Боковой зазор. Вид сопряжения — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Боковой зазор. Вид сопряжения

2019-08-07 92
Боковой зазор. Вид сопряжения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретически эвольвентные зубчатые зацепления являются двухпрофильными (в контакте оба профиля зуба). Практически такие зацепления неработоспособны из-за наличия:

- погрешности изготовления и ошибок монтажа;

- температурных деформаций;

- изгиба зубьев под нагрузкой;

- из-за отсутствия смазки между сопряженными поверхностями.

Таким образом, работоспособным является однопрофильное зацепление, в котором передача вращения осуществляется парой сопряженных профилей, а другая пара профилей образует боковой зазор, необходимый для компенсации выше указанных погрешностей.

Боковой зазор   j n    обеспечивает небольшой люфт (поворот) зубчатого колеса в передаче при заторможенном или неподвижном втором колесе. Боковой зазор измеряется вдоль линии зацепления между касательными к нерабочим профилям зубьев в сечении, перпендикулярном к направлению зубьев, и в плоскости, касательной к основным цилиндрам.

Для нормальной работы боковой зазор в передаче должен быть не меньше установленного гарантированного зазора jn min и не больше наибольшего допустимого зазора.

Требования к боковому зазору между нерабочими профилями зубьев в собранной передаче, объединенные в норму бокового зазора, назначают дополнительно независимо от точности изготовления передач и колес.

Величина бокового зазора является характеристикой вида сопряжения (рис.61).

Стандартом предусматривается шесть видов сопряжения и восемь видов допусков бокового зазора для зубчатых передач с модулем св. 1 мм (табл. 14).

Выбор вида сопряжения не зависит от степени точности зубчатого колеса, а зависит от межосевого расстояния, скорости вращения, и температурного режима работы передачи.

 

                                                                          Таблица 14

Соответствие видов сопряжения и видов допусков j n

 

Виды сопряжений H E D C B A -
Виды допусков бокового зазора, Т jn h e d c b a x, y, z

Примечание. Обозначения расположены в порядке возрастания допусков бокового зазора.

 

 

 

 


Рис. 61. Схема расположения полей допусков на боковой зазор

 

Для нерегулируемых передач с модулем св. 1 мм установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами I, II, III, IV, V, VI.

Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается при соблюдении предусмотренных классов отклонений межосевого расстояния. Например, для передач с модулем св.1 мм сопряжения H и E обеспечиваются при II классе, а сопряжения D, C, B  и A  - соответственно при III, IV, V и VI классах соответственно.

Для гарантированного бокового зазора j n min установлены ГОСТ 1643 ряды значений, зависящие от вида сопряжения и соответствующие значениям допусков (IT q) определенных квалитетов по ГОСТ 25346 на межосевое расстояние передачи.

Величина необходимого бокового зазора, соответствующая температурной компенсации, определяется по формуле:

j n = a ( α1 Δ   - α2 Δ  ) * 2Sinα,

где a – межосевое расстояние передачи, a = m (z1 + z2)/ 2, мм;

α1 и α2   - коэффициенты линейного расширения для материала зубчатых колес (α1) и корпуса (α2);

Δ   и Δ    - отклонения температуры зубчатых колес Δ  и корпуса Δ    от 20оC, т.е. Δ  =   20 0 C; Δ =   200 C;

α = 200, угол профиля исходного профиля;           

α стали   = 12 * 10-6, 1 / град;

α чугуна  = 11 * 10-6, 1 / град;

α  алюмин. = 20 * 10-6, 1 / град.

Величина бокового зазора, обеспечивающая нормальные условия смазки, зависит от окружной скорости и способа подачи смазки:

тихоходные передачи: j n min I = 0,01 m (до 0,2 м/с);

среднескоростные: j n min I = 0,02 m (до 10 м/с);

высокоскоростные: j n min I = 0,03 m (до 16 м/с).

Тогда необходимый j n min = jn I + j n II

Наибольший боковой зазор не ограничивается стандартом. Это вызвано тем, что боковой зазор является замыкающим звеном размерной цепи, в которой допусками ограничены отклонения всех составляющих размеров (межосевое расстояние и смещение исходных контуров на шестерне и колесе, непараллельность и перекос осей), поэтому величина наибольшего зазора не может превзойти значения, получающегося при определенном сочетании составляющих размеров.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.