Стачкома как постоянного органа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Стачкома как постоянного органа

2019-09-09 86
Стачкома как постоянного органа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       К концу лета 1989 г. Уже было очевидно, что складывается ситуация неустойчивого равновесия: центральные власти обещают, но выполнять обещанное либо не могут, либо не хотят, в то же время шахтеры почувствовали свою силу, но митинговый и стачечный подъем не может длиться долго. На это, видимо, власти и рассчитывали. Кроме того, борьба выходила на уровень бюрократических согласований, где митинг – не самая удачная форма.

       В этой ситуации городской стачком взял курс на свое превращение в постоянно действующий орган. Аналогичные тенденции стали проявляться и на шахтах, хотя ряд стачкомов влился в СТК и профкомы. Как признал народный депутат СССР С.Г.Лущиков (впоследствии министр юстиции СССР), “ мы все оказались не готовы к тому, что после забастовки стачечные комитеты останутся работать на постоянной основе” (Красное знамя. 1989. 23. 08).

       После окончания забастовки председатель Воркутинского городского рабочего (стачечного) комитета (ВГРСК) Виктор Тареев так сформулировал его цели, пытаясь найти компромисс между партаппаратом, стремящимся остаться у власти, и шахтерской массой, полагавшей, что эту власть уже легко взять в свои руки: “У нас сейчас одна проблема: мы хотим, что рабочий класс на деле признали хозяином в своей рабочей стране.

       Мы хотим восстановить доверие к Коммунистической партии, Советам, нашим профсоюзам.

       Хотим избавить их от бюрократов, сдерживающих перестройку.

       Мы за изменение статьи 6-й Конституции СССР. Да, партия начала перестройку, открыла двери гласности. Но и сейчас миллионы рядовых по-прежнему далеко находятся от руководителей.

       Не изжита социальная несправедливость...

       Надеемся, изменится роль партии - из преимущественно хозяйственного органа она превратится в орган истинно политический, займется, наконец, человеком...” (Заполярье. 1989. 26.08).

       В этом документе оппортунизм явно вышел на первый план в форме политической фразеологии демократического крыла партии эпохи поздней перестройки. В соответствии с уставом КПСС, коммунисты в ВГРСК создали свою партячейку, избрали парторга.

       После забастовки на Воркутинских предприятиях прошли перевыборы профкомов, СТК, стачкомов.

       ВГСК попытался официально зарегистрироваться в качестве общественной организации. Воркутинский горсовет оказался в противоречивом положении: с одной стороны, закона СССР об общественных организациях еще не было, а с другой - рабочим 1989 г. уже нельзя было ответить прямым отказом.

       28 июля 1989 г. исполком Воркутинского горсовета принял решение “О проекте устава городского рабочего (стачечного) комитета”: “... 1.Одобрить представленный проект Устава городского (стачечного) комитета. 2. Рабочему (стачечному) комитету доработать проект Устава с учетом замечаний комиссии горисполкома. 3. В срок до 31.07.89 г. направить проект Устава в комиссию Верховного Совета СССР по разработке Закона о забастовках. 4. Обязать руководителей предприятий, организаций, учреждений Воркуты и рабочих поселков оказывать содействие в деятельности городского рабочего (стачечного) комитета в решении производственных и социальных проблем. 5. Редакции газеты “Заполярье” опубликовать данное решение в газете до 3.08.89 г....”.

       В проекте Устава ВГРСК определялись его общие цели и задачи:

       ВГРСК “ставит своей задачей предотвращение трудовых конфликтов, социальной напряженности, ведущих к забастовке как к крайней мере достижения законных требований и интересов трудящихся. Он содействует перестройке, демократическим преобразованиям, движению к правовому государству, развитию гражданского и правового сознания, реальной защите законных прав и интересов трудящихся на всех предприятиях города и поселков”.

       В проекте ВГРСК определялся как “добровольная постоянно действующая организация с полной юридической и финансовой самостоятельностью, осуществляющая свою деятельность в рамках Конституции СССР”. Он состоит из представителей рабочих (стачечных) комитетов предприятий, выдвинутых путем прямого голосования (тайно или открыто). Текущим фондом ВГРСК распоряжается общественный совет из трех человек, а целевыми фондами - комитет в полном составе (2/3 голосов).

       По проекту, ВГРСК должен выполнять по отношению к рабочим (стачечным) комитетам предприятий координационно-информационные функции, выражать их волю и интересы на городском, республиканском и союзном уровнях.

       “На время забастовки городской (стачечный) комитет и рабочие (стачечные) комитеты предприятий преобразуются в стачечные комитеты и сохраняют этот статус до прекращения забастовки”.

       Устав определял и основные формы деятельности ВГРСК:

Осуществление контроля за выполнением и соблюдением администрацией предприятий законов, договоров, обязательств, а также заключенных с комитетом соглашений.

- Участие в проверках работы предприятий, организаций совместно с контролирующими органами горисполкома и поселковых Советов по их поручениям.

- Участие в разработке планов мероприятий по снижению социальной напряженности и трудовых конфликтов как на отдельном предприятии, так и в городе в целом совместно с рабочими (стачечными) комитетами предприятий, советскими и профсоюзными органами.

- Осуществление мер по обеспечению выполнения этих мероприятий и контроль за их выполнением.

       Раздел 3 проекта устава предусматривал широкий набор прав стачкома:

- Гарантированное право на получение информации от государственных организаций, предприятий и учреждений г.Воркуты и поселков и гарантированное право на выступление в средствах массовой информации..

- Право ставить в необходимых случаях вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, ущемляющих законные права трудовых коллективов и отдельных трудящихся, граждан.

- При неустранении нарушений вправе объявить предзабастовочное состояние, которое включает в себя целый комплекс контрольных предварительных мер (собрания, митинги, встречи, призывы и т.д.), одновременно предложив администрации в 10-дневный срок устранить нарушения. Через 20 дней комитет вправе предложить начало забастовки как исключительной меры.

- Вправе предложить трудящимся предприятий закончить забастовку и объявить о ее окончании.

- Имеет право созыва общегородской конференции рабочих (стачечных) комитетов всех предприятий...

- ВГРСК имеет право “направлять своих представителей для участия в работе органов государственной власти и управления, связанной с выполнением согласованных мер, запрашивать по этим вопросам необходимые сведения”.

- Право «выражать обоснованное недоверие на основе общественного мнения (схода граждан, анализа писем и жалоб, социологических исследований и т.д.) руководящим работникам советских, профсоюзных и хозяйственных органов».

       По проекту, подправленному в соответствии с рекомендациями исполкома, ВГРСК брал на себя и большие обязательства:

- поддержание порядка при проведении митингов, демонстраций, которые должны проводиться в строгом соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.88 г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР”.

- “При проведении таких мероприятий комитеты должны содействовать выступлениям перед трудящимися представителей партийных, советских, профсоюзных. комсомольских, правоохранительных органов, Работа эта проводится в тесном взаимодействии с органами внутренних дел. При проведении указанных мероприятий комитеты обязаны содействовать в пресечении каких-либо экстремистских, шовинистических, националистических выступлений, а также не допускать наличия лозунгов, стендов аналогичного содержания”.

       В разделе “Членство и финансы” указывалось, что “членство в городском рабочем (стачечном) комитете предоставляется представителям шахт и наиболее крупных предприятий”. При этом комитеты предприятий имеют право отзыва делегированных членов.

       Проект устава Воркутинского городского стачкома представлял собой развернутую программу формирования в городе двоевластия. Наряду с продолжавшими существование органами партийного государства намечалось создание влиятельных рабочих комитетов, которые смогли бы постепенно брать на себя все больше и больше власти, опираясь на поддержку шахтерских коллективов.

       По инициативе и под давлением ВГРСК генеральный директор объединения “Воркутауголь” 3 августа 1989 г. издал приказ
N 286 (ходатайство стачкома было послано 31 июля) о том, что 16 членов городского комитета освобождались от работы с сохранением среднего заработка на период с 1 августа по 1 сентября 1989 г. С 1 сентября по 31 декабря 1989 г. разрешалось освобождать от работы с сохранением среднемесячного заработка членов городского рабочего комитета из расчета двух дней в неделю.

       9 августа 1989 г. был издан новый приказ № 293 “Об освобождении от основной работы членов городского рабочего (стачечного) комитета, а также комитетов шахт предприятий”, отменявший предыдущий приказ:

       “Согласно решению конференции представителей трудовых коллективов шахт и предприятий от 5.08.89 г. о продлении предзабастовочного состояния по 31 декабря 1989 года, в целях создания условий для нормальной работы членам рабочих (стачечных) комитетов...” директорам шахт, руководителям предприятий и организаций предписывалось “освободить от работы с сохранением среднего заработка с 4.08. по 01.09.89 г. следующих работников - членов городского рабочего (стачечного) комитета”... (28 фамилий членов ВГРСК), “разрешить освободить от работы с сохранением среднемесячной заработной платы членов рабочих (стачечных) комитетов шахт и предприятий (до 3 чел.) с 1.08. по 1ю09.89 г.”. Кроме того, разрешалось с 1.09. по 31.12.89 освобождать от работы на тех же условиях членов городских и шахтных комитетов (до 3 чел.) в количестве двух рабочих дней в неделю.

       Однако в Москве вопрос о регистрации ВГРСК как постоянно действующей общественной организации застопорился. Туда был отослан для регистрации проект устава, однако зарегистрировать его не удавалось. Поездка в столицу в конце августа председателя ВГРСК и его заместителя также не дала результатов.

       22 августа 1989 г. ВГРСК обратился к жителям Воркуты:

       “Приближаются события решающей политической значимости - выборы в городской и республиканский Советы народных депутатов.

       От того, кому мы доверим решение самых жгучих и жизненных проблем, зависит будущее Воркуты...

       Во время забастовки и сразу же после нее, когда народ на митингах выражал недоверие местным властям в полном составе и некоторым лично, это все можно было отнести за счет эмоций.

       Сейчас, когда городской рабочий (стачечный) комитет с помощью жителей города, сообщающих о социальных нарушениях, начал заниматься с документацией, по многим вопросам начинают затрагивать фамилии нынешних лидеров нашего командно-административного аппарата. Это уже не эмоции.

       Вследствие всего этого городской стачечный комитет сейчас находится во взвешенном состоянии. Ведь мы юридически не признаны, хотя практически наши представители заключили договор на уровне Совета Министров и Верховного Совета. Мы существуем за счет “добренького дяди”.

       А если у нас большие претензии возникают именно к нему - где выход?...

       Мы обращаемся к вам, жители города, с просьбой о выражении мнения о юридическом признании городского (стачечного) комитета для дальнейшей плодотворной работы по устранению социальной несправедливости.

       Для этого в ближайшие дни будет проходить общегородской референдум...” (Сеничкин 1996).

       Референдум, однако, проведен не был. Но 30 августа в ДКШ состоялась конференция ВГРСК и комитетов предприятий города. На повестке дня стоял вопрос о порядке работы стачкомов после 1 сентября 1989 г. На конференции были зачитаны телеграммы из Караганды и Донецка. В них сообщалось, что после долгой борьбы стачкомы этих городов наконец получили юридический статус. Это вдохновило воркутинцев. Воркутинская конференция постановила, что в случае отказа от регистрации стачкомом в этом городе с 1-го на 2-е сентября будет объявлена забастовка. На 3 сентября был назначен митинг у ДКШ (Заполярье. 1989. 1.09).

       Под угрозой забастовки Воркутинский горисполком принял решение зарегистрировать ВГРСК как добровольную общественную организацию на период до принятия закона о забастовках. В решении оговаривалось: “Принять к сведению заверения Воркутинского городского рабочего (стачечного) комитета, что до окончания сессии ВС СССР и принятия Верховным Советом СССР Закона “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” не будет применяться любая забастовка и несанкционированные митинги...”. ВГРСК предоставлялось право принимать участие в проверке работы предприятий и организаций совместно с депутатскими формированиями городского и поселковых Советов, группами народного контроля, другими общественными организациями, а также самостоятельно при выявлении фактов социальной несправедливости. Однако, несмотря на это решение горисполкома, устав городского стачкома зарегистрирован не был (Заполярье.1989.2.09).

       Деятельность ВГРСК требовала возможности регулярно сообщать широкой общественности о своих разоблачениях нарушений социальной справедливости, о своей позиции по проблемам реализации постановления N608 и т.д. В той или иной мере городская газета “Заполярье” публиковала его материалы, однако эта газета являлась органом Воркутинского горкома КПСС и далеко не все соглашалась печатать. Поэтому ВГРСК решил создать свой печатный орган. 20 октября вышел в свет первый номер “Вестника рабочего движения” тиражом около 500 экземпляров. Всего вышло в свет несколько номеров. Его редактором стал заместитель председателя ВГРСК В.Яковлев.

       Если для советской истории такой орган рабочего представительства как городской стачком был экзотичен, то этого не скажешь о российской истории ХХ века. Как известно, уже в период первой русской революции 1905-1906 гг. стачечные комитеты предприятий кое-где стали создавать координирующие органы в масштабах городов - Советы рабочих депутатов. В период Февральской революции 1917 г. эта традиция получила продолжение. Характерной чертой этих Советов было то, что в них избирались лишь рабочие, допуск представителей администрации был запрещен. Положение первой советской Конституции 1918 г. о лишении эксплуататорских элементов избирательных прав вытекало из стихийно возникшей традиции рабочего движения. Первые Советы рабочих депутатов, возникнув как органы представительства рабочих, в то же время столкнувшись с проблемой координации забастовок в масштабе города, стали брать на себя функции государственного муниципального управления (традиция, уходящая корнями в Парижскую коммуну 1871 г.). Таким образом, дооктябрьские Советы стремились стать органами диктатуры пролетариата над остальной частью населения.

       Воркутинский городской рабочий комитет стихийно возродил традицию российского рабочего движения начала ХХ века. Являясь органом представительства только рабочих и только предприятий угольной промышленности, ВГРК вступил в борьбу с горкомом партии и Воркутинским горисполкомом за право принимать управленческие решения, осуществлять контроль в масштабах всего города. Это по существу было возрождением стратегии формирования органа диктатуры одной социальной группы, в данном случае даже не всех рабочих, а лишь одной из их отраслевых групп.

       Вместе с тем ВГРК существенно отличался с момента своего возникновения от Советов рабочих депутатов. Советы, возникнув как органы рабочего представительства, очень быстро оказались наводнены представителями революционных партий, которые выражали не столько непосредственные интересы рабочих (в основном экономические), сколько интересы своих партий, боровшихся в первую очередь за завоевание политической власти. В конечном счете, именно лидеры партий стали лидерами Советов. Поэтому трансформация еще до октября 1917 г. Советов из органов пролетарской диктатуры в органы партийной диктатуры стала вполне закономерным результатом альянса рабочего и социал-демократического движений. Воркутинский же стачком смог на протяжении всей своей истории сохранить себя как орган исключительно рабочего представительства. Все попытки оппозиционной КПСС интеллигенции, как разрозненной, так и объединенной в карликовые политические партии, подчинить себе ВГРК оказались тщетными.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.