Показатели рентабельности организации — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Показатели рентабельности организации

2019-08-27 122
Показатели рентабельности организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При расчете рентабельности в обобщенном виде используют формулы финансовых коэффициентов, которые выглядят следующим образом:

- оборачиваемость средств или их источников. Этот показатель равен отношению выручки от реализации к средней за период величине средств или их источников;

- рентабельность продаж, которая равна отношению прибыли к выручке от реализации;

- рентабельность средств и их источников. Данный показатель равен отношению прибыли к средней за период величине средств и их источников.

Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основе прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между этими коэффициентами выявляется такая взаимосвязь:

Рср = Рп х Оср, (30)

где Рср - рентабельность средств или их источников;

Рп - рентабельность продаж;

Оср - оборачиваемость средств или их источников.

Приведенная формула показывает, что прибыльность средств предприятия или их источников зависит как от ценообразовательной политики и уровня затрат на производство реализованной продукции, так и от деловой активности предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. С помощью приведенной формулы можно также определить пути повышения рентабельности средств или их источников. Так, при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов. Соответственно, верно и обратное: определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия компенсируется только снижением затрат на производство продукции, т.е. повышением рентабельности продаж.

Рассмотрим показатели, с помощью которых может производиться оценка рентабельности предприятия.

1. Рентабельность продукции - Рпр. Исчисляется как отношение дохода от реализации продукции к полной ее себестоимости. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий. Исчисляется по формуле:

Рпр = Др: Сп х 100%, (31)

где Др - доход от реализации, руб.;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Таблица 8-Рентабельность продукции

 
На 1 января 2010 г.: Рпр = 69708: 515382 х 100% = 13,52%.  
На 31 декабря 2010 г.: Рпр = 4783084: 31074275 х 100% = 15,39%.  
На 31 декабря 2011 г.: Рпр = 4523517: 37894230 х 100% = 11,93%.  
На 31 декабря 2012 г.: Рпр =20461894: 119972816 х 100% = 17,05%.  
     

За 2010 год периоды рентабельность продукции увеличилась на 1,86%, однако к 2011 году она упала на 4%, а в 2012 г. возросла на 5,12%.

2. Рентабельность продаж (оборота) - Рп. Вычисляется как частное от деления дохода, полученной в результате реализации продукции, на выручку организации за тот же период. Исчисляется по формуле:

Рп = Др: В х 100%, (32)

где В - выручка от реализации продукции, работ, услуг;

Пр - доход от реализации продукции, работ, услуг. Или:

Таблица 9-Рентабельность продаж (оборота)

 
На 1 января 2010 г.: Рп = 69708: 682973 х 100% = 10,21%.  
На 31 декабря 2010 г.: Рп =4783084: 37612054 х 100% = 12,72%.  
На 31 декабря 2011 г.: Рп =4523517: 38247987 х 100% = 10,21%.  
На 31 декабря 2012 г.: Рп =20461894: 152285178 х 100% = 13,44%.  
     

Рентабельность продаж за 2010 г. увеличилась на 2,51%. Увеличение рентабельности продаж говорит о росте цен на продукцию и предоставляемых услуг при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижении затрат на производство при постоянных ценах. По сравнению с 2011 годом рентабельность продаж уменьшилась на 2,51%, а к 2012 г. выросла на 3,23%. Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализуемой продукции.

3. Рентабельность производственной деятельности - Рд.Рассчитывается путем отношения дохода от реализации или чистого дохода к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

Рд = Др: З х100%, (33)

Рд = Дч: З х 100%. (34)

где Дч - чистый доход;

З - затраты по реализованной или произведенной продукции.

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, т.е. снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

4. Показатели рентабельности капитала рассчитываются по нижеследующим формулам.

1. Показатель рентабельности собственного капитала (Рск):

Рск = (Дчс) х 100%, (35)

где Кс - средняя величина собственного капитала.


Таблица 10-Показатели рентабельности капитала

 
На 1 января 2010 г.: Рск = 47549: 26274,5 х 100% =180,97 %.  
На 31 декабря 2010 г.: Рск = 3473940: 26274,5 х 100% = 196,5%.  
На 31 декабря 2011 г.: Рск = 3247883: 26274,5 х 100% =123,6 %.  
На 31 декабря 2012 г.: Рск = 11540774: 12547210 х 100%= 92%  
     

Характеризует эффективность использования собственного капитала. Экономический смысл данного показателя заключается в том, сколько доходов приходится на единицу собственного капитала предприятия. Значение показатель рентабельность собственного капитала выросло с 180,97% до 196,5 % за 2010 г., но к концу 2011 г. упало на 72,9%, а к 2012 г. снизилось на 31,6%.

2. Показатель инвестиционного (перманентного) капитала (Ри):

Ри = Дч: Кик х 100%, (36)

где Кик - средняя величина инвестиционного капитала, которая равна сумме средней за период величине собственного капитала и средней за период величине долгосрочных кредитов и займов.

Характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок. Величину инвестиционного капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.

3. Показатель всего капитала предприятия (Рок):

Рок = Др: Бсрх 100%, (37)

где Бср - средний за период итог баланса-нетто.


Таблица 11-Показатели рентабельности всего капитала предприятия

 
За 2010 г.: Рок = 4783084: 0,5 х (1725033+23400910) х 100% = 24,98%.  
За 2011 г.: Рок = 4523517: 0,5 х (23400910+25787592) х 100% = 11,92%.  
За 2012 г.: Рок = 20461894: 0,5 х (25787592+180811574) х 100%= 19,8%.  
     

Снижение значения рентабельности всего капитала предприятия ООО Торговый дом «Планета вкуса» свидетельствует о падении спроса на продукцию предприятия или о перенакоплении активов.

5. Рентабельность оборотных активов - Роа. Рассчитывается так:

Роа = Др: Аоср х 100%, (38)

где Аоср - средняя величина оборотных активов.

Средняя величина капитала, активов определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.

Таблица 12-Рентабельность оборотных активов

 
За 2010 г.: Рок = 4783084: 0,5 х (424291+13105012) х 100% = 38,07%.  
За 2011 г.: Рок = 4523517: 0,5 х (13105012+18200955) х 100% = 18,39%.  
За 2012 г.: Рок = 20461894: 0,5 х (18200955+176100617) х 100%=2,01 %.  
     

6. Рентабельность основных средств - Рв. Определяется по формуле:

Рв = Пр: Авср, (39)

где Авср - средняя за период величина основных средств.


Таблица 13-Рентабельность основных средств

 
За 2010 г.: Рок =4783084: 0,5 х (1300742+10295898) х 100% = 82,49%.  
За 2011 г.: Рок =4523517: 0,5 х (10295898+7586637) х 100% = 50,59%.  
За 2012 г.: Рок =20461894: 0,5 х (7586637+4710957) х 100%= 332,8%.  
     

Рентабельность основных средств отражает эффективность использования основных средств, измеряемую величиной дохода, приходящейся на единицу стоимости средств. Этот коэффициент взаимосвязан с коэффициентом рентабельности всего капитала предприятия. При снижении последнего рост рентабельности основных средств свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов, затоваренности готовой продукцией на складах в связи с падением спроса на нее, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

В течение 2010 г. организация получила доход, как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности. За анализируемый 2011 г. организация получила убыток от продаж, но прибыль в целом от финансово-хозяйственной деятельности. Все показатели рентабельности за 2012 г. период, приведенные в расчетах, имеют положительные значения, поскольку организацией получен как доход от продаж, так и в целом доход от финансово-хозяйственной деятельности.

В 2010 г. организация по обычным видам деятельности получил доход в размере 12,7 копеек с каждого рубля выручки от реализации. К тому же имеет место положительная динамика рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. (+2,5 коп.). Убыток от продаж в отчетном периоде составляет -11,8% от полученной выручки. К тому же имеет место падение рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. (-24,5%).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение доходов до налогообложения к совокупным расходам организации в 2010 г., составил 10,5%. То есть с каждого рубля, израсходованного за 2010 г. в рамках финансово-хозяйственной деятельности ООО Торговый дом «Планета вкуса», было получено 10,5 коп. дохода. За аналогичный период 2009 г. также была получен доход, но на 2,8 коп. с рубля меньше, чем в 2010 г. Показатель рентабельности, в 2011 г. составил 6%. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного в течение рассматриваемого периода в рамках финансово-хозяйственной деятельности ООО Торговый дом «Планета вкуса», было получено 6 коп. прибыли. За аналогичный период 2010 г. также была получен доход, но на 4,5 коп. с рубля больше, чем в 2011 г. Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение доходов до налогообложения к совокупным расходам организации, составил 7,9%. Это значит, что с каждого рубля, израсходованного за 2012 г. в рамках финансово-хозяйственной деятельности ООО Торговый дом «Планета вкуса», было получено 7,9 коп. прибыли. За аналогичный период 2011 г. также была получен доход, но на 1,9 коп. с рубля меньше, чем в 2012 г.

В течение 2010 г. каждый рубль, вложенный ООО Торговый дом «Планета вкуса» в основные фонды и материально-производственные запасы, обеспечил доход от продаж в размере 0,73 руб.

В течение 2011 г. каждый рубль, вложенный организацией в основные фонды и материально-производственные запасы, обеспечил 0,42 руб. убытка от продаж.

За 2012 г. каждый рубль, вложенный ООО Торговый дом «Планета вкуса» в основные фонды и материально-производственные запасы, принес 0,32 руб. прибыли от продаж.

За 120 календарных дней в 2010 г. организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. При этом требуется 7 дней, чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов.

Согласно представленным данным, за 231 календарных дней организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. Чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов требуется 18 дней.

За 244 календарных дня в 2012 г. организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов. Чтобы получить выручку равную среднегодовому остатку материально-производственных запасов требуется 135 дня.

Таким образом, при анализе доходов от реализации услуг ООО Торговый дом «Планета вкуса» и исследовании предприятия были выявлены следующие проблемы, касающиеся многих российских предприятий и отрицательно влияющие на управление формированием доходов:

- отсутствие специалиста, ответственного за планирование и анализ финансовых результатов;

- отсутствие стратегического планирования на предприятии;

- некачественное сырье и зависимость от поставщика;

- несовершенная и постоянно изменяющаяся организационная структура предприятия.

Поэтому необходимо правильно управлять формированием доходов.

3. Разработка рекомендаций по управлению доходами


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.