Закономерности отклоняющегося развития детей — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Закономерности отклоняющегося развития детей

2019-08-07 368
Закономерности отклоняющегося развития детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отклоняющийся в развитии ребенок – тоже дитя человеческое. В процессе аномального (от «anomalos» – неправильный) развития у ребенка проявляются не только негативные аспекты, но и положительные возможности. Именно на эти аспекты и возможности направлена социальная адаптация, компенсация, коррекция и социальная реабилитация этих детей. Но так как категория аномальных детей крайне многообразна и полиморфна, направленность этой специальной работы будет различной. Выбор специалистами-дефектологами направленности специальной работы учитывает причину, вызвавшую отклонение, структуру дефекта и место, которое нарушенная или утраченная функция занимает в общем развитии ребенка.

В отечественной науке аномальными называют далеко не всех детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии. К ним относят только тех, которые нуждаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях и в помощи профессионалов, подготовленных для этой работы. Например, аномальными можно назвать нижеперечисленные группы детей:

1. Дети с интеллектуальной (умственной) недостаточностью. Она имеет две формы – олигофрению и деменцию.

Олигофрения обусловлена ранним недоразвитием структур и функций головного мозга, поэтому первичным, основным и тотальным является дефект мышления. Он сказывается (в зависимости от глубины недоразвития мозга) как на всех психических образованиях (познавательных, эмоционально-волевых процессах, личностных свойствах), так и на общем развитии в целом.

Деменция обусловлена распадом структур и функций головного мозга, наступившим в связи с болезнью уже после того, как они относительно сложились, и ребенок мог мыслить, говорить, развиваться как личность (после 2-3 лет жизни). При деменции происходит снижение интеллекта до стойкой его недостаточности.

Детей этих категорий необходимо обучать в специальных коррекционно-воспитательных учреждениях (детских садах, коррекционных школах). Коррекционно-воспитательная работа представляет собою системы психолого-педагогических, психотерапевтических мероприятий, направленных на ослабление или преодоление недостатков развития аномальных детей.

При олигофрении решающее значение в развитии имеет обучение и воспитание, а при деменции – лечение, так как при текущем дефекте мозга распад структур может нарастать.

2. Дети с тяжелыми речевыми дефектами, нуждающиеся в специальных учреждениях и помощи профессионалов-логопедов. Это дети, страдающие алалией, афазией, дизартрией, тяжелым заиканием, мешающим общению ребенка и др.

Алалия (от греческого «lalia» – речи, «а» – приставка со значением отрицания) – это недоразвитие речи, отсутствие или ограничение способности пользоваться ею при сохранном интеллекте и слухе.

Афазия (от греческого «phasis» – высказывание, «а» приставка отрицания) – нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранной функции слуха и артикуляционного аппарата. В отличие от алалии нарушается функция уже сформированной речевой системы. Возникает афазия при органическом поражении речевых центров коры больших полушарий в результате перенесенных (в том числе ребенком) заболеваний, травм, опухолей, воспалительных процессов.

Дизартрия (от греческого «arthron» – сочленение, «dis» – приставка, указывающая на расстройство) – это нарушение артикуляции, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Возникает в результате органического поражения центральной нервной системы.

Видов речевых расстройств много. Все они, так или иначе, ограничивают развитие мышления, вызывают затруднения в овладении чтением и письмом, негативно сказываются на развитии эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

3. Дети с нарушением анализаторов (особенно слуха и зрения), нуждающиеся в компенсации их дефекта: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухие. Компенсация (от лат. «compensatio») – замещение, уравновешивание ослабленной или утраченной функции другими – сохранными.

4. Дети с двигательной патологией (в частности, страдающие детским церебральным параличом).

Детский церебральный паралич (ДЦП) объединяет группу двигательных (моторных) расстройств, обусловленных заболеванием головного мозга, при котором поражаются двигательные системы мозга, и нарушается контроль со стороны центральной нервной системы, мозга за функциями мышечного аппарата. В основе ДЦП лежит раннее (часто внутриутробное) повреждение в связи с болезнями будущей матери, несовместимостью крови матери и плода по групповой принадлежности и резус-фактору, иногда при родовых травмах, асфиксиях и т.д.

ДЦП ограничивает способность передвижения, освоения предметно-практической деятельности, овладение двигательной функцией речи. В целом ДЦП отрицательно сказывается на развитии высших психических функций. Поэтому созданы школы, детские сады для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

5. Дети с задержкой психического развития характеризуются отставанием в темпах созревания организма и замедлением темпа формирования психики. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками, достигая определенного паспортного возраста, эти дети соответствуют более раннему возрастному периоду. Данная форма дизонтогенеза как по причинам, так и по своим проявлениям и перспективам развития неоднородна. Задержка может быть вызвана органическим поражением центральной нервной системы и тогда проявляется как минимальная мозговая дисфункция (ЗПР церебрального генеза); может быть результатом длительно текущих телесных заболеваний (соматогенная ЗПР); психогенного или конституционального происхождения.

Для каждого из четырех вариантов ЗПР характерна своя клинико-психологическая структура, свои взаимоотношения между эмоциональной и интеллектуальной незрелостью. Все эти особенности подробно рассмотрены профессором Е.М. Мастюковой в пособии, посвященном задержке психического развития детей [29].

Если рассматривать указанные аномалии с точки зрения классификации дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским [18], то к недоразвитию можно отнести не только олигофрению, но и алалию, которая возникает также в результате недоразвития или раннего поражения (в доречевом периоде) речевых зон коры больших полушарий головного мозга. Но только в первом случае поражение диффузное и приводит оно к общему, тотальному недоразвитию психики, а во втором – локальное, проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Ребенок нуждается не только в коррекции, но и в компенсации дефекта: возмещении недоразвитых функций за счет перестройки и усиленного использования сохранных функций. Перспективы дальнейшего возрастного развития при олигофрении и алалии будут различными.

К поврежденному развитию кроме деменции, можно отнести афазию – нарушение речи у ребенка после того, как он овладел словарным запасом, фонетическим строем и фразовой речью. Перспективы развития у детей с деменцией и афазией тоже будут неодинаковыми.

Аномальное развитие от нормального возрастного отличается следующими, присущими ему особенностями:

В развитие вплетается органический дефект, который с необходимостью нарушает и функции органа (зрения, слуха, передвижения в пространстве, речи, мышления и др.).

Аномальное развитие связано с той или иной локализацией нарушения. В зависимости от этого можно говорить о локальном, избирательном, частном дефекте (зрения, слуха, моторики и др.) и общем, тотальном дефекте, когда страдают и недоразвиваются все корковые, подкорковые, регуляторные системы (как при олигофрении).

Л.С. Выготский выдвинул идею о сложной структуре аномального развития, согласно которой наличие какого-то одного дефекта (слуха, зрения, речи, мышления, моторики и т.д.) не означает «минуса этой функции», а приводит к качественной перестройке всего целостного процесса развития. В развитии появляется целый ряд отклонений, создающих картину совершенно своеобразного, атипичного развития, в котором всегда есть первичный дефект, вызванный непосредственно биологическим повреждением, и могут быть вторичные, третичные и другие отклонения в наиболее тесно с ним связанных функциях. Например, при повреждении органа слуха и появлении глухоты ребенок не слышит звуков, следовательно, без помощи и компенсации не овладевает речью. При органическом повреждении мозга возникает интеллектуальный дефект, который порождает вторичное нарушение, прежде всего – речи, а в дальнейшем и всех других познавательных процессов. В них будет недостаточной регулирующая и направляющая сила мышления.

Важнейшей закономерностью аномального развития является, отмеченное Л.С. Выготским, соотношение первичного дефекта и последующих (вторичных) отклонений. «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию. То, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено» [10, 291]. Это указывает на то, что продвижение в развитии аномального ребенка зависит от того, когда обнаружен дефект и своевременно ли начата коррекционно-воспитательная и лечебная работа с таким ребенком.

В картине аномального развития имеет значение то место, какое недоразвитая, сниженная или утраченная функция занимает в общем развитии ребенка. Например, функция слуха с раннего возраста имеет решающее значение не только в формировании речи, но мышления и всех других познавательных процессов.

Функция мышления имеет решающее значение в целом для всей социализации ребенка, для развития всех высших психических функций (их осознанности, опосредствованности, произвольности и систематизированности). И совсем неслучайно такой ребенок подлинного и всестороннего развития, даже в процессе коррекционно-воспитательной работы, не получает. Он не может стать врачом, учителем, инженером, поскольку его познавательные возможности ограничены.

В своеобразии аномального развития ребенка имеет значение время образования дефекта. Чем раньше действует вредоносный фактор, поражающий тот или другой орган, тем дефект будет более выражен. Например, если повреждение головного мозга происходит на этапе созревания зародыша, когда формируется мозговая нервная трубка, то все отделы головного мозга, развивающиеся на этой поврежденной основе, будут грубо недоразвитыми. Это обусловит и глубокий дефект не только мышления, но и всей психической деятельности в целом.

Если вредоносный фактор воздействует, поражая мозг, позднее (после рождения ребенка, до 2-3 лет), то столь грубого недоразвития, а, следовательно, и такого глубокого дефекта мышления и всей психической деятельности в целом не будет. Тем более, если дефект познавательной деятельности ребенка вызван нарушением мозга на более поздних этапах его жизни, он может в какой-то степени пользоваться своими уже сложившимися к этому времени психическими богатствами (наглядно-практическим, образным мышлением, речью, памятью и др.).

Но фактор времени в аномальном развитии имеет значение не только как хронологический момент повреждения, но и как продолжительность вредоносного воздействия и длительность периода развития той или другой функции в онтогенезе. Например, подкорковые функции, по сравнению с корковыми, формируются относительно рано. Корковые имеют более длительный срок развития, поэтому при раннем воздействии патогенного фактора либо стойко не развиваются, либо основательно задерживаются в своем развитии.

Кроме того, известно, что в ходе психического развития каждая функция в определенный – сензитивный – период времени характеризуется наибольшей интенсивностью своего формирования, а, следовательно, и становится наиболее уязвимой и неустойчивой к воздействию вредоносного фактора. А поэтому он может вызвать своеобразный возврат функции на более ранний возрастной период, ее регресс. Регресс может быть временный, функциональный и стойкий, связанный с органическим повреждением нервной системы. В целом в психическом развитии аномального ребенка могут быть как сохранные, так поврежденные и в разной степени задержанные в своем формировании психические функции.

Таким образом, аномальное развитие характеризуется тем, что в него рано или поздно вплетается дефект, который имеет свою локализацию, свое место в общем развитии ребенка, свое время возникновения и длительности течения. Этим объясняется мнение, что каждый такой ребенок «аномален по-своему» и всегда отличается от другого, имеющего такой же дефект, по степени его выраженности и особенностями проявления его структуры.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.