История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-08-26 | 207 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Уроки повторения я также провожу и в конце года - обобщающие уроки, и понятно, что главная задача таких уроков - привести в систему полученные знания. Уроки обобщения должны сосредоточивать внимание учащихся на самом важном, практически нужном материалом. Уроки повторения - уроки, развивающие самостоятельность и инициативу учащихся: они создают и свои упражнения и разнообразные карточки - зачеты и пишут разного рода творческие работы.
Я хочу привести пример одной из активных форм урока - это урок-зачет — одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки-зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты учебы.
Система уроков-зачетов определяется учителем при составлении им календарно-тематического планирования на год. Проведение таких уроков целесообразно при завершении изучения темы, раздела курса (например, после изучения вводного курса синтаксиса в V классе, по теме «Словообразование» вVI классе, по теме «Причастие» в VII классе и т. д.
Успешность проведения урока-зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся.
Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов (ассистентов). Они помогут учителю на уроке-зачете и при подготовке к нему: заранее оформят стенд с вопросами, заданиями, советами, рекомендациями, сделают «Лист учета знаний», который будет заполняться ими под руководством учителя; примут участие в размножении некоторых материалов: табличек «Знания, умения и навыки по изучаемой теме», памяток, справочных карточек для слабо успевающих учеников, карточек-заданий для индивидуальной работы и т. д. Если возникнет необходимость — они окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.
|
Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогают учителю проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в «Лист учета знаний». Усвоение ассистентами материала по данной теме учитель контролирует рассредоточенно, по мере изучения его на уроках, предшествующих зачету. При этом проверяется как знание теоретического материала, так и степень овладения практическими умениями и навыками, для чего выполняются письменные задания, аналогичные тем, которые будут предложены на зачете остальным учащимся. Успешное выполнение всех видов заданий обеспечит более квалифицированную помощь консультантов учителю.
Лист учета знаний по теме…
№п/п | Фамилия, имя | Оценки за выполненные задания | Общая оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Абуталипова Алсу | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Бодряшкина Алёна | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 |
3 | Костянова Екатерина | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
и т.д. | Ходько Глория | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 |
После урока этот лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и труда товарищей.
На зачете целесообразно сочетать как письменные, так и устные формы опроса.
Значимость такой формы проверки знаний, ответственность как учителя, так и учащихся за результаты учения значительно повышаются, если к проведению зачета привлекаются другие словесники, представители администрации. Оценка знаний школьников коллегами поможет учителю как бы со стороны увидеть своих учеников, убедиться в объективности оценки их знаний, поможет обнаружить просчеты в своей работе1.
|
1. См. Корнеева Л. А. «Проведение уроков зачётов по русскому языку» РЯШ 1997 № 1
Урок-зачет по теме: Орфограммы в суффиксах.
«Н» и «нн» в причастиях, прилагательных, наречиях". (2 часа)
Это трудные и объемные уроки. Начинаем мы с «собирания» орфограмм в суффиксах; учащиеся должны сгруппировать те орфограммы, в которых есть общий опознавательный признак: 1) о — е после шипящих в суффиксах разных частей речи, 2) н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях, 3) гласные в суффиксах существительных, глаголов, причастий, наречий. Остаются орфограммы 33, 39.
На каждый обобщенный случай желательно привести примеры (если у учащихся есть тетрадь-справочник с примерами на орфограммы, то работа проходит активно, с интересом.
После обобщенного анализа примеров списываем, комментируя текст, в котором есть почти все орфограммы в суффиксах разных частей речи и глагольных форм. Для такого комментируемого списывания берем два отрывка из «Тараса Бульбы» Н.В. Гоголя описание светлицы и описание степи вечером (от слов «Трещание кузнечиков становилось слышнее» до слов «и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу»). Записываем только те примеры, которые «нацелены» на тему урока. Вся эта работа: собирание и списывание с комментарием — должна уложиться в 10-15 минут, потому что главная часть урока будет посвящена теме «н и нн в страдательных причастиях, прилагательных и наречиях».
Сначала устно повторяем, обязательно обращаясь к учебнику, теоретические положения: а) отличие прилагательных от причастий, б) н и нн в полных и кратких прилагательных, в) н и нн в полных и кратких причастиях, затем составляем обобщающую таблицу.
Н | НН | |
Прилагательное | Прилагательное | Исключения: |
1) -ан-, -ян-, -ин- | 1) н+н | ветреный, |
«сделанный из» | туманный | стеклянный, |
2) отглагольные | 2) -онн-, -енн- | оловянный, |
без приставки | авиационный | деревянный, |
(кроме не-) и зависимого | раненый, | |
слова | медленный, | |
кошеный луг | желанный, | |
3) бесшумна | 3) искусственна | священный, |
Причастие | Причастие | нечаянный, |
увешанный (полное) | невиданный, | |
Увешан (кр.) | решенный (сов. в.) | неслыханный, |
украшен (кр.) | оцинкованный (-ова-) | нежданный, |
Наречие | Наречие | званый |
бесшумно—-бесшумный | туманно — туманный |
|
Основная тема дидактического материала — портрет, поэтому все виды письменных работ (списывание, комментирование, объяснительный диктант и т. д.) содержат материал, позволяющий вспомнить те приемы создания портрета, о которых шла речь на уроках развития речи.
Начнем объяснения-рассуждения с письма наизусть отрывка из «Полтавы» А. С. Пушкина:
Из шатра
Толпой любимцев окруженный
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как божия гроза.
Попутно повторяем по лексике все, что так явно «напрашивается» на повторение: сфера употребления слов, употребление слов в переносном значении и т. д. После анализа записанных строк, которые ученики сами проверили по тексту учебника литературы, они списывают строки, рисующие портрет Карла. Этот текст мы всесторонне лингвистически анализируем.
В заключение урока проводится предупредительный диктант (портрет Марии).
На последние 5—7 минут приходится самостоятельная работа на листочках по вариантам:
I вариант: | II вариант: |
серебряный голосок ветреный день | утиная стая безветренная погода |
деревянная скамейка карманный фонарик | стеклянная веранда искусственный цветок |
оловянный жучок французский язык украшенный сапожок | раненый перевозчик матросский костюм |
вязаные перчатки | слышимые песни |
увлекаемый ветром листик | дремлющая собачонка |
скачущая лошадка еле слышимый шорох | грушевый сучок едва различимый шепот |
священная война |
Эффективными приемами закрепления могут быть письмо наизусть с последующей само- или взаимопроверкой текстов, выученных на уроках литературы, или работа под названием «Восстанови текст!». Например:
|
Веселым треском
Трещит... (затопленная печь).
Напрасно ждал Наполеон...
(Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля).
И медлят поминутно спицы...
(В твоих наморщенных руках).
Из темного леса навстречу ему...
(Идет вдохновенный кудесник).
На втором уроке, кроме того, проводим изложение с языковым разбором текста В. Астафьева, удивительно ярко передающего процесс труда.
Иногда он давал мне старый, с облезлым лаком на колодке рубанок, клал бросовую доску на верстак и пробовал учить «рукомеслу». Я суетливо тыкал рубанком в доску, думая, как сейчас завьется и потечет в щель рубанка радостная, шелковистая стружка, похожая на косу одной девочки, о которой я знаю, да никому не скажу! Но вместо стружки ножичек рубанка отковыривал щепки, а там щель и вовсе забивало, инструмент начинал ходить по доске вхолостую, как по стеклу. Дядя Миша колотил по торцу рубанка молотком, вынимал клин, ножичек, продувал отверстие, снова собирал инструмент и, показывая, как надо им орудовать, гнал из доски сперва короткую, серую от пыли стружку, но скоро узкий рот рубанка начинал швыркать, словно схлебывал с блюдца горячий чай, затем сыто, играючи, без натуги пластал дерево, с веселым озорством выбрасывая колечки на стол и на пол. Прыгая, балуясь, как бы заигрывая с дядей Мишей, стружки солнечными зайчиками заскакивали на него, сережками висли на усах, на ушах и даже на дужки очков цеплялись. А мне доска казалась негодной в дело, бросовой, нарочно, для конфузии моей уделенной.
— Ну, понял теперь, как надо?
— По-о-онял! — бодрился я и снова со всем старанием и силой ковырял доску рубанком, уродовал, мял дерево. На носу и под рубахой у меня делалось мокро от пота. (В. Астафьев).
Когда текст перед глазами, легко перейти к теме урока, задав вопрос, почему одни слова написаны слитно, другие — раздельно, третьи — через дефис, каким орфограммам соответствуют наши вопросы над словами.
Вот теперь и настало время обратиться к форзацу учебника для V— VI классов по русскому языку и «собрать» все нужные нам орфограммы.
Обобщение может выглядеть так: учащиеся записывают в три столбика (через дефис, раздельно, слитно) эти орфограммы (с примерами); ни в коем случае нельзя давать этот материал готовым.
В заключение урока проводим сочинение-миниатюру по опорным словам; набор таких слов с дефисным, раздельным и слитным написанием могут сделать сами ученики. Темы (которые, кстати, могут предложить и учащиеся) таких миниатюр: «Фестиваль цветов» — репортаж; «Сыпь ты, черемуха, снегом...» — письмо о нашей весне;
«Люблю грозу в начале мая» — этюд.
Творческие работы.
|
Например, ребятам 5-6 классов предлагается исправить сочинение Пети Ошибкина:
В воскресенье я и папа собрались на рыбалку. Мама разбудила меня в шесть часов. Она скипятила чайник. Я снял обвертку с пачки печенья, а папа намазал бутерброды. Потом мы одели на себя теплые куртки и стали искать удочки и крючки.
Когда мы вышли с дома, к остановке подходил автобус. Мы побежали. Папа бежал впереди, а я пыхтел взади, потому что забыл завязать шнурки. Конечно, мы на автобус опоздали. «Растяпа!» - сказал папа и пошол домой. Я остался на остановке. Пошел дождь, но я не возвертался домой. Здесь проявились мои гордость и упрямство. Пришол папа. «Пойдем, сынок! Видишь, как хорошо, что мы не успели на автобус, а то промокли бы насквозь», - сказал он и поладил меня по голове. Мы пошли домой.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!