Групповая сплоченность. Лидерство в группе. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Групповая сплоченность. Лидерство в группе.

2019-08-27 505
Групповая сплоченность. Лидерство в группе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В любом тренинге, помимо руководителя, являющегося официальным лидером, появляются так называемые неформальные лидеры - это активные члены группы, которые пытаются оказать влияние на других, преследуя две цели: реализацию либо целей группы, либо личных целей участников.

Существует описание трех видов лидеров (А. А. Осипова): лидер по способности к руководству - это спокойный, интеллигентный, самоотверженный человек; лидер по популярности - общительный, веселый, сердечный; «черная овца» - это непривлекательный, равнодушный человек. Лидерство отдельных членов группы порождает пассивность со стороны некоторых участников. Они отказываются от личностной автономии и позволяют другим принимать за себя решения. С точки зрения развития группового процесса проблема лидерства должна быть решена и является очень важным моментом стратегии организации проведения тренинга.

Групповая сплоченность: это и цель, и условие успешности групповой работы (И. В. Вачков). Среди факторов, влияющих на проявления групповой сплоченности, выделяют совпадение интересов, взглядов, ценностных ориентиров; гомогенность состава группы; атмосферу безопасности; интересную совместную деятельность; пример ведущего как члена группы и как руководителя; появление как объекта группы-соперницы, в борьбе с которой сплачиваются участники; наличие условий для выражения людьми своих негативных эмоций. Сплоченность группы представляет собой определенный процесс, развертывание которого начинает происходить еще до начала ее работы.

 Разработана модель сплоченности группы, которая подтверждает правильность данного утверждения (Р. Кочюнас). Для ее возникновения нужны следующие условия: 1. Связанные с организацией группы - правильный отбор участников, эффективная подготовка их к работе в группе. 2. Связанные с ранним периодом жизни группы - решение конфликтов, создание конструктивных групповых норм, уменьшение защитного поведения. 3. Связанные со способами работы в группе - оказание поддержки и забота друг о друге, слушание и эмпатия, самораскрытие и реагирование друг на друга. Групповая сплоченность развивается на протяжении всей жизни группы и по-разному проявляется.

Подводя итог, следует отметить, что все компоненты групповой динамики должны быть учтены ведущим при выборе методов и организационных форм работы на тренинговом занятии. Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы.

Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:

1. возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);

 2. знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга – это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;

 3. неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;

4. отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика. Сплоченность определяет успех тренинговой работы уже хотя бы потому, что делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии.

 

20.) Требования к личностным качествам, профессиональной подготовке и опыту.

Специфика организации тренинговых занятий выдвигает определенные требования к руководителю, которые можно представить в виде своеобразной профессиограммы. Личностно-профессиональные качества руководителя: - концентрация на участнике, желание и способность ему помочь; - гибкость, терпимость, открытость, принятие других взглядов, отличных от собственной позиции руководителя: - эмпатичность, восприимчивость; - способность предъявлять группе свои подлинные эмоции и переживания; - энтузиазм, оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; - уравновешенность, высокий уровень саморегуляции; - уверенность в себе, позитивное самоотношение, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов — богатое воображение, интуиция; — высокий уровень интеллекта; — смелость, которая выражается в признании своего несовершенства, в отказе от манипулирования участниками тренинга, в умении открыто говорить о том, что происходит в группе, противостоять участникам, если того требует ситуация; — открытость, т. е. умение выражать свои чувства и открыто реагировать на проявление чувств участниками, способность показать себя живым человеком; — находчивость, проявляющаяся в импровизационных умениях как реакции на затруднительные ситуации, а также в поиске новых путей работы с группой; — стремление к новому опыту, которое выражается в желании расширить свой жизненный и профессиональный опыт; — чувство юмора, т. е. умение смеяться тогда, когда трудно. Руководитель должен уметь: — ставить четкие ближние и дальние цели, задачи своей деятельности и работы группы; — доступно объяснять участникам группы, какими средствами могут быть достигнуты поставленные цели; — логически обосновывать для себя необходимость применения того или иного приема; — использовать разнообразные методы, побуждающие членов группы делиться своими идеями, чувствами и стимулирующие их творческие проявления; — применять техники групповой работы, не злоупотребляя ими; понимать смысл невербального поведения и точно интерпретировать невербальные реакции участников; - использовать разнообразные методики наблюдения за работой каждого участника и группы в целом; — находить продуктивные решения в сложных ситуациях групповой работы; — практически применять приемы аргументации, анализа, обобщения, интерпретации; — осознавать отношения участников к предмету и ходу обсуждения; — фиксировать успехи группы в совместной выработке результатов; - помогать участникам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе; - отслеживать групповую динамику; - объективно оценивать самому и помогать участникам оценить достигнутые результаты в работе; - рефлексировать свое поведение в тренинге. Руководитель должен владеть навыками: - активного, т. е. понимающего, слушателя; — отражения чувств, т. е. понимания и раскрытия руководителем содержания чувств участников; — проявления поддержки, т. е. поощрения, участников, оказания им помощи; — эмпатии, дающей руководителю возможность увидеть события через призму субъективного мира участников; — невербального общения; — реагирования, т. е. осуществления обратной связи в виде реакции руководителя на действия и высказывания участников; — информирования - предоставления участникам в любой момент работы любой интересующей их информации в виде знаний и советов; — предохранения, выражающегося в защите участников от ненужного психологического риска и необдуманных поступков; - моделирования, т.е. демонстрации своими действиями же лательного поведения в группе; — блокирования - остановки непродуктивного поведения участников в группе; — управления, проявляющегося в организации своей деятельности и работы тренинга; — диагностики состояния участников во время и после занятия и средствами отбора членов группы, если этого требует ситуация. Руководитель должен знать: - психологию развития личности и социальных групп; — основныетеориигрупповойпсихотерапии,ихразличия,используемые в них понятия; — базовые принципы групповой динамики, механизмы индивидуальных различий; - основы технологии тренинга; — свою личность, ее сильные и слабые стороны, для того чтобы осуществлять воздействие на участников тренинга; — способы создания своего индивидуального стиля и имиджа на основе личностного потенциала; - тип создаваемой группы, цели и задачи; - новую научно-методическую литературу по проблемам, которые составляют основу разработки тренинговых программ и методики работы в тренинге; - требования профессиональной этики. Эти требования могут быть положены в основу кодекса профессиональной этики. Руководитель может и должен: - защищать права участников группы; - подчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала; — проявлять эмпатию к чувствам каждого участника; — сочетать уважение и сочувствие; - осознавать свое отношение к различным людям; — быть готовым поделиться с участниками собственными чувствами и идеями; — создавать атмосферу теплоты и доверия; — принимать ценности группы; — избегать форм работы, к которым участники недостаточно подготовлены; — подготовить членов группы к возможности появления отрицательной реакции на попытки реализовать групповые нормы в повседневной жизни. Руководитель не должен: — переносить проблемы участников в свою личную жизнь; — навязывать членам группы свои ценности и убеждения; - пользоваться возможностью идеализации себя в глазах членов группы; — быть покровителем, всезнающим или назидательным; — испытывать чувство комфорта, уюта во время работы с группой. Поведенческий веер руководителя реализуется через роли, которые он принимает на себя во время контакта с аудиторией. Принципы взаимодействия ведущего с участниками: субъектно – субъектный контакт, принятие себя, каждого участника и группы в целом; эмпатическое понимание; конгруэнтность. Выделяют различные типы руководителей тренинга: «агрессивный лидер», «любящий лидер», «социальный инженер», «не вмешивающийся лидер», «холодный лидер», «техник». Стили руководства тренера: авторитарный «демократический, ситуационный. Стратегии ведения тренинга: свободное, программированное, компромиссное.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.