Проблема детской лжи и воровства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проблема детской лжи и воровства

2019-09-04 133
Проблема детской лжи и воровства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И.Г. Некоторые родители замечают, что дети начинают говорить неправду, иногда даже очень убежденно и ярко. Одна женщина мне рассказывала, что ее старшая дочка обманывает, чтобы скрыть свое воровство. Семья церковная, все регулярно ходят в храм, девочка ни в чем не нуждается, но ребенок все же ворует.

О.В. Ребенок, который уже как–то познакомился с Богом и ощущает Его присутствие в своей жизни, будет неспособен на кражу, даже самую малую. Если родители и воспитатели сумели дать ребенку представление о Боге не как о Наказывающем, а как о Любящем, то он знает, что такой поступок, как кража, омрачит его отношения с Тем, Кто его любит. Ему будет стыдно. Его будет мучить совесть так же, как если он обманет своего хорошего друга. Но если ребенок не имеет таких отношений с Богом, то он крадет, не стыдясь. Ему это кажется нормальным.

Не будем идеализировать верующих детей — случается, что и они крадут, если в борьбе со скверным желанием не хватило сил ему противостоять, и они уступили этому желанию.

Анастасия Ивановна Цветаева рассказывала, как в детстве, в пансионе, кажется, в Лозанне, куда они с сестрой попали из–за болезни их матери, монахиня внушала детям всегда поступать по совести и не брать ничего чужого. Она говорила: «Представьте себе: вы приходите в комнату, в которой лежат на столе апельсины, пирожные, конфеты, орехи — все чужое и вам кажется, что никто не смотрит. Но в это время все мироздание смотрит, какой вы сделаете выбор: если ваша рука потянулась к чужому, значит, в мире прибавилось зла. Если ваша рука не потянулась, то в мире прибавилось добра». Анастасия Ивановна рассказывала: «Это занозой вошло в меня, в мою память, в сердце. И я всю жизнь прожила так, что никогда не брала чужого и никогда не имела любопытства к чужому письму, которое открыто лежит на столе».

Однажды я услышал в проповеди священника и такой пример: по степи на подводе ехали отец с мальчиком. Вдруг отец увидел какой–то стожок сена, чужой. Он посмотрел на все четыре стороны — никого уже не было, спрыгнул с подводы, подошел к стожку. А маленький мальчик, которому было лет пять–шесть, сказал: «Папа, ты забыл посмотреть туда!» — и показал на небо. Тогда отец впрыгнул в подводу и уезжал от этого стога, как от огня.

В этом мире мы ничем не обладаем. Но в то же время Господь дает каждому свое. Это свое — относительно, т. е. оно наше, и в то же время — не наше. Разумный христианин пользуется тем, что имеет, как даром Божиим.

Часто ребенок крадет что–то, потому что он не довольствуется тем, что имеет. Если к этому подойти юридически, то за это надо наказывать. Но если подойти не юридически, то его поступок отзывается плохим духовным воспитанием. Ему не внушили, что «Бог тебя не хотел ничем обделить, у тебя все есть».

Все — это не значит все, что есть в мире. Надо каким–то образом дать понять ребенку, что Господа надо благодарить за то, что имеешь. Все, что есть в этом мире, сотворенном Богом, потенциально принадлежит каждому человеку. «Если бы Господь захотел, у тебя было бы то, что ты украл. Но Он не дал тебе это не потому, что Ему жалко. Бог тебя любит, как мама и папа. Они готовы тебе дать все, что имеют, но они не дадут то, что тебе не полезно. А то, что тебе нужно, они всегда дадут».

Думаю, что если такой скверный поступок обнаружится, то ребенка привести к исправлению нужно не «дубинкой», а просто объяснить, что он сделал. Я думаю, что он в состоянии будет что–то понять в этом рассказе и принять.

И.Г. А если это уже вошло в привычку?

О.В. Тогда нужно наказывать. А как — это исходя из ситуации. Можно и обличить его, потому что публичное устыжение тоже может уврачевать. Если в семье не послушает, то можно расширить круг людей, которые помогут ему исцелиться.

Был случай в моей практике, когда один мальчик украл фотоаппарат. Я знал, что это сделал он, потому что больше некому было. Когда он приходил в храм и общался со мной, я не стал ему говорить об этом, я ждал, пока он сам придет и скажет. Так и получилось — он пришел и сам сознался. И так было лучше, чем если бы я приставил его к стенке и сказал: «Сознавайся!». В том случае я почувствовал, что надо поступить так. Но это не значит, что в других случаях надо ждать — иногда надо исправлять немедленно, потому что может повториться воровство, повториться грех.

И.Г. Наши друзья рассказывали, что несколько недель назад у них завершился христианский лагерь для детей разного возраста. Все дети — церковные, из верующих семей. И там постоянно случалось воровство. Многим детям было тяжело. Старшие предполагали, что это делает один мальчик. Они и говорили, и проповедовали, и предлагали такой выход: «Мы все уйдем, и пусть тот, кто это сделал, положит вещи обратно. Ему, наверное, теперь очень стыдно». Но это так ничем и не завершилось.

О.В. Если грех касается не одного человека, а его вместе с ним совершили и другие, то имеет смысл провести беседу. Но не моралистическую, а такую, которая задела бы совесть. Привести такие примеры, которые могли бы пробудить совесть. Самое главное в такой беседе — направить все мысли, чувства ребенка к Богу, чтобы он ощутил Бога как своего Друга, Которого он предал.

И.Г. Батюшка, помню свой собственный опыт раннего детства. Я был совсем неверующим ребенком. Однажды был в гостях у родственников. И там всюду лежали деньги — небольшие какие–то суммы, монеты. Они не были мне нужны, но помню, у меня возбудился страшный интерес: «А что будет, если возьму? Смогу ли я это сделать?» Конечно, знал, что этого делать нельзя, но мной двигал какой–то азарт и интерес освоить новую ситуацию. И я помню, что взял. Потом было страшно стыдно, но еще стыднее было возвращать, сознаваться. До сих пор, когда вспоминаю, краснею в душе. Может быть, и с другими детьми случается нечто подобное?

О.В. Может быть, и так. Тем более — сейчас, под влиянием фильмов, которые дети смотрят, где такое делается очень легко и свободно. У них это может просто автоматически сработать и стать привычкой. Так же, как и гнилое слово. Когда же ребенок уже обдумывает, как он украдет и как будет повторять свой поступок, то, конечно, это должно вызвать тревогу. Нужно тогда его духовно лечить.

Если родители все будут соотносить с собой: «Я тебя накажу!», то ребенок будет бояться, но продолжать воровать опять будет. Просто он станет придумывать все новые способы. А нужно каким–то образом привести ребенка к Богу, поставить перед лицом не возмущенной мамы, оскорбленного папы, а перед лицом Бога. «Ты обманываешь Бога, а не родителей. Но Бог все видит, и Его не обманешь». Если, опять же, и здесь они начнут запугивать: «Бог тебя накажет!» — то лучше этого не делать. Наоборот, можно сказать, как говорил митрополит Антоний: «Какая красивая была дружба!» — И вдруг ты ее разрушил и предал. Этого делать нельзя.

Причины жадности

Ф.В. и О.Ф. [39] Откуда в ребенке возникает патологическая жадность и стремление видеть только свои интересы?

О.В. В Священном Писании есть понятие «падший человек», следовательно, есть и противоположное — «непадший человек». Непадший — это человек до грехопадения, такой, каким он вышел из рук Божиих. Падший человек — это тот, который отказался от Бога, пожелал жить по своей воле и находится во власти греха и смерти.

Грехи человеческие самые разнообразные, и жадность — это грех, связанный с инстинктом обладания, захвата. В природе человека такой грех появляется тогда, когда он надеется на себя, на то, что он сам будет устраивать свою жизнь — все своей силой и своей властью. «Если я не сделаю, то кто мне поможет?»

В природном мире выживает сильный, а в начале было не так. Жадность — бездонная пучина. Суть ее в духовном разрушении человека, она уводит его от людей и от Бога. Она отравляет и разрушает жизнь. У жадных людей нет преданных друзей, а знакомые и соседи держатся от них на расстоянии. В их жизни нет места духовному.

А духовный человек старается устроить в жизни все в согласии с волей Божьей. Он знает, что все, что есть в этом мире — богатство материальное и нематериальное — принадлежит каждому, в том числе и ему. Бог даст то, что нужно, но при условии, что человек доверяет Ему, не надеясь на себя.

Если же он надеется на себя, то все делает по–своему. Будет брать и накапливать, думая, что истинное сокровище жизни — то, которое при нем. Но это ошибка, ложь. Когда он поймет, что смысл и радость жизни в том, чтобы отдавать, тогда избавится от жадности, от желания обладать; будет довольствоваться тем, что есть, и не почувствует себя бедным. Он поймет, что истинное богатство — это Сам Бог, в Котором есть все, что нужно. Потому что Он любит и никогда не может отказать ни в чем. Поняв это, человек успокоится.

И.Г. Как же бороться с детской жадностью?

О.В. Надо учить делиться. Жадность — она ведь по отношению к кому–то. Ребенку, склонному к жадности, можно сказать, что другой тоже хочет того, что есть у тебя. Этому нужно обучать с раннего детства.

М.Г. А если ребенок находит особую радость в том, что обладает тем, чего нет у другого?

О.В. Родителям нужно много потрудиться, чтобы постепенно научить такого ребенка отдавать. Я думаю, ребенку можно сказать, что так ведут себя только завистливые люди.

М.Г. Как в ребенке воспитать радость отдачи?

О.В. Добрым жизненным примером, прежде всего — самих родителей.

В жизнеописании святого Зосимы–Захария, похороненного на немецком кладбище в Москве, рассказывается, как мать учила его делиться. Испечет хлеб, порежет на куски и говорит: «Захария, иди, раздай мальчикам!». Он выходит играть на улицу и раздает ребятам хлеб, радуясь их радостью. Потом, когда он подрос, отец брал его иногда на ярмарку помогать продавать зерно. Сам идет в трактир, а сыну поручает торговать. Вернется — зерна нет, а вырученных денег мало. Сын его не умел продавать, а раздавал даром. Отец не корил его за это, а только смеялся. Он ценил в ребенке щедрость.

«Вы отдали, и этим вы богаты», — сказал Максимилиан Волошин.

Кто такие ангелы?

И.Г. Во многих христианских книгах можно прочитать: «Ангел тебе подсказал!», «Ангел тебя спас!» Детям это нравится, они с удовольствием принимают его как еще одного близкого друга. Что–то вроде Карлсона, который живет на крыше. Он есть, но его никто не видит. В нужный момент он тебя спасет от неприятностей.

Что же надо говорить детям про ангелов?

О.В. Можно исходить из простого слова: «помощник».

– Ты можешь один все сделать сам? Кто тебе помогает жить? Мама, папа — ты их видишь. Но есть и невидимые помощники.

У детей воскресной школы, которые к нам приезжают, есть такая игра, «Тайный друг». Каждый участник лагеря вытягивает жребий, на котором написано имя его тайного друга. Задача — каждый день знаки внимания дарить этому другу, но — так, чтобы он не догадался, от кого пришел подарок.

Так и ангелы, они — наши невидимые помощники, друзья. Например, ты потерял какую–то вещь и не можешь найти. И вдруг кто–то тебе как будто подсказал:

– Пойди в ту комнату и найдешь.

Приходишь и находишь. Кто тебе сказал? Ты не мог сказать себе сам, ведь ты даже не знал, где лежит эта вещь! Ангелов, как и тебя, создал Бог. Бог через них помогает нам жить. Людей ты видишь, а их нет. Это невидимые существа.

– Но как о них узнал человек, не видя их?

– Значит, кому–то они явились.

М.Г. Ангел–хранитель — это кто?

О.В. Это твой личный ангел. Есть ангелы для всех, а это твой. Как мама у тебя единственная, так и ангел. Господь тебе дает ангела–хранителя. От чего он должен тебя хранить? Чтобы ты никакого зла не сделал. Потому что зло — это не жизнь, это смерть. А ты хочешь жить, и Бог хочет, чтобы ты жил. Поэтому выбирай всегда добро, и будешь жить».

М.Г. Значит, ангел нужен чтобы не тебе зла не сделали, а чтобы ты не делал зло! Но ведь часто его воспринимают как оберег, чтобы он помог защититься от зла…

Наречение имени

О.В. Человек не может жить без имени. Если ребенок рождается в день какого–то святого, то родители часто воспринимают это не как случайность, а как знак свыше. Если они реально это переживают, то они могут выбрать этого святого небесным покровителем своего ребенка, дать ему его имя.

М.Г. Наследует ли ребенок какие–то черты своего святого?

О.В. Мы духовно связаны со всеми святыми. У любого святого есть свое достоинство, и любой святой очень значим. Поэтому говорить, что этот более значим, а другой — менее, не приходится. Но кто–то один может быть ближе. Почему ближе — это тайна. Близость открывается через какие–то знаки. Но, во всяком случае, если выбрали имя, то со временем нужно породниться с этим святым.

Имя раскрывает сущность человека. Все мы разные. Христос в Евангелии дает людям новые имена: Воанергес[40], Петрос[41].

Когда родители выбирают имя, важно учитывать, в какой день родился ребенок. Но нужно смотреть, есть ли совпадения, потому что сущности ребенка и этого имени могут и не совпасть. В святцах не случайно идет имя и перевод, что оно означает. Если было бы это безразлично, то перевод бы не делали.

И.Г. Выбор имени — это так ответственно и важно! А чем руководствоваться, если у родителей нет такого явного ощущения какого–то святого, или если есть, но понимаешь, что оно к ребенку не приложимо?

М.Г. Это действительно сложно — ведь имя ребенок получает сначала пока как одежду. Только потом, на протяжении всей жизни, он должен врасти в это имя, вжиться в него.

О.В. Да, и жизнью своей оправдать его.

Иногда родителям не нравится имя чисто внешне, просто по неблагозвучию. Самое важное, чтобы имя было не просто плодом фантазии родителей, чтобы они не придумывали имя, за которым не стоит какой–то реальный святой.

М.Г. Отец Виктор, а почему Вы не поменяли имя в монашестве?

О.В. Митрополит Леонид (Поляков) не стал этого делать, исходя из условий советской действительности. Мой постриг совершался в его домовой церкви в Риге. Он оставил мне прежнее имя, чтобы власти не могли придраться к тому, что в миру совершаются монашеские постриги. Оставив мне прежнее время, он как бы скрыл мой постриг.

Я хотел принять постриг от отца Серафима (Тяпочкина), а владыка пожелал сам меня постригать. Поскольку отец Серафим относился к митрополиту Леониду с большим доверием и послушанием, он не стал навязывать свою волю и согласился с его желанием. Отец Серафим мне сказал: «Нас будет постригать одна рука». Владыка Леонид и его постригал в свое время.

Отец Серафим хотел, чтобы мне дали имя Мелетий. Он почитал святителя Мелетия Харьковского, в Харькове в кафедральном соборе есть его мощи.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.