Верховского района Орловской области — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Верховского района Орловской области

2019-09-09 393
Верховского района Орловской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Верховского района Орловской области

Информационно-библиографическое пособие

В помощь семейному чтению

Верховье

2016

 

ББК 91я 1

    Од 40

 

 

Составитель: Л. Величкина

 

Ответственный за выпуск: Л. Величкина

 

 

Ода хлебу: информационно-библиографическое пособие в помощь семейному чтению / Межпоселенческая районная    библиотека Верховского района Орловской области; сост. Л. Величкина. – Верховье, 2016. – 28 с. – [16 библиогр. зап.].

 

Хлеб и труд. Эти понятия неразрывны. Это пособие о хлебном зерне, о хлебе насущном и о труде хлеборобов – людей древнейшей профессии. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники.

О хлебе слагали гимны, легенды, песни. О нём говорили как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Хлеб берегли. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно.

Очень полезно читать сказку «Девочка, которая наступила на хлеб» Г.- Х. Андерсена деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей.

Предлагаем родителям и их детям литературу об истории хлеба и хлебных изделий, легенды и притчи, загадки, пословицы и поговорки.

 

 

  © Межпоселенческая районная библиотека Верховского района Орловской области 303720, Орловская область, Верховский район, п. Верховье, ул. Привокзальная, 3 Телефон: (486 - 76) 2 – 32 - 43 E-mail: [email protected]   © Лариса Величкина

  Хлеб - дар божий, отец, кормилец

 

 

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда.

Если бы удалось посадить за один стол всех, кто когда-либо сказал доброе слово хлебу, мир бы услышал гимн хлебу!

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

О хлебе слагали гимны, легенды, песни. О нём говорили как о живом существе, нарекая его самыми высокими именами: хлеб – кормилец, хлеб – батюшка. Хлеб берегли. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малых лет детей учили ценить и беречь каждый кусок хлеба, как самое дорогое богатство. И в наши дни с хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей. Ведь в человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственности. Не случайно люди сложили о хлебе множество стихов, пословиц и поговорок: «Где  хлебно и тепло, там и жить добро», «Хлеб да соль – и обед пошёл», «Хлеба ни куска – и стол доска». Это свидетельствует о безграничном уважении и любви к хлебу, которыми он пользовался на протяжении всей истории человечества.

 

 

 

1

Однажды древний человек нашел какие-то семена. Какими вкусными показались семена людям. Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджаривать размельченные зерна диких злаков, смешивал их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки из густой зерновой каши – теста. А выглядел он примерно так. Плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб, правда? Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.

А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кислого теста. Способ его приготовления был открыт около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испек лепёшки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех, которые готовились раньше.

Ну, а слово «хлеб» пришло к нам из Древней Греции. Греческие мастера выпекали хлеб в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос».

Хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть.

Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.

В блокадном Ленинграде в годы войны выдавали в день по 125 граммов хлеба.

2

Какой это маленький кусочек! Этот кусочек трудно назвать хлебом: его готовили из жмыхов, овсяной муки, а ещё добавляли гидроцеллюлозу. Такой крохотный кусочек хлеба в голодную военную пору человек получал на целый день! И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

В музее истории Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба

Это суточная блокадная норма на одного человека. В хлебе этом мало муки. Много примесей:

Ржаная мука – 73%;

Целлюлоза – 10%;

Кукурузная мука – 3%;

Хлопковый жмых -10%;

Мучная сметка и вытряска из мешков – 2%;

Обойная пыль – 2%.

Норма выдачи хлеба на декабрь 1941 года.

Рабочие и ИТР - 250 г.

Служащие - 125 г.

Иждивенцы - 125 г.

Дети - 125 г.

Чем отличалась детская карточка от иждивенческой? Детская карточка выдавалась детям до 12 лет. С 13-и лет- иждивенческая. На нее не выдавали не выдавали пряников и конфет.

Свидетельства тех дней потрясают: с начала сентября 1941 по декабрь 1941 года военный совет 5 раз сокращал нормы выдачи хлеба. Хлеб был желанен, как ничто и никогда прежде.

Представьте хлебную карточку - бумажный листок, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За 5 таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паек. 25 граммов хлеба - величина почти неосязаемая. Да и сумма всех пяти слагаемых так мала, что ее недостаточно для жизни. Ленинградская блокадная карточка. На каждой напечатано: "При утере карточка не возобновляется". Суровая мера, но необходимая. Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Город жестоко голодал. Об этом рассказал в книге " Блокадные новеллы " писатель Олег Шестинский, который пережил ленинградскую блокаду, будучи мальчишкой.

Нашим бабушкам приходилось также и самим выпекать хлеб и они знают, что это сложно, трудно – сделать так, чтобы хлеб стал вкусным, мягким, воздушным.

3

Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу.

Выбрасывать хлеб НЕЛЬЗЯ, ведь в него вложено столько человеческого труда. Трактористы, комбайнёры, пекари работают круглый год, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Первый в России МУЗЕЙ ХЛЕБА открылся в 1988 году в Санкт-Петербурге. Экспонаты этого необычного музея позволяют заглянуть в прошлое, увидеть быт наших предков. А главное понять. Как они относились к хлебу.

 

Есть в музее и совки для муки, и квашни и опарники для теста, и ручные мельницы.

 

ХЛЕБНЫЕ РЕКОРДСМЕНЫ: самая длинная булка – 9 метров – была выпечена в городе Акапулько в Мексике в 1996 году.

 

4

Хлеб стал символом гостеприимства – «хлеб – соль», дружелюбия, мира.

 

 

Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт. Подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб - самый главный и почитаемый продукт на нашем столе, притча же является одной из самых древних форм устного творчества. Что такое хлеб знают все, а знаете, что такое притча? Это – иносказательное повествование со скрытым смыслом. Эти недлинные поучительные рассказы очень часто встречаются в Библии, Коране и Евангелие.

Обычно в притче описывается некая ситуация или случай из жизни, вывод из которых должен сделать сам слушающий. Интересный момент, что если в русских поучительных притчах рассказывается о хлебе, то хлеб этот всегда ржаной. В творчестве других народов зачастую говорится о пшеничном хлебе.

Притч о хлебе великое множество, предлагаю вашему вниманию лишь некоторые, наиболее интересные и поучительные из них.

5

БЕСКОНЕЧНЫЙ ХЛЕБ

 

Жила-была бедная старушка. Была она такая бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у нее соседка злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью ее попрекала. И как-то заметила соседка, что как только она принимается хлеб печь, у старушки тоже из трубы дым идет, будто хлеб печется.

— Неужто эта нищенка тоже разбогатела? — удивилась соседка. — Надо бы заглянуть к ней, проверить.

Заходит соседка к старушке и видит, что та действительно каравай из печи вынимает.

Посадила старушка соседку за стол, хлебом свежим ее угощает.

Удивляется соседка:

— Откуда же у тебя хлеб? Недавно ты была беднее бедного, а теперь каждый день хлеба печешь?

И рассказала ей старушка, что устала она от того, что её бедностью беспрестанно попрекают. И стала дымящуюся головню в печь подкладывать, когда соседка принималась хлеб печь. Неделя так проходит, другая, вот старушка и придумала:

— А дай-ка я буду Бога о милости просить каждый раз, как головню в печку кладу.

Так и стала она поступать. Положила она головню в печку, помолилась, и вдруг кто-то стучится в окошко. Стоит старик нищий, весь в лохмотьях, хлебушка просит. А хлеба-то в доме нет ни куска. Отдала старушка старичку последнюю свою картофелину. Тот ее съел и снова хлеба просит.

Откуда же я тебе, старче, хлеба возьму? — говорит старушка.

— А ты из печи достань, — отвечает старичок.

Заглянула старушка в печь, а там и впрямь готовый каравай лежит. Охнула она, достала каравай из печи да стала старичка кормить. Он съел весь каравай и еще просит.

— Нет у меня больше хлеба, — говорит старушка.

— А ты снова из печи достань, — говорит старичок.

Смотрит старушка, а там опять каравай лежит.

Достает она каравай из печи, а сама вслух удивляется:

— До каких же пор Бог хлеба мне будет даровать?

— А до тех пор, пока с чистым сердцем будешь делиться со всеми голодными, — ответил старик.

Вот с тех пор и не переводится никогда в доме у доброй старушки хлеб.

 

6

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ПРИТЧА О ХЛЕБЕ

 

     Некий православный воевода, отважный в сражениях и в собраниях разумный, служил еретическому царю и был в числе ближайших его советников. Однажды в присутствии многих обратился царь к воеводе и сказал ему:

- О твоей верности свидетельствуют воинские подвиги и заботливость в делах государственных, но, по совету священников моих, хочу я, чтобы принял ты и веру мою в знак своей преданности.

И ответил воевода:

- Сделаю я по слову твоему, государь, если священники твои принесут хлеб, одновременно и превосходный и негодный.

И, видя недоумение царя, продолжал он.

- Подобно царскому хлебу была душа моя размолота жерновами веры православной, просеяна через сито испытаний, прошла через воду крещения и была опалена святым огнем, и стал я достоин служить государю. Но если хлеб царский будет иссушен и вновь перемолот, смочен водой и поставлен в печь, и станет лучше прежнего, тогда пусть сделают тоже и со мной.

И слышавшие слова воеводы согласились с ним.

 

БУХАНОК ХЛЕБА

 

     Один человек каждый день покупал шесть буханок хлеба. Каждый день при любой погоде он ходил на базар за хлебом. Однажды друг спросил его:

- Скажи мне, что ты делаешь с этими шестью буханками, которые ты покупаешь изо дня в день? Ты ведь все равно не сможешь столько съесть.

На что человек сказал:

    - Я охотно объясню тебе: одну буханку я оставляю себе, одну выбрасываю, две отдаю обратно, а две даю взаймы.

     Услышав такое, друг только покачал головой:

  -Я не понял ни единого слова из того, что ты сказал; скажи яснее.

     Тогда человек ответил:

 -Хлеб, что я оставляю себе, я съедаю. Хлеб, который выбрасываю, отдаю своей теще. Две буханки, которые я возвращаю, даю моим матери и отцу, а те две буханки, которые я одалживаю, даю моим сыновьям.

 

 

Булочка с изюмом

Самые популярные виды булочек - с маком и с изюмом. Последние можно считать отечественным изобретением, и с ними связана очень любопытная история, хотя по своей сути она совсем неаппетитна. Дело в том, что в конце XIX века в Москве жил знаменитый булочник по имени Иван Филиппов, чьи вкусные шедевры славились на всю столицу.

Однажды булочник опростоволосился: его вызвал к себе разъяренный генерал-губернатор Закревский и швырнул ему его выпечку едва ли не в лицо. Гнев генерала был вполне объясним: он обнаружил в булочке запеченного таракана. Нимало не смутившись. Филиппов взял кусок с тараканом и съел его на глазах у изумленного Закревского, заявив, что в тесте был изюм. С того дня изобретательному пекарю пришлось отвечать за свои слова и ежедневно добавлять в чан с тестом ведро изюма. И так его выпечка пришлась по нраву, что дошла и до нашего времени, став любимым лакомством многих поколений!

 

 «Бородинский»

Поистине интересна история появления "Бородинского" хлеба. В основе истории лежит возвышенная любовь Маргариты и Александра Тучковых, а началась история с Бородинского сражения.

Особое место среди героев Отечественной войны 1812 года занимают братья Тучковы генералы Николай, Павел, Сергей и Александр. О каждом из них можно говорить отдельно, но ведь именно с Александром, погибшем на Бородинском поле в возрасте 34 лет, связана история хлеба, который спустя время назовут "Бородинским". 26 августа 1812 года в Бородинской битве генерал-майор Александр Алексеевич Тучков командовал бригадой. Его личная отвага оставила о себе легенду. Был момент, когда под натиском французов русские солдаты дрогнули, и тогда, чтобы придать им духу, генерал поднял над головой упавшее знамя и пошёл на врага. Атакуя под ураганным огнём французской армии, Александр был смертельно ранен в грудь. После сражения по полю бродила хрупкая молодая женщина, объятая горем. Это была супруга генерала, Маргарита Тучкова. Среди погибших солдат она так и не смогла найти своего мужа, разыскав среди них лишь палец со знакомым кольцом, Маргарита решила возвести на месте битвы храм.

На все свои скопленные деньги и собранные средства Маргарита построила храм первый памятник героям Бородина.

9

Почти ежедневно в храм стекался народ, который хотел помолиться о своих близких и родных, погибших на Бородинском поле, ведь в ходе 12-часового сражения русское войско потеряло 45 тысяч воинов. Всем гостям сестры выдавали в дорогу хлеб, который долго не черствел и имел специфический пряный аромат.

В скорее про этот хлеб начали говорить, как о хлебе замешанном на светлой любви, чёрном горе и верности. Можно сказать, что в состав "Бородинского", помимо ржаной муки, солода, патоки, кориандра, навсегда вошли и человечьи слёзы. "Бородинский" хлеб поминальный о героях Отечественной войны 1812 года. Вот такая легенда. Многие историки и учёные утверждают, что эта легенда вымысел, но этот вымысел столь романтичный, трагичный и по-своему красивый, вошёл в историю и стал легендой.

 

Хлеб «Орловский»

Многие считают, что на Орловщине испокон веку выпекают хлеб под названием «Орловский».

В 1960 году Орловский хлебозавод № 1 начал выпечку нового сорта хлеба "Орловский", рецептура и технология изготовления которого разработана областной лабораторией треста хлебопечения. Сочетание ржаной обдирной муки с пшеничной 2-го сорта и оригинальная технология приготовления позволили создать приятные вкусовые качества, а также замедлить очерствение хлеба.

Это классический сорт черного хлеба. Особый вкус и яркий насыщенный солодовый аромат хлебу придает мальтозная патока. Цвет хлеб благодаря патоке становится жизнерадостно рыжеватым. Мякиш у хлеба получается достаточно плотным, несколько влажным. Пекут Орловский ржаной хлеб на закваске.

Автор  знаменитого «Орловского» хлеба - заведующая лабораторией треста хлебопечения Клавдия Васильевна Дорожкина. В тот год выдалось дождливое лето во время уборки хлебных культур. Ей было поручено из низкокалорийной муки получит хороший сорт хлеба.

В Москве на ВДНХ «Орловский» хлеб получил медаль, А К. В. Дорожкина за его рецептуру была награждена Знаком Почёта и Дипломом.

В Болгарии, в городах Софии и Пловдиве, тоже питаются этим хлебом. Этот каравай «Орловский» там называют хлебом «Галина» в честь Галины Ивановны Коновой, бывшем директоре Орловского хлебокомбината, которая в 2001 году наладила на Балканах производство продукт № 1.

 

 

10

Русские хлеб-да-соль

Этот древнейший обычай сохранился с незапамятных времен. Согласно русской традиции, хлебом и солью сегодня встречают родители жениха и невесту, хозяева привечают дорогих гостей. Хлеб-соль встречает представителей иностранных держав у трапа самолета. Преломив хлеб и обмакнув его в соль, гость как бы устанавливает особые доверительные отношения с хозяевами, признается в чистоте своих намерений и помыслов. Дуэт хлеба и соли не случаен: пшеничный или ржаной душистый каравай символизировал благополучие и достаток, а редкой в те времена специи, приписывали способность охранять от злых духов. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».

Следование традициям помогает ощутить человеку свои национальные корни, принадлежность в единой нации, с богатой историей и духовно-культурными ценностями.

Ни один русский человек не сядет за стол без хлеба. Почти всех иностранцев, приезжающих в нашу страну, точно так же, как посещавших Россию во времена Марко Поло иностранных путешественников, неизменно поражает, сколь много хлеба едят русские.

Русский историк XVIII века Иван Болтин писал, что " русские вообще едят больше хлеба, чем мяса" и что " рабочий человек съедает присестом со щами до двух фунтов черного хлеба ".

Да и сегодня, когда уровень жизни нашего народа неизмеримо вырос, хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Русские люди вдали от родины скучают по вкусу черного хлеба, мечтают о нем как о великом благе. Много белого хлеба едят в восточных странах - в Закавказье и Средней Азии.

 

 

13

Русский национальный хлеб - это черный хлеб, т.е. хлеб из ржаной муки, дрожжевой, кислый.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа издревле была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия для всей истории России. Дело в том, что один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, на католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба.

В середине XI века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор об евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный (опресноки) согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва IX употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был бы невозможен.

На протяжении веков искусство хлебопечения в России получило исключительное развитие, в результате чего было создано то разнообразие сортов и видов национального хлеба, которым всегда славилась Россия. Этот процесс не окончился, между прочим, и по сей день. Российские хлебопеки разработали технологию выпечки таких сортов хлеба, как обдирный, столовый, барвихинский, освоили выпечку до десятка сортов диетических хлебов, среди которых докторский, здоровье, белково-отрубной, молочный, ахлоридный, бессолевой. В то же время широкое распространение имеют в стране проверенные вековым опытом народа традиционные хлебные сорта вроде заварного, пеклеванного, бородинского, красносельского, калачей, ситников, саек. Большинство из этих старых сортов ведут свое начало с XIV - XV веков.

Для каждого вида хлеба в русском языке существуют свои названия, как правило, непереводимые на другие языки.

Таковы московские калачи и сайки, смоленские крендели, валдайские баранки, калужское соложеное тесто.

   

 

14

Любимые народом виды и сорта национального хлеба имеют большую популярность в наши дни. К их числу принадлежат, например, сайки, ситники (ситный хлеб) и калачи. Эти три основных вида национального русского хлеба, выпекаемого из пшеничной (белой) муки, - единственные "пшеничные исключения" на фоне многообразия ржаных русских хлебов.

Сайки - это русский белый хлеб с очень тонкой, мягкой корочкой в отличие от французских булок с хрустящей плотной корочкой.

Из всех белых хлебов России самым скважистым является Калач. За это его особенно и любят. Скважистость всегда была показателем высокого качества хлеба, точнее, одним из пяти основных показателей: внешний вид, цвет, вкус, аромат и скважистость. Калачи принадлежат к ситным хлебам.

В России издавна были известны калачи московские и муромские. Но муромские остались лишь в пословицах, а московские сохранились до наших дней. Благодаря своему высокому качеству московский калач издавна прославился на всю Россию. "Московские калачи, как огонь, горячи", - одобрительно говорили в народе.

Хлеб - не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Он - символ народного благополучия. Именно поэтому с хлебом в России связаны обычаи, которые пережили многие столетия и в почти неизменном виде дошли до наших дней. Таков, например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных, знатных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая черного хлеба с солонкой. Хлеб означает полный стол, а соль является древними уже забытым символом охраны, сбережения дома от пожара, позднее она стала высоким мерилом ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды. Вынос хлеба-соли как высший и торжественный знак народного расположения сохранился и до сих пор.

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы.

Хлебосольство — радушное угощенье, готовность принимать у себя гостей, угощать их, держать открытый стол и давать званые обеды. Хлебосольный хозяин, хлебосол — радушный угощатель.

 

15

Сочетание хлеба и соли у многих народов играло роль ёмкого символа: хлеб олицетворяет богатство и благополучие, а соль защищает от враждебных сил и чар. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином дружеские доверительные отношения; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест. В Новгородской губернии в случае, если пришедший в избу отказывался от угощения, ему с обидой говорили: «Как же ты так из пустой избы пойдёшь!» В «Домострое» рекомендовалось напоить недруга и накормить его хлебом да солью, чтобы была «вместо вражды дружба». «Хлебосольными» и сегодня называют радушных гостеприимных хозяев.

Фразе «хлеб да соль» приписывалось в прошлом магическое значение. Как писал Я. Рейтенфельс, если русские «кого застанут за едою, то они кричат ему священные слова: „хлеб да соль“, каковым благочестивым изречением отгоняются, по их убеждению, злые духи». По сообщению А. Поссевино, слова «хлеб да соль» произносят в конце трапезы в знак её окончания: «Московиты также считают, что этими словами отвращается всякое зло».

При поселении в новый дом прежде всего в красном углу размещали икону, хлеб-соль или квашню с тестом.

Чтобы задобрить рассерженного домового, русские селяне клали краюшку хлеба вместе с солью в чистую белую тряпку, во дворе становились на колени и оставляли узелок около ворот со словами: «Хазиин батюшка частнай дамавой, хазяюшка дамавая, матушка частная, вот я вам хлеб-соль принёс!». Угощение домовому оставляют на столбе, на котором держатся ворота.

В Курской губернии, приведя в дом только что купленную корову, хозяйка давала ей с заслонки хлеб-соль и приговаривала: «Как заслонка от печи не отходит, так и ты не отходи от двора».

На Ярославщине встречали новокупленное животное обычно в воротах или же давали ему хлеб-соль из открытого окна дома.

Распространенный русский обычай встречать гостей хлебом-солью вошел и в свадебные обряды, только встречали не гостей, а молодого мужа и жену из-под венца. После венчания свадебный поезд отправлялся к дому жениха, куда после свадьбы входила молодая жена. Свекровь обводила молодоженов вокруг хлебной дежи («дежа – кадка, в которой квасят и месят тесто на хлебы» В.Даль), застеленной рушником, на который клали хлеб с щепоткой соли.

 

16

     Теперь родители встречают молодых у порога с напутствиями и пожеланиями. Мама жениха (свекровь) подает им хлеб-соль на подносе, покрытом нарядным расписным рушником и просит отведать «хлеба мира и соли земли».

Мама невесты (теща) благословляет молодых семейной иконой. Это может быть образ Богородицы, Николая Чудотворца либо святого – покровителя семьи. Отец невесты (тесть) держит поднос с двумя бокалами, а отец жениха (свекор), может торжественно вручить невесте грамоту о том, что она с радостью принята в семью.

     Молодые откусывали от одного каравая, чтобы было у них в семье единение, совет и любовь. А когда входили в дом, их обсыпали дождем из зерна и хмеля, чтобы жили богато. Возможно, корни этой приметы лежат в крестьянском веровании русского народа-земледельца, ведь дождь несет в себе саму жизнь.

 

Интересных фактов о каравае

Издавна хлеб на Руси воспринимался как щедрый дар матушки-земли. Он являлся символом плодородия и богатства. Но особенную роль в жизни славян играл каравай, круглая форма которого напоминала о почитаемом язычниками боге Солнца.

1.На свадьбе

Традиция печь свадебный каравай сохранилась до наших дней. Предки дозволяли выпекать каравай только замужней женщине, которая при этом счастлива в браке и имеет послушных детей. Славяне верили, что часть своего счастья женщина способна передать через каравай молодоженам. А вот сажать в печь каравай должен был непременно женатый мужчина. В источниках, к сожалению, не указывается, должен ли он быть наделен такой же порядочностью, как та, что готовила каравай. Чем больше размер каравая, тем счастливее будет новоиспеченная семья. Иногда каравай делали таким большим, что для того, чтобы его достать, приходилось слегка разбирать печь. Наши предки ни в коем случае не позволяли себе кусать или ломать обрядовый хлеб. Его нужно было только трижды поцеловать. Разрезали каравай уже на свадебном пире, при этом орудовать ножом мог только ребенок.

 

2.Во время рукобития на девичнике

Каравай появлялся на свадебной «арене» задолго до церемонии. Например, он был одним из важных атрибутов обряда рукобития, являясь символом благополучного завершения сговора между представителями жениха и родителями невесты. Так, в Ярославской области сват соединял руки отцов невесты и жениха, трижды проводил под их руками караваем, а затем разламывал хлеб пополам и передавал отцам.

В Курской губернии после успешного сговора сваты и родители невесты обменивались караваями. Каравай также пекся накануне свадьбы, когда невеста собирала подруг на проводы своей прежней жизни. Каравай так и назывался – «девичник».

 

3. На новоселье

На новоселье пекли очень большие караваи, что не удивительно, ведь на праздник собиралась вся семья, приезжали родственники и друзья. Тесто по традиции замешивал глава семейства, а вот выпекала хлеб хозяйка. На праздничном столе каравай занимал центральное место. Угощения должно было обязательно хватить всем участникам застолья, при этом несколько кусочков прятали по разным углам дома. Эта процедура была направлена, конечно же, не на поддержание сладкой жизни мышей и прочих грызунов, а способна была, по убеждению наших предков, избавить дом от напастей и беды.

 

4. На похоронах

Каравай сопровождал человека и в последний путь. Его выпекали до похорон, а во время обряда устанавливали на крышку гроба. После погребения каравай выступал в роли поминального угощения – его раздавали всем, кто пришел проститься с усопшим. Интересно, что каравай для похорон ничем не отличался от свадебного, а в случае похорон молодого неженатого парня и вовсе представлял собой свадебный атрибут, который закреплял союз покойника с матушкой-землей.

 

5. Инь и Янь по-славянски

Символика каравая сочетает в себе женское и мужское начала. Изначально слово писалось и произносилось как «коровай» и этимологически было связано с лексемой «корова». Такое написание можно встретить, например, у Гоголя. Только позднее в процессе закрепления аканья в письменной речи «коровай» превратился в «каравай». Корова олицетворяла собой женское начало, а суффикс «-ай» являлся символом мужчины-быка. В этой связи не случайными оказываются украшения каравая скрученными из теста рожками.

 

6. На рушнике

Каравай, которым встречали гостей, обязательно выносили на рушнике. При этом, например, для новобрачных каравай размещали на его красных концах, белая же середина рушника провисала. Обычно каравай выносила мать, а отец держал икону, которой благословляли молодых. Узоры на рушнике имели сакральный смысл и напоминали о связях, которые имеет человек со своими предками.

18

7. Последний шанс насолить

Сначала караваи почти не декорировали. Если и допускалось украшательство, то скромными косичками. Позднее каравай стали украшать замысловатыми тестяными орнаментами, а также веточками калины, которую язычники наделяли мистическими свойствами. Сама ягода и ветки дерева символизировали любовь и счастье. А вот присутствие солонки на каравае не обязательно. Так, на свадебном каравае чаще она отсутствовала, зато была обязательным атрибутом на каравае «хлеб-соль», которым встречали гостей. Символическое значение солонки потрясающее: тому, кому преподносится такой каравай, дается последний шанс насолить хозяевам. В случае с молодоженами – насолить друг другу. После этого будьте любезны быть добрыми, порядочными и заботливыми.

 

 

Пословицы и поговорки о хлебе:

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

 

Без хлеба всё приестся.

 

Будет хлеб, будет и обед.

 

Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

 

Без хлеба и у воды жить худо.

 

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

 

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

 

Ешь пироги, а хлеб вперёд береги!

 

Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

 

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

 

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда

 

Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

 

19

Пот на спине, так и хлеб на столе.

 

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

 

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

 

Хлеб в закромах – счастье в домах.

 

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

 

Приметы о хлебе:

 

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

 

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

 

     Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

 

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

 

 Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

 

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

 

 

Загадки:

 

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят.

 (Колосок)

 

В долг зерно возьмёт,

Каравай вернёт.

(Поле)

 

20

В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь, …!»

 

(Каравай)

 

Отгадать легко и быстро:

мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый.

(Хлеб)

 

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Зерно)

 

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объеденье!

(Баранка или бублик)

 

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог)

 

 

Чувством любви к Родине, к хлебу, который растет на наших российских полях проникнуты многие художественные произведения: стихи, рассказы, сказки, легенды, притчи:

 

21

Я. Аким «Хлеб»

Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»

Д. Биссет «Про лужу и булочку с изюмом»

Е. Благинина «Песенка о колоске»

В. Дацкевич «От зерна до каравая»

Е. Емельянова «Расскажите детям о хлебе»

П. Коганов «Хлеб - наше богатство»

«Колобок» - руссккая народная сказка

«Колосок» - украинская народная сказка

Л. Кон «Как хлеб раст


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.274 с.