хрестоматии, с. 159—160.

 

3. Изучение стилистики романа.

1) Чтение и анализ I главы.

— Каково было читать первую главу? Удалось ли самостоятельное чтение?

— Прочитаем первую главу еще раз.

Чтение текста учителем или подготовленным учеником со слов «Не мысля гордый свет забавить…»

— Как озаглавили бы вы эти строки? «Вступление»? «Пролог»? «Зачин»? В какой-то мере все это справедливо. Но тогда к чему это обращение: «Хотел бы я тебе представить / Залог достойнее тебя...»: Что значит здесь местоимение 2-го лица? Нет, это не обычный «пролог», не «зачин», а посвящение!

Встречались ли вы с произведениями, которые автор кому-либо посвятил, и понятно ли вам, как вошел в литературу обычай посвящения? Почему Пушкин «кому-то» посвятил «Онегина»? Да, поэт объясняет это сразу же: «Вниманье дружбы возлюбя», а как умел Пушкин дружить — может быть, как никто другой! — хорошо известно. Но вот вопрос: кто удостоился этой чести — быть «адресатом» пушкинского романа? Дельвиг, Кюхельбекер, Жуковский, Вяземский? Перечень всех друзей Пушкина был бы очень обширен. Но вот что интересно: поэт не называет имени того, кому роман посвящен. Почему? Может быть, для Пушкина посвящение было «залогом дружбы», не относящимся к конкретному лицу?

Чем же роман был для Пушкина, как он писал (стремился писать!) его главы? И почему «собранье пестрых глав» в «посвящении» растянулось на несколько строк?

Кого почувствовали, услышали, открыли вы в первой главе? Только ли героя романа? Нет, мы чувствуем и слышим Автора, его присутствие в романе. Зачастую исповедь поэта оттесняет героя.

А как вы отозвались на обращение автора к читателю? Обратили ли внимание, как это сразу сближает нас с поэтом и его творением - настолько, что мы становимся едва ли не действующими лицами романа, а то и... его «соавторами».

Согласны ли вы с великим русским критиком В. Г. Белинским, пожалуй, самым проницательным читателем, заметившим, что «Евгений Онегин» — «самое задушевное создание Пушкина», «любимое дитя его фантазии»?

 

2) Этот «странный» Онегин.

— Интересно ли было читать I главу? Как встретили Онегина? Как открывает поэт «странности» своего героя?

— Почему поэт избрал для I строфы монолог героя?

— Представьте на месте Онегина кого-либо из его сверстников, Молчалина например... Как бы он чувствовал себя по дороге к умирающему дяде?

— Онегин и его «окружение»: как запечатлел их поэт?

— Как меняется пушкинское повествование в строках об отношении «света» к Онегину?

— Что таится в ключевом слове «педант», да еще с союзом «но»?

— Статичен ли образ Онегина в I главе, или же герой романа меняется?

Да, с ним что-то странное происходит, но что же? Почему «денди» Онегин, безукоризненный светский юноша, становится... неузнаваемым?

— Какими словами вы передали бы «сочувствие» автора Онегину в I главе? («Но был ли счастлив мой Евгений?..»)

— В чем лексическое своеобразие I главы? Какими словами она пестрит? (Гомер, Феокрит, Ювенал, Адам Смит.)

Давайте вместе с героиней романа Татьяной рискнем отправиться в кабинет Онегина (увы, в отсутствие хозяина).

Чтение ХIХ, ХХII строф седьмой главы.

— Сопоставьте строфы I и VII глав. Открылся ли вам мир Онегина?

 

3) Автор и его герой.

Одинок ли Онегин в пушкинских строках? Почему рядом с ним то и дело появляется Автор?

— А в каких «отношениях» находятся Автор и его герой? Со- поставьте их.

— Как написаны «онегинские строфы» и авторская исповедь?

Представьте: в романе не было бы строф, которые мы называем «лирическими», нам «легче» было бы следить за чувствами и занятиями Онегина, ничто не отвлекало бы от сюжета... Выиграл бы роман?

«Посвящение» — это своеобразный ключ к поэтическому миру романа, его прочтению. Мы отмечаем лиризм и иронию I главы, ее диалогизм, непринужденный разговор автора с читателем о герое и о себе. И читатель становится невольным «собеседником» поэта, понимает, что Онегин характер трагический, чувствует надломленность героя в пронзительности психологических деталей («Томясь душевной пустотой...») и прерывистости стихотворного повествования («Читал, читал, а все без толку...»). Мы поражаемся гармонии, идеальности пушкинского «я», звучащего в пылкости признаний, простодушии лиризма, ритмико-интонационном и синтаксическом единстве строфы («Волшебный край. Там в стары годы...», «Блистательна, полувоздушна...», «Я помню море пред грозою…»)

 

4. Работа с материалами учебника (с. 163).

Сопоставьте взгляды Белинского и Писарева на роман (полемика связана с образом Онегина). Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор, являясь лирическим героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?

 

II. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 157); задание по рядам: «Мое представление о: 1) Ленском; 2) Татьяне; 3) Онегине».

 

Урок 37

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». СЮЖЕТ

 

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом.

 

Ход урока

 

I. Реализация домашнего задания.

1. Беседа.

— Кого можно считать главным героем романа? Почему?

— Какова роль несюжетных и второстепенных персонажей?

— Что позволяет автору объединить их всех в одном романе? (Онегин, по имени которого назван роман, — главный, центральный персонаж. Это безусловно, но он, словно магнит, притягивает других, казалось бы второстепенных, героев, которые помогают раскрыть характер «духовной жаждою» томимого Евгения. Все эти судьбы и характеры создали уникальный образ — образ русского общества I четверти ХIХ в.)

 

2. Выступления учащихся с цитированием (домашнее задание по рядам).

 

II. Работа по теме урока.

Драматические судьбы героев романа — отражение судеб лучших людей пушкинского времени.

Автор:

— незримо присутствует всегда и везде;

— принимает участие в судьбе героев;

— делится с читателями своими мыслями и чувствами;

— рассуждает о нравах и морали общества.

1. Разбор центральных образов романа.

1) Ленский.

— Почему столь значительны строки о приезде Ленского? Какова его роль в романе?

— Зачем Пушкин вводит в роман Владимира Ленского?

— Ленский — поэт. Как подал нам Пушкин творчество юноши-поэта?

— Попробуйте определить жанр «стихов Ленского».

— Почему автор романа вначале иронически отзывается не только о творчестве Ленского, но и о романтизме вообще: «Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовем...» (ведь еще недавно Пушкин сам был правоверным романтиком!), а затем отказывает стихам Ленского в романтизме, попутно иронизируя над наивным представлением своих современников. о романтической поэзии («Хоть романтизма тут нимало / Не вижу я; да что нам в том?»)?

 

2) Онегин — проблемный герой, «герой времени».

— Личность его сформировалась в петербургской светской среде. В I главе мы из предыстории уже узнали основные социальные факторы, обусловившие характер Онегина: принятое в те годы воспитание детей из высших слоев дворянства, обучение «чему-нибудь и как-нибудь», первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение 8 лет.

В ранней юности Онегин — «добрый малый, как вы да я, как целый свет».

Характер его показан в движении, в развитии. Уже в I главе мы видим перелом в его судьбе: он смог отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни».

— Вспомните затворничество Онегина: его необъявленный конфликт с высшим светом в I главе и с обществом деревенских помещиков — во II—VI главах.

— Найдите слова, которыми вы сказали бы об Онегине и Ленском, сопоставляя их, и составьте словарник антонимов:

Онегин                    Ленский

…                           …

…                           …

…                           …

— Кто выигрывает от антитезы: Онегин — Ленский? Какими видятся нам Ленский и Онегин в дружбе? Испытания дружбой Онегин не выдержал. Причина — его неспособность «жить чувством».

Вот так описывает Пушкин его состояние перед дуэлью:

 

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь...

 

На именинах Татьяны он также показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Лишь после убийства Ленского Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений».

— А как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной?

Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Но как человек благородный и душевно тонкий, он сумел увидеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Однако смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека. И в любви он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока полюбить (с. 168 хрестоматии).

И только трагедия (смерть Ленского) смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

— Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге?

Это новый этап в духовном развитии героя: он преобразился, впервые испытав настоящее чувство, но оно обернулось для него любовной драмой; теперь уже Татьяна не может (не нарушив супружеского долга) ответить на его запоздалую любовь.

Теперь его разум побежден, он любит, «ума не внемля строгим пеням». Он «чуть с ума не своротил или не сделался поэтом...».

— Почему Автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств?

Именно любовью и дружбой, по мнению Пушкина, испытывается человек, именно они раскрывают богатство души или се опустошенность.

 

3) «Татьяны милый идеал...».

— Нужны ли в романе сестры Ларины? Как входят в роман героини?

— Почему они производят столь контрастное впечатление? Причем каждая из них может расположить к себе, полюбиться читателю или, напротив, в чем-то покоробить...

— Почему для одних Ольга «мила», иные же не могли отделаться от иронической улыбки, читая о ней?

— В чем, может быть, с особенной резкостью сказалось отношение поэта к Ольге?

— Необходима ли Ольга в романе?

— Как входит в роман Татьяна?

— В каком признании выражено отношение Пушкина к Татьяне? К чему это извинение: «Простите мне: я так люблю...»? В какой строке отзовется эта пушкинская влюбленность в героиню романа?

— «Татьяны милый идеал...». Действительно ли идеален образ Татьяны?

— Почему строки, посвященные Татьяне, так завораживают? Можно ли их переложить на музыку?

— П. И. Чайковский, создавая оперу «Евгений Онегин», первоначально намеревался назвать ее именем героини романа — «Татьяна Ларина», обозначив жанр своего произведения как «лирические сцены»; оправдано ли это?

— Татьяна поразила и даже отпугнула своею «странностью» современников. А вас?

— Каков же мир Татьяны? Как дорисовывает его поэт в последних главах романа? Случайно ли «снится чудный сон Татьяне»? Почему этот сон так страшен? Перечитаем третью строфу V главы:

 

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут...

 

— К чему это отступление?

— Вспомните «московские» страницы седьмой главы: случайно ли Татьяна оказывается в Москве, только ли «ярмарка невест» объясняет ее появление в первопрестольной? И почему именно на этих страницах мы слышим: «Москва! Как много в этом звуке...»?

— А какие страницы, посвященные любимой героине поэта, особенно пленительны?

Чтение наизусть «Письма Татьяны» подготовленным учеником.

— Что самое удивительное в нем?

— Меняются ли интонация, смысл пушкинского романа после признания Татьяны?

— В чем автор оправдывает героиню: «За что ж виновнее Татьяна?»

— Почему Татьяна, по воле автора, приходит в усадьбу Онегина, уединяется в его кабинете?

— В чем трагизм образа Татьяны?

В одиночестве героини и обреченности ее романтической любви. Письмо Татьяны — это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение «идеальности» героини.

— А «Письмо Онегина»? Какие его строки потрясли вас особенно?

— Сравните два письма: какое из них трагичнее, поэтически сильнее?

— Апофеоз образа Татьяны (с. 171—174 учебника). Как передал поэт перемены в ней? Как вы их объясните?

— Что же — Татьяна, «законодательница зал», подчинилась «свету»?

— Почему так потрясает монолог «А мне, Онегин, пышность эта...» (с. 173, строфа XLVI). Почему так трогают, остаются в памяти эти строки?

Образ Татьяны — вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

 

2. Составление опорной схемы.

 

3. Разбор особенностей сюжета романа.

I особенность:

 

I I особенность:

 

III особенность:

Образ повествователя раздвигает границы конфликта — в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.

 

4. Пересказ статьи хрестоматии (с. 157) (домашнее задание).

 

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

2) вопрос 5 (с. 180) — устно (об иллюстрациях к роману);

3) подготовиться к итоговому тесту по творчеству А. С. Пушкина.

 

Урок 38


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.