Характеристики межличностного общения (социального взаимодействия). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Характеристики межличностного общения (социального взаимодействия).

2019-08-26 239
Характеристики межличностного общения (социального взаимодействия). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В сфере контактов пациентки выявляются разнонаправленные тенденции, продиктованные дисгармоничной личностью. Возникающие в этой связи трудности могут нарушать социальную адаптацию и в первую очередь деятельность, связанную с общением. Для пациентки характерны неуверенность и нерешительность в общении с другими людьми; проблемы с тем, чтобы свободно, расковано вести себя, давать другим указания, поручения, руководить другими, выдвигать другим собственные требования, проявлять агрессию, отстаивать свою точку зрения; трудности в том, чтобы отказывать другим, говорить другим «нет»; излишняя доверчивость и легковерность, податливость чужому мнению и влиянию; излишняя открытость, страх оказаться одной, в стороне от дел других.

Испытуемая характеризуется склонностью занимать в отношениях с другими пассивно подчиненную позицию. Для нее характерны скромность, уступчивость застенчивость, чувствительность, стремление охотно выполнять чужие поручения, отсутствие зачастую своего мнения, самокритичность, повышенное чувство вины. Она нуждается в тесном сотрудничестве с окружающими. Для нее характерны мягкость, дружелюбие, доверчивость, склонность к компромиссам и соглашению, бесконфликтность, стремление подчеркнуть причастность к интересам большинства, склонность к постоянному излиянию дружеских чувств. В межличностных отношениях она проявляет постоянную готовность к помощи окружающим, к сочувствию и поддержке, для нее характерны добросердечность в отношениях, и даже жертвенность. И вместе с тем, испытуемую характеризуют сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, частая неоправданная обидчивость, она неудовлетворенна своей позицией в микрогруппе.

Заключение.

Для пациентки характерны: невысокая самооценка, общая неудовлетворенность собой и отдельными аспектами своей жизни, повышенная требовательность к себе, без учета своих возможностей, а также физических и личностных ресурсов, личностная дисгармоничность: агрессивные тенденции в сочетании с мягкостью, уступчивостью, подчиняемостью, открытость и доверчивость в сочетании с подозрительностью, эгоцентризм в сочетании с альтруистическими тенденциями вплоть до жертвенности, склонность к формированию эмоциональной зависимости, низкая стрессоустойчивость, ощущение беспомощности в ситуациях, требующих мобилизации.

Выявленные нарушения когнитивных процессов укладываются в рамки психогенно-невротического патопсихологического симптомокомплекса. Актуальный психологический статус отражает черты смешанной акцентуации характера с преобладанием неврастенических черт.

Клинический психолог ________________

Резюме для истории болезни.

 

Целью настоящего обследования явилось изучение эмоционально-поведенческой сферы и личности для определения актуального психологического статуса пациентки.

При проведении психологического обследования, с испытуемой сразу установился свободный, доверительный контакт и неформальный характер сотрудничества. Пациентка проявляла заинтересованность проводимым исследованием и его возможными результатами, мотив оставался устойчивым на протяжении всего эксперимента. Испытуемая была сензитивна в отношении возможной негативной оценки ее интеллектуальных способностей, тревожилась по поводу собственной «нормальности», переживала, что не могла успешно справиться с рядом заданий, но от выполнения заданий не отказывалась, жалоб на утомление не высказывала.

Фон настроения был ровным, с тенденцией к понижению. Эмоциональные реакции на протяжении практически всего обследования вялые, малой интенсивности, недостаточно нюансированы. Эмоциональная поддержка и одобряющая обстановка мало влияли на темп и продуктивность работы, которые оставались невысокими на протяжении всего эксперимента.

При проведении обследования испытуемая была откровенна, вежлива, аккуратно и старательно выполняет все задания, была исполнительна. В эксперименте демонстрировала конформное поведение.

В целом темп работы невысокий. При выполнении целенаправленной деятельности утомляется, эффективность работы снижается. После выполнения более легких заданий и беседы продуктивность незначительно улучшается. Не смотря на ухудшение качества работы со временем, уровень трудоспособности остается достаточным.

У пациентки отмечается умеренная степень выраженности психопатологической симптоматики, наиболее выражены неврастенические расстройства, нарушения сна, беспокойство и напряжение, общая тревожность, межличностная тревожность, соматизация, депрессивность.

Темп психомоторных реакций в заданиях, требующих механического или жестко алгоритмизированного манипулирования стимульным материалом, замедлен, объем и концентрация внимания снижены, «кривая работоспособности» имеет колебания астенического характера, повышена утомляемость и психическая истощаемость. Обнаружены среднестатистические показатели течения мнестической деятельности. Опосредованное и непосредственное звенья произвольного запоминания сохранны и укладываются в рамки среднестатистической нормы. Мотивационный компонент памяти сохранен. Динамика мнестической деятельности не нарушена. Мыслительная деятельность осуществляется без выраженных логических затруднений, на высоком (концептуальном) уровне обобщения. Пациентке доступно оперирование абстрактными понятиями и синтез на основе категориальных признаков, однако эпизодически у нее встречались ошибочные суждения по типу снижения уровня обобщения, соскальзывания на приблизительный смысл, что свидетельствует о нарушении динамики ассоциативного процесса в виде лабильности мышления.

Пациентка характеризуется высоким уровнем интеллекта развития, богатым словарным запасом, культурой речи, высокой общей эрудицией, большим запасом общекультурных сведений, высоким социальным интеллектом.

Выявлена дисгармоничность личности пациентки, состоящая в сочетании: агрессивных тенденций с мягкостью, уступчивостью, подчиняемостью; открытость и доверчивость в сочетании с подозрительностью; эгоцентризм в сочетании с альтруистическими тенденциями вплоть до жертвенности, склонность к формированию эмоциональной зависимости.

Для пациентки характерна невысокая самооценка, общая неудовлетворенность собой и отдельными аспектами своей жизни.

У пациентки снижена фрустрационная толерантность (стрессоустойчивость) и повышена чувствительность к стрессам, для нее характерно ощущение беспомощности в ситуациях, требующих мобилизации.

В межличностных отношениях она проявляет постоянную готовность к помощи окружающим, к сочувствию и поддержке, для нее характерны добросердечность в отношениях. Испытуемую характеризуют сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, частая чрезмерная неоправданная обидчивость.

Имеются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками – мужчинами и женщинами, ей не удается отстаивать свою позицию, приходится уступать, подчиняться, соглашаться, в результате протест и беспомощность проявляются в бурных, не всегда адекватных эмоциональных реакциях раздражительной слабости. Описанные выше проблемы хотя и представляют собой жизненные обстоятельства, встречающиеся и у других людей, однако пациенткой переживаются более остро, и болезненно в силу повышенной требовательности к себе, без учета собственных ресурсных возможностей и наличия внутриличностных проблем, через призму которых вырабатывается неконструктивный стиль эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Выявленные нарушения когнитивных процессов укладываются в рамки психогенно-невротического патопсихологического симптомокомплекса. Актуальный психологический статус отражает черты смешанной акцентуации характера с преобладанием неврастенических черт.

Клинический психолог ________________

      

Заключение 2.

Заключение по данным психологического обследования

Больная К., 1985 года рождения, образование высшее педагогическое, продавец – консультант, болеет год.

  Целью настоящего обследования явилось изучение личности для определения актуального психологического статуса обследуемой.

Пациентка обратилась в отделение неврозов и психотерапии с жалобами на ощущение «кома в горле», трудности глотания твердой пищи, тоскливое настроение, слезливость, вспышки раздражительности, трудности засыпания, состояние разбитости по утрам, частые головные боли.

Особенности контакта.

При проведении психологического исследования испытуемая охотно идет на сотрудничество. Контакт носит неформальный, доверительный характер и сохраняется таковым до окончания эксперимента. Исследуемая не тяготится психологическим обследованием, скорее наоборот, ее привлекает эта ситуация. Однако мотив экспертизы, как таковой не формируется. Испытуемая не проявляет интереса к проводимому исследованию и его возможным результатам, ее не интересует возможность узнать что-то содержательное о себе. Однако от выполнения заданий и методик она не отказывается, наоборот, выполняет их четко, аккуратно, старательно, не интересуясь при этом, на что направлены задания и что они выявляют. Для нее значимо, чтобы о ней как можно больше узнали другие и для этого она готова кропотливо выполнять любые методики. Кроме того, пациентку занимает сам процесс общения, как таковой. Однако говорить о том, что у нее есть потребность в том, чтобы выговориться, получить поддержку и сочувствие со стороны экспериментатора не приходится. Скорее ей просто доставляет удовольствие быть объектом исследования, находиться в центре внимания, в ситуации повышенного к ней интереса.

Фон настроения неустойчивый. Отмечается недостаточность аффективного контроля. Обращают на себя внимание единичные, непродолжительные по времени, однако интенсивные аффективные вспышки, сопровождающиеся неадекватным поведением, когда пациентка регрессирует до уровня инфантильного поведения и начинает вести себя как ребенок, при этом у нее меняется голос, мимика, жесты, она начинает коверкать слова на детский манер, однако, очень быстро возвращается к исходному спокойном состоянию, которое спустя некоторое время снова сменяется бурным аффектом.

В процессе исследования испытуемая общительна, откровенна. Фиксирована на своем болезненном состоянии, но может свободно переключаться и на другие темы. Вопросы, несущие для нее негативную информацию, испытуемая игнорирует или переводит разговор на другую тему, если же этого сделать не удается, она довольно резко отказывается на них отвечать. Обращают на себя внимание манерность, демонстративность, театральность в поведении испытуемой.

При выполнении целенаправленной деятельности обследуемая не утомляется, эффективность работы на протяжении всего эксперимента остается средней, ухудшения качества работы со временем не происходит. Моменты непродуктивности встречаются вне связи с утомляемостью и скорее являются аффективно обусловленными. Отмечается высокий уровень трудоспособности, при наличии жалоб на утомление.

 

Из анамнеза жизни.

Со слов пациентки в ее воспитании основное участие принимала бабушка по линии матери, которую она описывает как добрую, заботливую и внимательную, бабушка очень баловала ее, и никогда не ругала. По отношению к своей матери больная настроена негативно, характеризует ее как эгоистичную, нервную, раздражительную, непоследовательную, утверждает, что мать никогда ей не интересовалась и большую часть времени отсутствовала, – работала и строила свою личную жизнь. Отец пациентки оставил семью, когда ей было 2 года, и больше она его никогда не видела. Детство свое описывает как беззаботное, утверждает, что требований особых к ней никогда не предъявлялось, а практически все желания удовлетворялись. Если она чего-то хотела, всегда получала, поскольку мама была директором магазина, хорошо зарабатывала и, со слов пациентки, так от нее откупалась. Росла впечатлительным, мечтательным ребенком, любила фантазировать; детское стремление «быть не такой, как другие, отличаться от всех» осталось на всю жизнь.

В школу пошла с 7 лет, училась хорошо, всегда занимала лидирующее положение среди сверстников, пользовалась успехом, отличалась энергичностью и предприимчивостью; слыла «заводилой хороших и плохих дел», учителя любили ее, охотно прощали все проступки. Посещала театральный кружок, танцы, пела в хоре, но все ее увлечения носили нестойкий характер. Пациентка утверждала, что виной тому были «некомпетентные педагоги и зависть сверстников».

Менструации с 12 лет, чрезвычайно болезненные. В предменструальный период становилась особенно капризной, несговорчивой. С этого возраста стала проявлять повышенный интерес к вопросам пола: предпочитала находиться в обществе мальчиков, кокетничала с ними, на все замечания матери и бабушки реагировала грубостью. С 13 лет начала прибегать к художественным вымыслам и фантазиям: рассказывала окружающим, что она «цыганской крови», а мать похитила ее из табора, матери заявила, что ее вовлекли в воровскую шайку, где, используя ее маленький рост, заставляют через форточки проникать в чужие квартиры. Классному руководителю сказала, что учитель физики склонял ее к сожительству, обещая за это отличные оценки. Обо всем говорила с подкупающей искренностью, вдохновением, однако после продолжительных расспросов и обнаружения противоречий в рассказе сознавалась во лжи, безутешно плакала и раскаивалась.

Самое яркое воспоминание детства – эпизод, который произошел приблизительно в 12-13 лет: пациентка вспоминает, как однажды очень не хотела идти в школу и, пожаловавшись матери на боль в горле, осталась дома, а вечером стала собираться с подругами в кино. Мать твердо и решительно воспрепятствовала этому; больная сильно расстроилась, начала громко плакать, затем перешла на визг, и оскорбления, пыталась драться, а затем выбежала во двор и стала кричать. Долго не могла успокоиться, вся дрожала, покрылась потом, не подпускала к себе напуганных мать и бабушку, заявила, что не хочет жить; постепенно успокоилась. Ночью спала тревожно, всхлипывала, часто вздрагивала. Наутро стала прощаться с матерью, сообщив, что ее ждут «друзья – уголовники», которым она дала «клятву кровью», и если теперь не выполнит «задания», то мать зарежут. При попытке успокоить ее дала бурную реакцию гнева, рыдала, а затем отвернулась и застыла на несколько часов, не отвечая на вопросы.

Окончив 11 классов, пациентка хотела поступать в театральный институт, но жизненные обстоятельства сложились, как она утверждает, «против нее». Бабушка с мамой не поддержали ее стремления, уговорив пойти учиться в педагогический ВУЗ. К учебе в институте относилась равнодушно, считала себя «достойной большего». Сокурсники ее не полюбили, пациентка объяснила этот факт тем, что они были «примитивными, не способными оценить ее личностные качества и таланты», а сокурсницы испытывали к ней зависть, поскольку она была привлекательнее их внешне. Хотела бросить институт, но близкие (бабушка и мама) настояли, чтобы она получила высшее образование. Окончив ВУЗ, не захотела работать по специальности, сообщив родителям, что педагогическая работа не для нее. Поскольку никаких «достойных» вакансий не нашлось, временно устроилась работать продавцом-консультантом в магазин, где познакомилась со своим будущим мужем, который, с ее слов, ради нее оставил свою прежнюю семью.

Пациентка описывает себя как очень впечатлительную, чувствительную и ранимую натуру, не выносящую равнодушного отношения к себе: «лучше пусть меня ненавидят, чем равнодушно обходят». Утверждает, что всегда легко сходилась с людьми, хотя специально к этому не стремилась, «окружающие тянулись ко мне сами», однако постоянных привязанностей не сохранила: быстро переходила от восторженности к неприязни, от очарования к разочарованию; об утраченных симпатиях при этом никогда не сожалела. На настоящий момент не имеет близких друзей и подруг, говорит, что не знает никого из своего социального окружения, кому можно было бы по-настоящему доверять.

Больная два года состоит в гражданском браке: «…согласилась на брак, чтобы уйти из дома, и не слушать больше претензий матери, что я ничего стоящего в жизни не добилась и не добьюсь». Также пациентка объясняет свой выбор тем, что неудобно было отказать человеку, который ее так настойчиво и красиво добивался. Сильной привязанности к мужу никогда не испытывала. К сексуальной жизни всегда была безразличной, «больше нравилась духовная близость, романтические отношения». Муж пациентки старше на 10 лет. С ее слов он доминантный, властный, ответственный человек «все важные вопросы решает сам, с ним можно расслабиться и ни о чем не думать», при этом малоэмоциональный, иногда грубый, невнимательный, не считающийся с ней и не интересующийся ее мнением. Однако с момента болезни он стал относиться к ней более внимательно «с бережной предупредительностью».

Больна пациентка с 2008 года (1,5 года), после того, как муж поставил ее перед фактом, что она должна родить ему ребенка. Больная отказалась, мотивируя это тем, что пока не готова, поскольку это разрушит ее мечты в отношении своего «профессионального, творческого и личностного роста». Выяснение отношений переросло в скандал, который закончился тем, что муж пациентки ушел из дома и отсутствовал 3 дня, в течение которых, она не могла до него дозвониться и не знала где он. Затем он вернулся и они помирились. В последующие дни обстановка дома оставалась взвинченной, «душила обида на мужа». Но постепенно, со слов больной «все улеглось», ей удалось переключиться на разные дела и заботы, к тому же, муж не затрагивал «щекотливую тему». Спустя 2-3 недели, муж пациентки пригласил ее в кинотеатр, он купил ей поп-корн, который она с удовольствием ела, во время просмотра фильма, выйдя из кинотеатра по окончании сеанса, она почувствовала дискомфортное ощущение в горле «как будто что-то мешает», сказала об этом мужу, который не придал этому факту никакого значения, объяснив ей, что она поцарапала слизистую попкорном и что завтра все пройдет, так что нечего волноваться. Пациентка пришла домой, легла спать, но уснуть не смогла из-за того, что «неприятно было глотать», а отвлечься от этого ощущения было невозможно. Она долго лежала, потом попыталась разбудить мужа, который в ответ на ее жалобы, разозлился и сказал, что ничего делать не будет и если она хочет, пусть вызывает скорую помощь, а его оставит в покое. Кое-как, со слов больной, ей удалось уснуть. Утром (это было воскресенье) они с мужем сели завтракать, она откусила кусок бутерброда и вдруг поняла, что не может проглотить его, одновременно возник «страх надвигающейся смерти». В динамике приступы стали повторяться и учащаться, больная постепенно отказалась от твердой пищи, стала есть все только протертое и жидкое, за год похудела на 15 кг., появился страх тяжелого, угрожающего жизни заболевания и ипохондрическая сосредоточенность на состоянии своего здоровья, стала ходить по врачам-гастроэнтерологам, обследоваться, которые ничего серьезного не находили. Приблизительно через год от момента начала болезни поступила на стационарное лечение в отделение неврозов и психотерапии.

В соматоневрологическом статусе: больная астенизирована, определяется дефицит массы тела, бледность кожных покровов, наклонность к гипотонии (АД 90/60 мм рт. ст.). Спастический колит, гастродуоденит, дискинезия желчевыводящих путей. Сухожильные рефлексы равномерно оживлены, умеренный гипергидроз, тремор вытянутых рук.

В психическом статусе: ухожена, приветлива, легко вступает в контакт, говорит быстро, сбивчиво, очень волнуется, временами не может подобрать нужное слово. Красочно описывает жалобы. Рассказ о своих взаимоотношениях с мужем прерывает бурными рыданиями, заламывает руки. С ее слов, по ночам не может заснуть от наплыва прошлых воспоминаний, когда она была здорова, начинает ругать себя, что не хотела иметь детей, а теперь не может. Высказывает мысли о безысходности своего положения, о том, что ей никто не может помочь. В беседе легко успокаивается, охотно говорит на отвлеченные темы, подчеркивает утонченность своих вкусов, сожалеет, что не может вернуться в прошлое. С горечью говорит о потере жизненного тонуса, присущего ей юмора и оптимизма, желания нравиться. При волнении возникает чувство удушья, подергивания век, онемение кончика языка. Декларирует, что после того, как поправится, намерена целиком посвятить себя детям и семье.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка симптоматического состояния проводилась с помощью симптоматического опросника Александровича. По результатам опросника у пациентки на момент обследования отмечается незначительная степень выраженности симптоматики. Общий индекс выраженности психопатологической симптоматики составил 7,97% (при норме 9,6-12,4%), т.е. оказался несколько ниже здоровой нормы. А уровень невротичности оказался повышенным и составил 5 стандартных баллов из 9 возможных (при норме 1-4 стандартных балла).

Значительно превысившей норму оказалась лишь одна клиническая шкала из 13 представленных в опроснике – это «Соматические нарушения» — 23,04% (при норме 6,7-8,9%), т.е. приблизительно в 3,5 раза выше нормы.

Таким образом, объективно у обследуемой отсутствует выраженная психопатологическая симптоматика, при том, что субъективно она предъявляла многообразие жалоб. Данный факт может быть обусловлен желанием исследуемой обратить внимание на имеющиеся у нее проблемы, а также повышенной аффективной (эмоциональной) окрашенностью жалоб, когда они переживаются сильнее, чем объективно наличествуют.

Из 138 жалоб, представленных в опроснике, обследуемую в большей степени беспокоят следующие (жалобы, выраженные в сильной степени): «опасение за свое здоровье», «головокружение», «головная боль, мешающая что-либо делать», «шум в ушах», «затруднение дыхания», «вздутие живота», «запоры», «дрожь в мышцах рук, ног или всего тела», «мышечные боли», «постоянное чувство усталости», «тошнота, предобморочное состояние», «тревога за близких людей, которым в действительности ничего не угрожает».


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.