Информационно-библиографическое пособие — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Информационно-библиографическое пособие

2019-09-09 514
Информационно-библиографическое пособие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В помощь семейному чтению

Верховье

2016

 

ББК 91я 1

    Од 40

 

 

Составитель: Л. Величкина

 

Ответственный за выпуск: Л. Величкина

 

 

Ода хлебу: информационно-библиографическое пособие в помощь семейному чтению / Межпоселенческая районная    библиотека Верховского района Орловской области; сост. Л. Величкина. – Верховье, 2016. – 28 с. – [16 библиогр. зап.].

 

Хлеб и труд. Эти понятия неразрывны. Это пособие о хлебном зерне, о хлебе насущном и о труде хлеборобов – людей древнейшей профессии. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.

О хлебе слагали гимны, легенды, песни. О нём говорили как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Хлеб берегли. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно.

Очень полезно читать сказку «Девочка, которая наступила на хлеб» Г.- Х. Андерсена деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей.

Предлагаем родителям и их детям литературу об истории хлеба и хлебных изделий, легенды и притчи, загадки, пословицы и поговорки.

 

 

  © Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области 303720, Орловская область, Верховский район, п. Верховье, ул. Привокзальная, 3 Телефон: (486 - 76) 2 – 32 - 43 E-mail: [email protected]   © Лариса Величкина

  Хлеб - дар божий, отец, кормилец

 

 

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда.

Если бы удалось посадить за один стол всех, кто когда-либо сказал доброе слово хлебу, мир бы услышал гимн хлебу!

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

О хлебе слагали гимны, легенды, песни. О нём говорили как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Хлеб берегли. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малых лет детей учили ценить и беречь каждый кусок хлеба, как самое дорогое богатство. И в наши дни с хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей. Ведь в человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственности. Не случайно люди сложили о хлебе множество стихов, пословиц и поговорок: «Где  хлебно и тепло, там и жить добро», «Хлеб да соль – и обед пошёл», «Хлеба ни куска – и стол доска». Это свидетельствует о безграничном уважении и любви к хлебу, которыми он пользовался на протяжении всей истории человечества.

 

 

 

1

Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельченные зерна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. А выглядел он примерно так. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб, правда? Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.

А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.

Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».

Хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть.

Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.

В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба.

2

Какой это маленький кусочек! Этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

В музее истории Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба

Это суточная блокадная норма на одного человека. В хлебе этом мало муки. Много примесей:

Ржаная мука – 73%;

Целлюлоза – 10%;

Кукурузная мука – 3%;

Хлопковый жмых -10%;

Мучная сметка и вытряска из мешков – 2%;

Обойная пыль – 2%.

Норма выдачи хлеба на декабрь 1941 года.

Рабочие и ИТР - 250 г.

Служащие - 125 г.

Иждивенцы - 125 г.

Дети - 125 г.

Чем отличалась детская карточка от иждивенческой? Детская карточка выдавалась детям до 12 лет. С 13-и лет- иждивенческая. На нее не выдавали не выдавали пряников и конфет.

Свидетельства тех дней потрясают: с начала сентября 1941 по декабрь 1941 года военный совет 5 раз сокращал нормы выдачи хлеба. Хлеб был желанен, как ничто и никогда прежде.

Представьте хлебную карточку - бумажный листок, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За 5 таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паек. 25 граммов хлеба - величина почти неосязаемая. Да и сумма всех пяти слагаемых так мала, что ее недостаточно для жизни. Ленинградская блокадная карточка. На каждой напечатано: "При утере карточка не возобновляется". Суровая мера, но необходимая. Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Город жестоко голодал. Об этом рассказал в книге " Блокадные новеллы " писатель Олег Шестинский, который пережил ленинградскую блокаду, будучи мальчишкой.

Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.

3

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.

Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Первый в России МУЗЕЙ ХЛЕБА открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть быт наших предков. А главное понять. Как они относились к хлебу.

 

Есть в музее и совки для муки, и квашни и опарники для теста, и ручные мельницы.

 

ХЛЕБНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ: самая длинная булка – 9 метров – была выпечена в городе Акапулько в Мексике в 1996 году.

 

4

Хлеб стал символом гостеприимства – «хлеб – соль», дружелюбия, мира.

 

 

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб - самый главный и почитаемый продукт на нашем столе, притча же является одной из самых древних форм устного творчества. Что такое хлеб знают все, а знаете, что такое притча? Это – иносказательное повествование со скрытым смыслом. Эти недлинные поучительные рассказы очень часто встречаются в Библии, Коране и Евангелие.

Обычно в притче описывается некая ситуация или случай из жизни, вывод из которых должен сделать сам слушающий. Интересный момент, что если в русских поучительных притчах рассказывается о хлебе, то хлеб этот всегда ржаной. В творчестве других народов зачастую говорится о пшеничном хлебе.

Притч о хлебе великое множество, предлагаю вашему вниманию лишь некоторые, наиболее интересные и поучительные из них.

5

БЕСКОНЕЧНЫЙ ХЛЕБ

 

Жила-была бедная старушка. Была она такая бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у нее соседка злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью ее попрекала. И как-то заметила соседка, что как только она принимается хлеб печь, у старушки тоже из трубы дым идет, будто хлеб печется.

— Неужто эта нищенка тоже разбогатела? — удивилась соседка. — Надо бы заглянуть к ней, проверить.

Заходит соседка к старушке и видит, что та действительно каравай из печи вынимает.

Посадила старушка соседку за стол, хлебом свежим ее угощает.

Удивляется соседка:

— Откуда же у тебя хлеб? Недавно ты была беднее бедного, а теперь каждый день хлеба печешь?

И рассказала ей старушка, что устала она от того, что её бедностью беспрестанно попрекают. И стала дымящуюся головню в печь подкладывать, когда соседка принималась хлеб печь. Неделя так проходит, другая, вот старушка и придумала:

— А дай-ка я буду Бога о милости просить каждый раз, как головню в печку кладу.

Так и стала она поступать. Положила она головню в печку, помолилась, и вдруг кто-то стучится в окошко. Стоит старик нищий, весь в лохмотьях, хлебушка просит. А хлеба-то в доме нет ни куска. Отдала старушка старичку последнюю свою картофелину. Тот ее съел и снова хлеба просит.

Откуда же я тебе, старче, хлеба возьму? — говорит старушка.

— А ты из печи достань, — отвечает старичок.

Заглянула старушка в печь, а там и впрямь готовый каравай лежит. Охнула она, достала каравай из печи да стала старичка кормить. Он съел весь каравай и еще просит.

— Нет у меня больше хлеба, — говорит старушка.

— А ты снова из печи достань, — говорит старичок.

Смотрит старушка, а там опять каравай лежит.

Достает она каравай из печи, а сама вслух удивляется:

— До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?

— А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик.

Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб.

 

6

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ПРИТЧА О ХЛЕБЕ

 

     Некий православный воевода, отважный в сражениях и в собраниях разумный, служил еретическому царю и был в числе ближайших его советников. Однажды в присутствии многих обратился царь к воеводе и сказал ему:

- О твоей верности свидетельствуют воинские подвиги и заботливость в делах государственных, но, по совету священников моих, хочу я, чтобы принял ты и веру мою в знак своей преданности.

И ответил воевода:

- Сделаю я по слову твоему, государь, если священники твои принесут хлеб, одновременно и превосходный и негодный.

И, видя недоумение царя, продолжал он.

- Подобно царскому хлебу была душа моя размолота жерновами веры православной, просеяна через сито испытаний, прошла через воду крещения и была опалена святым огнем, и стал я достоин служить государю. Но если хлеб царский будет иссушен и вновь перемолот, смочен водой и поставлен в печь, и станет лучше прежнего, тогда пусть сделают тоже и со мной.

И слышавшие слова воеводы согласились с ним.

 

БУХАНОК ХЛЕБА

 

     Один человек каждый день покупал шесть буханок хлеба. Каждый день при любой погоде он ходил на базар за хлебом. Однажды друг спросил его:

- Скажи мне, что ты делаешь с этими шестью буханками, которые ты покупаешь изо дня в день? Ты ведь все равно не сможешь столько съесть.

На что человек сказал:

    - Я охотно объясню тебе: одну буханку я оставляю себе, одну выбрасываю, две отдаю обратно, а две даю взаймы.

     Услышав такое, друг только покачал головой:

  -Я не понял ни единого слова из того, что ты сказал; скажи яснее.

     Тогда человек ответил:

 -Хлеб, что я оставляю себе, я съедаю. Хлеб, который выбрасываю, отдаю своей теще. Две буханки, которые я возвращаю, даю моим матери и отцу, а те две буханки, которые я одалживаю, даю моим сыновьям.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.