Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2019-09-09 | 249 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформированы при изучении каждого данного предмета, пока нет. В результате развитие логического мышления учащихся идет «вообще»— без знания системы необходимых приемов, их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно.
Большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления даже в старших классах, а эти приемы необходимы уже в первом классе; без овладения ими полноценного усвоения материала не происходит. Например, при изучении математики в первом классе необходимы такие логические приемы, как подведение под понятие, сравнение, выведение следствий. Диагностика этих приемов мышления у учащихся первого класса в конце учебного года показала, что только незначительный процент учеников владеет этими приемами; у остальных они не сформированы.
У многих учащихся не сформированы и более элементарные логические операции. Вот типичный пример.
Ученику предъявляются две совершенно одинаковые бутылочки с длинными узкими горлышками, наполненные подкрашенной водой до одного и того же уровня. Между учеником и экспериментатором происходит следующий диалог.
Эксп. Скажи, пожалуйста, в бутылочках одинаковое количество жидкости или разное?
Ученик. Одинаковое...
Эксп. Ну, хорошо. А теперь посмотри, что я сделаю: возьму вот эту бутылочку и переверну. (Экспериментатор ставит одну из бутылочек на горлышко.) Теперь одинаковое количество жидкости в бутылочках или нет?
|
Ученик. Нет.
Эксп. А где больше?
Ученик. Здесь больше. (Показывает на перевернутую бутылочку.)
Эксп. Ты уверен в этом?
Ученик. Да.
Эксп. А если я опять поставлю бутылочку вот так? (Экспериментатор ставит бутылочку на донышко.) Теперь как?
Ученик. Поровну.
Эксп. А если я переверну другую бутылочку? (Другая бутылочка ставится на горлышко.)
Ученик. Здесь больше. (Показывает на перевернутую бутылочку.)
Эксп. Ты уверен?
Ученик. Да.
Кажется, так очевидно, что воду никуда не отливали и не добавляли, и вдруг, по мнению ребенка, ее становится больше по количеству то в одной бутылочке, то в другой. Происходит это потому, что ученик не дифференцирует два свойства: количество жидкости и ее уровень в бутылочке, который меняется при перевертывании последней. В первом и даже втором классе любой школы обязательно найдется значительная группа учеников, которые будут совершать точно такие же ошибки.
В старших классах такого типа логические ошибки исчезают, но, к сожалению, сохраняются многие другие.
Например, простейшие задачи на распознавание объектов, относящихся к понятиям с дизъюнктивной структурой признаков (или — или), вызывают затруднения у учащихся вплоть до окончания школы. Вот одна из таких задач: «Женщина подходит к одному из членов вашего коллектива и говорит: «Я тебе мать, а ты мне не дочь.» Может быть такая ситуация?» Как правило, учащиеся отвечают, что так быть не может, или начинают придумывать особые ситуации: «Может, ребенка взяли из детдома». Ошибки допускают не только девочки, но и мальчики, для которых такая ситуация отражает их реальное положение: они не дочери своим матерям.
Особенно большие затруднения вызывает распознавание объектов в задачах с неопределенным составом условий, то есть когда ответ и не положительный, и не отрицательный, а неопределенный: может быть, объект относится к данному классу, а может быть, и нет, так как в условии нет сведений о некоторых необходимых признаках. Это задачи такого типа: «Даны два угла с общей вершиной. Один из них равен 100°, другой —80°. Будут ли эти углы смежными?» Или: «Даны два угла с общей вершиной, равные друг другу. Будут ли они вертикальными?» В первой задаче ничего не сказано об общей стороне: есть она у данных углов или ее нет. В силу этого однозначного ответа дать нельзя. Если углы имеют общую сторону, то они будут смежными, а если не имеют — не будут. Во второй задаче нет данных о сторонах углов: продолжают они друг друга или нет. Если стороны одного угла продолжают стороны другого, то углы будут вертикальными, а если не продолжают — будут два равных прилежащих угла.
|
В исследовании М. Б. Воловича (проведенном в ряде московских школ, в том числе в одной школе с математической специализацией) такие задачи были даны 232 хорошо и отлично успевающим ученикам восьмых—девятых классов, обучающимся у восьми разных преподавателей. Около 90% учащихся дали неверные ответы. Они считали, что данные углы подходят под указанные в задачах понятия. На вопрос, почему они считают, что данные углы смежные, учащиеся отвечали: «Потому что они в сумме составляют 180°». На вопрос, почему они считают, что во второй задаче даны вертикальные углы, школьники отвечали: «Потому что они равные»[3].
Как видим, учащиеся опираются не на систему признаков, указанную в определении, а лишь на отдельные признаки. В то же время определения этих понятий они знают. Следовательно, учащиеся определение запомнили, но работать с ним не научились.
Причина всех этих ошибок — неумение выполнить логический прием подведения под понятие. Этот прием широко используется в жизненной практике, причем человек нередко встречается и с неопределенными ситуациями, когда главный вопрос состоит именно в том, может ли быть решена задача при данных условиях.
Еще больше ошибок допускают учащиеся при выполнении классификаций, при выведении следствий из данных посылок. В то же время, как показывают исследования, многие из этих приемов школьники могут успешно усвоить уже в начальных классах, если работу вести планомерно и целенаправленно. Но с чего начать? В каком порядке формировать приемы?
|
Естественно, что с любого приема работу начинать нельзя, так как внутри системы логических приемов мышления существует строго определенная последовательность, один прием строится на другом.
Вернемся к подведению под понятие и посмотрим, можно ли начинать формирование логических приемов мышления с него. Для того чтобы решить вопрос о принадлежности предмета к данному понятию, надо установить наличие у этого предмета системы необходимых и достаточных признаков. Значит, ученики уже должны быть знакомы с понятиями «необходимый признак» и «достаточный признак». Но эти понятия, в свою очередь, опираются на понятие «существенный признак». Следовательно, учащиеся должны уметь дифференцировать признаки на существенные и несущественные. Последнее предполагает владение понятием «признак» и умением выделять в предметах различные признаки, свойства. Как видим, усвоение приема подведения под понятие предполагает овладение целой системой других логических знаний и операций. Значит, начинать формировать логическое мышление с приема подведения под понятие нельзя.
С чего же начинать?
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!