Возрастных периодов жизни человека — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Возрастных периодов жизни человека

2019-08-07 287
Возрастных периодов жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

§ 1. Период новорожденности (от 0 до 1-2 месяцев)

 

В отечественной психологии, чаще всего, период новорожденности объединяют с последующим – младенческим возрастом. Однако, учитывая, что он имеет свои специфические особенности, правомерно этот период характеризовать отдельно.

Период новорожденности – это тот единственный возраст, когда мы видим человека преимущественно как природное (биологическое) существо. Родившись как биологическое существо, ребенок начинает жить переданными ему по наследству безусловными рефлексами: 1) вдоха-выдоха, проявившегося при рождении в крике (встреча легких ребенка с воздухом); 2) пищевого (сосания, глотания). Проголодавшись, через некоторое время после рождения ребенок ищет источник питания; 3) защитного (болевого, температурного); 4) зрачкового – реакции зрачка на световой раздражитель; 5) коленного; 6) хватательного (робинзоновского) и т.д.

Период новорожденности характеризуется и тем, что при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной ребенку предстоит еще выжить и выработать новые приспособительные функции его органов к отдельному от матери, самостоятельному дыханию, питанию, выделению, накапливающихся в организме шлаков, ответу нервной системы, мозга на воздействие раздражителей, идущих от новой, в том числе, социальной среды.

Новорожденность начинается с адаптации органов и систем к внеутробной жизни, которая выражена так называемыми физиологическими состояниями:

1. При переходе к самостоятельному кормлению (сосанию) происходит физиологическая потеря веса (от 6-7 %),которая продолжается в течение 3-5 дней, пока ребенок не научится полноценно питаться.

2. Физиологический катар кожи. Кожа после рождения легко инфицируется, краснеет, приобретает синюшный оттенок или образуются эритемы (беловатые узелки с красными венчиками), который исчезает через 2-3 суток.

3. Физиологическая желтуха является результатом приспособления печени к самостоятельной функции. Проявляется в окрашивании в желтый цвет белков глаз, кожи, других слизистых оболочек. Появляется на 2-3-й день и исчезает у здоровых детей через несколько дней. У недоношенных сохраняется до 3-4 недель.

4. Половые кризы – увеличение молочных желез, припухлость половых органов и др.

5. Физиологическая гипертония мышц, их напряжение и стремление новорожденного сохранять внутриутробное положение. Сохраняется вплоть до так называемого развязывания ручек.

6. Физиологический сон (из 24 часов суток ребенок спит 18) вызван тем, что для пока не созревшей коры раздражители среды являются сверхсильными. Сон охраняет, защищает, помогает накапливать энергию.

Рождается ребенок с объемом головы – 32-34 см., весом мозга – 360-400 г., что составляет 1/8 веса его тела (у взрослого вес мозга всего 1/40 от веса тела). Следовательно, у новорожденного мозг весит в 5 раз больше, чем у взрослого. Однако в течение периода новорожденности вес мозга прибавляется по одному грамму каждый день, достигая к концу периода – 420-460 г.

Несмотря на постоянное количество клеток коры при рождении, их полной дифференциации по слоям еще нет. Сами клетки зародышевой, овальной формы. Большие полушария имеют у новорожденного только крупные борозды и извилины, величина и глубина коры недостаточна. Лобная кора мала по объему. Белое и серое вещество плохо различимы, аксоны без миелина. Все это указывает, что кора у новорожденного для функционирования еще не созрела.

По сравнению с детенышами животных безусловные рефлексы человеческого дитя крайне ограничены, они не позволяют новорожденному без общения со взрослыми (матерью или лицом, ее заменяющим) выжить. Он беспомощен.

В.С. Мухина [25] считает, что это составляет «не слабость, а его силу». Уже в период новорожденности человеческое дитя наделено исторически запрограммированными возможностями развития. Ему передан по наследству такой мозг, в структурах и функциях которого заложен особый, присущий только человеку, хроногенный синтез, позволяющий новорожденному быстро учиться. У него практически сразу начинают вырабатываться условно-рефлекторные связи. Первым таким условным рефлексом является рефлекс на положение при кормлении. Благодаря чему у ребенка рано появляется возможность непосредственного эмоционального общения с матерью. Непосредственное эмоциональное общение с матерью становится одновременно социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью ребенка. Они, по сравнению с последующим младенческим периодом, слитны и пока направлены только на удовлетворение его потребностей в кормлении, уходе и заботе.

Л.С. Выготский выделяет два существенных момента, характеризующих своеобразие психической жизни новорожденного: во-первых, наличие целостности и нерасчлененности первоначальных недифференцированных реакций – переживаний, представляющих «как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; во-вторых, новорожденный пока «не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных вещей, не дифференцирует еще социальных и физических объектов» [11, 277]. Следовательно, делает вывод Л.С. Выготский, это пока является примитивной «особенностью психической жизни, образующей исходный пункт дальнейшего развития сознания [там же, 278].

Тем не менее, новорожденные сразу после рождения имеют не только органические ощущения (голод, сытость, жажда), реагируют на температуру, прикосновение, ощущают вкус, реагируют на запах, вибрации, также доказано, что дети слышат, видят, различают цвет. В один месяц они уже способны распознавать высоту, громкость и другие характеристики звуков, в том числе голоса разных людей. Т. Бауэр [3] считает, что в это время новорожденные способны различать более 6 тысяч звуков речи и могут по-разному на них реагировать. Это указывает на то, что уже сразу после рождения у ребенка идет процесс интенсивного сенсорного развития, которое в периоде новорожденности становится ведущим новообразованием психики. Сенсорная изоляция в этот период может задержать его психическое развитие.

В качестве границы перехода на следующий возрастной период (младенческий) Выготский называет первую сознательную улыбку ребенка, которая знаменует собой начало его собственной психической жизни. Улыбка появляется на фоне общего удовольствия малыша от общения с другим человеком. Она представляет собою так называемый «комплекс оживления», состоящий из 4-х компонентов:

1. Замирание, пристальный взгляд в лицо взрослого и готовность воспринимать его воздействие.

2. Улыбка (в том числе инициативная), выражающая радость от общения и желание привлечь к себе.

3. Двигательное оживление (движение головы, ручек, ножек, прогибание спинки).

4. Вокализация – вскрики, громкие и отрывистые звуки – Г, К, Х или протяжные – О, А.

Это и есть эмоционально-положительная реакция и выразительно-коммуникативная функция общения. Следовательно, правомерно, что в отечественной психологии путь перехода ребенка от природных биологических форм к психическим базируется на общих основаниях теории генеза общения, на культурно-исторической и деятельностной парадигме.

 

§ 2. Период младенчества (от 1-2 до 12-14 месяцев)

 

За этот период вес мозга, по сравнению с новорожденностью, удваивается. Первым блоком созревания становится двигательная зона коры больших полушарий. Это приводит к появлению динамических стереотипов (двигательных навыков): в 2 месяца ребенок пытается, а в 3 удерживает голову и поворачивает ее к источнику воздействия; в 4 месяца пытается, а в 6 – сидит; в 10 месяцев стоит и передвигается около предметов; в 11-12 месяцев овладевает ходьбой.

В 5 месяцев у ребенка вырабатываются условные рефлексы со всех анализаторов, развиваются связи первой сигнальной системы, а в 8-10 месяцев появляются второсигнальные связи от произносимых взрослыми слов. Ребенок начинает их понимать, связывать название с воспринимаемым предметом.

Формируется связь коры (особенно лобных и слуховых областей) с подкоркой – центром эмоциональных состояний, что обусловливает в 2 месяца появление первой улыбки, а в 5 месяцев – смех голосом. В целом увеличивается функциональный предел работы клеток коры больших полушарий и количество времени бодрствования, направленного на общение и познание окружающего мира.

Столь интенсивное созревание головного мозга, его коры, нервной системы в целом не может не сказываться на социализации и психическом развитии младенца.

Социальной ситуацией развития по-прежнему является непосредственное эмоциональное общение с матерью (или лицом, ее заменяющим), но ребенку уже мало только кормления, ухода и заботы. Ему нужны внимание, доброжелательность, совместное взаимодействие («мы»). Он хочет быть вместе с другим человеком. Появляется предпосылка к дифференциации социальной ситуации развития и ведущей деятельности. Возникают предпосылки к игре: в 3 месяца внимание к игрушке; в 4-4,5 месяца хватательные движения руки; в 8 месяцев – сенсомоторные манипулятивные действия с игрушкой; в 10 месяцев – начало действий по подражанию; в 11-12 месяцев – освоение предметных действий, использование предметов по назначению.

Центральным, ведущим новообразованием психики является потребность ребенка в общении со взрослыми людьми. Оно становится главнейшим фактором возрастного развития младенца.

Американский психолог Джон Уотсон (университет в Беркли) утверждает, что в общении с людьми ребенок располагает не только тем, что появилось на границе с периодом новорожденности («комплекс оживления»). В процессе своего развития младенец располагает уже целым набором улыбок, адресованных разным людям и используемых им в разных жизненных ситуациях:

1) улыбка, адресованная только матери;

2) улыбка незнакомому человеку («я очень хочу Вам понравиться»);

3) улыбка, обозначающая, что опасность миновала;

4) улыбка, словно говорящая: «Ура, я справился с этой задачей» и т.д.

Т. Бауэр [3] экспериментально доказал, что младенцы обладают определенным чувством юмора: поддразнивание и «проделки» становятся любимой формой общения с близким взрослым и обозначают для самого ребенка высшую степень радости от общения.

Во втором полугодии манипулятивная деятельность младенца с предметами становится не только новой для него, но и главной его деятельностью, в которой действия сначала однообразны, примитивны и не зависят от свойств предметов. Ребенок просто схватывает их, бросает, тянет в рот, открывает и закрывает. Это однообразие пока еще не позволяет ему понимать свойства и специфические функции предметов. Но взрослый учит их правильно использовать, сообщает первые знания о них, а так как в 8-10 месяцев появляется первое понимание произносимых слов, а в 12 месяцев – первые лепетные слова (ситуативные и многозначные, понятные лишь близким, обозначающие одним названием одновременно много предметов), то у ребенка формируются некоторые знания о действиях с предметами. Наряду с подготовительным этапом в развитии речи (гуканьем, гулением, лепетом), формируются предпосылки для появления наглядно-действенного (практического) мышления.

Овладение в 11-12 месяцев ходьбой и пространством приводит к резкому возрастанию стремления к самостоятельности и независимости от взрослого. Но пока еще ребенок ничего не умеет, не способен учитывать опасности от своих самостоятельных действий (залазит, не зная как будет слазить, тянет предметы на себя...). Потому он все еще нуждается в постоянной помощи и контроле взрослых. Естественно, что это ограничивает его свободу и самостоятельность. Ребенок резко протестует, проявляет негативизм. Из ранее спокойного превращается в капризного, настырного и непослушного.

В его поведении появляются новые, как положительные, так и отрицательные черты. Положительные: самостоятельность, активность, чувствительность к замечаниям, радость открытий пространства и свободы, независимости, желание привлечь близких к свои потребностям и интересам. Отрицательные – обидчивость, отказ от помощи, капризность и др. Это кризис одного года. По Д.Б. Эльконину [45] – кризис «О-Т», связанный с изменением ориентации и технической организации в мире вещей. Вместе с тем, это переломный в развитии момент, отделяющий период младенческого возраста от последующего – преддошкольного (раннего детства).

 

§ 3. Преддошкольный возрастной период (раннее детство – 1-3 года)

 

На протяжении этого периода вес мозга, по сравнению с новорожденностью, утраивается (от 360-400 г до 1050-1100 г). Но главное состоит в том, что происходит миелинизация нервной системы и больших полушарий. Это обусловливает некоторую концентрацию процессов возбуждения и торможения, увеличение функционального предела клеток коры и формирование многообразных условно-рефлекторых связей, динамических стереотипов (психологически – разнообразных умений и навыков выполняемой деятельности).

Но особенно интенсивно формируются связи второй сигнальной системы, благодаря чему преддошкольный возраст является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития у детей речи. Речь в преддошкольном детстве является ведущим новообразованием. Именно в это время ребенок в формировании речи проходит три этапа:

1. Этап накопления словарного запаса (активного и пассивного словаря). В этот период он нарастает от 10-20 в один год – до 300-400 слов к 2 годам, в 3 года у ребенка до 1500 слов.

2. Этап овладения фонетической стороной речи, от замены звуков, перестановки слогов до вполне правильного произношения всех звуков речи (к 3 годам).

3. Этап первоначального развития связной речи. В 1,5-2 года появляется первая фраза, состоящая из 2-3 слов, к 3 годам формируется развернутая фраза, с дополнениями, определениями, обстоятельствами и другими членами предложения.

По К. Чуковскому ребенок с 2 до 5 лет является «генерализатором грамматических форм языка», то есть способен классифицировать окончания, приставки суффиксы и т.д.

Речь ребенка отражает и возможности его мышления. У ребенка появляется любознательность, желание активно воспринимать и познавать мир, ставить разнообразные вопросы взрослым (как? почему? где? когда? зачем? и др.), получать на них ответы (в т.ч. и в собственных действиях). Так развертывается первый вид – наглядно-практического, действенного мышления, при котором мысль формируется у ребенка в процессе действий с предметами.

И это неслучайно – ведущей деятельностью преддошкольника является предметно-орудийная, которая складывается из действий по подражанию и накопленных перцептивных впечатлений. У ребенка появляется так называемая процессуальная игра, а также начинают складываться предпосылки к таким продуктивным видам деятельности как рисование, лепка, конструирование. Ребенок нанизывает кольца пирамидки, подбирает по образцу фигурки, закрывает крышки, соответствующие форме и размеру коробки, рисует карандашом, копает землю лопаткой и т.д.

Процессуальная игра, в которой ребенка привлекает сам процесс совершения действий, становится относительно продолжительной (до 40 минут), но является строго индивидуальной и даже при условии, когда рядом находится сверстник. Дети в этом возрасте играют рядом, но пока не вместе.

Социальной ситуацией развития ребенка преддошкольного возраста является ситуативно-деловое общение в сотрудничестве со взрослым человеком. Взрослый учит, что и как делать, показывает назначения и свойства предметов, но уже делает это не за ребенка, а вместе с ним. Ребенок стремится к осознанию своих собственных возможностей, испытывает чувство радости и гордости за свои успехи. Он открывает себя как источник своих желаний и воли.

У него появляется образ своего физического «Я», отдельного от других. Особенно тесно образ «Я» у него связан с именем, присущим ему одному. Он быстро и хорошо его усваивает, хотя в начале периода еще не пользуется местоимением «Я», а говорит: «Миша упал», «Миша хочет кушать». Но, тем не менее, все сказанное обозначает уже достаточно серьезную предпосылку к развитию ребенка как личности.

К 3 годам у ребенка появляется потребность самоутверждения в коллективе сверстников и стремление реализации своего «Я».

Л.И. Божович [4] назвала эти потребности ребенка «стартом самосознания его личности». Это кризис 3-х лет. По Выготскому это «прежде всего кризис социальных отношений, когда ребенок мотивирует свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми» [11, с.375-376]. По Эльконину [45] это «М–П» – мотивационно-потребностный кризис социальных отношений. Это совершенствование психики ребенка и переход на последующий этап возрастного развития – дошкольное детство.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.