Исследование уровня выраженности депрессии. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Исследование уровня выраженности депрессии.

2019-08-26 256
Исследование уровня выраженности депрессии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По результатам опросника Бэка, у испытуемой отсутствуют признаки клинически выраженной депрессии. Общий показатель депрессивной симптоматики составил — 17 баллов  (зона неопределенных значениий). Тем не менее, у пациентки есть жалобы, относящиеся к депрессивным; умеренно выраженные, они отражающие в большей степени соматические, чем аффективно-когнитивные проявления депрессии: раздражительность, слезливость, повышенная утомляемость, отсутствие работоспособности, расстройства сна и аппетита, снижение либидо.

Исследование познавательных психических процессов. Темп психомоторных реакций в заданиях, требующих механического или жестко алгоритмизированного манипулирования стимульным материалом, замедлен: корректурную буквенную пробу с переключением пациентка выполняет за 12 минут 58 секунд (при «норме» 8-10 минут), допустив при этом 18 ошибок (в норме до 10, не более 15). Распределение ошибок в ходе работы неравномерно (к концу количество ошибок резко нарастает), что свидетельствует о значительной утомляемости на фоне хорошей врабатываемости. Истощаемость усиливается в условиях длительного напряжения и под влиянием эмоциогенных факторов.

Объем и концентрация внимания снижены; «кривая работоспособности» имеет колебания астенического характера. Астенические жалобы в эксперименте подтверждаются и имеют преимущественно функциональную природу.

Изучение мнестической деятельности не выявило нарушений. В методике на непосредственное произвольное запоминание испытуемая верно воспроизвела 10 слов к 4 повторению (в норме к 3-5), при этом после второго повторения назвала 90% предъявленных стимулов. При исследовании процесса опосредованного произвольного запоминания пациентка давала единичные ошибочные ответы. Эффективность составила 90% (в норме: 80-100%). Пиктограммы при этом носили абстрактный и сюжетный характер, рисуемые образы были эмоционально насыщены, адекватны по содержанию предъявляемым стимулам. Коэффициент адекватности составил 95% (в норме: 75-100%). Испытуемой одинаково легко удавалось подбирать образы для опосредования абстрактных слов, а также словосочетаний с конкретным содержанием. Продуктивность долговременного запоминания составила 80% (в норме: 70-100%). В целом, опосредованное и непосредственное звенья произвольного запоминания сохранны и укладываются в рамки среднестатистической нормы. Мотивационный компонент памяти сохранен. Динамика мнестической деятельности не нарушена.

Мыслительная деятельность пациентки осуществляется без выраженных логических затруднений, на высоком (концептуальном) уровне обобщения. Пациентке доступно оперирование абстрактными понятиями и синтез на основе категориальных признаков, однако эпизодически у нее встречались ошибочные суждения по типу снижения уровня обобщения, соскальзывания на приблизительный смысл, что свидетельствует о нарушении динамики ассоциативного процесса в виде лабильности мышления. При этом можно говорить о сохранности у больной в полной мере абстрактно-логического, понятийного мышления, для которого характерна высокая критичность и полнота понимания, включая понимание скрытого, переносного смысла и подтекста. Практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частичных практических задач, также находится на достаточно высоком уровне развития. Мотивационный и личностный компоненты мышления сохранны. Искажений мышления нет.

Исследование интеллекта.

Общая оценка интеллекта по методике Векслера составила 133 балла («очень высокий интеллект»), невербальный - 122 балла («высокая норма»), вербальный — 138 («очень высокий интеллект»). Расхождение между оценками вербальной и невербальной подструктур интеллекта составило 16 баллов. Это расхождение является значительным, и обычно в норме не наблюдается, но характерно для многих видов патологии, в том числе невротического характера.. В данном случае это расхождение можно расценивать как выраженное преобладание уровня развития абстрактно-логического вербального мышления над мышлением образно-действенным, практическим, реализующимся в действии.

Анализ интеллектуальной деятельности показывает, что при использовании отдельных субтестов методики Векслера наибольшие затруднения у пациетки вызвали задания, относящиеся к невербальной подструктуре интеллекта, такие как:«Недостающие детали», – задание, требующее тонкой визуальной перцепции, наблюдательности, понимания того, что является существенным в изображении, высокой способности дифференцировать существенную отсутствующую деталь от несущественных; «Расположение картинок», – субтест, предполагающий тонкое понимание причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, требующий проявления житейского опыта, здравого смысла и чувства юмора. Совместно с субтестом «Понятливость» (его показатель среди вербальных заданий оказался одним из самых высоких в интеллектуальном профиле пациентки) он выявляет способность к ориентировке в практических ситуациях, характеризует то, что называют «социальным интеллектом» человека, и представляет очень важную личностную и клиническую характеристику. Таким образом, пробы на «социальный интеллект» испытуемая выполнила неоднозначно, понимая конвенциальные нормы и жестко придерживаясь их, она одновременно, проявляет некоторые черты инфантилизма. Полученная информация характеризует личностные ресурсы и в определенной степени очерчивает область личностного дефицита, в данном случае это область эмоций и отношений. Выполнение субтеста «Сложение фигур» требует как конструктивного, так и эвристического (интуитивного) мышления. Поскольку пространственный анализ и синтез (стереомышление), конструктивный праксис не нарушены (показатель субтеста «Кубики Коса» оказался максимально высоким — 17 баллов, из 17-ти возможных) и протекают на уровне оперирования материалом высшей степени сложности, испытуемой доступно выявление пространственных отношений и конструирование наиболее сложных моделей, то в данном случае снижение оценок обусловлено недостатком интуиции, склонностью опираться в большей степени на мыслительные процессы в противовес чувственному компоненту.

Наиболее высокими оказались показатели по субтестам «Словарный запас» (шкальная оценка 19 — максимально возможная), «Сходство» (18) и «Общая осведомленность» (18). В целом, у испытуемой определяется очень высокий уровень развития абстрактно-логического вербального мышления, культуры речи и мышления, большой словарный запас, высокие показатели общей эрудиции, запаса общекультурных сведений, т.е. все те параметры, которые относят к реальным «интеллектуальным достижениям», приобретенным в течение жизни. В то же время, необходимо отметить, что такое значительное расхождение оценок по этим заданиям с другими субтестами может свидетельствовать об односторонности преимущественно «вербального» развития, оторванности от реальности, «книжном» характере знаний.

Наибольшие затруднения среди вербальных заданий вызвал субтест «Арифметика», требующий повышенной концентрации внимания, мобилизации оперативных функций памяти. Возможно, снижение показателей здесь вызвано астенизацией, а также внутренним беспокойством, тревогой, мешающей сосредоточиться — «эмоциональная дезорганизация» (подтверждением является высокий уровень тревожности, определяемый по Интегративному тесту тревожности – ИТТ и др. экспериментальным методам исследования).

Из особенностей следует отметить увеличение количества ошибок по мере усложнения материала, что отражает стандартность, конформность мышления, отсутствие признаков искажения его структуры и непредсказуемости.

Исследование личности.

  Методика MMPI.

Рассматривая результаты, полученные с помощью методики MMPI, следует обратить внимание на повышение оценочной шкалы К (коррекции). Повышение по данной шкале отражает тенденцию (в значительной мере неосознаваемую) отрицать имеющиеся жизненные затруднения и конфликты, определять свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабоченность своим социальным статусом.

Код профиля личности по методике MMPI (1 2 (7 8)/0). Данный профиль отражает повышение по шкалам «ипохондрия», «депрессия», «тревожность», первые две относятся к шкалам «невротической триады» и связаны с недостаточностью физических и психических ресурсов личности для реализации мотивированного поведения в определенной ситуации. Блокада мотивированного поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей (фрустрация) происходит у личностей с данным типом профиля благодаря наличию сравнимых по силе, но разнонаправленных потребностей. В этом случае неадаптивное поведение, связанное с затруднением выбора одной из одновременно существующих и конкурирующих программ, представляет собой выражение интрапсихического конфликта. В связи с нарушением сложившегося единства потребностей и стереотипа поведения, направленного на удовлетворение этих потребностей, возникает тревога. На фоне ее высокого уровня появляется беспокойство за состояние своего физического здоровья. Тревога, таким образом, соматизируется, обретает конкретность, создается система ее интерпретации, поскольку ощущение угрозы переносится с межперсональных отношений на процессы, происходящие в собственном организме, в частности, на неприятные физические ощущения, отражающие связанные с тревогой изменения вегетативно – гуморального регулирования. При этом происходит снижение уровня тревоги, ощущения неопределенной угрозы. Выраженное повышение по шкале «ипохондрия» в данном профиле отражает постоянную озабоченность испытуемой своим физическим состоянием. В соматических жалобах личностей с данным типом профиля преломляется ощущение угрозы и недостаточности внимания со стороны окружающих, неудовлетворенная симбиотическая тенденция. Значимость этих жалоб подчеркивается их связью с жизненно важными функциями (в данном случае это головная боль и боли в сердце).

Повышение в профиле показателей по 2-й шкале «депрессивные тенденции», отражает снижение интересов, ощущение безразличия, недостаток побуждений к активной деятельности, подавленность влечений, общую неудовлетворенность собой и жизненной ситуацией. Однако признаки клинически выраженной депрессии отсутствуют (шкала Бэка). «Депрессия» в сочетании с пиком по шкале «шизоидности» довольно типична для лиц, обеспокоенных своей отгороженностью и испытывающих трудности в социальной адаптации. Лица с таким личностным профилем ощущают «особость» или неповторимость своей личности и испытывают тревогу по поводу недостаточного признания этой личности окружением. Они нередко ощущают свою отчужденность и непонятность, неспособность стать действительными членами группы, к которой принадлежат формально. Обычно такие люди могут выглядеть как ушедшие в себя и избегающие контактов, они воспринимаются окружающими как пессимистичные, замкнутые, молчаливые, застенчивые, и вместе с тем, ранимые.

Методика «Большая пятерка»

Значение фактора «Экставерсия» свидетельствует об ориентации личности одновременно и на внутренние критерии, на собственный внутренний мир и на окружающих. Фактор «Самосознание» имеет очень низкий показатель, что указывает на неумение обследуемой рационально организовывать свою деятельность, неумение использовать накопленный опыт, основываясь на понимании себя, своих целей, мотивов, чувств, потребностей, ресурсов, неумение контролировать свои эмоциональные состояния, сдерживать их. Значение фактора «Готовность к сотрудничеству и согласию» отражает конформные установки пациентки (подчиняемость общепринятым нормам), стремление подчиняться мнению большинства, идти на компромисс. Фактор. «Эмоциональная стабильность» имеет значение показателя «ниже среднего», что свидетельствует об эмоциональной лабильности, колебаниях настроения, работоспособности и неустойчивости поведения. Фактор «Личностные ресурсы» имеет высокий показатель,  свидетельствующий о хорошем потенциале обследуемой в плане личностного роста, самосовершенствования, раскрытия творческих и иных способностей.

Исследование самооценка.

У испытуемой диагностируется неустойчивая, преимущественно заниженная актуальная самооценка, как признак эмоциональной лабильности (неустойчивости) и неудовлетворенности собой в основных жизненных сферах. В диапазоне нормальной самооценки находятся шкалы «Активность», «Характер» и «Оптимизм» (сферы относительного благополучия и удовлетворенности собой). В диапазоне заниженной самооценки находится актуальная самооценка по шкалам «Внешность», «Ум», «Здоровье», «Счастье» и «Уверенность в себе», (сферы, осознаваемые пациенткой, как проблемные). Пациентка, таким образом, считает себя на настоящий момент человеком нездоровым, несчастливым, неуверенным в себе, невысоко оценивает свои умственные способности и внешние данные, при этом позитивно оценивает качества своего характера, и считает себя оптимистичным и активным человеком. Кроме того, она оценивает себя, как весьма доброго человека, однако, желает в этой сфере стать хуже, поскольку, считает свою добросердечность, отрицательным качеством (инверсия ценности), последнее обстоятельство, по всей видимости, связано с негативным жизненным опытом. В целом отмечается высокий уровень притязаний, нереалистично завышенная оценка своих возможностей и ресурсов, повышенная требовательность к себе, неоправданная оптимистичность, признаки психического инфантилизма.

Исследование конфликтов.

В жизни пациентки имеют место обстоятельства, оказывающие негативное воздействие на ее душевное самочувствие. В первую очередь это проблема взаимоотношений с матерью, актуализирующая у пациентки чувства отвержения, брошенности, обиды и одновременно выраженную эмоциональную зависимость и потребность в заботе; отсутствие социальной поддержки. Кроме того, существуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими как своего, так и противоположного пола: испытуемой не удается отстаивать свою позицию, приходится уступать, подчиняться, соглашаться, в результате протест и беспомощность проявляются у нее в бурных, не всегда адекватных эмоциональных реакциях раздражительной слабости. Описанные выше проблемы, хотя и представляют собой жизненные обстоятельства, встречающиеся и у других людей, однако пациенткой переживаются более остро, и болезненно в силу повышенной требовательности к себе, без учета собственных ресурсных возможностей и наличия внутриличностных проблем, через призму которых вырабатывается неконструктивный стиль эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Основные внутриличностные конфликты, диагностированные у пациентки, наличие которых она у себя признает:

1. Конфликт между уровнем притязания и возможностями.

2. Конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.