Понятие, предмет, источники и место права международной безопасности в международно-правовом регулировании системы коллективной безопасности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие, предмет, источники и место права международной безопасности в международно-правовом регулировании системы коллективной безопасности

2019-08-07 841
Понятие, предмет, источники и место права международной безопасности в международно-правовом регулировании системы коллективной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Международная безопасность – это состояние миропорядка, в котором созданы благоприятные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права. Международная безопасность тесно связана с внутригосударственной, национальной безопасностью, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства.

Каждому государству для его развития необходима, прежде всего, мирная обстановка, как в своем регионе, так и во всем мире. Только в мирных условиях власть в государстве способна выполнять обязательства по созданию экономической базы, развитию демократии, обеспечению прав и свобод граждан, духовному совершенствованию человека[56]. М. В. Андреев предлагает следующее определение понятия «международная безопасность»: «это состояние международных отношений, при котором отсутствует опасность для существования, функционирования и развития как каждого государства в отдельности, так и всех государств, всего международного сообщества в целом»[57].

Международную безопасность принято рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком смысле она включает военно-политические, экономические, гуманитарные, информационные, экологические и иные аспекты безопасности. В узком– только ее военно-политические аспекты.

Термин «право международной безопасности» также используется в двух значениях. Так, Э. С. Кривчикова полагает, что его можно рассматривать в широком плане как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права в целях обеспечения политической, военной, экономической, экологической и иных видов международной безопасности[58]. На эту же особенность права международной безопасности обращает внимание Е. Г. Моисеев[59]. Ряд авторов выделяют также международную безопасность и право международной безопасности в узком понимании, то есть в рамках военно-политической безопасности. С этим мнением можно согласиться, поскольку военно-политический сегмент общей международной безопасности играет, пожалуй, главную роль в обеспечении мира на Земле и тем самым дает наибольший шанс для свободного развития государств. В дополнение приведем мнение С. А. Малинина, что «роль международного права в осуществлении всеобъемлющей безопасности заключается в выполнении двуединой задачи, а именно, «а) в обеспечении функционирования того механизма поддержания мира, которым международное право уже располагает, в том числе максимальное использование имеющегося потенциала международного права, и б) в выработке новых международно-правовых норм»[60]. Ю. Д. Казанчев, в свою очередь, считает, что «современное международное право признает агрессивные войны преступлением против мира и предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров или конфликтных ситуаций»[61]. Ряд ученых отмечает, что международная безопасность сводится к безопасности государства. Так, например, юрист-международник Э. И. Скакунов пришел к этому выводу посредством разграничения безопасности таких объектов, как общество и государство: «когда государство обеспечивает свою собственную сохранность от негативного воздействия другого или других государств, выражаемого в угрозе вооруженного характера, говорят о «безопасности государства» («национальная безопасность»)… Смысл категории «безопасность» применительно к государству как участнику международных отношений связывается, прежде всего, с указанием на его физическую способность защитить себя от внешней опасности, сохранить свое существование среди подобных образований… Понимание безопасности в смысле физической способности государства защитить от угрозы извне наиболее важные для себя атрибуты власти и тем самым обеспечить сохранность своего существования среди других государств остается, в принципе, верным и для настоящего времени»[62].

В настоящее время учеными-юристами предложены различные определения отрасли права международной безопасности. Например, формулировка Г. В. Игнатенко: «Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений»[63]. Л. А. Лазутин придерживается следующего определения: «Право международной безопасности представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения несанкционированного применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограничения и сокращения вооружений»[64]. По мнению В. Л. Толстых, «право международной безопасности имеет своим предметом международные отношения, связанные с применением силы и обеспечением мира. Сила является мощным элементом воздействия в любом человеческом сообществе, в том числе в межгосударственном. В связи с этим любая правовая система регулирует применение силы с тем, чтобы оно соответствовало принципам, на основе которых создано и функционирует сообщество»[65]. В учебнике «Международное публичное право» (М., 2011) Е. Г. Моисеев пишет: «Право международной безопасности – отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности»[66]. Новое определение, предложенное Моисеевым, можно найти в учебнике «Международное право» (М., 2014): «Право международной безопасности – отрасль международного права, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности»[67]. Заметим, что второе определение шире и содержит в себе ключевое условие «сотрудничество», являющееся залогом успеха в международных отношениях.

Во всех определениях права международной безопасности как отрасли современного международного права есть нечто общее. Все они связывают назначение права международной безопасности с таким состоянием миропорядка, который дает возможность свободно развиваться всем субъектам международного права в условиях мира и международной безопасности.

Международная безопасность – прежде всего, понятие доктринальное, а не юридическое. Дело в том, что в международных документах отсутствует четкая формулировка данного термина, в том числе Уставе ООН. На доктринальном уровне понятие «международная безопасность» не оставалось неизменным. По мнению юриста-международника С. А. Малинина, «раньше международная безопасность мыслилась как совместные усилия государств против нападения (совершенного или возможного) или для обеспечения мирных отношений между государствами, составляющими известное организационное единство (в рамках, например, коллективной безопасности)»[68]. Позднее появились новые факторы, которые приобрели решающее значение для мирового развития и, как следствие, расширили значение данного понятия: ядерная угроза, беспрецедентные социальные и международные последствия революции в науке и технике, экологическая опасность, стремительное развитие сферы информации и коммуникаций.

    Международная безопасность – понятие многогранное, особенно когда под ним понимается безопасность мирового сообщества о своими принципами и законами функционирования. В то же время следует учитывать, что мировое сообщество состоит из конкретных государств. Безопасность каждого из них зависит от безопасности мирового сообщества в целом[69]. В свою очередь, безопасность последнего напрямую связана с безопасностью каждого государства в отдельности. Именно поэтому в деле обеспечения всеобщего мира и международной безопасности крайне важно сотрудничество всех государств.

Основа международной безопасности базируется на балансе интересов субъектов международного права, которые, в соответствии с его принципами, юридически равны. Важную роль в процессе формирования основ международной безопасности играет право международной безопасности.

Важен, однако, вопрос, при помощи каких средств эта цель достигается? Как нужно действовать государствам, чтобы создать благоприятную международную обстановку для стабильного национального развития? Ответ однозначен: это возможно только совместными усилиями, путем разработки и принятия коллективных мер. Такого рода меры есть не что иное, как система обеспечения коллективной безопасности.

Система коллективной безопасности – одна из организационных форм коллективного обеспечения международной безопасности. Из смысла коллективного механизма следует, что «агрессия не может быть предотвращена, если миролюбивые государства не договорятся заранее о совместном выступлении против агрессии»[70]. Выделим два признака, характерных для этой организационной формы. Первый – принятие государствами-участниками системы, по крайней мере, тех обязательств, которые обращены как бы «внутрь» системы: а) не прибегать в своих взаимных отношениях к силе; б) разрешать споры мирным путем; в) активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру. Второй – наличие организационно-правового единства государств.

Система международной (коллективной) безопасности также имеет характерные черты. Первая состоит в том, что международную безопасность невозможно обеспечить одному государству. Значит, в самой ее идее заложено коллективное начало. Вторая черта – она должна быть оформлена юридически (как правило, это международный договор или устав). Конкретное содержание договора (в том числе характер и объем совместных мероприятий) определяется участвующими в нем государствами на базе основных принципов международного права.

Немецкий ученый Михаэль Боте выделяет в системе коллективной безопасности многостороннее «антикризисное управление» и возможность (в качестве последнего средства) в принудительном порядке обязать правонарушителя (агрессора) соблюдать правила международного сообщества[71]. Под «антикризисным управлением» понимаются совместные действия государств, направленные на устранение ситуации, угрожающей миру и безопасности. Такого рода конкретизация представляется справедливой, поскольку, с одной стороны, это коллективные меры, то есть организованное единство участников системы коллективной безопасности; с другой – принятие тех или иных мер должно быть предусмотрено соответствующим международным соглашением, то есть оформлено юридически.

Коллективная безопасность представляет собой систему совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. Л. А. Лазутин полагает, что «коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности – это действия невооруженного и/или вооруженного характера, совершаемые группой государств и/или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности»[72]. В целом, к элементам системы коллективной безопасности можно отнести: а) принципы международного права, а точнее, права международной безопасности; б) комплекс коллективных мер, связанных с предотвращением актов агрессии и устранением угрозы миру; в) комплекс коллективных мер, связанных с ограничением и сокращением вооружений.

В качестве «классической» формы коллективной безопасности принято выделять ООН в купе с ее одним из главных органов – Советом Безопасности. Однако существуют и более развитые формы коллективной безопасности, отличительной чертой которых является обязательство, обращенное «вовне» в виде взаимопомощи участников: в случае агрессии и/или в случае нападения на одно государство участника системы, оно рассматривается как нападение на всех участников системы коллективной безопасности. Примерами международно-правовых обязательств служат положения статей 28, 29 Устава Организации Американских Государств, статья 6(1) Североатлантического договора, статья 4 Договора о коллективной обороне Юго-восточной Азии (Манильский пакт), статья 4 Варшавского договора, статья 4 Договора о безопасности АНЗЮС, статья 4 Договора о коллективной безопасности.

Формы, в которых существует право международной безопасности, представляют собой источники данной отрасли. Особое место среди источников международного права, в частности права международной безопасности, занимает Устав ООН.

Ученый К. А. Бекяшев, например, объединяет источники международного права в три группы: основные, производные (вторичные) и вспомогательные[73]. Статья 38 Статута Международного суда ООН называет следующие источники международного права: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями[74]. В соответствии со статьей 59 указанного Статута «вспомогательными средствами для определения правовых норм являются также судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций»[75].

Многосторонние и двухсторонние международные договоры и соглашения, регулирующие правовое аспекты обеспечения мира и безопасности, также занимают важное место в перечне источников права международной безопасности. Данные соглашения имеют свою специфику и особенности. Именно поэтому они могут быть сгруппированы по различным признакам. Так, например, Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов предлагают делить такие международные договоры и соглашения на четыре группы[76].

Первая группа – Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. К ним относятся: Договор об Антарктике (1959), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967), Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (1971), Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко, 1967), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратонга 1985), Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии (2006), Договор о запрещении ядерного оружия (2017) и другие.

Вторая группа – Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. К ним относятся: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963), Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду (1977), Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993) и другие.

Третья группа – Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение: Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972), Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993), Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987).

Четвертая группа – Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны: Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971) (аналогичные соглашения были заключены Советским Союзом с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971) и другие.

Автор исследования предлагает дополнить и выделить в отдельную группу международно-правовые соглашения и/или уставы международных организаций, связанных с формированием систем обеспечения коллективной безопасности, а также документы, принятые в рамках таких международных организаций. К ним можно отнести Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне (1948), Североатлантический договор (1949), Договор о безопасности АНЗЮС (1951), Договор о коллективной обороне Юго-восточной Азии (Манильский пакт 1954), Варшавский договор (1955), Устав Организации Американских Государств (1967), Договор о коллективной безопасности (1992).

М. Шоу полагает, что «необязательные документы или необязательные положения в договорах образуют специальную категорию, которую можно назвать «мягким» правом. Эта терминология призвана указывать на то, что рассматриваемый инструмент или положение хотя и не является само по себе «законом», но его значение в общих рамках международно-правового развития таково, что ему необходимо уделять особое внимание»[77]. На эту особенность обращает внимание Л. Х. Мингазов, говоря о том, что «в международных отношениях кроме норм обычного и договорного международного права существуют и применяются и другие социальные нормы (например, политические), которые не обладают юридическими качествами или имеют юридическую силу, однако источниками права не являются»[78]. Как было сказано выше, Статут Международного суда выделяет в качестве источников международного права международный обычай. Акты «мягкого» права, по мнению автора исследования, являются предпосылкой для их формирования, то есть договоренностями о модели поведения в отдельной ситуации. Следовательно, акты «мягкого» права будут являться источниками только в том случае, если на их базе впоследствии сформировался международный обычай, впоследствии выраженный в международно-правовой норме. В качестве примера такого документа следует выделить Хельсинкский Заключительный Акт (1975).

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.