Алгоритмы, обобщающие таблицы, сигнальные карточки, средства выработки орфографической грамотности. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Алгоритмы, обобщающие таблицы, сигнальные карточки, средства выработки орфографической грамотности.

2019-08-26 351
Алгоритмы, обобщающие таблицы, сигнальные карточки, средства выработки орфографической грамотности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непре­рывной целенаправленной работы.

Принимая в начале учебного года новый класс, я с первой же недели ста­раюсь выявить наиболее слабых учащихся, чтобы, не теряя времени, начать с ними индивидуальную работу. В тетради учёта успеваемости на отдельной странице записываются фамилии этих учеников, а затем первые ошибки, ими допущенные. После каждой письменной работы эти записи пополняются. Это дает возможность не только классифицировать ошибки, но и видеть, когда ученик допускает ошибки в одних и тех же словах (они подчёркиваются).

Главное в работе над правильным написанием слова - выработка орфографической зоркости.

У учащихся формирую умение применять правило при написании той или иной орфограммы, учу рассуждать по схеме, применяя алгоритм.

Методику использования алгоритмов разрабатывали Л. И. Ланда, Г. Г. Граник, А. И. Власенков.

После изучения правила, руководствуясь алгоритмом, схемой или приёмом, данным учителем, дети должны сначала устно объяснить правописание 6 – 7 – 8 грамотно написанных на доске слов с изучаемой орфограммой. «Нужно долго «сидеть» над правильном грамотном написании» (Г. К. Лидман-Орлова). К сожалению, в учебниках редко даются такие упражнения, а учитель жалеет на них времени. При проведении устного орфографического разбора учитель графически обозначает орфограммы, дети внимательно смотрят. Иногда особо трудные слова списывают.

Для первого упражнения можно предложить текст, в котором учащиеся находят слова с новой орфограммой и объясняют их правописание.

Все последующие упражнения выполняются письменно под строгим контролем учителя.

При работе с данными словами используется простейший алгоритм:

1. Определи честь слова.

2. Если приставка, то используй правило: перед звонкими согласными и гласнымипиши"з", перед глухими согласными пиши "с".

3. Если корень, то правила другие.

На мой взгляд,не следует вводить сразу примеры на приставку"с-", пока не отработан навык определения нужных букв в приставках, оканчива­ющихся на "з" и "с". При обработке новых орфограмм уже необходимо сводить воедино схожие орфограммы и составлять первые алгоритмы по нескольким правилам.

Так, после изучения в 5 кл. правописания мягкого знака после шипящих в глаголах составляется общий алгоритм:

Ь после шипящих в разных частях речи.

1. Определи часть речи.

2. Если существительное, то определи склонение:

1 скл. - туч (р.п.)

2 скл. - шалаш

3 скл .- ь ночь

3. Если прилагательное,то "ь" никогдане пишется:

шипуч

колюч

4. Если глагол, то "ь" всегда пишется:

съешь, купаешься,

сберечь

5. Еслинаречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж, невтерпеж):

навзничь, настежь, прочь

Изучая правописание е-опосле шипящих в корне слова, основной упор делаю на слово "корень" ибукву "ё" иначинаю строитьновый алгоритм.

Буквы ё-о-о после шипящих и ц.

1. Определи частьслова.

2. Если корень, то ё, кроме слов...

Вначале я даю несколько слов, например: шов, шорох, крыжовник, капю­шен, обжора, цокать. Затем список этих слов постепенно увеличивается. У ребят возникает желание узнать, в каких еще словах пишется в кор­не о. Тут же можно дать задание покопаться в словарях и составить описок слов с о.  после шипящих в корне.

Этот алгоритм дополняется приизучении окончаний существительных и прилагательных. Сразу же целесообразно давать и две орфограммы яз курса V класса (суффиксы существительных и прилагательных). Теперь алгоритм выглядит следующим образом:

о-е-ё после шипящих и ц.

1. Определи часть слова.

2. Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений).

3. Если /\ или   ,  определи часть речи.

4. Цели существительное, прилагательное, наречие, то под ударением о, без ударения е. (Исключение: еще).

5. Если глагол и слова, образованные oт глагола, то под ударением ё. Тренировочный материал обязательно должен состоять яз слов разных частей речи, и орфограммадолжна встречаться и в корне, и в суффиксе, и в окончания.

Не надо бояться, что много времени уходит на отработку алгоритма – все это окупится сторицей. Можно предложить следующую схему выбора нужной буквы:

1. В какой части слова?

2. В какой части речи?

3. Выбери "о", "е" или "ё".

Вывод. Использование алгоритмов позволяет средне и слабоуспевающим школьни­кам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфо­граммы. Алгоритм дает возможность «собрать» в единое целое изученный материал, дать его в обобщенном виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое правило.

Предлагаю образцы объяснения орфограмм:

К..саться вопроса.  

 - После корня есть суффикс -а-, поэтому вставляю а в корень кас-.

 - Касаться.  

Они бор..тся.

 - нахожу неопределённую форму – бороться. Глагол оканчивается на  - оть, не на - ить, не входит в 11 глаголов второго спряжения, значит окончание ют.

 - борются.

Команд..вать парадом.

 - Ставлю в форму первого лица - командую. Глагол оканчивается на - ую, следовательно, пишу - ова -.

 - командовать.

При этом строго слежу за предупреждением ошибок, слежу, чтобы ученик сначала называл условие выбора орфограммы и только потом саму орфограмму.

В своей работе применяю работу с сигнальными карточками.

Использование сигнальных карточек до записи помогают мне видеть, как учащиеся поняли правило, видеть, кто ошибся, провести индивидуальную работу и предупредить ошибку. В кабинете русского языка есть набор сигнальных карточек: а – о, е – и, з - с, н – нн, к – ск, не – ни и т.д. В практике моей работы широкое применение нашла «Рабочая тетрадь по русскому языку» под. ред. Богдановой Г. А. Это пособие имеет материал для подготовки школьников по обязательным результатам обучения, исходя из требований базового уровня и предлагаются задания повышенной сложности, имеются и игровые задания. Работа по этому пособию помогает повышать грамотность учащихся, расширять кругозор, экономить время на уроке.

6 класс. Тема «Глагол».

Вставьте пропущенные буквы: посе..ть; выпиш..те слова; он закле..т конверт; не тревож..тесь из-за пустяков; когда замет..те ошибку; раста..л снег.

Целесообразно использовать обобщающие таблицы для формирования орфографических навыков.

Таблица 1

Е — И в безударных личных окончаниях глаголов

Неопределенная форма

 


на -ить (кроме брить, стелить)                                                                       остальные

7 на -еть

4 на -ать                  

 

II спряжение                                                                                                                          I спряжение

 

и                                                                                                                  е

Таблица № 1 показывает те опорные точки орфографического правила, которые учащийся должен твердо знать, чтобы свободно рассуж­дать о написании и — е в окончаниях глаго­лов.

Таблица 2

Правописание приставок

1. Найти приставку.

2. Определить ее группу.

 


неизменяемое                  на з-с                         при- – пре-

Таблица № 2 в обобщенном виде представляет три группы приставок. Работая с ней в V классе, учащиеся свободно пользуются прави­лами правописания не только неизменяемых приставок (материал начальных классов), но и правилами написания з и с в приставках. Кро­ме того, они уже будут знать, что групп при­ставок в русском языке три. С последней они практически знакомятся при разборе слов по составу, поэтому труднейшее правило о напи­сании гласных в приставках пре-, при- в VI классе усваивается значительно быстрее.

Так, для усвоения правописания о — е после шипящих и ц (все случаи) используется такая таблица.

Таблица 3

1. Часть речи

 

 


глагол                                         имя существительное,

имя прилагательное

 


всегда ё                                           2. Часть слова

 

 


корень                                              суффикс,

   окончание

 

 


ё (-14)                    под ударением                без ударения

о                              е

 

К работе с таблицей №3 учащиеся подходят постепенно. Данная таблица служит обобще­нием четырех орфограмм. При тренировках дети рассуждают так: «Чтобы не ошибиться в написании ое пос­ле шипящих и ц, надо

1) определить части речи: если это глагол, необходимо всегда писать ё.

Если это существительное или прилагатель­ное, то нужно установить:

2) в какой части слова гласная: если орфо­грамма в корне, всегда писать ё, кроме исклю­чений: шов, шорох, шоссе, жонглёр, мажорный и др. (заучиваются 14 слов-исключений по таб­лице-справочнику).

Если орфограмма в окончании или в суф­фиксе, то под ударением пишется о, без ударе­ния — е.

Таким образом, данная таблица обобщает знания о нескольких орфограммах, помогая тем самым процессу «свертывания» и дифференци­ации орфографических действий в ходе выпол­нения соответствующих упражнений учебника, а потом проверочных работ.

Для усвоения правописания мягкого знака после шипящих проводится проверочная рабо­та № 11 с использованием обобщающей табли­цы № 4.

Таблица 4

Часть речи

 


глагол                                          имя существительное                                            краткое

прилагательное

 

3-е скл.                             остальные

   ь                              ь                                    нет                                  нет

 

Пользуясь этой таблицей, пятиклассники так рассуждают в процессе письма:

«Чтобы не ошибиться в правописании мяг­кого знака после шипящих, надо определить, какая это часть речи. Если это глагол, нужно писать мягкий знак.

Если это существительное 3-го склонения, то ь пишется всегда.

В остальных существительных, а также в кратких прилагательных мягкий знак не пи­шется».

Так создается возможность мгновенно прове­рить умение распознавать части речи, опозна­вать признаки взаимосмешиваемых орфограмм.

Ознакомившись со статьями Ю.А.Поташкиной "Обобщение школьных правил различения на письме "о" и "е" после шипящих и "ц", К.И. Прохоренко "Таблицы по орфографическим темам 5 класса", А.Г. Диленко "Использование алго­ритмов при изучения орфографии", С.И. Львовой "Схема на уроке русского языка", я пришла к выводу, что данная работа очень перспективна.

Эффективным приёмом является самопроверка или взаимопроверка по контрольной карте, что позволяет развивать орфографическую грамотность, видеть, как написано слово.

При обучении орфографии немаловажное значение имеет характер дидактического материала. Важно, на какой лексике отрабатывается правило.

По мнению Д. Н. Богоявленского, учёт вариантности – одно из важнейших условий овладения орфографическим навыкам.

Упражнение по орфографии должны включать материал, содержащий не только орфограммы в ясном для ученика виде, но и такие, в которых признаки орфограмм окажутся «замаскированными» для учеников.

Орфографические правила должны отрабатываться на дидактическом материале разной степени трудности, не ограничиваться «гроздочкой» примеров. Следует изучать ошибки учащихся и включать в тренировочные упражнения слова, часто вызывающие ошибки.

С учащимися регулярно провожу орфографическую разминку, игру – «Зоркий глаз».

Нужно подчинять дидактический материал принципу коммуникативной необходимости, то есть необходимости данных слов для процесса общения в письменной форме в будущей речевой деятельности.1

 

 

1. Ларионова Л. Г. «Отбор лексики при изучении орфографии в 5 классе».  //РЯШ – 1994. - № 2. – с. 18-24.

При повторении и обобщении мате­риала следует широко использовать учебник русского языка. Так, повторяя правописание слов, выделенных в учеб­нике V класса для запоминания, можно провести взаимодиктанты и самодик­танты с последующей самопроверкой по словарику «Пиши правильно», который дан на внутренней обложке учебника. Организация соревнования между уча­щимися в правильном написании как можно большего количества слов повы­сит заинтересованность в работе. При коллективной проверке написанных диктантов работа усложняется: школь­ники подбирают к записанным одно­коренные слова, проговаривают их, на­зывают орфограммы и объясняют те из них, которые проверяются правилом.

Разнообразные задания, способ­ствующие обобщению материала, можно предложить, используя список изучен­ных орфограмм. Учащиеся отыскивают в этом списке указанные учителем ор­фограммы, группируют их (орфограм­мы в приставках, в корнях слов; правописание мягкого знака после ши­пящих; орфограммы, требующие грам­матического обоснования, и другие), формулируют обобщенное правило, со­ставляют таблицы, подбирают примеры.

Работа по повторению орфографии должна проводиться в тесной связи с развитием речи учащихся. С целью обогащения словаря школьников мож­но предложить такие виды заданий: на­звать глаголы речи (кто больше!), определить спряжение и поставить во 2-м лице ед. и мн. числа (сказать, вымолвить, поддакнуть, воскликнуть, расспросить, беседовать, прибавить, запнуться и т. д.); подобрать к именам существительным глаголы, подходящие по смыслу, и объяснить правописание их окончаний: ветер, облака, солнце, дождь, снег и др.; заменить глаголы торжественной речи обычными, разго­ворными, записать, поставив, например, во 2-м лице ед. числа: простираться, провозгласить, восторжествовать, вос­хвалять.

Для развития связной речи учащих­ся полезно провести наблюдения над текстом. Учащиеся определяют тему и главную мысль отрывка, пересказывают его содержание, объясняют повторяе­мые орфограммы. Анализируя текст, я решаю и воспитательные зада­чи — воспитание любви к родной приро­де, к Родине.

Как распускаются разные деревья.

Листики липы выход..т сморщ..ые и висят, а над ними розовыми рожками т..рчат заключавшие их створки поч..к.

Дуб сурово разверт..ется, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом мла­денчеств.. своем какой (то) дубовый.

Осинка начина..ся (не) в зеленой краск.., а в коричневой...

Клен распускался ж..лтый, ладонки листа сжатые, смущ..нно и крупно висят подар­ками.

(М. Пришвин).

Большой интерес у учащихся вызы­вает проведение восстановленного дик­танта. Школьники, например, выписы­вают из прочитанного учителем текста словосочетания «сущ.+прил.», объяс­няют правописание окончаний имен прилагательных, а затем по выписан­ным словосочетаниям восстанавливают текст. Продолжая работать над темой природы, учитель может использовать следующий отрывок.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном лесу? Идешь по лесу, хоро­шенько приглядываясь,— нужно уметь нахо­дить места, знать, где какой гриб растет. Вот под деревьями смешанного леса красне­ет шляпка подосиновика. Нагнешься, сре­жешь ножом толстый корешок гриба, ак­куратно положишь находку в корзинку. Кое-где попадаются крепкие боровики. Вот широким хороводом рассеялись по поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бо­ру попадаются рыжики. В молодом березо­вом лесу густо сидят грибы подберезовики.

(И. Соклов-Микитов).

Этот текст, кроме безударных окон­чаний имен прилагательных, позволяет повторить также правописание глаго­лов, правописание приставок, наречий (дефис в наречиях) и другие правила.

После восстановления текста прово­дится обсуждение выполненной работы, сравнение с оригиналом, редактирова­ние.

Таким образом, ведущими линиями при повторении изученного являются учет сформированности орфографиче­ского навыка у разных по успевае­мости групп учащихся, обобщение ма­териала с помощью использования таб­лиц, алгоритмов, связь работы по орфо­графии с развитием речи школьников.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.