В художественной системе Валентина Распутина — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

В художественной системе Валентина Распутина

2019-08-07 282
В художественной системе Валентина Распутина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Образ дома, являющийся центральным в мифопоэтике В. Г. Распутина и связанный основными элементами с образом ребёнка и детства, несёт в творчестве писателя функцию восстановления окружающего мира. В этом значении образ дома в художественной системе В. Г. Распутина-писателя совпадает с учительными позициями В. Г. Распутина-публициста, который всегда говорил о воспитательном и образовательном значении культуры и искусства, на которых лежит долг сохранять подлинное значение вещей и понятий [52, с. 172–173, 178]. Дом восстанавливает искажённое мироощущение, в котором существует человек, возвращая вещам их подлинное значение, и ребёнок в доме обретает родной мир, который защищает его от профанного пространства внешнего мира.

Наиболее ярко противоречие между обыденным и сакральным пространством показано в рассказе «Уроки французского», где важнейшие перемены с героем происходят в доме учительницы.

Дом, где в райцентре живёт мальчик-рассказчик, находится на улице Подкаменная, в котором он проживает у знакомой для матери тёти Нади, с двумя её дочерьми и младшим сыном Федькой. В доме тёти Нади у мальчишки воруют еду, а Федька зазывает героя на пустырь играть на деньги. Проживая в профанном пространстве, герой почти погибает от голода, и это толкает его на криминальный способ получения средств для существования, приводит к физической расправе над ним.

Квартира Лидии Михайловны описывается как чистенькая, аккуратненькая, в комнате было много книг, на тумбочке стоял радиоприёмник с проигрывателем, на котором Лидия Михайловна ставила пластинки с записями французской речи, а воздух был пропитан легкими и незнакомыми запахами иной жизни.

Духовный и нравственный рост героя показан в рассказе в двух планах: во-первых, на уроках французского у Лидии Михайловны, а, во-вторых, в полугородском, чуждом деревенскому мальчишке, пространстве, представленном школой, пустырём и домом тёти Нади. Уроки французского в начале рассказа являются для героя мучительной каторгой, где иностранные слова придуманы исключительно для наказания и издевательства над человеком, а язык, которому не даётся произношение, представлен одеревеневшим и лишённым движения. Описание физического неприятия чужеродного языка совпадает с голодом и драками, в которые попадает мальчишка. Постепенно, занимаясь у Лидии Михайловны французским, герой  преодолевает свою замкнутость, учится выговаривать слова, которые становятся послушны его речи, выправляет произношение, у него появляется интерес к учёбе, и в свободные минуты он начинает самостоятельно читать и переводить дополнительные тексты на французском языке. Это время совпадает с прекращением его игры на пустыре. Но не только герой учится понимать французский, Лидия Михайловна со временем начинает говорить на понятном мальчишке языке и тем самым преодолевает его недоверие.

В образе Лидии Михайловны В. Г. Распутин описывает взрослого, который сумел стать для ребёнка другом, и открыть для мальчишки иной, яркий и богатый мир, в котором царит человеческое великодушие, удовлетворение от трудов, удовольствие от учёбы, доброжелательная атмосфера и надежда на интересную жизнь. В «Уроках французского» ребёнок не просто изучает иностранный язык, он получает уроки жизни, которые способствуют его нравственному росту. Об этом В. Г. Распутин писал в газетных публикациях «Утро было без солнца» [11, с. 3–4] и «Стучитесь в дверь налево» [19, с. 2–3], где говорил о необходимости для детей настоящих друзей среди взрослых, которые могли бы беседовать с детьми на различные темы, приглашать к себе в гости, помогая тем самым формировать правильные представления о жизни. Уроки с Лидией Михайловной становятся тем вектором развития, которые определят дальнейшую судьбу деревенского мальчишки. В доме учительницы герой становится самим собой, обретая самоуважение и независимость.

Дом учительницы становится тем пространством, в котором происходит преодоление ребёнком стыда и неловкости за себя перед окружающим миром и его восстановление доверия к людям. В доме учительницы происходит развитие личности героя, помогающее ему победить свою скованность и угнетённость. Образ дома учительницы отвечает тем педагогическим принципам В. Г. Распутина, которые писатель исповедовал в своей прозе, делая в воспитании нравственно-эстетических качеств личности опору на  уважение к ребёнку.

Выводы

Во второй главе был проанализирован образ дома в прозе В. Г. Распутина, включающий в себя образы окон, печи, камина, а также был рассмотрен образ дома учительницы.

Образ избы, занимая значительную часть внутреннего пространства мифопоэтики писателя, образует важнейший элемент мира детства прозы Валентина Распутина. Образ избы с древнейших времён воспринимается человеком как сакральное пространство, в котором проходит вся его жизнь, начиная с раннего детства и заканчивая старостью. Место, где стоит изба, внутреннее пространство дома, расположение вещей в комнате, помимо практического применения, наполнены этическим смыслом и устанавливают миропорядок. В образе избы отражается микромодель человеческой жизни, которая вмещает в себя и хорошее и плохое. Образ избы отражает нравственное состояние её хозяина и общества: изба старухи Анны сохраняет тепло человеческих рук, избы на Матёре сожжены перед затоплением, изба старухи Агафьи перевезена на новое место поселения и восстановлена её руками, учительский дом, где жила Лидия Михайловна, назван квартирой.

Образы избы и печи, совпадающие друг с другом на этимологическом и внутриструктурном мифопоэтическом уровнях, представляют собой соединённый образ избы-матери с образом ребёнка. Образ камина, воплощающий в себе творческую силу детства, дополняет полноту реализации образа избы с печью.

Дом учительницы олицетворяет собой нравственную силу культуры, которая формирует сознание ребёнка, являясь важнейшей частью духовно-нравственного воспитания личности.

Рассмотренный образ избы, выраженный в мифопоэтике писателя через образы окон, печи, камина, а также образ дома учительницы, полностью раскрывают художественный потенциал образа дома в контексте мира детства в прозе Валентина Распутина.



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.