Или сказка о волшебном зёрнышке — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Или сказка о волшебном зёрнышке

2019-09-09 2746
Или сказка о волшебном зёрнышке 4.50 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Однажды, в стародавние времена, жил в одной деревне бедный юноша. Ветхая избушка да клочок земли – вот и всё, что у него было. Трудился он от зари до зари на своём поле, чтобы хоть как-то прокормиться. Но урожай был очень и очень скуден. И вот как-то работал он в поле и вдруг увидел на земле маленькую птичку. Она повредила крыло и умирала. Юноша принёс её к себе в дом, обогрел, накормил и стал лечить её больное крылышко.

 

11

 И вот птичка поправилась, и пришло время отпустить её на волю. На прощанье сказала птичка юноше:

 - Я вижу, как бедно ты живёшь. Но у тебя доброе сердце, и я помогу тебе. Я дам тебе волшебное зёрнышко. Ты должен лишь бросить его в землю и сказать волшебные слова: «Крекс! Пекс! Фекс!» И наутро увидишь, что получится.

 С этими словами птичка взмахнула крыльями и улетела, а на крыльце осталось лежать маленькое хлебное зёрнышко. Юноша бережно поднял его, осторожно посадил в землю и произнёс слова, которым его научила птичка:

     - Крекс! Пекс! Фекс! И ушёл в дом.

Наутро он проснулся, вышел на крыльцо и прошептал:

 - Не может быть!

 На том самом месте, где вечером было посажено зёрнышко, теперь возвышалось огромное дерево с могучими ветвями, и на ветвях росли какие-то неведомые плоды. Юноша подошёл ближе и увидел, что это… множество маленьких круглых булочек – сдобных, горячих, источающих просто восхитительный аромат! Изумлённый юноша опустил глаза и обнаружил под деревом большой стол, на котором кипел самовар и стояли чашки и блюдца. Всё было готово к чаепитию.

 - Как аппетитно пахнет! – воскликнул юноша. – Попробую-ка я одну из булочек, они, должно быть, вкусные!

 И он сорвал булочку с ближайшей ветки. Не успел он это сделать, как на месте сорванной тут же появилась другая – такая же сдобная и аппетитная. Юноша откусил кусочек и воскликнул:

 - Да я ничего вкуснее и слаще в жизни не пробовал! Сейчас я созову всю деревню – и мы устроим пир на весь мир!

 Не прошло и часа, как вся деревня сидела за большим столом и угощалась вкуснейшими сладкими булочками, запивая их ароматным чаем из сказочного самовара. И сколько бы булочек не срывали с чудесного дерева, на нём тут же вырастали новые, ещё слаще и вкуснее прежних!

     Вдоволь насытившись, гости расселись в тени раскидистого дерева, и юноша поведал всем удивительную историю про птичку, зёрнышко и волшебные слова.

     - А что это были за слова? – спросил его один из старейшин.

 - Крекс, пекс, фекс, - ответил юноша. - Крекс, пекс, фекс… - задумчиво произнёс мудрый старик. – Пусть же будет не «крекс», не «фекс», а просто… КЕКС! Так отныне мы будем называть эту маленькую булочку, которая смогла накормить всю деревню. И все с этим согласились. С тех пор люди в этой местности никогда больше не знали голода.

А на свете появился вкусный кекс, который по сей день любят и взрослые, и дети!

12

Русские хлеб-да-соль

Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями.

Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло иностранных путешественников, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские.

Русский историк XVIII века Иван Болтин писал, что " русские вообще едят больше хлеба, чем мяса" и что " рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов черного хлеба ".

Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу черного хлеба, мечтают о нем как о великом благе. Много белого хлеба едят в восточных странах - в Закавказье и Средней Азии.

 

 

13

Русский национальный хлеб - это черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа издревле была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия для всей истории России. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, на католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба.

В середине XI века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор об евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный (опресноки) согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва IX употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был бы невозможен.

На протяжении веков искусство хлебопечения в России получило исключительное развитие, в результате чего было создано то разнообразие сортов и видов национального хлеба, которым всегда славилась Россия. Этот процесс не окончился, между прочим, и по сей день. Российские хлебопеки разработали технологию выпечки таких сортов хлеба, как обдирный, столовый, барвихинский, освоили выпечку до десятка сортов диетических хлебов, среди которых докторский, здоровье, белково-отрубной, молочный, ахлоридный, бессолевой. В то же время широкое распространение имеют в стране проверенные вековым опытом народа традиционные хлебные сорта вроде заварного, пеклеванного, бородинского, красносельского, калачей, ситников, саек. Большинство из этих старых сортов ведут свое начало с XIV - XV веков.

Для каждого вида хлеба в русском языке существуют свои названия, как правило, непереводимые на другие языки.

Таковы московские калачи и сайки, смоленские крендели, валдайские баранки, калужское соложеное тесто.

   

 

14

Любимые народом виды и сорта национального хлеба имеют большую популярность в наши дни. К их числу принадлежат, например, сайки, ситники (ситный хлеб) и калачи. Эти три основных вида национального русского хлеба, выпекаемого из пшеничной (белой) муки, - единственные "пшеничные исключения" на фоне многообразия ржаных русских хлебов.

Сайки - это русский белый хлеб с очень тонкой, мягкой корочкой в отличие от французских булок с хрустящей плотной корочкой.

Из всех белых хлебов России самым скважистым является Калач. За это его особенно и любят. Скважистость всегда была показателем высокого качества хлеба, точнее, одним из пяти основных показателей: внешний вид, цвет, вкус, аромат и скважистость. Калачи принадлежат к ситным хлебам.

В России издавна были известны калачи московские и муромские. Но муромские остались лишь в пословицах, а московские сохранились до наших дней. Благодаря своему высокому качеству московский калач издавна прославился на всю Россию. "Московские калачи, как огонь, горячи", - одобрительно говорили в народе.

Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Он - символ народного благополучия. Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая черного хлеба с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древними уже забытым символом охраны, сбережения дома от пожара, позднее она стала высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба-соли как высший и торжественный знак народного расположения сохранился и до сих пор.

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы.

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель.

 

15

Сочетание хлеба и соли у многих народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло».

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом.

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота.

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора».

На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

Распространенный русский обычай встречать гостей хлебом-солью вошел и в свадебные обряды, только встречали не гостей, а молодого мужа и жену из-под венца. После венчания свадебный поезд отправлялся к дому жениха, куда после свадьбы входила молодая жена. Свекровь обводила молодоженов вокруг хлебной дежи («дежа – кадка, в которой квасят и месят тесто на хлебы» В.Даль), застеленной рушником, на который клали хлеб с щепоткой соли.

 

16

     Теперь родители встречают молодых у порога с напутствиями и пожеланиями. Мама жениха (свекровь) подает им хлеб-соль на подносе, покрытом нарядным расписным рушником и просит отведать «хлеба мира и соли земли».

Мама невесты (теща) благословляет молодых семейной иконой. Это может быть образ Богородицы, Николая Чудотворца либо святого – покровителя семьи. Отец невесты (тесть) держит поднос с двумя бокалами, а отец жениха (свекор), может торжественно вручить невесте грамоту о том, что она с радостью принята в семью.

     Молодые откусывали от одного каравая, чтобы было у них в семье единение, совет и любовь. А когда входили в дом, их обсыпали дождем из зерна и хмеля, чтобы жили богато. Возможно, корни этой приметы лежат в крестьянском веровании русского народа-земледельца, ведь дождь несет в себе саму жизнь.

 

Интересных фактов о каравае

Издавна хлеб на Руси воспринимался как щедрый дар матушки-земли. Он являлся символом плодородия и богатства. Но особенную роль в жизни славян играл каравай, круглая форма которого напоминала о почитаемом язычниками боге Солнца.

1.На свадьбе

Традиция печь свадебный каравай сохранилась до наших дней. Предки дозволяли выпекать каравай только замужней женщине, которая при этом счастлива в браке и имеет послушных детей. Славяне верили, что часть своего счастья женщина способна передать через каравай молодоженам. А вот сажать в печь каравай должен был непременно женатый мужчина. В источниках, к сожалению, не указывается, должен ли он быть наделен такой же порядочностью, как та, что готовила каравай. Чем больше размер каравая, тем счастливее будет новоиспеченная семья. Иногда каравай делали таким большим, что для того, чтобы его достать, приходилось слегка разбирать печь. Наши предки ни в коем случае не позволяли себе кусать или ломать обрядовый хлеб. Его нужно было только трижды поцеловать. Разрезали каравай уже на свадебном пире, при этом орудовать ножом мог только ребенок.

 

2.Во время рукобития на девичнике

Каравай появлялся на свадебной «арене» задолго до церемонии. Например, он был одним из важных атрибутов обряда рукобития, являясь символом благополучного завершения сговора между представителями жениха и родителями невесты. Так, в Ярославской области сват соединял руки отцов невесты и жениха, трижды проводил под их руками караваем, а затем разламывал хлеб пополам и передавал отцам.

В Курской губернии после успешного сговора сваты и родители невесты обменивались караваями. Каравай также пекся накануне свадьбы, когда невеста собирала подруг на проводы своей прежней жизни. Каравай так и назывался – «девичник».

 

3. На новоселье

На новоселье пекли очень большие караваи, что не удивительно, ведь на праздник собиралась вся семья, приезжали родственники и друзья. Тесто по традиции замешивал глава семейства, а вот выпекала хлеб хозяйка. На праздничном столе каравай занимал центральное место. Угощения должно было обязательно хватить всем участникам застолья, при этом несколько кусочков прятали по разным углам дома. Эта процедура была направлена, конечно же, не на поддержание сладкой жизни мышей и прочих грызунов, а способна была, по убеждению наших предков, избавить дом от напастей и беды.

 

4. На похоронах

Каравай сопровождал человека и в последний путь. Его выпекали до похорон, а во время обряда устанавливали на крышку гроба. После погребения каравай выступал в роли поминального угощения – его раздавали всем, кто пришел проститься с усопшим. Интересно, что каравай для похорон ничем не отличался от свадебного, а в случае похорон молодого неженатого парня и вовсе представлял собой свадебный атрибут, который закреплял союз покойника с матушкой-землей.

 

5. Инь и Янь по-славянски

Символика каравая сочетает в себе женское и мужское начала. Изначально слово писалось и произносилось как «коровай» и этимологически было связано с лексемой «корова». Такое написание можно встретить, например, у Гоголя. Только позднее в процессе закрепления аканья в письменной речи «коровай» превратился в «каравай». Корова олицетворяла собой женское начало, а суффикс «-ай» являлся символом мужчины-быка. В этой связи не случайными оказываются украшения каравая скрученными из теста рожками.

 

6. На рушнике

Каравай, которым встречали гостей, обязательно выносили на рушнике. При этом, например, для новобрачных каравай размещали на его красных концах, белая же середина рушника провисала. Обычно каравай выносила мать, а отец держал икону, которой благословляли молодых. Узоры на рушнике имели сакральный смысл и напоминали о связях, которые имеет человек со своими предками.

18

7. Последний шанс насолить

Сначала караваи почти не декорировали. Если и допускалось украшательство, то скромными косичками. Позднее каравай стали украшать замысловатыми тестяными орнаментами, а также веточками калины, которую язычники наделяли мистическими свойствами. Сама ягода и ветки дерева символизировали любовь и счастье. А вот присутствие солонки на каравае не обязательно. Так, на свадебном каравае чаще она отсутствовала, зато была обязательным атрибутом на каравае «хлеб-соль», которым встречали гостей. Символическое значение солонки потрясающее: тому, кому преподносится такой каравай, дается последний шанс насолить хозяевам. В случае с молодоженами – насолить друг другу. После этого будьте любезны быть добрыми, порядочными и заботливыми.

 

 

Пословицы и поговорки о хлебе:

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

 

Без хлеба всё приестся.

 

Будет хлеб, будет и обед.

 

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

 

Без хлеба и у воды жить худо.

 

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

 

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

 

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

 

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

 

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

 

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда

 

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

 

19

Пот на спине, так и хлеб на столе.

 

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

 

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

 

Хлеб в закромах – счастье в домах.

 

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

 

Приметы о хлебе:

 

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

 

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

 

     Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

 

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

 

 Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

 

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

 

 

Загадки:

 

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят.

 (Колосок)

 

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт.

(Поле)

 

20

В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь, …!»

 

(Каравай)

 

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый.

(Хлеб)

 

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Зерно)

 

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик)

 

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог)

 

 

Чувством любви к Родине, к хлебу, который растет на наших российских полях проникнуты многие художественные произведения: стихи, рассказы, сказки, легенды, притчи:

 

21

Я. Аким «Хлеб»

Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»

Д. Биссет «Про лужу и булочку с изюмом»

Е. Благинина «Песенка о колоске»

В. Дацкевич «От зерна до каравая»

Е. Емельянова «Расскажите детям о хлебе»

П. Коганов «Хлеб - наше богатство»

«Колобок» - руссккая народная сказка

«Колосок» - украинская народная сказка

Л. Кон «Как хлеб растет» (из книги «О растениях»)

«Котик - золотой лобик» - белорусская народная сказка

В. Крупин  «Отцовское поле»

Ю. Крутогоров «Дождь из семян»

Легенда о том, как появился хлеб или сказка о волшебном зернышке

«Легкий хлеб» - белорусская сказка

А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

К. Паустовский «Теплый хлеб»

Е. Пермяк «Колосок»

В.Путилина «Тёплый хлеб»

В. Ремизов «Хлебный голос»

Н. Самкова «О хлебе»

Я. Тайц «Все здесь»

И. Токмакова «Что такое хлеб»

Е. Усович «Чудесные пряники»

К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

«Хлебороб» - украинская народная сказка

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»

Ю. Яковлев «Цветок хлеба»

 

Также теме «Хлеб» посвящены произведения изобразительного искусства: И. Шишкин «Рожь», Г. Мясоедов «Страдная пора (Косцы)»,  М. К. Клодт «На пашне»,   И. И.Левитан «Дорога во ржи (Рожь)», Т.Н.Яблонская «Хлеб» и другие.

 

22

 

И. Шишкин «Рожь». 1878.

 

 

 

Т.Н.Яблонская «Хлеб». 1949.

23


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.