Молодость (от 21-23 до 30 лет) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Молодость (от 21-23 до 30 лет)

2019-08-07 516
Молодость (от 21-23 до 30 лет) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Молодость – это период овладения профессией, приобретения экономической ответственности личности и ее полное включение во все виды социальной жизни общества. Это время любви, создания семьи, рождения и воспитания детей.

Биологически возраст молодости достигает самого высокого уровня функционирования органов и систем жизнеобеспечения, особенно между 23 и 30 годами.

У молодых людей самый высокий энергетический резерв организма и после больших физических нагрузок, по сравнению с другими возрастами, резерв сил быстрее восстанавливается.

При рациональном образе жизни период молодости самый здоровый возраст из всех других возрастов. Он, по А.В. Толстой, таит в себе обаяние свежести, очарования здорового тела и физической красоты.

Молодость – это оптимум физических сил и время наивысшей работоспособности человека, позволяющей ему быть активным и успешным.

Кроме того, в молодости человек способен быстрее ориентироваться и обучаться в условиях усложнения требований производства, его технологического обеспечения, появления в связи с этим новых профессий и ростом объема информации. В этом отношении молодость – это эталон, удовлетворяющий требованиям различных инноваций. Человеку становятся доступными, если он получил профессиональное образование, самые сложные виды деятельности.

Неслучайно с молодостью в обществе связывается непосредственное будущее цивилизации и ее дальнейшие перспективы [32].

Отечественные ученые (Б.Г. Ананьев, П.П. Лазарев, Е.Ф. Рыбалко, Л.И. Галыбина и В.Н. Панферов) отмечают, что молодость характеризуется оптимумом развития различных видов чувствительности (остроты зрения, глазомера, увеличения объема зрения, цветовой чувствительности, остроты слуха и др.), развития пространственных представлений.

Возраст молодости является оптимальным периодом для сенсомоторного развития. Подтверждением этого являются рекорды молодых спортсменов (особенно в 23-25 лет).

Б.Г. Ананьевым был выявлен в этом периоде прогресс в развитии аналитико-синтетической деятельности мозга и второй сигнальной системы.

Молодость является периодом наивысшей половой активности, возрастом любви, создания семьи и рождения детей. В этом периоде заключается большинство браков, к 24-25 годам 75% семей имеют первого ребенка. Для создания семьи и рождения детей – это лучшее время, так как с 21 года до 30 лет большинство молодых женщин и мужчин энергичны, сильны, выносливы как никогда «до» и «после» этого. Организм и здоровье женщины оптимально готовы к деторождению и уходу за детьми.

Создание семьи – это не только личная проблема, взаимно полюбивших друг друга мужчины и женщины, это – наиважнейшая социальная задача их духовного роста, условие полноценного возрастного развития детей и преемственности жизни последующих поколений.

Ведущей деятельностью молодости становится вхождение в трудовой коллектив и овладение избранной профессией. Молодой человек приходит в новый для него коллектив, чтобы трудиться и создавать продукты материальной или духовной ценности. Он понимает, что должен, прежде всего, утвердить себя в коллективе, получить поддержку и стать сопричастным к жизни данного сообщества. Поэтому он стремится быстрее овладеть функциональными качествами, умениями и навыками выполняемой деятельности, чтобы получить одобрение и признание себя как профессионала, способного качественно и творчески трудиться. Но вместе с тем, молодой человек понимает, что нужно войти в коллектив, вступить в общение с каждым его членом. Он вольно или невольно ищет себе наиболее опытного и авторитетного человека – наставника, который помогает освоиться как в деятельности, так и в общении с членами коллектива. В это время важное значение имеет установление в коллективе и дружеских отношений с людьми, прежде всего, своего пола, близкого возраста, социального положения, культурного уровня. С их помощью молодой человек быстрее входит в жизнь трудового коллектива, лучше в нем адаптируется. И если избранная профессия соответствует его способностям, интересам, свое дело он выполняет увлеченно, «с душой», вкладывая в него все свои силы и время.

В период молодости, выполняя свою деятельность, человек стремится внести в нее новизну, в т.ч. новые технологии, делает все, чтобы обогатить и расширить свой опыт. Все это, вместе взятое, позволяет ему получить признание в коллективе и испытать чувство профессиональной компетентности. Молодой человек, получивший одобрение и став компетентным, обнаруживает повышенное стремление к самовыражению, самореализации. Он готов, не считаясь со временем и необходимостью преодолевать различные препятствия и трудности, работать, чтобы добиться цели. Деятельность для него становится настоящим призванием. Он отдает себя целиком и полностью труду и высоко оценившему его коллективу. Для коллектива такой молодой человек считается подающим большие надежды, связанные с повышением продуктивности труда и всех других членов сообщества. К концу периода молодости у него появляется чувство своего социального и профессионального «я», а также свой, творческий индивидуальный стиль деятельности.

Таким образом, у него разрешена первая сторона социальной ситуации развития – утверждение себя в избранной профессии. Второй стороной социальной ситуации развития является выбор спутника жизни, любовь и создание семьи.

Молодость – сензитивный период как для создания семьи, так и рождения детей. Известно, что ¾ браков заключаются к 24-25 годам. В это время молодые люди более всего готовы принять другого человека и способны быстрее и легче адаптироваться к совместной жизни с ним. Любовь и создание семьи чрезвычайно важны для личностного развития молодых людей. От того как складываются эротико-сексуальные отношения (от лат. «erotios» – любовный и «sexus» – пол, половые отношения как совокупность эмоциональных реакций, переживаний, установок, поступков, связанных со стремлением принадлежать другому человеку, жить с ним общей жизнью) зависит многое: здоровье и самочувствие, профессиональное становление каждого из супругов, уровень жизнедеятельности всей семьи (особенно детей), ответственность супругов друг за друга и за детей, за то, какими они вырастут.

Прочная и здоровая во всех отношениях семья строится на взаимной любви, подлинной дружбе, совместимости во многих сферах жизни (в мировоззрении, интересах, мотивации и др.), в духовно-нравственных отношениях, понимании друг друга, доверии и ответственности.

В семье, как мужчине, так и женщине, трудно смириться с непониманием, неравенством в распределении семейных обязанностей, с недоверием и отсутствием ответственности. Безусловным является в семье распределение полоролевых и гендерных функций. Мужчина всегда рассматривался как человек, обеспечивающий материальное благополучие семьи и как занимающийся успешно своей профессиональной деятельностью.

Молодая женщина традиционно в большей степени определяет себя в рамках семьи, чем в профессиональной деятельности (она жена, мать, хозяйка). А если ей приходится совмещать одно с другим, то здесь трудно обходиться без помощи других членов семьи (мужа, родителей и др.). В противном случае возникнет ролевой конфликт и это, так или иначе, скажется на внутрисемейных отношениях.

Рождение и воспитание детей изменяет как роли взрослых людей в семье, так и их ответственность за жизнь семьи. Рождение детей изменяет в целом самосознание супружеской пары: они становятся не просто супругами, но родителями (отцом, матерью), обоюдно ответственными за жизнь, здоровье и воспитание детей.

Таким образом, социальной ситуацией развития молодости является утверждение себя в профессии и создание семьи.

Худшее, что может случиться в период молодости – это не найти работу. В наше время работодатели предпочитают принимать тех молодых людей, которые уже имеют опыт деятельности, но не после выпуска из вуза.

Иногда, вступая во взрослую жизнь, молодой специалист не вписывается в трудовой коллектив и скоро вынужден его покинуть. Это нередко происходит из-за инфантилизма и юношеского максимализма: еще не проявив своей профессиональной компетентности и не получив признания в коллективе, свою деятельность (пока еще как ученика, знакомящегося со своими функциями) начинает с критики (все устарело, работа выполняется по-старинке и т.д.).

Отношение молодых людей к деятельности и созданию семьи определяется индивидуальностью и направленностью их личности. Вряд ли молодой человек с гедонистической направленностью и предпочтением потребительского существования, утвердит себя в профессиональной деятельности и в создании благополучной семьи.

Молодой человек с эгоистической направленностью способен к продуктивной деятельности, если она престижна, значима для карьеры и принесет ему власть над людьми. Но для создания благополучной семьи с ним всегда будет трудно находить взаимопонимание и равенство в выполнении общих семейных обязанностей.

Как правило, у успешного молодого человека между 25 и 30 годами этап преодоления жизненных (профессиональных и семейных) проблем и трудностей преодолевается. Человек приобрел компетентность и опыт, адаптировался в трудовом коллективе, устроил материальное благополучие и быт своей семьи. Он стремится проявить себя в самых разнообразных делах коллектива и в социуме. Это для молодого человека становится важным, чтобы понять и познать себя, свои способности и найти свое призвание и смысл жизни в этом мире.

Психика человека в молодости характеризуется высоким интеллектуальным потенциалом. Он наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности.

У многих молодых людей, способных к научно-исследовательской работе, к 30 годам защищены кандидатские диссертации (особенно по математике, физике, химии и другим точным наукам). У писателей и поэтов опубликованы книги, выпущены сборники стихотворений, у артистов сыграны многие роли.

В связи с оптимальным развитием различных видов чувствительности, прогрессом в развитии аналитико-синтетической деятельности мозга и второй сигнальной системы пика в возрастном развитии достигают все познавательные процессы (особенно теоретическое мышление, словесно-логическая память, устная речь).

Не случайно Векслер (по сравнению с Ровеном) определил для наиболее интенсивного развития интеллекта возраст с 19 до 30 лет.

Значительные изменения в молодости происходят в развитии личности. У сильной личности, с духовно-нравственной направленностью, появляется стремление осмысленно и самостоятельно строить свое будущее, ориентируясь на социальные ценности общества и своего места в нем. Поэтому молодой человек стремится понять смысл жизни, глубже познать ее законы, изучить их с целью поиска своего единственного, присущего только ему предназначения. Смысл жизни, как считает Е.Е.Сапогова [32], одна из основных категорий, которой оперирует человек в молодости. Под смыслом жизни исследователь имеет в виду «внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное» [32, 377]. В результате у молодого человека появляется желание «быть самим собой», самореализоваться, осознавать себя как ценность. За этим стоит самопринятие, обретение собственной индивидуальности как условие самореализации.

К 30 годам человек находится либо на высоте своих достижений (есть профессиональная компетентность, сложилась семья, есть дети), либо человек остро осознает, что его жизнь не сложилась (остался зависимым, не решил проблему семьи). И тут возникает кризис смысла жизни. У первых потому, что подводят итоги и видят – не все из задуманного реализовано. У вторых, приходит понимание – жизнь прожита зря и обеднена им самим, следует изменить свой образ жизни. Появляется желание что-то сделать, чтобы стать другим и для этого даже предпринимаются попытки (человек находит работу, пытается освободиться от разных видов зависимости, в том числе материальной, получить профессиональное образование и др.).

И, безусловно, как у первых, так и у вторых происходит переоценка своей жизни, возникают вопросы: Почему? Что нужно сделать?

Отличие кризиса взрослой жизни от детских возрастных кризисов состоит в том, что он происходит преимущественно во внутреннем плане. Но близкие люди обнаруживают повышенную тревожностью, неустойчивость и срывы в поведении, критичность к себе, симптомы разочарованности во всем и поиски выхода из сложившейся ситуации. Если первая группа – успешные молодые люди, которые сами справляются с негативными проявлениями кризиса (ставят перед собою новые и интересные задачи, решают те их них, которые не были решены, пересматривают отношения в семье, повышают квалификацию и т.д.), то представители второй группы нуждаются в социальной, психологической и психотерапевтической помощи.

Итак, молодость – это период от 21-23 до 30 лет жизни. Его ведущей деятельностью является вхождение в трудовой коллектив и освоение избранной профессии. Социальной ситуацией возрастного развития становится утверждение себя в избранной профессии и создание семьи.

Центральным возрастным новообразованием большинство психологов считают, с одной стороны – профессиональную компетентность, с другой – семейные отношения (материнство и отцовство).

 

Зрелый возрастной период

   (от 30 лет до точки оптимальной зрелости – 55-60 лет)

 

Этот период среди взрослых возрастов самый продолжительный и продуктивный, он длится от 25 до 55-60 лет. Но, так же как и для других возрастных периодов, рамки жизни определяются неодинаково. У современных отечественных авторов учебников и учебных пособий по психологии развития, возрастной психологии они определяются следующим образом: у Е.Е. Сапоговой [32] – от 30 до 65 лет; у И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого [17] от 30 до 70 лет; у В.И. Слабодчикова и Е.И. Исаева [35] – от начала самобытия человека до синтеза полноты реальной жизни – от 32 до 60 лет; у О.В. Хухлаевой [43] – от 23 до 60 лет, с включением периода молодости человека.

Зрелость – интегративный процесс развития, ее предпосылки подготовлены предыдущими возрастными периодами (собственно юношеским и особенно – молодежным возрастом). Но по сравнению с ними, он характеризуется, по Ананьеву, для каждого соматически, психически и социально здорового человека – сочетанием биологической, социальной и психологической зрелости.

Биологически зрелый человек отличается оптимальным функционированием всех систем жизнедеятельности (сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной, гормональной, пищеварительной и др.). Все органы и системы становятся наиболее выносливыми, способными выполнять свое предназначение в полную силу, а человек – здоров, энергичен, работоспособен, обладает половозрастной зрелостью, что помогает ему создать более устойчивые семейные отношения, вырастить детей и даже иметь внуков (чаще – к 45 годам).

По разным исследованиям (в т.ч. по Ананьеву) пик, вершина биологической зрелости человека находится между 33 и 40 годами.

Социально: ведущей деятельностью человека зрелого возраста является профессиональная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей общества. В профессиональной деятельности к зрелому периоду жизни у человека уже накоплен опыт ее выполнения. Он становится способен наиболее полно и активно реализовать в ней свои знания, умения и навыки, а также имеющиеся потенциальные возможности.

В деятельности зрелого человека возрастает продуктивность и творчество, а также стремление выйти на уровень мастерства, являющегося показателем наивысшей зрелости самого субъекта деятельности. Мастер всегда стремится обычную и привычную для него работу выполнять по-новому, внося в нее современные технологии и собственное творчество. Мастер, привнося в деятельность новое, охотно своим опытом делится с другими людьми, передает его своим коллегам, последователям и ученикам.

Важнейшей особенностью зрелости является способность брать на себя ответственность не только за свои решения, поступки, идеологию, но и за других людей – за общество в целом. Не случайно именно в этом возрасте люди берут на себя лидерство и руководство в трудовых коллективах, обладают предельной самоотдачей не только в деятельности, но и во взаимоотношениях с людьми.

Социальной ситуацией развития зрелой личности является продуктивность как интегральное образование, в котором представлены, во-первых, профессиональная продуктивность, во-вторых, продуктивность вклада в развитие и утверждение жизни будущего поколения.

Важнейшей особенностью зрелого периода является, с одной стороны, включенность в сферу профессиональной деятельности и установление взаимоотношений с членами трудового коллектива, с другой, ответственность и забота о двух близких зрелому человеку поколениях (собственных детях и пожилых родителях). Не случайно В.И. Слабодчиков и Е.И. Исаев особо подчеркнули, что «зрелость – это серединный период, своего рода мост между двумя поколениями» [35, 364]. Поэтому люди зрелого возраста должны интенсивно трудиться, «жить настоящим в большей степени, чем любая другая возрастная группа. Молодые могут смотреть вперед, старики – оглядываться назад, но зрелые люди, обремененные по отношению к двум поколениям и по отношению к самим себе, должны жить «здесь и сейчас» [там же].

Труд, обеспечивающий материальное благосостояние и духовное развитие общества, как самого человека, так и его семьи, становится основной жизненной потребностью зрелого периода жизни.

Психологические особенности зрелой личности

1. У зрелой личности уже сложившееся мировоззрение как система взглядов на жизнь, на природу, общество и самого себя (как личности, способной к самоконтролю, самореализации, ответственности не только за себя).

2. Уже есть стойкое проявление мотивации достижений. А это создает наиболее благоприятные условия для развития всех способностей и почву для реализации творческого потенциала.

3. У зрелого человека выстроена система личностных смыслов, внутренняя детерминация поведения, активная жизненная позиция, развитая воля.

4. Есть не только умение анализировать факты, обобщать их и делать логически обоснованные выводы, но и устанавливать тесные и устойчивые связи между образным, словесно-логическим и практическим мышлением. В процессе выполнения профессиональной деятельности развиваются виды специального мышления (например, у инженеров – техническое, у артистов, художников, писателей – творческое, у ученых – теоретическое и т.д.).

5. У зрелой личности идет поиск или уже установлены гармонические отношения в семье, построенные на взаимной любви и духовной общности.

6. Зрелой считается духовно-нравственная личность, ориентированная на реализацию себя во всех сферах жизни.

7. Центральным психологическим новообразованием зрелости является продуктивность, как в профессиональном плане, так и в плане воспитания следующего поколения.

Рассмотренные биологические, социальные и психологические характеристики зрелого человека были замечены еще древними греками и названы «акмэ», что обозначает высшую степень чего-либо. А у человека «акмэ» обозначает время его высшего расцвета.

В обиход отечественной науки понятия «акмэ», «акмеология» – наука о зрелой личности как периоде расцвета всех ее жизненных сил, было введено Рыбниковым Николаем Александровичем (1890-1961). Н.А. Рыбников за систематизацию психологических знаний и развитие отечественной психологии был назван Б.М. Тепловым «великим собирателем, совершившим научный подвиг».

Отечественными психологами в разное время были выделены следующие акмические закономерности:

1. «Акмэ» – это период взрослой жизни, когда человек здоров, полон сил, бодрости.

2. «Акмэ» – это сложившееся самосознание личности и высшая степень осознанности отношений к действительности, а также полностью развитая «Я»-концепция как система представлений личности о самой себе.

3. «Акмэ» – это, с одной стороны, высшая степень продуктивности (профессиональной, творческой, интеллектуальной, личностной), с другой, продуктивности вклада во взаимодействие с людьми, в утверждение жизни будущих поколений.

4. «Акмэ» – это власть человека над собой и уменье мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозирование своих дел, поступков, поведения.

5. «Акмэ» – это четкая стратегия построения своей жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все более трудных и новых, чем прежде, замыслов своей деятельности, результаты которых нужны не только самому человеку, но и другим людям, обществу в целом.

В отечественной и зарубежной психологии на «акмэ» есть две точки зрения: первая утверждает, что акмические закономерности – явление выдающееся, необычное, феноменальное; вторая опирается на что, это субстанциональные особенности (от лат. «substantion» – это то, что лежит в основе сущностной, объективно существующей реальности). Первая точка зрения указывает, что «акмэ», как одаренность человека и выдающееся явление, присуще далеко не всем людям данного периода жизни; вторая точка зрения указывает, что «акмэ» – объективно существующая реальность для данного периода жизни человека (по сравнению с юностью и молодостью), состоящая в оптимальном сочетании условий для всестороннего развития (возрастной сензитивности). «Сензитивный период развития – это особенный, ограниченный во времени период жизни человека и его психического развития, в течение которого человек проявляет повышенную чувствительность к внешним воздействиям, направленным на его умственное и личностное развитие» (Р.С. Немов, 2003).

Понятия «взрослость» и «зрелость» не являются тождественными. Весь период жизни человека от 30 до 55-60 лет – это взрослый возраст. Зрелость – это период пика, вершины расцвета и достижений индивида, группы людей во всех сферах жизни, когда они являются наиболее социально активными и продуктивными.

Но период взрослой жизни от 30 до 55-60 лет самый продолжительный и трудно предполагать, чтобы он весь является периодом повышенной активности и вершиной продуктивности. Это, во-первых. А, во-вторых, возрастное развитие процесс неравномерный, гетерохронный – разновременной. Оно не идет в одинаковом темпе и с одинаковой успешностью как в отдельно взятом возрастном периоде жизни человека, так у определенного индивида и в каждой отдельно рассматриваемой функции. Следовательно, когда мы характеризуем период жизни от 30 до 55-60 лет, то выделяем его как зрелый потому, что он сензитивен для всестороннего развития. Но состоятельность достижений человека будет зависеть как от социальных (макро- и микрофакторов), так и от его индивидуальных личностных свойств. Широкая социальная среда (макрофакторы) – это социально-экономические условия жизни общества, конкретно-историческое время жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуация, возраст человека, его пол; узкая социальная среда (микрофакторы) – это семья и отношения в ней, это школа и существующая в ней организация воспитания и обучения, это круг общения со сверстниками, это вузы, училища, техникумы и система профессиональной подготовки, это производственные коллективы и взаимодействие в них и др.. Ведущим фактором развития является активность, непрерывная работа человека над собой, непрекращающееся обучение и задачи на саморазвитие, самоактуализацию. Это приводит к индивидуальным, субъективно значимым для него социальным, профессиональным, интеллектуальным и другим достижениям.

В возрасте от 30 до 55-60 лет, как в юности и молодости, есть все три типа жизненной направленности личности: гедонистический, эгоистический и духовно-нравственный. При гедонистической направленности человек вступает в этот период лишь хронологически, его социальное и психическое развитие остаются нереализованными.

При эгоистической направленности (престижности профессии, достижения карьеры) – индивид, при наличии способностей и активности, достигает профессиональной продуктивности, но без творчества. При достижении карьеры занят в основном сохранением своего положения. В семейном общении, выполняя свои обязанности, стремится к тому, чтобы единение членов семьи строилось на выполнении определенных функций.

При духовно-нравственной направленности, как и прежде, наиболее важными и главными сторонами жизни индивида выступают профессиональная деятельность (творчество в ней и любовь к своему делу), семейные отношения любви и заботы, ответственность образование и духовно-нравственное воспитание детей.

Возрастное развитие в периоде взрослости, по Б.Г. Ананьеву, процесс сложный и неоднозначный. В нем выделяютя две фазы. Первая – прогрессивного развития общих свойств и функций, она длится от 30 до 40 лет. Вторая фаза – от 40 до 55-60 лет – также позитивного развития, но в нее уже включаются первые инволюционные процессы (инволюция – от лат. «involution» – свертывание, уменьшение, старение).

Первая фаза начинается с кризиса 30 лет, когда человек анализирует пройденный путь своей закончившейся молодости, социальной ситуацией развития которой являлось активное включение в сферы общественного производства и трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. Кризис 30 лет, являясь рубежом между молодостью и зрелостью, связан с переосмыслением пути своей жизни, задачей ее коррекции с позиции накопленного опыта (производственной деятельности, семейной жизни, воспитания детей и общения в трудовом коллективе). Движущей силой развития, несмотря на негативные компоненты кризиса 30 лет, является стремление человека к росту и самосовершенствованию. Ведь новой ведущей деятельностью зрелого возраста становится не просто включение в производительную жизнь общества, а максимальная реализация и высшие достижения в биологической, социальной, духовно-нравственной, интеллектуальной и профессиональной жизни человека.

Фаза прогрессивного развития характеризуется пиком (вершиной) полного биологического расцвета человека. Психологическими исследованиями Б.Г. Ананьева и его школы показано, что оптимальное функционирование всех систем жизнеобеспечения характерно особенно для 33-35 лет. Человеку от 30 до 40 лет присуща высокая работоспособность как мера нервных и физических сил, позволяющая ему максимально напрягаться, быть наиболее активным и выносливым, выполнять большой объем работы в определенную единицу времени. В профессиях, жестко связанных с физической и функциональной готовностью органов жизнеобеспечения, продуктивность достигает наивысшего расцвета в начале первой фазы (у спортсменов, в т.ч. победителей олимпийских игр, у летчиков-испытателей, артистов балета, врачей-хирургов и др.). От 30 до 35 лет повышается интегративность межфункциональных связей между клетками мозга и вместе с этим вновь наступает высокое развитие всех познавательных процессов, интеллектуальных функций. Кульминационные моменты научного творческого потенциала относятся к 35-40 годам. Например, по математике, физике и химии – до 30-34 лет, по геологии, медицине – в 35-39 лет. Человека в 30-35 лет считают наиболее успешным, подающим большие не только профессиональные, но организаторские надежды. В возрасте 35 лет он находится на вершине своих творческих сил, уверен в себе, его жизнь уже упорядочена и становится относительно стабильной (есть работа, социальный статус и признание коллектива). Он, в зависимости от индивидуальных личностных свойств, более всего ориентирован на достижение общественно значимых целей, на улучшение материального благополучия жизни своей семьи. Он уверен в своем будущем, для него это время прогресса, продуктивности, мастерства.

Вторая фаза (от 40 до 55-60 лет) начинается с кризиса 40 лет, как считают отечественные психологи. Он является повторением кризиса смысла жизни 30 лет (если он не привел человека к нужному результату). «К 40 годам человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье, и в то же время – предельную ответственность за мир и себя в мире [35, 350-351].

Если человек реализовал себя во всех сферах жизни, то кризиса не испытывает. Он занимается реализацией своих возможностей и достижением поставленных целей.

В настоящее время лучше изучены кризисы 40 лет у мужчин. В психологии рассматриваются два типа мужчин в кризисе: зашедшего в тупик и обездоленного. Первый справляется с проблемами молча, переживает, что его жизнь не сложилась, задуманные ранее планы и замыслы не реализованы, надежды окружающих людей на него не оправданы, он не в состоянии вернуть потерянные возможности самореализации не только на работе, но и в семье. Он потерял направление, зашел в тупик. Если между супругами отношения строились на духовной общности, выход будет найден, поддержка обеспечена. Если супругов ничего не связывает, так как дети выросли, живут уже своей жизнью, результатом перестройки будет развод. Обездоленный мужчина кризис половины жизни переживает особенно остро, так как был несчастлив, семейная жизнь не сложилась, не мог сам справляться с жизненными проблемами даже в лучшую половину своей жизни. Нередко у такого человека жизнь становится началом непрерывного падения.

Женщины середины жизни традиционно видят себя больше в рамках семейной жизни, чем в профессиональной деятельности. Хотя чаще всего их сочетают. При сочетании деятельности с заботой о семье, в 40 лет женщины испытывают так называемый ролевой конфликт, так как им трудно удовлетворять требованиям работы и семьи, особенно, если в последней несколько детей, нуждающихся в особой материнской заботе. Она мать, жена, хозяйка в доме, ей необходимо обо всех заботиться.

Но есть немало женщин, которые предпочитают, как наиболее важное для себя, сохранить работу и добиться карьеры. Они откладывают замужество и рождение детей во имя карьеры. С наступлением середины жизни эти женщины, как и те, у которых не сложилась семья, не познали материнства, испытывают чувство одиночества.

По Э. Эриксону, кризис 40 лет связан с проблемами «роковой черты», а именно:

1. В 40-42 года начинают убывать физические силы и снижается жизненная энергия.

2. Появляются первые, заметные самому человеку, признаки уменьшения внешней привлекательности (побледнение, морщинки, проблески седых волос и др.).

3. Уменьшается сексуальная привлекательность.

4. Появляется обострение семейных отношений. Подросшие дети начинают жить своей жизнью. И если их родителей ничто значимое больше не связывает, они могут изменить свою жизнь вплоть до создания новой семьи.

5. Между 36-46 годами (после интегративности межфункциональных связей между клетками мозга) наступает их закрепление, они становятся менее гибкими, что вызывает первые трудности выработки новых связей, стремление работать так, как уже человек привык. С одной стороны, у него есть высокая интеллектуальная активность, с другой – возникают затруднения в овладении новыми видами, современными технологиями деятельности. Выходом из данного состояния является, во-первых, повышение квалификации, во-вторых, непрерывное образование.

Все перечисленное указывает человеку на первые признаки инволюционных процессов. Однако, характеризуя период зрелости и его психофизиологическую природу, Б.Г. Ананьев считает, что зрелость – это период противостояния инволюционным процессам, идущее в виде реституционных (от лат. «restitutio» – восстановление), регенеративных (от лат. «regeneratio» – возрождение, возобновление) процессов, что приводит к конструктивно-позитивному, положительному ходу развития в этом возрастном периоде.

И, несмотря на негативные инволюционные процессы, продолжающееся позитивное развитие во второй фазе имеет место. Для целого ряда профессий спад профессиональной продуктивности не является характерным до самого ухода на пенсию, так как в этот период продолжают развиваться и совершенствоваться специальные виды мышления и памяти (у инженеров – технического, у артистов, художников, поэтов, писателей – творческого, у ученых – теоретического). У них пик профессиональной продуктивности определяется индивидуальными особенностями их личности. Второй подъем творческого потенциала, например, есть у философов, социологов, психологов – между 40 и 45 годами. Наиболее выраженный по критериям научного вклада, общей пользы для науки и численности продуктивных публикаций наступает у ученых в 47 лет.

Итак, взрослость (зрелость) в возрастной психологии соотносится с периодом жизни от 30 до 55-60 лет.

Взрослость и зрелость являются нетождественными понятиями. Взрослым является человек хронологического возраста от 30 до 55-60 лет. Зрелым является человек, достигший продуктивности во всех сферах жизни.

В период взрослости (зрелости) есть две фазы: 1 – прогрессивного развития (от 30 до 40 лет); 2 – также позитивного развития, но с включением в нее первых инволюционных процессов.

Зрелость определяется духовно-нравственной направленностью личности.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.