Развитие я – концепции в тренинге личностного роста. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие я – концепции в тренинге личностного роста.

2019-08-27 623
Развитие я – концепции в тренинге личностного роста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подростковый и юношеский возраст сопряжены со стадией окончательной (концептуальной) социализации личности, когда молодой человек активно стремиться к познанию себя, определению целей и смысла своей жизни, обретению своего места в системе межличностных и социальных отношений. Другой человек, группа при этом выступают своеобразным зеркалом, в котором личность видит себя, обретает ``самость''. Потребность разобраться в себе может актуализироваться и при вхождении человека в стадию нормативных возрастных кризисов.

В этом смысле тренинги самопознания могут проводиться по желанию и запросу потенциальных участников. Логика или концепция проведения данного вида тренинга может быть лучше всего проиллюстрирована следующей схемой.

Другие люди / Я сам Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне Открытая область (1) Слепая область (2)
Не знают обо мне Скрытая область (3) Неизвестная область (4)

``Окошко Иогари''

Открытая область (1) содержит поведение, чувства, мысли, мотивы хорошо известные и понятные как самому человеку, так и окружающим его людям. В группе человек получает обратную связь относительно оценки эффективности своего поведения, адекватности эмоций, совпадения мыслей и чувств человека с представлениями, решениями, планами и переживаниями других участников. Слепая область включает в себя такие формы поведения, которые не осознаются человеком, например дурные привычки, проявление невоспитанности, нарушение норм этикета или оговорки, неуместное проявление чувствительности, о котором в обычной обстановке не принято говорить, хотя окружающие легко или, напротив, болезненно подмечают это. В группе же агрессивное или манерное поведение, интонации, мимика и жестикуляция, общее впечатление, производимое человеком, становятся предметом обсуждения. Скрытая область (3) состоит из мыслей, переживаний, побуждений, интересов, которые человек желал бы скрыть от окружающих, поскольку они относятся к сфере его интимной жизни, оцениваются субъектом как неблаговидные, греховные. В группе человек обретает слушателей, а атмосфера доверия и открытости способствуют наиболее полному самораскрытию, избавлению от комплексов и внутриличностных проблем. За счет этого открытая область увеличивается, а граница непознанного сдвигается вниз. Наконец неизвестная область (4) - это психическая реальность, находящаяся за границами сознания самого человека и лиц, входящих в его окружение. Работа с этой областью возможна, если члены группы вводятся в состояние транса или прибегают к воздействию психотропных средств. Но это уже не входит в задачи тренингов развития Я-концепции, поскольку требует личностной зрелости участников, их глубокого убеждения и стремления выйти за границы традиционного межличностного общения и познания.

Работа с ``Я'' человека, осмысление им своих особенностей, все более глубокое осознание, понимание и принятие себя в соотношении с представлениями и оценками других является сутью и результатом тренинга развития Я-концепции. Эта работа может происходить на следующих уровнях:

- интерперсональном, здесь участники осознают то, как они воспринимаются и оцениваются окружающими (каков я в глазах других?), понимают почему тем или иным образом складываются их отношения с другими людьми;

- внутриличностном, предполагающем рефлексивную оценку участниками собственных тактик и стратегий поведений, типичных для них и реализуемых вне зависимости от ситуации, своих индивидуальных особенностей и личностных черт (каким я вижу себя?);

- казуальном, требующем понимания причин лежащих в основе индивидуального стиля поведения и общения, осознания истинных мотивов своих действий и поступков (почему я такой? зачем я веду себя так?);

- глубинном психологическом, содержащем элементы психоанализа, проникновения человека в суть всего, происходящего с ним, осознания глубинных причин своего поведения и особенностей личностного склада (что делает меня таким? могу ли я принять себя целиком?). Последний уровень не является обязательным и выбирается по желанию ведущего и в соответствии с его концептуальной направленностью и профессиональной компетентностью.

Работа на интерперсональном уровне предполагает эмоциональное отреагирование участниками своих мыслей и переживаний, возникающих в ответ на действия и оценки окружающих в их адрес. Оно позволяет преодолеть болезненную сосредоточенность на своих проблемах. Эмоциональное отреагирвание означает не только свободное выражение человеком своих эмоций и чувств, но и их модификацию в соответствии с принятыми членами группы нормами взаимодействия, что также является немаловажной задачей в работе над собой.

Обязательным условием эффективности групповой работы выступает высокий уровень сплоченности и организованности участников. Сплочению группы способствует совместная деятельность по решению проблем и задач, личностно значимых для участников, обретение общего опыта переживаний, что достигается использованием ведущим ряда провокационных приемов (предоставления полной свободы, самоустранения и др.). Сплоченность и организованность оттачивается в конфликтах и конфронтации с ведущим, которые являются планируемыми и ожидаемыми элементами тренинга.

Тренинги самопознания могут иметь различную ориентацию. Биографическая ориентация делает акцент на обсуждении личной и профессиональной жизни участников. Тематически ориентированные тренинги посвящены работе над проблемами, значимыми для членов группы. С. Кратохвилл предлагает выделять следующие тематические циклы: детство и фантазии; интересы, мотивы и ситуации, особенности характера, эмоции; ннтерперсональные отношения, секс, семья. Тематика может отражать и круг профессиональных или личностно значимых проблем (Как добиться успеха? Как управлять собой? Можно ли стать счастливым? и др.). Коммуникативная ориентация сопряжена с углубленной работой над отношениями, складывающимися между разными членами группы, их взаимными реакциями и установками.

Для более полного самораскрытия участникам не редко предлагаются техники рисования, коллажа, написания эссе. При этом процесс и продукты индивидуальной деятельности становятся предметом группового обсуждения и анализа.

41. Сюжетно-ролевые игры

Описание: Воплощение выбранных рабочих ситуаций, позволяющих группе увидеть разнообразие подходов к решению задачи. В зависимости от задач тренинга эта форма обучения может иметь вид игры или упражнения. Обычно она вклю­чает элемент соревнова­ния или обмена ролями. Во многих случаях между участниками тренинга распределяются роли сотрудников некоторой организации (продавцов, менеджеров, руководителей и т.п). Участники получают данные “входа в игру” – условие, описание ролевого поведения. Обязательна инструкция каждому участнику.

Влияние на групповую динамику:

Повышает: жесткие временные рамки, видеокамера, обратная связь только от тренера, неграмотная обратная связь, если не затянуто и четко, если есть ограничения по времени. Когда игра – как итог занятия.

Снижает: деролинг (выход из роли), мягкий формат, положительная ОС (Обратная Связь) от участников, юмор, отреагирование, вовлечение других участников. Растянутость во времени. Неясность задач, кто что делает. Нельзя превращать игру в сельскую самодеятельность. Участники начинают скучать.

42. Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Основные особенности дидактических игр:

  1. Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
  2. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
  3. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
  4. Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.

В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п. «Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.»

43. Имитационные игры представляют собой особый класс игр, которым не свойственны многие из отмеченных ранее признаков деловых и ролевых игр. Это наиболее простой игровой метод или прием обучения, специфическими особенностями которого является наличие заранее известного правильного или оптимального решения поставленной задачи. Цель имитационной игры - своего рода профессиональный тренинг, позволяющий отработать (отрепетировать) те или иные технические приемы профессиональной деятельности (например, разнообразные приемы педагогической деятельности при подготовке в системе магистерского обучения по курсу педагогики высшей школы). Простота и доступность имитационных игр приводит к тому, что они получают все большее распространение в учебном процессе, особенно в тех случаях, когда требуется отработка техники профессионального поведения.

Для всех имитационных игр характерны следующие признаки:

они могут быть реализованы посредством тиражирования одной и той же роли для всех участников игры;

в имитационной игре отсутствует взаимодействие ролей;

отсутствует управляющая система и объект управления - предъявляется только модель среды, в которой действуют участники игры - имитации;

используется особая структура оценивания результатов - по конечным итогам;

для игры-имитации характерны одинаковые ролевые цели для всех ее участников, но может быть различной ролевая среда;

в игре-имитации, как правило, отсутствует конфликтная ситуация, хотя элемент состязательности придает мотивация достижения, успеха, получения более высоких баллов.

Имитационные игры чаще всего проводятся на практических, семинарских или лабораторных занятиях. Академическая группа разбивается на 5-6 игровых групп (иногда каждый студент получает индивидуальное задание), в каждой избирается лидер (командир), который получает пакет, содержащий 4-5 заданий с описанием действий - имитаций, которые должны освоить и имитировать члены группы или каждый участник игры отдельно. Каждое задание, в отличие от ролевой игры, не требует других участников, т.к. задается имитация одного конкретного способа деятельности, характерного для данной профессиональной роли. Каждая роль оценивается по баллам, в зависимости от ее сложности (суммы баллов равны для каждой группы).

Этапы имитационной игры:

  • 1 этап: Объявление темы, целей имитационной игры, распределение заданий, объяснение правил игры и системы оценивания ее результатов.
  • 2 этап: Выработка участниками игры решений, отработка заданий - имитаций, алгоритмов действий в каждом конкретном ролевом задании.
  • 3 этап: Имитация членами групп или каждым студентом отдельно заданных ролевых действий.
  • 4 этап: Анализ результатов выполнения ролевых заданий. Каждое ролевое задание оценивается с точки зрения его соответствия реальному ролевому действию, правильности его разработки и имитации.
  • 5 этап: Подведение итогов имитационной игры.

 

44. Организационно-деятельностная игра - игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, в ходе которой с использованием моделирования организации профессиональной деятельности обучаемыми решаются актуальные теоретические и практические проблемы, развивается рефлексивный компонент творческого мышления.

В отличие от деловой игры, цель которой - решение актуальной педагогической задачи, целью организационно-деятельностной игры является решение теоретической или практической проблемы. Задача - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели и в которой осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления, применяемая в организационно-деятельностной игре, означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п.

Организационно-деятельностные игры считают играми на развитие, методологизацию мышления, выработку обобщенных приемов продуктивной умственной деятельности. Организационно-деятельностная игра развивает способность к действиям в широкой, с зыбкими границами области, приучает к коллективной мыслительной деятельности, осуществляет перестройку мышления участников. Она отличается от деловой игры тем, что проводится более продолжительное время (как правило, в течение пяти дней), предполагает участие широкого круга организаторов: режиссера, сценариста, методологов и игротехников, обязательное и широкое использование рефлексивных методик.

45. Деловые игры. На сегодняшний день существует большое количество деловых игр, они различаются по масштабности имитируемых объектов (отрасль, цех), функциональному профилю (производственные, управленческие), особенностям строения. В игре развиваются такие качества человека, как способность к планированию, прогнозированию, системное мышление, организационные и творческие способности.

Деловые игры могут преследовать одну или несколько целей:

  • командообразующая;
  • знакомство между собой сотрудников – в только что сформированном подразделении или сотрудников разных подразделений;
  • оценка персонала;
  • развлечение на корпоративном празднике;
  • «капиталистическое соревнование» внутри компании, использоваться как модель для проведения профессиональных конкурсов;
  • обучение, в том числе, благодаря моделированию рабочих процессов;
  • придать азарт повседневной деятельности;
  • изменить психологический настрой.

Деловые игры, заставляя участников использовать свой прошлый опыт, предоставляют им автономное пространство для развития собственных представлений и действий. Обязательное условие каждой игры заключается в том, что каждый участник принимает решения самостоятельно, а это не всегда происходит в реальности, в результате игра становится тренингом креативности. Одним из главных плюсов деловых игр является то, что они, моделируя реальность, позволяют радикально сократить время накопления опыта, позволяют повернуть ход возможных событий, попробовать разные стратегии.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.