III. Структура организации системы попечения о детях на приходах — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

III. Структура организации системы попечения о детях на приходах

2019-09-04 170
III. Структура организации системы попечения о детях на приходах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дорожная карта

первоочередных мер

(комплексных предложений)

по формированию и развитию

благоприятных условий

для духовного просвещения детей

в приходских общинах

Русской Православной Церкви

 

 

Москва, 2018

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ПРЕАМБУЛА 3

I. ОБОСНОВАНИЕ 3

II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ 8

III. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОПЕЧЕНИЯ О ДЕТЯХ НА ПРИХОДАХ 12

1. Развитие духовной жизни детей 13

2. Наставление детей в вере (вероучение) 13

3. Межличностное взаимодействие и иерархия отношений 14

4. Инфраструктура 14

5. Благоприятный эмоциональный фон 15

IV. ПЛАН РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОПЕЧЕНИЯ О ДЕТЯХ НА ПРИХОДАХ 16

 

 

 

ПРЕАМБУЛА

«Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви» – документ, определяющий принципиальные подходы и стратегию развития приходского попечения о детях в Русской Православной Церкви.

В данном документе выявлены ключевые проблемы работы воскресных школ на приходах Русской Православной Церкви и определены первоочередные меры, которые нужно предпринять в текущих условиях для улучшения ситуации.

Концептуальные идеи документа опираются на святоотеческую традицию, положения православной антропологии, учитывают опыт педагогической и психологической науки и современного приходского попечения о детях.

Документ разработан Рабочей группой при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по выработке подходов к корректировке деятельности воскресных школ и формированию их единой учебно-методической базы.

 

           

I. ОБОСНОВАНИЕ

За последние 25 лет главной формой работы с детьми в Церкви стала воскресная школа, сделавшая гигантский шаг в своем развитии: от фактического нуля до формирования общецерковной системы, опирающейся на стандарты единой нормативной базы при всем многообразии методик ведения занятий. По данным аттестации 2015–2017 гг. на территории Российской Федерации насчитывается порядка 6000 воскресных школ, а всего их воспитанниками являются свыше 170 000 человек.

Изначальными ориентирами, лежавшими в основе этой работы с детьми, были церковно-приходские и воскресные дореволюционные, а также современные общеобразовательные школы. Церковная педагогика только начинала делать первые шаги в условиях радикально изменившегося мира после десятилетий атеистических гонений, потому иные модели развития на тот момент были недоступны.

Школа (с линейкой учебных дисциплин, жесткими требованиями к организационным формам, техническому оснащению, академическим подходом к наполнению учебных занятий, подготовкой немалого по количеству книг комплекта учебников) в итоге стала главной формой церковно-приходского попечения о детях. Благодаря этому удалось в разы поднять учебную составляющую работы. При этом учебный подход стал основным в деятельности воскресных школ.

Вместе с тем ведущийся Синодальным отделом религиозного образования и катехизации мониторинг процессов деятельности воскресных школ показал необходимость корректировки упомянутого подхода, который исчерпал возможности роста, а в чем-то стал и сдерживающим фактором развития (что во многом подтвердили данные проведенной аттестации 2015–2017 гг.).

В июне 2015 года Святейший Патриарх Кирилл дал поручение выработать подходы к корректировке деятельности воскресных школ и формированию их единой учебно-методической базы. Для этой цели была сформирована специальная Рабочая группа при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.

Экспертная проработка данного вопроса дала возможность комплексно оценить сложившуюся ситуацию и обнаружить ключевые проблемы:

Значительный уход детей из воскресных школ, начиная с 11–12-летнего возраста. Данные аттестации показали его величину в масштабе всей Церкви (детей возрастной категории 12–16 лет в воскресных школах остается в 1,5–2 раза меньше, чем это было в возрастной группе 7–11 лет)[1]. При этом границы приходской жизни в восприятии детей нередко сужаются до границ занятий воскресных школ (а потому, прекращая посещать их, дети перестают посещать и саму церковь).

Количество воспитанников в воскресных школах несоизмеримо мало в сравнении с количеством детей того же возраста, проживающих в том же регионе в то же время[2].

Дальнейшая диагностика ситуации, опирающаяся на анализ данных аттестации, экспертные интервью в рамках московских и региональных семинаров, рабочих встреч, Регионального и Международного этапов Рождественских образовательных чтений, позволила выявить сопутствующие процессы:

1. Нормативная база, регламентирующая деятельность воскресных школ, задав первичный позитивный импульс к развитию, к 2015 году, исчерпав свой потенциал, стала обременительной как для педагогов, так и для воспитанников (в области содержания программ и требований к результатам обучения).

2. Деятельность воскресных школ в основной их массе сузилась до рамок обучения вероучению [3], понимаемого в большинстве случаев лишь как передача «совокупности вероучительных определений»[4] (хотя и в различных форматах). При этом, с точки зрения святоотеческой мысли, вероучение – это не просто сумма передаваемых знаний, но полнота благодатной жизни во Христе[5][6].

3. Комплекс психолого-педагогических проблем:

a. недостаточное использование эффективных методик ведения занятий;

b. малая ориентация на психолого-педагогические особенности возрастных категорий воспитанников;

c. недостаток комплексных методических рекомендаций, описывающих образовательные ресурсы, способные решать задачи по наставлению детей в вере.

Перед Рабочей группой встала задача определения взаимосвязи этих процессов друг с другом и того, какие первоочередные меры нужно предпринять в текущих условиях.Обновление нормативной базы (Положение о деятельности воскресных школ и Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах) стало первым этапом работы.

Положение и Стандарт претерпели восемь редакций и были приняты на заседании Высшего Церковного Совета 29 декабря 2016 года. 9 марта 2017 года их утвердил Священный Синод. Изменения были связаны с устранением излишнего административного регулирования[7] и завышенных требований к содержанию учебной деятельности и результатам обучения.

Вторым этапом работы группы стала систематизация педагогических технологий, наиболее эффективных для ведения вероучительных занятий в воскресных школах, а также создание рекомендаций по составлению адаптированного для каждого возраста религиозно-педагогического материала. Был создан документ «Техническое задание (рекомендации) по разработке Единого учебно-методического комплекса для воскресных школ», одобренный на заседании Высшего Церковного Совета 23 ноября 2017 г.

Третьим этапом работы стал системный анализ внутренних процессов деятельности воскресных школ, отвечающий на ключевые вопросы о том, почему воскресная школа сконцентрировалась в пределах вероучительных занятий в вышеозначенном виде и почему дети в период подросткового возраста оставляют Церковь, но не ограничивающийся этими проблемными зонами. На данной стадии развития формируется новое понимание церковной деятельности, направленной на попечение о детях, с точки зрения ее целеполагания, организации и результата.

Рабочая группа пришла к необходимости комплексного рассмотрения присутствия детей в Церкви и выявила следующие его грани: развитие духовной жизни детей, наставление их в вере, взаимодействие с педагогами и другими прихожанами (межличностное взаимодействие и иерархия отношений), инфраструктура прихода и эмоциональная среда.

Все эти грани должны иметь единое целеполагание, исторически укорененное как в святоотеческом наследии, так и в опыте православных педагогов[8].

Главной целью всей заботы Церкви о детях является их спасение – духовное просвещение детей Светом Христовой Истины. «Чистое сердце озаряется благодатью и просвещением Святого Духа, Который возрождает нас, делает сынами Бога, облекает во Христа, возжигает светильник в душе нашей, делает нас чадами Света, освобождает души от тьмы и еще здесь, в этой жизни, делает причастными Вечной Жизни» [9].

Для достижения указанной цели необходимо создание максимально благоприятных условий.

Поскольку духовное просвещение человека, соединение его с Богом возможно только в Церкви, а принадлежность христианина к Ней являет себя в принадлежности к конкретной евхаристической общине, то эти условия должны быть созданы непосредственно в приходской общине[10].

 

 


II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Достижение максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходской общине формирует благорасположенную к детям среду [11], открывающую возможность для:

– евангельского благовестия детям (словом и делом);

– мотивации ребенка к искреннему принятию Христа как Пути, Истины и Жизни;

– реализации всей полноты общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Эта среда не может быть замкнутой, работающей на саму себя, а должна быть открытой и привлекательной для внешнего мира.

Это среда любви («Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16)). В ней происходит передача детям опыта веры Церкви, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Нашего Иисуса Христа.

Она принадлежит Богу и Его Церкви, а потому святая («Вы – род избранный … народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9)).

По действию Божественной благодати в этой среде дар святости обретается и как личное качество («По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Пет. 1:15)).

Ключевые принципы существования среды, направленной на духовное просвещение детей на приходе:

1) Актуализация Евангельского послания [12] . Все средства и формы духовного просвещения должны быть направлены на помощь воспитанникам услышать Евангелие в актуальном для них контексте. Это означает необходимость донести Евангельское послание без изменения его содержания воспитанникам на языке, доступном им с учетом социокультурных особенностей их жизни, с использованием примеров из современности, помогающим понять, что Слово Божие сегодня живо и действенно так же, как и две тысячи лет назад. При этом переход на язык субкультур является недопустимым.

2) Христоцентричность – главный (Кол. 1:16–20), основополагающий (1 Кор. 3:11), смысло- и целеобразующий принцип, требующий от члена Церкви соотноситься в жизни, в педагогике и во всем с Господом нашим Иисусом Христом – непреложной Истиной, Идеалом и Путем (Ин. 14:6), Источником премудрости (Кол. 2:3) и благодати (Ин. 1:16), чтобы, веруя в Него, все творить во имя и во славу Его (Ин. 20:31)[13].

3) Церковность [14] . Раскрывает полноту жизни во Христе через необходимость руководствоваться сознанием, учением и опытом Православной Церкви, в которой происходит единение человека со Христом, преображение жизни и личности человека благодатью Святаго Духа (Ин. 15:4).

4) Понимание человека как образа Божия. Данный принцип диктует норму отношения к ребенку всех окружающих и направление работы с ним – как помощь в раскрытии образа Божия[15]. При этом под понятием «образ Божий» понимается духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом.

5) Внутренняя иерархичность человека [16]. Духовная жизнь в человеке определяет начало цельности и органической иерархичности в человеке. Психическая и физическая сферы жизни человека имеют инструментальное значение по отношению к основной – духовной. Все в человеке соотнесено с духовным началом. При этом под правильной духовной жизнью понимается такой образ жизни человека, когда дух, занимая господствующее положение в отношении души и тела, направляет их деятельность при помощи благодати Божией в сторону жизни вечной и богопознания[17].

6) Сознательность. Требует активного и осознанного усвоения опыта веры, т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Иисуса Христа. Применение данного принципа должно служить зарождению и развитию интереса к молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви, конкретной православной церковной общины.

7) Общность. Ребенок должен чувствовать свою принадлежность к семье, Отечеству (городу, стране, народу), Церкви (приходу, епархии).

8) Развитие ответственности. Духовное просвещение на приходе призвано мотивировать ребенка к выстраиванию личных отношений с Богом (вера, доверие, любовь по отношению к Богу), должно быть направлено на развитие личной ответственности за собственную душу, семью, Церковь, Отечество.

9) Деятельностный принцип предполагает активное вовлечение детей в совместную деятельность воспитанников и их родителей, педагогов, других членов прихода. В таком труде дети могут получить положительные эмоции, испытать радость созидания, через которые формируется личный духовный опыт. Кроме того, данный принцип лежит в основе практического обучения борьбе с грехом и приобретения навыков добродетельной жизни детьми; деятельного усвоения святоотеческого духовного опыта.

10) Организационныйпринцип предполагает:

1) Добровольность для детей подразумевает то, что никто не должен детей принуждать, заставлять жить в этой среде.

2) Обязанность для приходской общины. Приходская община обязана создать среду, направленную на духовное просвещение детей, в соответствии с рекомендованными параметрами (в том случае, если в приходской общине есть дети).

3) Единство Церкви и семьи в деле духовного просвещения. Единство достижимо лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, принадлежат единой Церкви, имеют единый дух и единый взгляд на воспитание детей; приходская община включает в себя семью ребенка, поскольку процессы, направленные на ребенка в рамках этой среды, должны также продолжаться и в семьях. Данный принцип рассматривается одновременно как норма и идеал существования среды[18].

Инфраструктура

Приходская деятельность в этой области должна отвечать на вопросы:

В каком пространстве происходит взаимодействие с детьми?

В какое время дети имеют возможность воспользоваться инфраструктурой прихода?

1. Место нахождения детей:

– во время занятий и встреч;

– во время богослужения;

– во время проведения досуга.

 

2. Ребенок должен иметь возможность приходить в Церковь в любое время и находить там для себя комфортное, безопасное пространство. Приходская среда должна быть открыта для времени:

– участия в вероучительных и иных занятиях;

– участия в культурно-досуговых мероприятиях;

– свободного пребывания поодиночке или друг с другом.

 

IV. ПЛАН РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОПЕЧЕНИЯ О ДЕТЯХ НА ПРИХОДАХ

 

В целях развития обозначенных выше подходов к системе приходского попечения о детях необходимо провести работы в соответствии с планом, отраженным в Приложении 1 (Диаграмма «План развития системы попечения о детях на приходах»).

План развития включает в себя прохождение 6 этапов, каждый из которых предполагает достижение ряда специальных задач:

Этап 4. Апробация.

В рамках этапа должны быть выработаны параметры для стратификации приходов и система отбора пилотных, а затем произведен непосредственный отбор пилотных приходов, готовых к апробации концепции формирования максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей на приходах.

Следующим шагом является подготовка 10 пилотных приходов к апробации новой структуры организации попечения о детях, включающая в себя анализ (в том числе SWOT-анализ) текущей ситуации на приходе, выработку плана организации системы попечения о детях на приходе в соответствии с системой ключевых показателей эффективности приходской деятельности (KPI) и утверждение плана епархиальным (викарным) архиереем.

После этого должен начаться период апробации. Апробируется структура как в своей целостности, так и по отдельным блокам по отношению к конкретным приходам. По итогам апробации в пилотных приходах возможно внесение уточнений в содержание структурных блоков концепции и методику внедрения и развития нового подхода к приходскому попечению о детях.

Одновременно с этим должна быть реализована задача подготовки к апробации 3 пилотных епархий, а позжезапуск программы в них.

Параллельно процессам апробации программы в пилотных приходах и епархиях производитсяих постоянный мониторинг, который включает в себя сопровождение процесса, наблюдение за ним и его оценка в соответствии с системой мониторинга и оценки приходской деятельности, оценка результативности процесса апробации в целом.

По результатам апробации в пилотных епархиях и с учетом ее результатов концепция формирования максимально благоприятных условий для духовного просвещения детей на приходах может быть рекомендована для реализации на территории всех приходов Русской Православной Церкви.

Эт ап 5. Аналитика.

Являясь сквозным на протяжении всего периода развития предлагаемой системы попечения о детях на приходах, данный этап работы предполагает осуществление масштабной исследовательской работыс применением качественных и количественных методов психологических и педагогических исследований, объектом для которых являются дети и подростки разного возраста, педагоги, семьи детей, приходские педагоги, духовенство, члены приходской общины, а такжев целом взаимодействие и развитие отношений между всеми участниками среды, направленной на духовное просвещение детей.

Этап 6. Открытие общецерковного интернет-ресурса (интернет-портала), который бы позволил поддерживать в актуальном состоянии информацию о работе с детьми на приходе и отражал бы работу по систематизации лучших педагогических практик.

Для достижения указанной цели данного этапа планируется следующая последовательная линейка задач: разработка и утверждение концепции интернет-портала, проектирование и дизайн портала, web-разработка, первичное наполнение контентом, тестирование портала, затем параллельно – процессы продвижения (PR, SMM, SEO) и наполнения портала. Последние задачи являются длительными и постоянно сопровождают функционирование сайта.


[1] Только в трех епархиях Русской Православной Церкви не наблюдалось падения численности воспитанников воскресных школ, начиная с 12-летнего возраста. В Биробиджанской епархии 28 воспитанников в возрасте 7–11 лет, 34 воспитанников в возрасте 12–16; в Череповецкой епархии 465 воспитанников в возрасте 7–11 лет, 579 воспитанников в возрасте 12–16 лет; в Костомукшской епархии 88 воспитанников в возрасте 7–11 лет, 89 воспитанников в возрасте 12–16 лет.

[2] В соответствии со статистическими данными по численности детей в регионах Российской Федерации и воскресных школах средняя цифра процентного соотношения составляет: 1,18% (5–6 лет), 1,25% (7–11 лет), 0,6% (12–16 лет).

[3]«Некоторым учащимся школьный подход может быть близок, но для многих из них – обременителен. Такие учащиеся теряют мотивацию для посещения воскресной школы, поскольку видят в ней лишь копию обычной школы с поправкой на то, что здесь преподается не алгебра с физикой и биологией, а церковнославянский язык и церковная история» (Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (дата обращения: 29 ноября 2017 г.)).

[4] Такое понимание понятия «вероучение» демонстрирует популярный ресурс Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Вероучение

[5] http://www.pravenc.ru/text/158182.html

[6] «Но ведь основная задача Церкви не в том, чтобы наполнить разум детей суммой знаний, а в том, чтобы помочь им войти в жизнь Церкви, найти в ней свое место, приобщить их к Священному Писанию и Преданию, к литургической жизни…»(Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. Режим доступа:

http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (дата обращения: 29 ноября 2017 г.)).

[7]В результате были сохранены две формы воскресных школ – школа и воскресная группа, исключено деление учебного процесса на ступени, определены возрастные категории воспитанников.

[8] Среди них – К. Д. Ушинский, прот. В. В. Зеньковский. «Смысл воспитания раскрывается для нас в свете идеи спасения, и то благо, какого мы, движимые педагогической заботой о детях, ищем для них, есть частичное или всецелое благо спасения»(Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – Стр. 54.).

[9] Цитата по: Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. – М., 1892. Вып. II. Стр. 15.

[10] При этом необходимо учитывать, что такие условия должны создаваться не только в приходах, но и в других местах церковного попечения о детях, например, в православных образовательных организациях (детских садах, гимназиях, центрах дополнительного образования и т.п.).

[11]«Только в рамках Церкви духовно плодотворными оказываются влияния природы, людей, наша собственная жизнь. Церковь и есть та благодатная среда, в которой и через которую можно действовать на духовную жизнь, можно подлинно помогать ее развитию» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – Стр. 226).

[12]«В настоящее время мы свидетельствуем, что Церковь действительно является активным участником общественной жизни, но ей также предстоит еще многое сделать − в первую очередь для того, чтобы актуализировать Евангельское послание для наших современников. Реализация этой задачи сталкивается с большими трудностями и проблемами, потому что общий информационный поток, который сегодня обрушивается на каждого человека, способствует не актуализации, а архаизации Евангельского послания. Сквозь призму этого современного информационного потока люди склонны рассматривать древние христианские источники, в том числе Евангелие, как относящиеся в первую очередь к прошлому и мало затрагивающие жизнь современного человека.

Не только сейчас, но и во все времена всегда актуализация Евангелия является главной задачей Церкви. Однако сегодня мы, возможно, сталкиваемся на этом пути с наибольшими трудностями – культурными, образовательными и иными» (Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры // PATRIARCHIA.RU: официальный сайт Московского Патриархата. 2005. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3880748.html (16 декабря 2014 года)).

[13] «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди» (Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 тт. Т.2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. – М.–Л., 1948 г. – Стр. 452).

[14]«Темой духовного воспитания становится, таким образом, развитие и углубление чувства Церкви, непосредственного, конкретного видения Церкви, веры в Церковь. Чем укрепляется и питается это чувство? Конечно, лишь живым чувством таинственной силы Церкви. В силу этого таинства, совершаемые Церковью, и являются главной силой нашего духовного возрастания» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – Стр. 227).

[15] «Наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, чтобы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие» (Зеньковский В. В. Педагогика. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002. – Стр. 51). «Цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия… раскрытие пути вечной жизни» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – Стр. 237).

[16] «Если задача воспитания есть духовное устроение, то и основные средства воспитания должны иметь отношение к духовной стороне в детях. И школа, и внешкольное, и дошкольное, и семейное воспитание – все это инструментально, то есть все осмысливается через восхождение (в развитии тела, социальности, интеллекта, моральной, эстетической, религиозной сферы) к духовному началу» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – Стр. 231).

[17]«Многие сочли блаженной отшельническую жизнь, другие – смешанную, то есть общежительную, иные же предпочли предстоятельствовать над народом, быть наставниками, заниматься преподаванием и строить церкви... Я же ни одно из этих дел не предпочел бы другому и не сказал бы, что одно заслуживает похвалы, а другое порицания. Но во всем и во всех делах и действиях всеблаженна жизнь для Бога и по Богу» (Преп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. – Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2001. – Стр. 64).

[18]Возможны ситуации, когда семья ребенка не является христианской или не все ее члены относят себя к членам Церкви; в этом случае верующий член семьи становится мостом, по которому остальные могут войти в благодатную жизнь Церкви.

[19]«Проблема духовного развития может быть сведена, в вопросе о факторах этого развития, к вопросу о том, как может быть вызвано в детской душе религиозное вдохновение… то есть какие условия наиболее благоприятны для того, чтобы это вдохновение разгорелось в душе. Дело идет только о наиболее благоприятных условиях, так как однозначной причинности здесь нет и быть не может: душа детская может оказаться безмолвной и закрытой, хотя бы с нашей стороны было сделано все, чтобы вызвать религиозный подъем в детской душе» (Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. – Париж, 1934 г. – Стр. 216).

[20]«Главная цель жизни нашей – живое общение с Богом. Для этого и Сын Божий воплотился, чтобы возвратить нам такое богообщение, потерянное грехопадением. Чрез Господа Иисуса, Сына Божия, [мы] вступаем в общение с Отцом и таким образом достигаем своей цели» (свт. Феофан Затворник. Письма к разным лицам, 24).

Дорожная карта

первоочередных мер

(комплексных предложений)

по формированию и развитию

благоприятных условий

для духовного просвещения детей

в приходских общинах

Русской Православной Церкви

 

 

Москва, 2018

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ПРЕАМБУЛА 3

I. ОБОСНОВАНИЕ 3

II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ 8

III. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОПЕЧЕНИЯ О ДЕТЯХ НА ПРИХОДАХ 12

1. Развитие духовной жизни детей 13

2. Наставление детей в вере (вероучение) 13

3. Межличностное взаимодействие и иерархия отношений 14

4. Инфраструктура 14

5. Благоприятный эмоциональный фон 15

IV. ПЛАН РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОПЕЧЕНИЯ О ДЕТЯХ НА ПРИХОДАХ 16

 

 

 

ПРЕАМБУЛА

«Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви» – документ, определяющий принципиальные подходы и стратегию развития приходского попечения о детях в Русской Православной Церкви.

В данном документе выявлены ключевые проблемы работы воскресных школ на приходах Русской Православной Церкви и определены первоочередные меры, которые нужно предпринять в текущих условиях для улучшения ситуации.

Концептуальные идеи документа опираются на святоотеческую традицию, положения православной антропологии, учитывают опыт педагогической и психологической науки и современного приходского попечения о детях.

Документ разработан Рабочей группой при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации в соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по выработке подходов к корректировке деятельности воскресных школ и формированию их единой учебно-методической базы.

 

           

I. ОБОСНОВАНИЕ

За последние 25 лет главной формой работы с детьми в Церкви стала воскресная школа, сделавшая гигантский шаг в своем развитии: от фактического нуля до формирования общецерковной системы, опирающейся на стандарты единой нормативной базы при всем многообразии методик ведения занятий. По данным аттестации 2015–2017 гг. на территории Российской Федерации насчитывается порядка 6000 воскресных школ, а всего их воспитанниками являются свыше 170 000 человек.

Изначальными ориентирами, лежавшими в основе этой работы с детьми, были церковно-приходские и воскресные дореволюционные, а также современные общеобразовательные школы. Церковная педагогика только начинала делать первые шаги в условиях радикально изменившегося мира после десятилетий атеистических гонений, потому иные модели развития на тот момент были недоступны.

Школа (с линейкой учебных дисциплин, жесткими требованиями к организационным формам, техническому оснащению, академическим подходом к наполнению учебных занятий, подготовкой немалого по количеству книг комплекта учебников) в итоге стала главной формой церковно-приходского попечения о детях. Благодаря этому удалось в разы поднять учебную составляющую работы. При этом учебный подход стал основным в деятельности воскресных школ.

Вместе с тем ведущийся Синодальным отделом религиозного образования и катехизации мониторинг процессов деятельности воскресных школ показал необходимость корректировки упомянутого подхода, который исчерпал возможности роста, а в чем-то стал и сдерживающим фактором развития (что во многом подтвердили данные проведенной аттестации 2015–2017 гг.).

В июне 2015 года Святейший Патриарх Кирилл дал поручение выработать подходы к корректировке деятельности воскресных школ и формированию их единой учебно-методической базы. Для этой цели была сформирована специальная Рабочая группа при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.

Экспертная проработка данного вопроса дала возможность комплексно оценить сложившуюся ситуацию и обнаружить ключевые проблемы:

Значительный уход детей из воскресных школ, начиная с 11–12-летнего возраста. Данные аттестации показали его величину в масштабе всей Церкви (детей возрастной категории 12–16 лет в воскресных школах остается в 1,5–2 раза меньше, чем это было в возрастной группе 7–11 лет)[1]. При этом границы приходской жизни в восприятии детей нередко сужаются до границ занятий воскресных школ (а потому, прекращая посещать их, дети перестают посещать и саму церковь).

Количество воспитанников в воскресных школах несоизмеримо мало в сравнении с количеством детей того же возраста, проживающих в том же регионе в то же время[2].

Дальнейшая диагностика ситуации, опирающаяся на анализ данных аттестации, экспертные интервью в рамках московских и региональных семинаров, рабочих встреч, Регионального и Международного этапов Рождественских образовательных чтений, позволила выявить сопутствующие процессы:

1. Нормативная база, регламентирующая деятельность воскресных школ, задав первичный позитивный импульс к развитию, к 2015 году, исчерпав свой потенциал, стала обременительной как для педагогов, так и для воспитанников (в области содержания программ и требований к результатам обучения).

2. Деятельность воскресных школ в основной их массе сузилась до рамок обучения вероучению [3], понимаемого в большинстве случаев лишь как передача «совокупности вероучительных определений»[4] (хотя и в различных форматах). При этом, с точки зрения святоотеческой мысли, вероучение – это не просто сумма передаваемых знаний, но полнота благодатной жизни во Христе[5][6].

3. Комплекс психолого-педагогических проблем:

a. недостаточное использование эффективных методик ведения занятий;

b. малая ориентация на психолого-педагогические особенности возрастных категорий воспитанников;

c. недостаток комплексных методических рекомендаций, описывающих образовательные ресурсы, способные решать задачи по наставлению детей в вере.

Перед Рабочей группой встала задача определения взаимосвязи этих процессов друг с другом и того, какие первоочередные меры нужно предпринять в текущих условиях.Обновление нормативной базы (Положение о деятельности воскресных школ и Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах) стало первым этапом работы.

Положение и Стандарт претерпели восемь редакций и были приняты на заседании Высшего Церковного Совета 29 декабря 2016 года. 9 марта 2017 года их утвердил Священный Синод. Изменения были связаны с устранением излишнего административного регулирования[7] и завышенных требований к содержанию учебной деятельности и результатам обучения.

Вторым этапом работы группы стала систематизация педагогических технологий, наиболее эффективных для ведения вероучительных занятий в воскресных школах, а также создание рекомендаций по составлению адаптированного для каждого возраста религиозно-педагогического материала. Был создан документ «Техническое задание (рекомендации) по разработке Единого учебно-методического комплекса для воскресных школ», одобренный на заседании Высшего Церковного Совета 23 ноября 2017 г.

Третьим этапом работы стал системный анализ внутренних процессов деятельности воскресных школ, отвечающий на ключевые вопросы о том, почему воскресная школа сконцентрировалась в пределах вероучительных занятий в вышеозначенном виде и почему дети в период подросткового возраста оставляют Церковь, но не ограничивающийся этими проблемными зонами. На данной стадии развития формируется новое понимание церковной деятельности, направленной на попечение о детях, с точки зрения ее целеполагания, организации и результата.

Рабочая группа пришла к необходимости комплексного рассмотрения присутствия детей в Церкви и выявила следующие его грани: развитие духовной жизни детей, наставление их в вере, взаимодействие с педагогами и другими прихожанами (межличностное взаимодействие и иерархия отношений), инфраструктура прихода и эмоциональная сре


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.