Психология отношения и патогенетическая концепция неврозов В.Н.Мясищева. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Психология отношения и патогенетическая концепция неврозов В.Н.Мясищева.

2019-08-26 599
Психология отношения и патогенетическая концепция неврозов В.Н.Мясищева. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рамках патогенетической концепции неврозов В.Н.Мясищева (Мясищев В.Н., 1960) невроз рассматривается не только как нарушение функционирование какого-либо органа или системы организма, не как следствие блокирования какой-либо одной, даже характеризуемой как ведущая потребности или следствие наличия определенных «невротических черт» личности, а как глобальное личностное нарушение, проявляющее в специфических клинических феноменах.

Личность как система отношений. Основой личности по В.Н.Мясищеву является система отношений индивида с окружающей средой, целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью. Психологическое отношение характеризует связь человека с окружающим миром и представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, события и объекты. Характеристики отношения, описанные В.Н.Мясищевым, указывают на наличие трехкомпонентной структуры отношения, включающей познавательный (когнитивный), эмоциональный и поведенческие компоненты. Когнитивный компонент содержит знания об объекте отношения и степень его осознания, эмоциональный – степень позитивности или негативности отношения, его эмоциональное благоприятности, поведенческий – определенные способы реагирования на объект отношения, основанный на знании об объекте и эмоциональном отношении к нему. Отношения личности, определенным образом связанные между собой, образуют систему отношений с индивидуальной значимостью отношений и их индивидуальной иерархизацией. Система отношений задает определенные способы поведения и играет в плане целостного поведения направляющую и динамизирующую роль, определяя функционирование и адаптацию личности в самом широком диапазоне, что и является ее важнейшей функцией.

В.Н.Мясищев выделяет основные классы или подсистемы системы отношений:

отношение к миру явлений, предметов и вещей;  отношение к другим людям; отношение к себе. Особое значение имеет отношение к себе. Формируясь в процессе воспитания и развития личности, в процессе познания, деятельности и общения, становясь все более точным, адекватным и реалистичным, отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важнейший внутренний фактор формирования и полноценного функционирования человеческой личности, обеспечивающий ее интегрированность, целостность и единство.

Патогенетическая концепция неврозов. Концепция личности как системы отношений явилась методологической основой для разработки патогенетической концепции неврозов. В рамках этой концепции невроз понимается как личностное расстройство, возникающее в результате нарушений особо значимых отношений личности. В качестве различных аспектов нарушений системы отношений могут рассматриваться нарушение целостности системы отношений и нарушения отдельных отношений (что также может приводить к нарушению целостности всей системы). Нарушение целостности системы отношений может быть связано с нарушением иерархической согласованности внутри системы отношений, наличием в ней противоречащих друг другу, но одинаково значимых для личности, отношений, нарушением связи между отдельными отношениями или между блоками отношений (например, реальным и идеальным) и т.д. Нарушение отдельных отношений определяется, прежде всего, неадекватностью отдельных их компонентов (когнитивного, эмоционального и поведенческого) и их дисбалансом. Так, неадекватность отношения применительно к его объекту, обнаруживающаяся в поведении и возникающая либо в процессе формирования данного конкретного отношения, либо вследствие его ригидности, неспособности пластично изменяться вслед за изменениями объекта отношения или реальной ситуации, может, в частности, выражаться в преобладании характеристик субъекта над характеристиками объекта и рассматриваться как результат дисбаланса между когнитивными и эмоциональными характеристиками отношения или их неадекватности.

Нарушения системы отношений формируются в процессе индивидуального развития под воздействием факторов самой разнообразной природы. Однако, как для понимания специфики данного конкретного отношения, так и понимания причин его неадекватности наибольшее значение имеют микросоциальные влияния, в частности, особенности воспитания, эмоционально-психологические воздействия в детстве и на протяжении всей дальнейшей жизни человека. Система отношений, сформировавшаяся в результате неблагоприятных воздействий, прежде всего, психологического порядка, характеризуется наличием неадекватных отношений или нарушением своей структурной целостности, в результате чего система отношений становится неадекватной для решения задач обеспечения полноценного функционирования, адекватной регуляции поведения, адаптации и дальнейшего развития личности.  Как подчеркивал В.Н.Мясищев, не всякое нарушение системы отношений приводит к невротическому расстройству. Важнейшим фактором является значимость отношения, его место в иерархии всей системы. Нарушение отношений является источником болезненного переживания и психологических проблем в том случае, если они «занимают центральное или, по крайней мере, значимое место в системе отношений личности. Их значимость является условием аффективного напряжения и аффективной реакции». Чем более значимые элементы системы отношений оказываются нарушенными, тем более «тяжелые» последствия это имеет для личности, тем в боле5е широком диапазоне, более глубоко и более интенсивно нарушается адекватное функционирование.

Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева на протяжении многих лет, показали, что нарушения системы отношений при неврозах носят более общий характер, чем нарушение и неосознаваемость отдельных наиболее значимых отношений личности, а заключаются в дезинтеграции, нарушении целостности системы отношений за счет нарушения практически всех значимых для личности отношений. Как показывают исследования, в основе такого глобального нарушения системы отношений лежит неадекватное отношение к себе и связанная с ним самооценка. Нарушение отношения к себе включает как недостаточное осознание или искажение многих аспектов собственного «Я» (когнитивный компонент), так и эмоционально неблагоприятное отношение к себе (эмоциональный компонент).  

Низкая самооценка больных неврозами, являясь результатом индивидуального развития под воздействием ряда неблагоприятных факторов, в частности, особенностей воспитания, играет важнейшую роль в формировании, усилении и фиксации нарушений всей системы отношений. Низкая самооценка находит выражение не только в эмоционально неблагоприятном отношении к себе, но и в отношениях к тем объектам или явлениям, которые могут рассматриваться как результаты собственных достижений. Преобладание в этих отношениях аффективно неблагоприятной оценки, сочетающееся с недостаточной их осознанностью, влечет за собой нарушение регулятивной функции, вследствие чего отдельные отношения и система отношений в целом не могут выступать в качестве адекватного регулятора поведения, а выполняют защитную функцию, ограничивая деятельность личности сферами, потенциально неспособными оказать негативное воздействие на самооценку. Формирующееся ограничительное поведение обусловливает объективное снижение реального уровня достижений, вторично оказывающее негативное воздействие на отношение к себе.

Неадекватность система отношений приводит к неспособности человека конструктивным образом разрешать собственные интрапсихические и межличностные конфликты. Сами по себе конфликты, прежде всего, интрапсихические, внутренние (например, конфликты между потребностями разного уровня, между потребностями и достижениями и пр.) могут рассматриваться как существенные факторы развития человеческой личности. Преодоление и разрешение таких конфликтов предполагает активную деятельность личности, мобилизацию и развитие самых разнообразных ее способностей, тренировку различных психических функций, формирование более высокого уровня развития и иерархии потребностей. В результате повышаются функциональные возможности человека, совершенствуется его система отношений, т.е., активизируется процесс личностного развития. Однако нарушенная система отношений (особенно в том случае, если нарушенными, неадекватными являются наиболее значимые для личности отношения и, прежде всего, отношение к себе) не позволяет человеку конструктивным образом разрешить внутренний психологический конфликт, который, по словам В.Н.Мясищева характеризуется «индивидуальной и относительной неразрешимостью». Это приводит к росту нервно-психического напряжения (тревоги), «наиболее яркой и заметной стороной которого является аффективное напряжение; оно, в свою очередь, обостряет противоречие, затрудняет рациональное решение, создавая конфликты, повышая неустойчивость и возбудимость человека, углубляя и болезненно фиксируя переживания». Возникающие новые конфликты в сфере межличностного взаимодействия, уже вторично, усиливают внутренний психологический конфликт, обостряя и порождая новые трудности и противоречия, что, в свою очередь, ведет к новому витку роста нервно-психического напряжения. Нарастающее нервно-психическое напряжение влечет за собой функциональную дезорганизацию личности – физиологическую и психологическую, которая проявляется как на личностном уровне, так и на уровне физиологических сдвигов, т.е., в психологических и клинических феноменах. Включение механизмов психологической защиты лишь на непродолжительный срок может привести к некоторому снижению нервно-психического напряжения (тревоги), В целом же их действие в ситуации хронического внутреннего конфликта, вызванного нарушениями системы отношений, не является эффективным, так как не приводит к конструктивному разрешению конфликта, а напротив, ведет к его хронизации.

Психотравмирующая ситуация, провоцирующая манифестацию невротических расстройств, объективно не является высоко травматичной (как, например, при посттравматическом стрессовом расстройстве), Она характеризуется субъективной неразрешимостью, т.е., неспособностью именно данной конкретной личности с ее особенностями именно эту ситуацию разрешить. В.Н.Мясищев писал, что ситуация должна подойти к личности «как ключик к замочку». Другими словами, психотравмирующая ситуация играет лишь роль пускового механизма, актуализирующего уже существовавшую неадекватность системы отношений.

Таким образом, в основе невроза, как он понимает в рамках патогенетической концепции, лежит не вторичная неадекватность системы отношений, возникающая под воздействием внешней психотравмирующей ситуации, и не сам по себе внутренний психологический конфликт, а неадекватность системы отношений, сформировавшаяся в процессе развития личности и обусловленная всей ее историей и провоцирующая субъективно неразрешимые внутренние и внешние (интрапсихические и межличностные) конфликты.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.