Закономерности возрастного (нормального) развития детей — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Закономерности возрастного (нормального) развития детей

2019-08-07 2230
Закономерности возрастного (нормального) развития детей 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Все сказанное выше позволяет выделить следующие закономерности возрастного развития: периодичность (поэтапность, стадиальность), новообразования, которыми каждый последующий период отличается от предыдущего, динамичность, неравномерность, последовательность и преемственность, интегративность, единство биологического и социального в развитии.

Рассмотрим каждую закономерность отдельно. Периодичность состоит в том, что возрастное развитие человека характеризуется последовательной сменой эпох и периодов или стадий и фаз, которые во времени по-разному отделены друг от друга. Эпохи (детство, взрослость, старение) более всего отдалены друг от друга, периоды – менее, но резко критически, фазы характеризуются медленным, менее заметным, эволюционным течением, поскольку в них идет постепенный, «молекулярный» процесс латентного развития.

Каждая эпоха, каждый возрастной период, каждая фаза характеризуются своими отличительными особенностями, несмотря на их включенность друг в друга и неразрывное единство. Так, например, в эпохе детства идет пока еще процесс интенсивного созревания как головного мозга, его коры, нервной системы в целом, так и других органов и систем. Они лишь к концу детства (старшему школьному возрасту) анатомически относительно полно сформированы, но физиологически, функционально продолжают совершенствоваться. В старшем школьном возрасте это совершенствование касается увеличения ассоциативных волокон мозга, соединяющих различные участки коры больших полушарий. Следовательно, в эпоху детства психика ребенка и ведущие виды деятельности, а также социальная ситуация развития находятся «в пути становления, формирования и совершенствования.

В эпохе взрослости (в т.ч. – зрелости) все органы и системы человека, его головной мозг, кора и нервная система в целом полностью созрели и выносливо выполняют свои природные функции. Человек работоспособен, обладает наивысшим творческим потенциалом, создает материальные и духовные ценности общества. В это время он растит детей, вступает в социальные, экономические и другие связи, имеет широкий круг общения. Его личность и психика в целом сформированы. Он, приобретая необходимые обществу личностные свойства, соответствует его требованиям.

В эпохе старения и старости все органы и системы постепенно снижают свои анатомо-морфологические и соматоневрологические функции, наступает увядание организма. Вместе с этим постепенно происходит ограничение двигательной и социальной активности. Человек готовится к прекращению профессиональной деятельности или отходит от нее совсем. Это приводит к сужению круга общения, требует переориентации его занятий и интересов. Если человек в этот период находит интересное и доступное ему дело, не теряет связей с близкими ему людьми, то он чувствует себя по-прежнему нужным. В противном случае человек неизбежно чувствует одиночество, нуждается в помощи социальных работников, врачей и психологов.

В рамках каждой эпохи есть свои возрастные периоды, в периодах – свои фазы.

Возрастной период, или возраст, объединяет людей, достигших одного и того же хронологического (номинального, паспортного) возраста – количества лет, месяцев, дней прожитой жизни и имеющих (при наличии неповторимых, индивидуальных особенностей) сходные, типические, неразрывно связанные друг с другом, показатели биологического, социального и психологического развития.

Биологический возраст отражает процесс анатомо-физиологического развития – во-первых, созревания и функционирования головного мозга, больших полушарий, коры и нервной системы в целом; во-вторых, созревания, роста и функционирования органов и систем жизнеобеспечении.

Социальный возраст отражает изменение ведущей деятельности и социальной ситуации развития.

Психологический возраст отражает развитие психических (познавательных и эмоционально-волевых) процессов, психических состояний и свойств личности (ее направленности, темперамента, характера и способностей).

Л.С. Выготский рассматривал возраст как определенный, относительно замкнутый период жизни человека, который определяется его местом в цикле развития и в котором общие закономерности находят всякий раз качественно своеобразное выражение. А это значит, что каждый возрастной период (возраст) обладает специфической для него – единственной, неповторимой динамикой и структурой.

Возрастные периоды характеризуются следующими особенностями:

1. Они последовательно и преемственно сменяют друг друга и обратного хода не имеют.

2. Каждый последующий возрастной период от предыдущего отличается как хронологическими рамками жизни, так своими показателями биологического, социального и психического развития.

3. В каждом возрастном периоде свои показатели созревания, роста и функционирования внутренних органов и систем (нервной, дыхательной, кровеносной и др.).

4. В каждом возрастном периоде своя ведущая деятельность и ее особенности.

5. В каждом возрастном периоде своя социальная ситуация развития.

6. В каждом возрастном периоде свои центральные линии развития психики – ведущие новообразования, среди которых приоритетными являются высшие психические функции (ВПФ). Новообразования указывают на уже сложившийся уровень развития и приводят к переходу на следующий возрастной период.

7. Переходы с одного возрастного периода на другой могут протекать как плавно, незаметно, путем внутренних (латентных) изменений, так и резких, стремительных сдвигов – возрастных кризисов.

Выделение учеными возрастных периодов жизни человека было связано с определением границ, отделяющих один период от другого и нахождением признаков, позволяющих их отграничивать и характеризовать.

Поиски ответа привели к появлению множества периодизаций возрастного развития. Особенно большое внимание всегда уделялось периодизации детских возрастов.

Л.С. Выготский, анализируя предложенные в науке периодизации детства, по признакам положенным авторами в основу выделения периодов, разделял их на три группы. В первую группу вошли те периодизации, в основе которых лежит ступенчатое построение процессов, так или иначе связанных с детским развитием. Это периодизация, в основе которой лежит биогенетическая теория. Суть ее состоит в том, что индивидуальный путь развития (онтогенез) в кратком и сжатом виде повторяет историческое развитие мира организмов, их типов, классов, отрядов (филогенез). В том числе существует якобы строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка. На основе этого зародыш, эмбрион и плод будущего человека во время своего внутриутробного созревания проходит путь от простейших организмов до человека. Уже в эмбрионе (от 5-ой до 16 недели) можно узнать представителя типа позвоночных (он имеет крупную голову, жабры и хвост). Несколько позднее эмбрион приобретает человеческий вид: его конечности имеют пальцы, постепенно исчезает хвост. У него уже обозначены черты лица человека. Следовательно, авторы биогенетической теории (Гатчинсон, Штерн) считают, что внутриутробно будущий ребенок повторят все основные стадии биологической эволюции. Однако, родившись, ребенок повторяет все этапы культурно-исторического развития человечества (от первобытного до античного, средневекового общества и т.д.). Онтогенез повторяет филогенез.

К этой же группе Л.С. Выготский отнес периодизацию, построенную в соответствии со ступенями воспитания и образования (Р. Заззо). Отметив несостоятельность первой (биогенетической) теории, относительно второй, опирающейся на огромный педагогический опыт и использующей позитивный (педагогический) принцип (дошкольный возраст, младший школьный и т.д.), Выготский говорит, что она «подводит нас к истинному расчленению детства на отдельные периоды», но строится «при этом не на основе внутреннего расчленения самого развития» [11, 244].

Ко второй группе периодизаций детства отнесены все периодизации, в основе которых лежит выделение одного единственного признака как условного критерия для членения детства на периоды. Это периодизация П.П. Блонского по дентициям (беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство). Процессы дентиции – яркий возрастной признак, доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма ребенка (с его кальцификацией и деятельностью желез внутренней секреции).

Аналогичные попытки периодизаций на основании одного единственного признака делались неоднократно. Это расчленение детства по сексуальности (З. Фрейд, К. Штратц).

Л.С. Выготский считал, что ошибочность указанных периодизаций состоит в том, что один единственный признак, являющийся существенным на одном этапе, может терять это значение на другом. Так, «критерий полового созревания существенен и показателен для пубертатного возраста, но он еще не имеет этого значения в предшествующих возрастах» [11, 245-246].

Данные периодизации не учитывают как реорганизацию, перестройку самого процесса развития, так и того, что значительность какого-либо признака непременно от возраста к возрасту меняется. Подлинная же задача состоит в том, чтобы выявить, что лежит за этими признаками и обусловливает их, т.е. самого процесса детского развития в его внутренних закономерностях.

К третьей группе отнесены те классификации, в которых проявлено стремление выделить существенные особенности самого процесса детского развития. Первой такой попыткой Л.С. Выготский назвал периодизацию А.Л. Гезелла, построенную исходя из изменений внутреннего ритма и темпа текущего объема детского развития.

Гезелл Арнольд Луций (1880-1961) – американский психолог, впервые исследовал возраст от рождения до трех лет, используя лонгитюдный и близнецовый методы изучения у детей моторики, речи, адаптивного и личностно-социального поведения. Ученый сделал вывод, что в развитии ребенка растет, увеличивается, изменяется то, что дано и заложено с самого начала. Развитие – по Гезеллу – идет быстрее в первые месяцы и в первый год жизни, именно в этот период совершается самое важное и главное, по сравнению с последующими годами. Следовательно, А.Л. Гезелл представлял динамику детского возрастного развития как процесс постепенного замедления, в котором не происходит никаких качественных преобразований.

Такой вывод проистекает из опоры Гезелла на эволюционистскую концепцию развития (растет и изменяется то, что дано, заложено с самого начала). На самом деле, говорит Л.С. Выготский, развитие не исчерпывается схемой «больше-меньше», а характеризуется наличием качественных преобразований. В ранних возрастах идет максимальными темпами созревание биологической основы внутренних органов и систем, их функций, являющихся предпосылками для высших психических, в т.ч. личностных образований. Если рассматривать их, то результат будет обратным: темп и ритм их становления окажется минимальным в первые месяцы и годы, но максимальным во все последующие.

Следовательно, в теории периодизации Гезелла положительной была попытка перейти от чисто описательного, внешнего, симптоматического к выделению существенных особенностей самого детского развития. Но при этом скорее была правильно поставлена эта задача, чем она разрешена. По мнению Л.С. Выготского, пытаясь дать периодизацию, А.Л. Гезелл остановился «на полдороге при переходе от симптоматического к сущностному разделению возрастов» [11, 247]. Суть каждой группы анализируемых периодизаций детского развития дана Л.С. Выготским в работе «Проблемы возрастной периодизации детского развития».

Периодизация, построенная на реальных основаниях – внутренних, существенных, закономерных изменениях самого процесса детского развития дана отечественными учеными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Одной из таких отечественных периодизаций является периодизация Д.Б. Эльконина, рассмотренная нами в § 1 гл. 3.

Следующей закономерностью возрастного развития (после рассмотренной нами периодичности) является наличие новообразований, отличающих каждый последующий период от предыдущего. Возрастное развитие по своей природе (как и всякое развитие вообще) – процесс диалектический, в нем всегда возникает что-то качественно новое, конструктивное, созидательное, но и в то же самое время есть негативные симптомы, потери, утраты того, что с необходимостью должно быть заменено чем-то более совершенным. Л.С. Выготский утверждает, что «за всяким негативным симптомом скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой «высшей форме» [11, 253].

В качестве примера можно рассмотреть период новорожденности, когда с рождением у ребенка обнаруживаются «физиологические состояния», напоминающие болезнь и разрушение того, что появилось к моменту рождения: потеря веса (до 6-7% от первоначального), физиологический катар кожи (покраснение с легким синюшным оттенком на кистях и стопах, шелушение и образование беловатых узелков в толще кожи, окруженных красным венчиком); физиологическая желтуха – окрашивание кожи и слизистых оболочек в желтый цвет (держится несколько дней), половые кризы и др. Все это не что иное, как адаптация к внеутробной жизни, предъявляющая высокие требования к жизнеспособности ребенка, «и они проистекают из трудностей, обусловленных именно новизной возникающей и в высшей степени усложняющейся формы жизни» [там же].

В каждом возрастном периоде есть свое ведущее новообразование (общая характеристика дана в § 1 гл. 3). Ведущее новообразование конкретного периода, являясь частью целого, становится достижением и закономерностью всего процесса возрастного развития как целого структурного образования.

Следующей закономерностью является динамичность возрастного развития. Под динамичностью (динамикой) возрастного развития, говорит Л.С. Выготский, следует понимать совокупность всех тех изменений, которыми определяется период возникновения, движения и сцепления новообразований каждого периода.

Известно, что возрастное развитие – это динамический, изменчивый процесс количественного и качественного изменения человека во времени, который касается как созревания его органов и систем жизнеобеспечения, так его социализации и психики в целом.

Прежде всего, и наряду с генетическими предпосылками, в основе динамичности лежит пластичность нервной системы, ее способность при жизни формировать и заменять нервные связи, вырабатывать динамические стереотипы. Поэтому не только у отдельно взятого человека, ребенка, но и в каждом возрастном периоде может быть своя динамика (скорость изменчивости, подвижности) развития. Один ребенок в своем развитии может идти «в ногу» с большинством сверстников и соответствовать тем же основным показателям в созревании, росте и функционировании его организма, ведущей деятельности, социальной ситуации развития и в психике. Другой – может значительно опережать сверстников как в отдельных показателях развития, так и во всех вместе взятых. Третий – может запаздывать в чем-то, но в целом не выпадать из нормы. То же самое можно наблюдать относительно целого возрастного периода (см. § 1 гл. 3 – акселерация, декселерация). Например, если сравнивать современных подростков с теми, которые жили 30 лет тому назад, то убедимся, что многие из них на 6-7 см выше и на 6-7 кг тяжелее.

Есть немало примеров доказывающих, что от крупных родителей рождаются столь же крупные дети. Не случайно врачи считают, что причина богатырских размеров новорожденных в генетических особенностях их родителей.

В одном из периодических изданий от 23 апреля 2004 года, появилась заметка «Малыш-великан родился в Иркутске». Мальчик родился не только внушительных размеров (5500 г веса и 58 см роста), но и еще с мощным голосом. На фоне других новорожденных он выглядел как четырехмесячный. Врачи считают, что и дальше он может расти быстрее своих сверстников. Тем более, что уже сейчас он ест за двоих. Кормить его приходится в два раза чаще, чем остальных малышей в роддоме. Мама ребенка таким размерам сына ничуть не удивляется: «Сама родилась крупная и отец ребенка тоже крупный родился».

Еще удивительнее информация появилась в свое время (30 ноября 1999 г.) в «Комсомольской правде»: «Родился ребенок весом 6 кг 700 г». Родился Сережа в Воронеже, наделав своим появлением в городе много шума. Такого «матерого человечища», пишет корреспондент, здесь никогда не видели. В период внутриутробного развития определить вес «жизнерадостного эмбриона» не представилось возможным: УЗИ могло «взять вес» всего лишь в 5500 г. Акушерка, принимая роды, вовсе не ориентировалась на такой вес новорожденного, и вывихнула себе руку. Если не знать, что он только новорожденный, можно подумать – ему месяцев пять. Родился Сережа со всеми показателями здорового ребенка. Аппетит у него отменный, за один раз он выпивает четыре стандартных бутылочки молока (это за четверых).

Тогда же в Воронеже еще был рожден ребенок с весом 6300 г. Есть не только примеры опережения сверстников в весе и росте, но и опережающем овладении функциями тела. Так, например, в Иркутске живет маленький Гриша Д., который родился с обычным для новорожденных весом и ростом, и развивается как все остальные здоровые его сверстники: он вовремя стал держать голову, появилось два зуба, начал ползать. Но вот на ноги встал гораздо раньше своих сверстников (в 5 месяцев) и после этого, спустя несколько дней, начал делать самостоятельно свои первые шаги. В 8 месяцев ребенка уже было не удержать – он стал ходить. Родным было известно, что обычно ребенок должен в 7-8 месяцев только вставать, а поэтому удивлялись и опасались, не повредит ли это здоровью Гриши. Но в то же самое время мама говорит, что он рано проявлял подвижность: около одного месяца сам стал переворачиваться на животик, рано и «настырно» садился; оставаясь на диване, начинал карабкаться по его спинке, пытаясь встать.

Прокомментировать это необычное для возраста поведение ребенка попросили очень опытного врача-педиатра, которая назвала это явление ускоренным моторным (двигательным) развитием и пояснила. «Если ребенок встал по собственному желанию, то это значит его мышечный корсет уже сформировался, и вреда это повлечь не должно». Однако Гриша, как и другой ребенок, который тоже рано встал, находятся под пристальным наблюдением и контролем врача.

Не менее удивительным является опережающее психическое и социальное развитие детей, например, окончание 9-го класса в 11 лет.

Лена В. из Усолья-Сибирского читать начала сразу же, как только заговорила. А буквы она выучила еще раньше. Безусловно, делала она это под руководством взрослого человека, хотя к этому ее никто не принуждал. Папа девочки, преподаватель вуза, регулярно (минут по 10 в день) показывал дочери буквы на большой доске с красочными картинками. И ребенок, передвигающийся по квартире еще ползком, по просьбе родителей находил любую букву. А в два года три месяца девочка уже бегло читала свои первые детские книги. И уже не мама ей, а она маме читала на ночь сказки. Чуть позже папа познакомил дочку с цифрами. И Лена в три года охотно решала примеры. В четыре года девочка назубок знала всю таблицу умножения. А в пять лет уже пошла в первый класс. За три года Лена прошла всю программу шести классов общеобразовательной школы, а в 9 лет, на общих основаниях, поступила в лицей, где сразу обратила на себя внимание педагогов. Обладая гуманитарным складом ума, одаренная девочка уделяет больше внимания истории, литературе, биологии и иностранным языкам. Владеет толковой, грамотной английской речью и хорошим произношением. Помимо английского, которым занимается с 4-х лет, по собственному желанию успешно изучает еще и французский язык.

Данный пример не является в наше время единичным. Он указывает, на раннее, опережающее возрастную норму, умственное развитие ребенка, который, в сотрудничестве со взрослым человеком, значительно быстрее сверстников овладевает способами познания и присваивает заданные обществом образцы поведения.

Известно, что понятие «возраст» определяется Л.С. Выготским через представление о социальной ситуации развития как исключительном, неповторимом отношении между ребенком и окружающей его социальной действительностью. «Социальная ситуация развития – утверждает ученый – представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии…» [11, 258].

Следует отметить, что представление Л.С. Выготского о социальной ситуации дается им в контексте идеи о соотношении реальной и идеальной форм.

Среда в развитии, говорит он, выступает в роли источника развития. Например, ребенок семи месяцев видит, что все окружающие его люди ходят. А он пока еще ползает. Для него ползание – это реальная форма действия, а ходьба – высшая, идеальная, которая для него образец и источник изменения, движения развития. А взрослый человек оказывается посредником между миром высших, культурных, идеальных форм и ребенком. Взрослый задает ребенку образцы действия, которые он в процессе своего развития осваивает (присваивает) делает своими. А в тех случаях, когда ребенку это не удается освоить, ребенок и взрослый действуют вместе («социальная ситуация «мы»). Таким образом, взрослый не просто помогает ребенку выполнять действие, он «выстраивает последовательность доступных ему действий по овладению орудием» [там же].

Реальная, объективная среда бесконечна, говорит автор, в ней изначально присутствует все, но определяющим становится лишь то, что воспринимает ребенок и к чему у него возникает свое отношение. Поэтому для Л.С. Выготского в характеристике социальной среды есть объективная среда и субъективная – это отношения ребенка, прежде всего, к социальной среде. И эти отношения являются динамичными, изменчивыми.

Динамике в онтогенезе посвящена и работа А.Н. Леонтьева [19]. Он говорит «…в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно занимает в системе человеческих отношений» [19, 281]. Например, у младшего школьника, начинающего учиться, появляются обязанности не только перед его близкими людьми, но и перед обществом. От их исполнения зависит его место в жизни, его общественные функции и роль, а отсюда – изменение содержания всей его дальнейшей жизни.

Динамичность развития как у детей так называемой возрастной нормы, так и у детей опережающих ее, всегда отражает связь социальной ситуации развития с новообразованиями и ведущей деятельностью. Но при этом нельзя исключить и изменения генетических свойств населения, которые также подвергаются воздействиям социально-экономической среды. Она может как способствовать опережающему, ускоренному развитию, так задерживать и нарушать его у детей, живущих в неблагоприятных социально-экономических условиях окружающей их среды.

Следующая закономерность состоит в том, что развитие – процесс неравномерный (гетерохронный, разновременной). Оно не идет в одинаковом темпе и с одинаковой успешностью, как в отдельно взятом возрастном периоде, так у определенного индивидуально взятого человека и в каждой отдельно рассматриваемой функции. Кроме того, в каждом возрастном периоде есть центральное новообразование – ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку на новой основе всей психики и, прежде всего, личности ребенка. Вокруг этого центрального новообразования (центральной, сензитивной линии развития) группируются все остальные – «побочные линии развития».

Так, например, «один и тот же процесс речевого развития может выступать в качестве побочной линии в младенческом возрасте, становясь центральной линией развития в раннем детстве 1-3 года и снова превращаясь в побочную линию в последующие возрастные периоды» [11, 257-258]. В каждом из этих периодов речевое развитие ребенка будет идти различно. С одного года до трех лет оно будет являться сензитивной, наиболее успешно развивающейся функцией, которая будет вести за собою все другие функции и положительно влиять на их развитие всех. Для развития любой ведущей, сензитивной функции психики есть соответствующие биологические предпосылки. Например, для овладения ходьбой – созревание двигательных центров коры головного мозга, костной и мышечной систем.

Следующая закономерность развития состоит в том, что развитие всегда есть последовательный и преемственный процесс. В нем более сложная функция строится на простой. И если это простое не появляется, то не может появиться и более сложное. Например, ребенок не овладел умением держать голову, сидеть и стоять, а, следовательно, он не может овладеть навыком ходьбы. Или, если он не накопил словарного запаса, то не овладеет фразовой речью. Такую же последовательную и преемственную смену в развитии (от простого к сложному, от единичного к общему) мы можем отметить в формировании самосознания и видов мышления и т.д.

Развитие – процесс интегративный, характеризующийся перерастанием отдельных, единичных свойств и качеств в устойчивые, характерные черты, присущие в целом личности ребенка. В результате этого он на определенном этапе овладевает своим поведением, у него формируется характер и направленность личности. Вот почему говорят: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Развитие представляет собою единство биологического (природного) и социального (исторического, культурного, психического). С одной стороны, в процессе развития идет созревание и функционирование органов и систем, поэтому человек (как индивид) «подчинен» биологическим законам: у него в определенное время созревают костная и мышечная системы, начинают интенсивно функционировать железы внутренней секреции, ускоренно идет половое развитие и т.д. С другой стороны, человек живет в общественной среде и формируется как личность. Поэтому можно сказать, что развитие – процесс биологически обусловленный, но социально целенаправленный, осуществляющийся в обучении и воспитании. Эти два вида развития (биологическое и социальное) представляют собою неразрывное единство: что идет на пользу или во вред одному, непосредственно сказывается на другом.

Развитие, характеризующееся рассмотренными закономерностями, является нормальным, соответствующим возрасту.

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.