Виды свойств и приемы их выделения — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Виды свойств и приемы их выделения

2019-09-09 279
Виды свойств и приемы их выделения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего необходимо научить школьников выделять в предметах свойства.

Учащиеся первого класса обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Если показать детям карандаш и спросить, какой он, ученики ответят, что он красный (или какого-то другого цвета), круглый, — и все. Необходимо специально обучать детей умению видеть в предмете множество свойств. Для этого полезно показать им прием сопоставления данного предмета с другими, обла­дающими иными свойствами. Заранее подбирая для сравнения различные предметы и последо­вательно сопоставляя с ними исходный, можно постепенно научить детей видеть в предметах такие свойства, которые ранее были от них скрыты.

Можно использовать, например, такой набор предметов: несколько кубиков разного цвета и раз­мера, сделанных из различного материала, кусок поролона, блестящий шарик (елочное украшение), яблоко, тяжелую гирьку, прозрачное стекло. ^

Вначале ученикам показывают маленький пластмассовый кубик синего цвета. На доске и в тетрадях записывается слово «кубик». Учитель спрашивает, что можно сказать про этот кубик, какой он. Под словом «кубик» вначале записы­вают свойства, которые называют ученики: синий, пластмассовый. Если учащиеся больше не видят свойств кубика, его последовательно сравнивают с яблоком, стеклом, поролоном и другими пред­метами. Это позволяет ученикам выделить форму кубика, его размер, одноцветность, несъедобность, твердость, непрозрачность и ряд других свойств, которые также записываются под словом «кубик». В конце беседы учитель говорит, что все выписан­ное о кубике называется его свойствами. Свойства зачитываются. Учитель отмечает, что это только часть всех свойств кубика. Если сравнивать кубик с другими предметами, то легко открыть в нем множество других свойств. При этом учитель подчеркивает, что свойства предмета лег­че выделять при сравнении его с другими.

Выделить свойства у одного предмета недоста­точно. Надо поработать с несколькими предметами, причем мало похожими. Делать это лучше не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Надо не просто пользоваться этим приемом, но и довести его до сознания детей: они должны отдавать себе отчет в том, что делают. Без этого прием может быть плохо усвоен, легко забыться. Для осознания приема и прочного его усвоения ученики должны не только выделять свойства, сравнивая предметы друг с другом, но и называть их, запи­сывать.

Как только ученики научатся легко и быстро выделять свойства в предметах путем сравнения их с другими предметами, надо предметы постепен­но убирать и заставлять детей выделять свойства уже без сравнения с наблюдаемыми предметами. Вначале дети все равно прибегают к сравнению, но теперь уже с представляемыми, а не видимыми предметами. В дальнейшем они будут как бы непосредственно, без всякого сравнения, видеть в предмете множество свойств. Это говорит о том, что прием усвоен.

Не дожидаясь этого этапа, а сразу, когда дети научились выделять свойства, сравнивая один предмет с другими, следует начать форми­ровать новое логическое знание — понятие об общих и отличительных признаках предметов. Для работы можно использовать следующие предметы: несколько кубиков (маленький синий пластмассовый; большой деревянный красный; разноцветный стеклянный; кубик с блестящей поверхностью; кубик из железа; кубик из поро­лона; концентрат какао в виде кубика), а также цилиндр, блестящий елочный шар и стекло в виде прямоугольника. Сравнивая различные кубики, дети сначала выделяют свойства, которы­ми те отличаются друг от друга, — отличительные свойства, а после этого — свойства, которые оди­наковы у всех кубиков, — общие свойства.

Ученики указывают, что один кубик тяжелый, а другой легкий, один сделан из твердого материа­ла, а другой из мягкого. Сравнивая железный кубик с концентратом какао, они выясняют, что некоторые кубики могут быть съедобными. И т. д. Таким образом, ученики не просто выделяют свойства предметов, но и дают их сравнительный анализ, учатся видеть у них отличия.

После этого следует перейти к общим свой­ствам. Вначале надо научить детей видеть общее у двух предметов, потом у нескольких, а затем — у всех предъявленных предметов.

Учитель обращает внимание детей на то, что при сравнении кубиков они видели: некоторые свойства у кубиков разные, а некоторые одинако­вые. Ученикам предлагается сказать, какими свой­ствами отличаются кубики друг от друга. Дети перечисляют эти свойства. После этого их просят сказать, какими свойствами все кубики похожи друг на друга, что есть у них общего.

Учитель помогает детям выделить общность формы. Один и тот же кубик поворачивается перед детьми разными гранями, их спрашивают, что они видят. Дети отвечают, что видят квадрат. Затем учитель берет еще несколько кубиков и повторяет процедуру. После этого он спрашива­ет, что же у всех кубиков общего. Дети отвечают, что у всех кубиков со всех сторон квадраты. Значит, говорит учитель, у всех этих кубиков одинаковая форма, за это их и называют «кубиками». Таким образом, ученики выделили общее для всех данных предметов свойство — кубическую форму. Если ученики не смогут сразу назвать свойство фор­мы, их можно попросить сравнить кубик с цилинд­ром, елочным шаром, прямоугольным стеклом. Сравнивая кубик с этими предметами, дети найдут общее свойство кубиков (кубическую форму) — свойство, которого нет у других предъявленных предметов.

После того как учащиеся научатся выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить их отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Если учитель знакомит детей с понятием «цветок», он должен показать им, что цветы могут отличаться друг от друга очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цвета­ми. Если мы возьмем другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то ее мы уже не сможем назвать цветком.

Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить существен­ное свойство, предмет становится другим.

После того как продемонстрировано несколько примеров, важно указать, что таким путем можно отличить в предметах данного класса свойства существенные от несущественных. Затем учащим­ся надо дать упражнения на практическое исполь­зование изученного приема. Разумеется, при этом надо выбирать такие понятия, которые доступны пониманию детей.

Особенно важно показать, что не все общие свойства в предметах являются свойствами существенными. Так, рассматривая цветы, легко увидеть, что их цвет обычно резко отличается от цвета других частей растения. Вместе с тем это общее для большинства цветов свойство не является существенным. Дети легко принимают любое общее свойство предметов за существен­ное, причем эта ошибка сохраняется вплоть до старших классов. Следовательно, надо показать, что любое существенное свойство является общим для данного класса предметов, но далеко не всякое общее их свойство является существен­ным.

Итак, мы рассмотрели два логических приема: прием сравнения, который дает возможность выделять в предметах множество свойств, и прием изменения свойств, который позволяет дифферен­цировать существенные свойства от несуществен­ных. Кроме того, мы одновременно познакомились с рядом логических понятий: свойства, свойства отличительные и общие, свойства существенные и несущественные.

В дальнейшем на этой основе можно форми­ровать уже более сложные приемы логического мышления. Но прежде чем мы обратимся к их анализу, остановимся на сравнении. Мы пока­зали, как учащиеся могут использовать этот прием для выделения различных свойств в предме­тах. При этом предметы для сравнения подбира­лись учителем, никаких специальных требований к сравнению не предъявлялось. После знаком­ства учащихся с различными видами свойств прием сравнения можно формировать до конца. Если этого не сделать, то он останется у школь­ников на житейском уровне: без осознания его содержания и без умения произвольно и обосно­ванно использовать его как полноценное познава­тельное средство.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.