За раннее происхождение говорит следующее — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

За раннее происхождение говорит следующее

2019-08-07 63
За раннее происхождение говорит следующее 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Язык отличается от языка послепленных пророков.

2. Продажа людей - допленное явление.

3. Бедствие от нашествий саранчи - перекликается с книгой пророка Амоса.

4. Почему нет упоминания о царе - речи могут относится к периоду юности
царя Амосии, который находился под регентством священника Иогава.

Книга небольшая - всего 3 главы.

1 часть - историческая 1:1-2:17. Рассказы о бедствиях - засухе и нашествиях
саранчи.

2 часть - обещания помилования народа, обещания земных благ и более того,
ниспослание Духа Божия и суд над народами, унижавшими Израиль, вечная
жизнь Иуде и Иерусалиму. Пророчество об излиянии Святого Духа читается на
50-цу, две другие париимии - о покаянии и суде читаются на сырной неделе.

Пророчество об излиянии Святого Духа.

2:28-29. Это пророчество именно не о ниспослании, а об излиянии - обильном ниспослании. Харизматические дары независимы ни от возраста, ни от пола, ни от социального происхождения человека. Деян 2 гл. - это пророчество цитируется и указывается на 50-цу как на время исполнения этого пророчества. Далее оно приобретает эсхатологический смысл. Говориться о превращении солнца во тьму и воды в кровь и наступлении Дня Господня и спасении верующих.

Билет.

1. Книга Судий. Судьи - софетим (греч. crhtai/). В отличие от Нав Суд не представляют из себя прямого продолжения Пятикнижия, но отличаются по стилю изложения, по языку и по идее. Автором считается пророк Самуил.

Разделение на части:

1 часть - 1-2 гл. - вступление: события после смерти Иисуса Навина

2 часть - 3-16 гл. - основная часть, история судий)

3 часть - 17-21 гл. - приложение: два события: история с наложницей левита и идолопоклонство в доме Михи.

Святоотеческое толкование Орошения руна Гедеона: руно символ. Израиль, а земля вокруг - языческий мир. Сначала один Израиль хранит верность Богу и он орошается водой (символ жизни), потом происходит обратное.

2. Главный предмет пророчеств - предсказание о Мессии. Различные пророки предсказывали разные аспекты его жизни. Исайя - от Девы и будет из рода Давидова, божественное служение Мессии. Иеремия и Иезикииль – пастырское служение. Различия в пророчествах зависело от положения пророка, от уровня слушателей, от политических условий.

3.Книга пророка Михея.

1:1. Он происходил из селения Марасфа, был современником Исаи, Осип, Амоса. Но видимо Михей был выходцем из простого народа. Между Осией и Амосом были отношения как между Исайей и Михеем. У Исаи основа -религиозный и вероучительный момент. У Михея - социальный. Так же и в Северном царстве - у Осип - вероучительный момент, а у Амоса -социальный. Пророка Михея надо отличать от другого пророка Михея из 3 Цар 23, который пророчествовал Ахаву и Иосафату.

Книга делится на 3 части.

1 часть-1-Зглл- предсказания об опустошении Самарии и Иерусалима.

2 часть-4-5глл.- будущее Израиля.

3 часть - 6-7 глл. - обличительные речи против Израиля.

Богослужебное употребление. Пророчество о рождении Эммануила читается в Сочельник на часах и на вечерне. На вечерне Пятидесятницы читается пророчество о возвышении горы Господней.

Мессианские пророчества Михея. 4:1-4. Слово в слово Михей говорит то же, что и Исайя.

5:2-3. Во-первых - здесь прямо говориться о рождении в Вифлееме того, кто должен быть Владыкой в Израиле и чье рождение определено от дней вечных. Вифлеем не большой город, известный лишь тем, что из него происходил царь Давид и в дальнейшем он должен прославиться рождением нового Израильского Владыки. Здесь Михей перекликается с Исайей, говорящим о рождении Эммануила от Девы. Это пророчество всегда понималось как пророчество о рождении Мессии в Вифлееме.

Билет.

1. Эта часть начинается более подробным, чем в 1-й Маккавейской книге, описанием событий, предшествовавших восстанию Маккавеев. Со времен благочестивого первосвященника Онии III-га (с 177 г. до Р.Х.) начинаются внутренние беспорядки и охлаждение иудеев к отеческой вере, вследствие распространения языческого эллинского образования и деятельности недостойных первосвященников, которые фактически захватывали верховную власть, покупая её у антиохийских царей. Так, некто Симон из колена Вениаминова, будучи "попечителем храма", добивался, хотя и безуспешно, власти в городе и враждовал против первосвященника Онии III.

Он возбудил Селевка IV Филопатора, предшественника Антиоха Епифана, отобрать будто бы несметные сокровища, хранимые Ониею в Иерусалимском Храме. Но посланный Селевком Филипатором Илиодор был поражен в церковном казнохранилище чудесно явившимся всадником и спасся от смерти только по молитве первосвященника Онии (3 гл.). Кроме Симона, против первосвященника Онии III восстал брат его Иасон, который в начале царствования Антиоха IV Епифана: сумел добиться первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов: он стал официально вводить среди иудеев языческое образование и обычаи (ср. 1 Мак 1, 11-15), построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать языческое образование юноши знатных иудейских фамилий, также устроил цирк, куда вместо храма устремлялись священники и левиты. Между тем Менелай, брат упомянутого выше Симона, посланный первосвященником Иасоном с дарами к Антиоху Епифану, за 300 талантов серебра купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из Иерусалима, после чего вместе с братом своим Лисимахом обокрал Храм и подкупил одного человека убить обличавшего его отстраненного первосвященника Онию 111-го (4 гл.). В то время как Антиох IV Епифан совершал второй поход на Египет, согласно описанию автора, небесные знамения предвещали иудеям великие бедствия. В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвёл в нем сильное кровопролитие, но вскоре был вынужден бежать. Антиох Епифан воспользовался этим волнением в Иудеи и на обратном пути из Египта взял Иерусалим. В продолжение трех дней войска ограбили город и убивали жителей: 80 тыс. было убито и 40 тыс. взято в плен, Храм был разграблен. На другой год, по приказу Антиоха его военачальник произвел подобное же опустошение в Иудее (5 гл.). После этих событий посланные Епифаном лица стали насильно вводить греческую языческую религию среди иудеев. Иерусалимский храм обращен был в капище Юпитера Олимпийского, а храм гаризинский в капище Юпитера странноприимца (т.к. самаряне были пришельцами в земле израильской). Запрещено было исполнять закон: почитать субботы и иудейские праздники, обрезывать детей; вместо этого каждый иудей обязан был участвовать в языческих обрядах и жертвоприношениях, особенно в день рождения царя, праздновавшийся ежемесячно и в праздник Диониса. Не исполняющих царские повеления убивали. Так, двух женщин, за то что они обрезывали своих детей, свергли со стены иерусалимской, привязав к ним их младенцев, в один субботний день было сожжено много иудеев, которые тайно, в пещере соблюдали покой субботы (6:11; ср.1 Мак 2:31-38); 90-летний старик-книжник Елеазар был замучен до смерти, ибо не хотел вкусить идоложертвенного свиного мяса; наконец, мужественно приняли мученическую смерть в присутствии самого Антиоха Епифана семь святых братьев с матерью (6:18-7:41).

2. Пророческое вдохновение обусловлено теми харизматическими дарами, которые подавались конкретному пророку. Подробнее всех про своё призвание рассказывает Иезекииль, Исайя и Иеремия менее подробно, Амос упоминает лишь мельком. Дары пророка не абсолютны, они ограничены. Пророк - не всевидец. Пророку открывается только определённый аспект воли Божией. Пример тому, кода Нафан не знал строить Давиду храм или нет.

Способы получения откровения:

1) самый важный - устами к устам (только Моисей) Чис 12:8.

2) Сновидение (откровения через сновидения встречаются часто в патриархальный период и у пророка Даниила).

3) Видение (наиболее частый: призваний Иезекииля, Исайи, Амоса, Иеремии, слышанье голоса Самуилом). Когда человек получает откровение от Бога, он уже не может молчать. (Иеремия почувствовал внутри себя огонь).

 

3. Книга пророка Наума.

1:1. Здесь обозначена и тема - Ниневия и автор - Наум Елкосеянин. Видимо происходил из Елкосы. Когда он пророчествовал Ниневия была столицей Ассирии. Пророчество Наума является утешением для иудеев и говорит, что иго Ассирийцев не вечное. Здесь в пророчестве указан способ взятия Ниневии.

1:8 и 2:6. Ниневия была особо укрепленным городом, который было невозможно взять. Были и сильно укрепленные стены, но почва была не твердой, легко подмывалась водой. Когда иудеи осаждали Ниневию они сделали запруду на Евфрате и подмыли стены. Со 2 главы описывается картина разрушения и разграбления города. Окончательная картина города -никто не пожалеет о нем. Народ рассеян, и некому его собрать воедино.

Билет.

1. Когда Иефай идёт на войну с Аммонитянами, он даёт непродуманный обет - первый кто выйдет из его дома, будет принесён во всесожжение. Первой к нему вышла единственная дочь. 1) Обет этот был не продуманным. 2) Обет по закону Моисееву должен исполняться 3) Тут же закон Моисеев категорически запрещает человеческие жертвоприношения, тем не менее, Иефай исполняет свой обет.

Миха похитил у своей матери 1100 сиклей серебра. Мать изрекла проклятие на серебро, следовательно, оно должно быть посвящено Богу. Из серебра отлили истукана, Миха стал священником, а позже он нанял себе в дом левита. Это - психология того времени. С одной стороны, он почитает левита, с другой он думает, что Бог будет благотворить ему. Когда люди ушли из дома Михи, то захватили с собой и истукана и левита. С одной стороны сыны Дановы имели у себя истукана до начала правления Давида, с другой здесь были священниками Ионафан и его сыновья до переселения.

2. Способы сообщения пророчества народу:

1)устное слово - обычный и наиболее распространённый способ: книги не написаны пророками, а записаны слушателями их речей. Часто их слово было сопряжено с тяжелыми обстоятельствами - их речи были о покаянии, об исправлении жизни.

2) письменное пророчество; пророчество записывалось тогда, когда пророк в силу каких-либо причин не мог сам обратиться к слушающим: Иеремия писал пророчество царю Иоакиму, находясь в тюрьме, а Варух зачитывал его пророчество; он писал послания переселенцам в Вавилон (Иер 30), а из плена писал в Иерусалим.

3)символическое действие, рассчитанное на внешний эффект; их задача -произвести внешнее впечатление, когда слово уже не помогает. Так часто поступали Иеремия и Иезекииль: Иеремия разбил глиняный горшок в знак разрушения Иерусалима, у Иезекииля их не менее 5.

3. Книга пророка Аввакума: Пророк Аввакум не сообщает о себе никаких сведений. Тематика его пророчеств - нашествие халдеев на Иудею. Он был современником пророка Иеремии, старшим современником Авдия.

Книга состоит из 3-х глав:

1 и 2 глл. - одна часть - диалог пророка с Богом и получение откровений.

3 гл. - молитва пророка Аввакума, библейская песнь.

1:1-4. Жалоба пророка на царящие злодейства и беспорядки - грабительство, насилие, неправедный суд.

1:10-11. Ответ и откровение о нашествии халдеев. Каким судом человек судит - таким и будет осужден. В Израиле суд неправеден - иудеи попадут в ситуацию неправедного суда над ними.

1:12-2:1. Жалоба пророка на неправедность халдеев, жестоко притесняющих все народы.

12

2:2-8. Откровение о будущем наказании халдеев. Т.е. халдеи являются лишь временным наказанием за нечестие народа Божия. Далее идет общее обличение грешников, вне зависимости от национальности. Книга заканчивается молитвой пророка. Восхваление Божьего всемогущества, которое страшно для грешников и спасительно для праведников. Сам Бог является сильным основанием для пророка. (Это 4-я песнь канона). Здесь нет мессианских мест.

2:4. Праведный будет жив верою - вера не зависит от национальных, внешних причин. Праведник жив будет через веру. Праведник получает спасение явно. (Оман - вера как вверение себя Богу).

Билет.

1. Книга Руфи. И в еврейской и в греч. Библии называется - Руфь. В евр. Она помещена среди Писаний. Автор вероятнее всего - пророк Самуил. Основание для этого в 1-ой и последней фразе: «Иесей родил Давида» - то есть Давид ещё не был царём, но родословие доводится до него. Давид - это особая личность, значимая уже в то время. Руфь - маовитянка, которая не может войти в общество Господне до седьмого колена, но на самом деле всё иначе. Здесь образец отношений свекрови и снохи. Вооз исполняет закон и даже повелевает оставлять Руфи  ещё больше колосьев (Втор 24:). Пример Руфи - пример того, как чужеземка через исполнение закона становится не только частью избранного народа, но и прабабкой царя Давида., что подчёркивается в Мф.

2. Критерий истинности пророка:

 

1) Верность Богу. Если пророчества сбываются, а пророк призывает служить чужим богам, то пророк ложный.

2) Осуществление пророчеств

3) Действительный пророк сохраняет полное сознание и самоопределение. Ложные пророки часто прорицали в экстатическом состоянии, одурманенные наркотиками, вином, серными парами (жрецы с горы Парнас).

3. Египет, он занял Иерусалим и разграбил сокровища храма (170 г. до Р.Х.), а через два года в Иерусалим явился военачальник Антиоха, неожиданно взял крепость Давидову, а город предал грабежам и насилию. Иерусалим запустел, храм был осквернен. Затем вышел указ Антиоха Епифана о введении единой греческой религии у всех подвластных ему народов. Многие из иудеев, изменив Закону Моисееву, приняли языческие обычаи, а надзиратели стали по всем городам воздвигать алтари греческим богам. Наконец, в 15 день хаслева 168 г. был осквернен жертвенник иерусалимского храма, и сам храм Иеговы обращен был в капище Зевса Олимпийского (1 Мак 1:10-64). В это время в Модине, небольшом городке к северо-западу от Иерусалима, на защиту истинной религии и
соотечественников восстал священник Маттафия вместе с пятью сыновьями. Иоанном, Симоном, Иудою (прозванным "маккавей" - молот), Елеазаром и Ионафаном. Когда в Модин явились царские уполномоченные с целью принуждать народ к идолопоклонству и по их приказанию воздвигнут был
жертвенник в честь Зевса, престарелый Маттафия отказался от предложения подать пример языческого жертвоприношения, громко исповедал свою верность закону Иеговы и, как повелевал Закон (Втор 23), умертвил на месте иудея, дерзнувшего принести жертву Зевсу, затем убил царского посланца и разрушил жертвенник. Обратившись   с воззванием к народу, Маттафия скрылся со своими сыновьями, в горах и вместе с другими патриотами и хасидеями (благочестивыми) начал партизанскую войну в северных пределах Иудеи в защиту Закона, наказывая смертью отступников веры (1 Мак 2:1-48). После нескольких месяцев ожесточенной борьбы Маттафия умер, завещав своим сыновьям продолжать дело защиты закона отечества: Симона он назначил советником, а Иуду - главным военачальником (1 Мак 2:49-69).

 

Билет.

1. Книги Царств. Общие сведения.
Деление по Септуагинте:

1 Цар: Самуил + правление Саула

2 Цар: правление Давида

3 Цар: от воцарения Соломона, до смерти Ахава (до воцарения Охозии над Израилем)

4 Цар: от Охозии и отделения амовитян от Израиля, до падения Иерусалима (587 год).

В еврейской Библии деление другое: Сефер Семил (кн. Самуила) - (1 Цар, 2 Цар) Сефер Мелахим (кн. Царей) - (3 Цар, 4 Цар). В Вульгате:

1 Цар = 1 Самуила,

2 Цар = 2 Самуила,

3 Цар = 1 Царей,

4 Цар = 2 Царей.

Вместе книги Царств представляют отдельный целостный раздел Библии. Вопрос об авторстве очень сложный. Сомнительно, что автор книги является Ездра:

1) само название в евр. Библ говорит что эти книги начал писать пророк Самуил, но Самуил мог написать только первые разделы

2) последние главы книг Царств близки по содержанию с книгой пророка Иеремии. Возможно их написал он.

3) Что касается событий правления Иезекии, то здесь можно видеть пророка Исайю (исторический отдел: 18-20 гл.).

Цель написания: идея такова - показать если Израиль соблюдает закон, то благоденствует, если нет, то Господь отворачивается от него. Делается также акцент на политическую сторону жизни.

2. Библейский и хронологический порядок пророков. Славянская и русская Библии - по Вульгате: сначала великие пророки, затем малые. В еврейской также сначала великие, а потом малые и так же не по хронологии но последовательность иная: Иеремия, Иезекииль, Исайя. Логика: Иеремия -
угроза и обличение, Иезекия - угроза, обличение и утешение, Исайя - большей частью утешение. Книга Даниила в разделе писаний. В греческой Библии сначала малые пророки, а затем великие.

Три периода пророков:

1) до пленное - Исайя, Михей (Иудейское царств), Амос, Осия, Иона
(Израильское царство). Позднее Сафония, Наум (Иудейское Царство).

2) период плена - Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аввакум, Авдий.

3) после плена - Аггей, Захария, Малахия

4)      Иоиль сам не указывает времени служения. Вопрос о времени
написания его книги спорен.

3. Книга пророка Ионы. В отличие от других пророческих книг она не содержит речей, а содержит историю самого пророка Ионы, который был послан для пророчества в Ниневию - столицу Ассирии. Иона проходил служение в одни с Осией годы, немного раньше Амоса. Видимо эта миссия противоречило его предыдущему служению как пророка.

1:1-3. Может быть, чисто по-человечески Иона не мог дождаться падения Ниневии. Но ему поручается назидать ее жителей.

3:4. Чисто исторически в этот период такое было вполне возможно. Ассирия на время стала терять могущество и наоборот Израильское Царство достигло своего расцвета.

3:10. Почему Иона огорчился? Во-первых, пророчество не исполнилось. Во-вторых, пророк видел в Ниневии будущую опасность для Израиля.

4:2-4. Здесь продолжение той же мысли - Господь милосерден и щадит кающихся грешников.

4:10-11. Ветхому Завету чужд дух национализма. Нельзя рассматривать кого-то как Бога одних евреев.

Билет.

1. Песнь Анны. От бесплодных жён часто рождались исторические личности. Рождение Самуила для Анны имело особое значение. Почему «о спасении»? Это личный смысл жизни Анны: прекращение рода - смерть человека. Господь долго испытывал Анну, но дал ей ребёнка с
харизматическими дарами, и Феннана (соперница) оказалась постыженной. Здесь первый раз в библейском тексте встречается слово «Машиах» - помазанник.

2. Учение пророческих книг. По исполнению пророчеств можно говорить. Что эти книги нравственны, назидательны, полезны. Но в богословском смысле можно выделить три аспекта:

1. религиозный - эти книги доказывают бытие Божие, они раскрывают тайны Божий о будущем, то, что может быть известно только Богу.

2. нравственный - эти книги поучают истинной добродетели, а проповедь покаяния, способствует очищению от греха.

3. исторический- видны исторические события, войны.

3. Сведения о жизни пророка Исайи и время его служения, "исаия" - евр. "спасение Иеговы", "блаженство Иеговы". Родился пророк около 765 г. до Р.Х. Исайя бил сыном Амоса (1 Ис 1:1), но не пророка Амоса, который был незнатного рода (пастухом) и имя которого имело иное написание, переводившееся с еврейского как "народ отверженный". Пророк Исаия происходил из аристократического сословия, даже более царского рода. Иудейское предание говорит, что Амос отец Исаи, был братом царя Амасии, и, следовательно, сыном царя Иоаса (иудейского).

На пророческое служение Исайя был призван в юном возрасте в годы правления царя Озии. О призвании говорится в б гл. Исайя видел Господа, сидящего на престоле, окруженного Серафимами, воспевающими Его славу. Исайя исповедует свою греховность, но очищается от нее одним из Серафимов, прикоснувшимся к его устам, горящим углем от жертвенника Господня. После этого Исайя ревностно откликается на зов Божий и получает повеление идти и благовествовать народам золю Божью. Пророчествовал Исайя в Иерусалиме, используя все 3 способа передачи откровения народу: устную проповедь, письменные послания и символические действия. (Ходит нагой и босой, предсказывая рабство египтянам) (1 Ис 20:2). Кроме того Исайя ведет запись исторических событий (летопись), редактирует книгу Притчей Соломоновых, Исайя - великий молитвенник и свидетель чудес Божиих, (избиение Ангелом ассирийского войска под стенами Иерусалима; исцеление царя Езекии; возвращение тени на солнечных часах на 10 ступеней). Исайя имел жену ("пророчицу") и 2-х детей, которые носили символические имена: "Шеар-Ясув" - "остаток спасения", и "Магер-Шелал-Хаш-Баз" - "спешит грабеж, ускоряет добыча". Пророчества его касаются как иудеев, так и судеб языческих народов, окружающих Израиль.

Билет.

1. Пророк Самуил и время его служения. Желание народа поставить царя было для Самуила ударом, но он человек долга, воля народа для него превыше всего. Самуил помазал Саула, это не значит. Что он отошёл от своих судейских функций, более того, для Саула он был всегда регентом. Руководил его поступками, политическими и государственным делами, объявлял ему волю Божию. Даже после смерти Самуила, Саул обращался к нему через волшебницу. Авторитет Самуила был таков, что он мог позволить себе сказать Саулу, который повторил в то время грех Ахана, что царство от него будет отнято. Но тем не менее Саул лишь просил его чтить перед народом. Первым ударом для Самуила было то, что он был отвергнут в лице сыновей. Царь Саул был для Самуила детищем, но ему пришлось объявить ему об оставлении царства, это второй удар для Самуила (1 Цар 16:11). Господь утешает его: Он не отверг монархию, а лишь избрал Себе другого царя. Таким образом, Самуил помазал двух Израильских царей. Пророческие школы открытые Самуилом просуществовали до падения Северного царства, а Южном до времён Ахаза или Манасии.

2. Разделение книги пророка Исаи на части и деление по содержанию:
1 часть - 1-39 главы.

1 отдел - 1-12 главы - речи против Иудеи и Иерусалима.

1-6 главы - в основном обличительные речи - особый акцент делается на бессмысленности жертвоприношений (обрядовой части закона) без исполнения нравственного закона. Общая идея отдела - греховность иудеев, возвещение угроз.

7-12 главы - здесь уже есть и утешения. Здесь собраны речи в основном в период нашествия сиро-ефремлян при Ахазе в 735-734 гг. В основном говориться о предстоящем падении Израиля, Сирии, Ассирии. Утешения иудейскому народу даются наряду с угрозами. Здесь же пророчество о рождении Эммануила от Девы, изображение Его царства.

12 гл. - два коротких гимна, славословия за избавление.

2 отдел - 13-23 главы - пророчества о языческих народностях и об Иерусалиме.

3 отдел - 24-27 главы - эсхатологический отдел - «Великий Апокалипсис Исаи».

4 отдел - 28-33 главы - речи во времена Езекии - т.н. ассирийский цикл. Речи направлены против союза Езекии с Египтом - (против Ассирии) - что не угодно Богу. Основная мысль - спасение зависит от Бога, не от могущества земных царств. Здесь же - предсказание падения Египта (падет не от человеческого
меча), Израилю обещается спасение.

5 отдел - 36-39 главы - исторический отдел - повествует о нашествии Сеннахерима на Иерусалим (более пространное по сравнению с 4 Цар 18:13-20:19 и молитва Езекии 38:9-20 - параллель 2 Пар).

2 часть - 40-55 главы - утешительные пророчества о спасении от плена, о Мессии и Его царстве.

1 отдел - 40-48 главы - утешительные пророчества о возвращении из Вавилонского плена (и от рабства греху). Изображается деятельность Предтечи и Мессии: кроткого и смиренного человека - Раба Господня. Предсказания падения Вавилона и имени избавителя Израиля - царя Кира (сложный вопрос о «2-м Исаи).

2 отдел - 49-55 главы. Мессианские пророчества. Искупление людей через страдания, смерть и прославление Раба Господня и Его духовное царство. Есть и обличение Израиля-отступника (50:1).

3 часть - 56-66 главы. Изображение мессианского Царства. В нем нет ничего скверного, никто не будет делать зла, царство состоит не только из евреев, но и из иноплеменников, служащих Богу. Все они собраны на Святой горе Божией. а) Святилище - попрано язычниками, народ в уничижении, б) Прямо говориться об опустошении Иерусалима. (Ср. с Плачем Иеремии и др.)

3. Книга пророка Софонии.

1:1. Софония знатного происхождения и указывает время служения - во дни Иосии. Он был старшим современником Иеремии. Здесь нет утешительных пророчеств, лишь обличительные. Основная идея - возвещение дня Господня.

Здесь предсказывается гнев Божий на грешников, идолопоклонников, будут истреблены как статуи Ваала, так и его жрецы, но в конечном итоге будет оставлен народ смиренный, который будет возлагать надежду на Бога.

Богослужебное употребление. 1 паримия о распространении веры - Великая Суббота, с 14 стиха - читается на Вербное воскресенье.

Билет.

1. Давид. Личность очень необычная, внешне он очень простой человек, но обладающий незаурядными способностями и умеющий проявить их в нужный момент. Внешность: про него прямо говорится, что он был юноша белокурый (1Цар1б:12). Обладал способностью: кода играл перед Саулом на арфе, то злой дух отступал от Саула. Можно подчеркнуть храбрости Давида. Давид строгий исполнитель закона, вера для него превыше всего. У него было две возможности убить Саула, но он не сделал этого, хотя был прав. Саул помазанник Божий и Давид не желает его убивать, лучше жить в земле чужой. Уже тогда Давид увидел в сирийцах основных врагов: он оставил в Дамаске отряд, а уже на следующий год осадил Раму аммоницкую.

Ошибки и грехи Давида: 1) поступок с Урией Хеттеянином, с этого начинаются бедствия дома Давидова. 2) Организация переписи населения. Она законна, но он взял мзду за каждую душу.

2. Это пророчество слово в слово повторяется у Михея (Мих 4.1-3). Гора Мориа была далеко не самой высокой в Палестине. Этот выбор не случаен, т.к. положение храма на горе означает возвышенность храма, как дома Божия, место Его обитания, это духовная возвышенность. Здесь два момента 1) Бог Сам как бы возвышается 2) Бог снисходит к людям, Он прибывает с людьми. Эта гора должна возвыситься над холмами (другими храмами - капищами), к ней должны потечь все народы. То есть это пророчество о распространении истинной веры среди
языческих народов в последние дни, то есть в мессианские времена. «От Сиона выйдет закон»: первый закон вышел на Синае, значит речь идёт о новом законе. Это уже апокалиптический смысл.

3. Книга пророка Аггея.

1:1. Как видно пророк исполнял свое служение во второй год царя Дария. Основная тематика его книги - восстановление Храма, будущая слава этого Храма.

В книге содержатся четыре небольшие речи пророка.

1:1-17 - обличение за нерадение к дому Божию - Храму. Бедствия объясняются именно этим нерадением.

1:2-4. Пророк Обличил народ за то, что заботясь о восстановлении своих домов они забыли о Храме.

1:8. Это обещание божественной помощи в строительстве Храма.

1:9-10. Здесь временные бедствия обещают нерадением о доме Божием.

2:1-9. Это вторая песнь пророка Аггея. Здесь следующие мысли. Второй Храм по сравнению с первым был убогим и бедным и разумеется у стариков ничего кроме жалости эта постройка не вызывала. Слова - «Дух Мой пребывает среди вас» - намек на то, что Храм - выражение храма души человека, храма самого человека. Храм - не место где можно любоваться на отделку, а место молитвы к Богу. Главное назначение Храма - чтобы Дух Божий пребывал с людьми. «Мое серебро и Мое золото» - это поддержка строителей. Наличие серебра и золота обусловлена святостью Храма. Конечная мысль - слава этого Храма будет большей чем первого. Так как в него должен войти желаемый всеми народами.

2:10-19. Основная мысль этой речи - строительство Храма неотделима от исполнения закона, его нравственной стороны.

2:20-23. Здесь обещание «политической» поддержки. Зорававелю обещается всемерная поддержка.

 

Билет.

1. Пророчество Нафана об утверждении дома Давидова. После укрепления Иерусалима - столицы объединенного Израильского царства - Давид воодушевился благим намерением построить Храм. "Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром", - делится царь своими мыслями с пророком Нафаном и получает одобрение от него. Но Господу было неугодно принять эту жертву из рук воинственного Давида, что и было открыто пророку Нафану. Пророк пересказывает царю откровение и поясняет, что Господь не нуждается в рукотворенном храме, "кедровом доме". Но за ревность о славе Божией Господь дает Давиду через Нафана обетование об утверждении дома Давидова на веки (2 Цар 7:12-17). Так как пророчество это произносилось в конкретной исторической ситуации, то отчасти слова пророка Нафана могут быть отнесены к сыну Давида - Соломону, но лишь отчасти: Соломон строит Храм Иерусалимский, и благоволение Божие до времени пребывает с его царством. Однако во всей силе и полноте великие обетования Божий, данные Давиду, могут относиться
только   к грядущему Мессии. В качестве подтверждения укажем на следующее: 1) вечное царствование и утверждение престола Давида на веки не может быть обещано Соломону, 2) "Я буду ему Отцом, и Он будет Мне Сыном", - эти слова цитирует апостол Павел в Послании к Евреям (Евр 1:5) и относит их ко Христу. 3) В благовестил Архангела Гавриила Деве Марии повторяются слова обетования Божия: "И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца" (Лк. 1:32-33). 4) Сам Давид предвидел исполнение слов обетования не на ближайшем своем потомстве, а "вдали" (2 Цар 7:19).

2. 1:1-4. В год смерти царя Озии, т.е. примерно в 740г. до Р.Х., Исайя видел видение в храме Иерусалимском, во время которого был призван к пророческому служению. Он видел Господа Саваофа,сидящего во славе на высоком престоле, окруженного Серафимами, взывающими: "Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его". Господь "Саваоф" (цебаот - евр.) - означает - Господь воинств. Кого же видел Исайя? По словам самого пророка, он видел Господа Саваофа (1 Ис 1:1-5), между тем, по свидетельству св. ев. Иоанна, он видел славу Сына Божия (Ин 12:41), а по апостолу Павлу, слышал Святого Духа (Деян 28:25). Таким образом Исайя "видел" Триипостасного Бога, на что прикровенно указывало и тройственное славословие Серафимов: "свят, свят, свят".

1:5-7. Созерцая величие Господа, на Которого не дерзали взирать даже Серафимы, закрывавшие лица свои, Исайя почувствовал свою греховность и смиренно выразил сознание своего недостоинства: "Горе мне! Погиб я! -возопил он, - ибо я человек с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа". Тогда в ответ на исповедание им своей греховности, один из Серафимов, по повелению Божию, взял клещами горящий уголь с жертвенника, прикоснулся им к устам Исаи и сказал: "се прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твои очистит". Горящий угль здесь явился символом очищающей грехи благодати Божией.

1:8-13. После того, как Исайя получил очищение своих грехов, он услышал голос вопрошающего Господа, призывающего к высокому пророческому служению: "кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?" (слав.: "кого пошлю и кто пойдет к людям сим?"). Очищенный благодатью Божией, Исайя почувствовал в себе силу и сам изъявил желание и готовность быть глашатаем воли Божией: "вот я, пошли меня" - сказал он. Тогда Господь послал Исайю на проповедь к иудеям и вместе с тем предупредил, что они не примут его проповеди по причине своего крайне нравственного огрубления и духовного ослепления: "Пойди и скажи этому народу: слухом услышите и не уразумеете; очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердценарода сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их". Выслушав это, пророк в недоумении спросил, долго ли будет продолжаться это ожесточение и ослепление, на что получил ответ: до тех пор, пока люди не перенесут наказания Божия за грех, и лишь по милости Божией среди них останется "семя", которое будет способно дать жизнь новым, очищенным через скорби, поколениям. Содержание этих стихов (9-10) имеет отношение не только к современникам Исаи, но согласно новозаветному объяснению, и к их отдаленным потомкам - современникам Иисуса Христа, которые своим ожесточением и духовным ослеплением превзошли иудеев времен Исаи. В таком именно смысле истолковывали эти строки Сам Иисус Христос (Мф 13:14) и св. ев. Иоанн: "Сколько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него" - пишет он и далее приводит слова 1 Ис 6:9-10 как пророчество, исполнившееся на современниках Христа (Ин 12:37).

6 глава читается в качестве паримии на праздник Сретения Господня. Стих 3 - слова Серафимской песни - троекратное "свят, свят, свят, Господь Саваоф" - послужили основанием трисвятой песни, употребляемой в Православной Церкви за богослужением и в частной молитве верующих. Эти же слова постоянно воспеваются на Божественной литургии во время евхаристического канона.

Стих 7 - слова Серафима, прикоснувшегося горящим углем к устам пророка: "Се прикоснуся сие устнам твоим и отымет беззакония твоя и грехи твои очистит" - произносятся священнослужителями при целовании Св. Чаши после причащения.

3. Книга пророка Захарии.

1:1. Он был достаточно знатного происхождения. Начал пророчество он тоже во второй год Дария, через два месяца после пророка Аггея. Он был его современником.

Основная идея книга та же самая, что и у Аггея - это восстановление, здесь скорее идет речь о восстановлении не внешнего Храма, а восстановление внутреннего Храма человека.

Всего в книге 14 глав.

1-6 глл. - символическая часть. В ней описываются восемь видений Захарии.

7-8 глл. - историческая часть.

9-14 глл. - пророческая часть.

Самый сложный момент книги - мессианские пророчества. Интерес вызывает и его терминология. Вспомним пророчество Исаи о происхождение Иисуса Христа. Здесь дается учение об «Отрасли».

Мессианские пророчества Захарии. 9:9. Это можно понимать как пророчество о входе в Иерусалим. Он призывается к радости. В Иерусалим входит царь. Обычно царь въезжал на дорогой повозке, а этот царь въезжает как простой человек на молодой ослице и осле.

11:12-13. (Мф 27:9-10). Здесь это пророчество преподносится как пророчество Иеремии, а не Захарии. Это ошибка. Осуществилось это пророчество в том отношении, что на эти деньги было куплено поле у горшечника.

12:10. Вспомним обращение сотника, вспомним то, что народ расходился и бил себя в грудь. (Мф 27:54-55, Лк 23:47-48). Вспомним и то, что произошло после речи апостола Петра в день Пятидесятницы.

13:7. (Мф 26:31). Тут опять цитируются эти же слова.

Богослужебное употребление. На Вход Господень в Иерусалим читается пророчество из 9-й главы, в Великую Пятницу - из 13-й главы, в сырную Пятницу - две паримии из 8-й главы об обещании благодеяний, на Вознесение паримия из 14-й главы.

 

Билет.

1. Молитва Соломона на освящение храма. Библейское повествование об этом событии содержит много назидательного. Приступая к молитве, Соломон воздвиг руки к небу и преклонил колени, в чем выразилось его особое благоговение и смирение перед Богом. Начинается молитва с благодарения Господу за исполнение обещанной еще Давиду милости - построение Храма; и Соломон просит укрепить род Давидов на царском престоле (23-26).

27-30 ст. Соломон исповедует вездесущие присутствие и невместимость Бога в рукотворенном храме и, однако, молит и просит Господа благосклонно внимать в этом Храме молитвам народа на всякое время". Далее идет семь отдельных прошений (31-53), седмеричное число которых может обозначать всю совокупность возможных молений, ибо число 7 - священное, часто понимаемое, как выражение полноты и совершенства. Б первом прошении Соломон молится о том, чтобы Бог обличал виновного и оправдывал невиновного, приходящих для разрешения спора в храм перед Лице Живого Бога. В Ветхом Завете был особый обычай клятвенного заверения в правдивости при помощи особых клятв - призывания Имени Иеговы (31-32). Во втором прош


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.