Публикации в газете «Советская молодежь» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Публикации в газете «Советская молодежь»

2019-08-07 394
Публикации в газете «Советская молодежь» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мир детства в творчестве великого русского писателя занимает значительное место.

Валентин Распутин родился в пос. Усть-Уда, но его детские годы прошли в д. Аталанка, он окончил Усть-Удинскую среднюю школу, высшее образование получил в Иркутском государственном университете им. А. А. Жданова на историко-филологическом факультете. Учась в университете, начал писать заметки для газеты «Советская молодёжь», куда потом устроился на работу. В «Советской молодёжи» В. Г. Распутин публиковал статьи, зарисовки, очерки, путевые заметки и репортажи, в которых проявил себя как незаурядный мыслитель и внимательный наблюдатель жизни.

Ранняя публицистика В. Г. Распутина охватывает характерные для всего творчества автора вопросы: социальные противоречия, взаимодействие человека и коллектива, личный и формальный подход к труду и человеку, отзывчивость и равнодушие, размышления о Родине, нравственности, ответственности, дружбе.

Публикации В. Г. Распутина отличаются художественной образностью, воспитательным словом, зрелым взглядом на социальную проблематику. В. Г. Распутин выходит за узкие рамки сиюминутной повестки, которую диктует газетный очерк, и делает широкие общественные обобщения.

Анализ публикаций, посвящённых вопросам школы и быту советского школьника, образам родителей, роли взрослых в жизни детей, поможет выявить генезис образов ребёнка и взрослого в ранней публицистике В. Г. Распутина как начало формирования художественного мира детства в творчестве писателя.

Первая заметка в «Советской молодежи» в шестьдесят третьем номере за тысяча девятьсот пятьдесят седьмой год «Скучать совсем некогда» [1, с. 2] посвящена ученикам сорок шестой семилетней школы второго посёлка строителей Иркутской ГЭС. Студент госуниверситета В. Распутин описывает весенние каникулы ребят, собравших десять тонн металлолома. Ребята принимают участие в школьном концерте, идут на карнавал во Дворец пионеров, сморят спектакль балетного кружка «Красная шапочка», посещают ТЮЗ, ходят в кино, а также на экскурсии на бетонный и кислородный заводы, в экскаваторный парк и гидроэнергетический техникум, участвуют в школе в кружках по истории и немецкому языку. Школьники заняты делом, они весело и с пользой проводят время, и родители не беспокоятся за своих детей.

В. Г. Распутин даёт публикации характерное название «Скучать совсем некогда», заостряя неочевидную проблему скучающей молодёжи и способы борьбы бездельем. Рассказывая об организованных школьных каникулах, на которых ребят ожидает множество интересных мероприятий и масса впечатлений, В. Г. Распутин предлагает пути воспитания молодёжи, у которой в совместных делах вырабатывается чувство взаимовыручки, рождается дружба, крепнет товарищество.

В том же тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году в сто двадцатом номере «Советской молодежи» напечатана публикация В. Г. Распутина «Тимуровская дворовая» [2, с. 3], где рассказывается о детях с улицы Горького, дом 10. Дети в свободное от уроков время маются от безделья и развлекаются тем, что обижают малышей, бьют стёкла, бродят по улицам до позднего вечера. Елена Григорьевна Богословская, понимая, что не все дети живут летом в пионерском лагере, решает увлечь их интересным делом, чтобы дворовая жизнь у ребят стала увлекательной и веселой. Сообща с педагогом они организуют дворовую тимуровскую команду, которая начинает следить за чистотой двора, ухаживать за малышами, сажать и поливать деревья, посыпать шлаком и песком двор, собирать металлолом, хозяйничать дома, организовывать концерты и воскресники. Теперь свободное время у ребят занято полезной деятельностью, она их сплачивает, а слава о дворовой тимуровской команде разносится по всей округе. Ребятам пишут письма черемховские пионеры, которые просят советы, как лучше объединиться в команду. Организованная внеклассная деятельность меняет дворовую жизнь ребят в лучшую сторону, наполняя смыслом и радостью от совместных успехов, и в итоге они включаются во всесоюзную пионерскую экспедицию по изучению родного края.

В публикации В. Г. Распутин показывает, как вмешательство неравнодушного взрослого в дворовую жизнь ребят помогает изменить неблагополучную обстановку.

В двести пятьдесят шестом номере «Советской молодежи» за тысяча девятьсот пятьдесят седьмой год В. Г. Распутин в публикации «Стали октябрятами» [3, с. 3] описывает посвящение учащихся второго класса в октябрята. С большим событием в жизни ребят связано много волнений и переживаний, мальчишки и девчонки, готовясь стать октябрятами, запоминают наизусть, что октябрята должны хорошо учиться, быть вежливыми, трудолюбивыми и любить свою школу. В торжественный день, помимо традиционных речей, старшая пионервожатая Людмила Александровна Болотова неожиданно говорит, что слово «октябрята» означает завоёванное отцами и дедами право на счастливое детство, и что возможность носить имя Великого Октября должно всегда вызывать у ребят гордость.

В январском номере «Советской молодёжи» за тысяча девятьсот пятьдесят восьмой год В. Г. Распутин в публикации «Лёд блестит» [4, с. 3] описывает каток Иркутского стадиона «Авангард», на котором ребята проводят школьные каникулы: мальчишки играют или учатся играть в хоккей, девчонки занимаются конькобежным спортом, и занимаются так старательно, что, возможно, когда-нибудь станут чемпионками фигурного катания. В. Г. Распутин описывает смех и веселье, царящие на катке в тёплый зимний день, где счастливые школьники с утра до вечера катаются на коньках, и для которых существует только блестящий лёд.

В седьмом номере «Советской молодёжи» за тысяча девятьсот пятьдесят восьмой год В. Г. Распутин печатается под псевдонимом Р. Валентинов. В публикации «Куда душа желает» [5, с.3] описывает каникулы, на которых у школьников третьей средней школы г. Иркутска запланировано множество мероприятий: выход в театры и кино, каток, экскурсии в музей, прогулка в лесу на лыжах, экскурсия на Иркутскую ГЭС. Пятикласснику Володе Сосулину самым заманчивым представляется экскурсия на ГЭС, вот куда желает его душа! Заворожённый  мощью инженерной мысли, грандиозностью строительства и историчностью события, Володя восхищается трудовым подвигом советских строителей, и посещение Иркутской ГЭС является для пятиклассника мечтой. В будущем В. Г. Распутин в повести «Прощание с Матёрой» покажет Андрея, внука Дарьи, покорённого масштабностью стройки ГЭС, куда он стремиться уехать, чтобы стать частью советской истории, не задумываясь о непосильных переменах, которые бременем легли на бабушку.

В шестьдесят девятом номере «Советской молодежи» за тысяча девятьсот пятьдесят восьмой год в публикации «Сделали сами, своими руками» [6, с.2] описана выставка творческих работ учащихся школ Сталинского района. Школьная выставка поражает посетителей разнообразием работ, от модели самолёта и шагающего экскаватора до всевозможных вышивок. Описывая, с каким усердием и любовью работали ребята над своими проектами, и с каким интересом и увлечением другие ребята посещают выставку, В. Г. Распутин прославляет в публикации трудолюбие, старание и творческую фантазию, проявленную участниками выставки, передаёт царящее на выставке вдохновение, оно пробуждает в ребятах желание попробовать  что-то создать своими руками.

В публикации «Улица Пушкина, 19» [7, с. 3], напечатанной в девяносто пятом номере «Советской молодёжи» за тысяча девятьсот пятьдесят восьмой год, рассказывается о дворовом пионерском отряде имени Володи Дубинина, проживающем и действующем на одноимённой улице. Каждый вечер отряд проводит линейку, на которой разбирает успехи и неудачи каждого. Весь отряд занят активной общественной жизнью, ребята помогают ветеранам Отечественной войны, собирают металлолом, мастерят своими руками кормушки для птиц, создают пионерскую комнату, а при ней собственную библиотеку, ставят спектакли и пишут стихи. Каждый из участников старается учиться на пятёрки, чтобы отвечать строгим требованиям отряда и оставаться частью дружного коллектива. Каждый день несёт с собой что-либо новое, занимательное, и все ребята из отряда заняты полезным и увлекательным делом. Один из пунктов публикации называется «Здесь скучать некогда» и перекликается с названием первой статьи В. Г. Распутина «Скучать совсем некогда», продолжая общую для нескольких распутинских тему организованного детского досуга и полезного труда, который сплачивает ребят в дружный коллектив и помогает вырасти настоящим человеком.

В сто шестьдесят третьем номере за тысяча девятьсот пятьдесят восьмой год опубликован материал «Патруль идёт по городу» [9, с. 3], в котором описывается создание иркутскими пионерами патруля, который курирует городские улицы и следит за соблюдением горожанами чистоты и порядка. Мальчики и девочки, получая ответственное задание и откликаясь на поддержку со стороны незнакомых людей, преисполняются самоуважением и гордостью за выполненные поручения. В. Г. Распутин в статье показывает, как у юных пионеров появляется сознательное отношение к делу и крепнет уверенность в своих силах и возможностях.

В сто восемьдесят втором номере за тысяча девятьсот пятьдесят восьмой год опубликован материал «О школе, кукле, маленьких девочках и больших волокитчиках» [10, с. 3], посвящённый обещанию властей построить новую школу, которое они не выполняют. Большой фрагмент статьи отдан описанию красивой, понимающей человеческий язык, куклы Матрёшки, которая умеет говорить слово «да-да» и является участницей разговоров и радостей семьи Краснопольских, в которой мама и её дочери Лена и Нина мечтают о новой школе. Но школы всё нет и нет, а Ленкина мечта учиться в новой школе постепенно сменяется на мечту выучиться на строителя, чтобы самой строить детям школы. Автор подводит неутешительные итоги, что девятилетней девочке и невдомёк, что школу могут и сейчас построить, но процесс тормозят волокитчики. Маленькие девочки, играющие в куклы, уже столкнулись с несправедливостью из-за поступков взрослых людей, которые незримо влияют на их судьбу. Однако несправедливость никак не влияет на душевное состояние Лены, которая решает, что школу не могут построить потому, что не хватает строителей, и принимает решение помочь, когда она вырастет, чтобы детям было где учиться.

В заметке с характерным названием «Утро было без солнца» [11, с. 3] двести пятьдесят шестом номере за тысяча девятьсот пятьдесят девятый год рассказываются истории детдомовцев Генки Румянцева и Люди Ленькиной. У Генки от водки умер отец, а мать, несмотря на это, продолжает пить. Из-за материнского алкоголизма Генка сбежал из дома, и многие месяцы, замерзая, жил на улице, страдал от голода и терпел обман со стороны взрослых людей. Люда Ленькина, будучи удочерённой, натерпелась грубости и оскорблений от приёмного отца, из-за чего сделалась своенравной и властной. Попав в детдом, Люда стала командовать другими девочками, делать всё наперекор взрослым. Описывая истории трудных воспитанников, В. Г. Распутин говорит о том, что дети, прошедшие через тяжёлые жизненные ситуации, особенно нуждаются в настоящих друзьях среди взрослых, которые могли бы персонально их опекать, уделять им время, приглашать к себе домой, ходить вместе в кино, беседовать. Только личное участие и деятельное сочувствие помогут вернуть детдомовцам радость жизни и веру в людей.

В сорок третьем номере «Советской молодёжи» за тысяча девятьсот шестидесятый год в заметке «Алло, милиция! В 5 "Б" беспорядки...» [12, с. 2–3] В. Г. Распутин описывает проблемную Братскую школу № 17, в которой директор Леонид Филиппович Подзолкин не занимается ее развитием, из-за чего в ней появляется много отстающих учеников. Вместо того чтобы организовать школьный досуг и занять детей полезным делом, педагогический состав предпочитает отчислять неуспевающих учеников. Когда надо было бы бороться за сложных детей, директор предпочитает вызывать милицию. А милиция вопросами воспитания не занимается. В. Г. Распутин делает выводы, что педагоги школы равнодушны к детским судьбам, что им нет дела до личностей учеников, поэтому вместо интересных кружков и мероприятий в школе царят допросы, окрики и угрозы милицией. Приводя в пример семнадцатую школу, В. Г. Распутин говорит, что ребята везде одинаковы, а вот отношение к ним разное; дети в семнадцатой школе страдают от грубостей и оскорблений учителей, потому что воспитательную работу педагоги заменили формальным подходом.

В публикации вновь звучит мотив равнодушия взрослого мира по отношению к детскому, которое губит души ребят. Мотив равнодушия встречается и в статье «О школе, кукле, маленьких девочках и больших волокитчиках» [10, с. 3], где показано, что из-за равнодушия взрослых дети лишены возможности ходить в новую современную школу. В статье «Алло, милиция!..» [12, с. 2–3] описана ситуация, в которой у детей есть школьное здание, но они тоже лишены возможности получить хорошее образование, как Лена и Нина в предыдущей статье, но уже по социально-психологической причине. Конфликт усложняется тем, что его разрешение лежит не в материальной, а нравственной плоскости.

В девяносто девятом номере «Советской молодёжи» за тысяча девятьсот шестидесятый год в статье «Мальчишки и девчонки из 6-го «В» [13, с. 3–4] В. Г. Распутин описывает отстающий класс, который поставил перед собой задачу стать лучшим классом школы и потому борется за звание отряда-спутника семилетки. В шестом «В» восемь двоечников, поэтому никто в школе не верит, что они справятся с неуспеваемостью. Выяснилось, что коллектив шестого «В» оказался авторитетом для каждого из учащихся, поэтому ребята стараются исправить двойки и подтянуть оценки по поведению, чтобы не подвести других. Общими усилиями, усидчивостью и терпением, проявленными в борьбе с двойками, класс смог стать лучшим в школе и получить звание «отряда – спутника семилетки». День, когда шестому «В» присудили это звание, вручили вымпел и значки, стал самым счастливым для ребят класса.

В публикации раскрыта идея воспитания личности через коллектив, которую впервые сформулировал А. М. Макаренко в «Педагогической поэме», посвящённой описанию опыта по воспитанию полноценного гражданина нового советского общества в коллективе.

Ребята в шестом «В» не просто справились с неуспеваемостью, они научились помогать друг другу, гордиться успехами своих товарищей, проводить совместные мероприятия и радоваться общим достижениям.

Статья «С кем я сяду, ребята?» [14, с. 1] В. Г. Распутина опубликована в «Советской молодежи» в сто семьдесят четвёртом номере за тысяча девятьсот шестидесятый год. В. Г. Распутин печатается под псевдонимом В. Каирский. В заметке рассказывается об учащемся шестого класса средней школы номер пятьдесят г. Слюдянки Леньке Лапцевиче, который в самый счастливый день, когда всех распускали на каникулы, узнаёт, что его оставили на осень исправлять двойку по алгебре. Понимая, что его могут оставить на второй год, Лёнька принимает важное для себя решение: заниматься алгеброй всё лето. Он решает по девять задач и примеров каждый день. Пока все остальные ребята играли в футбол, купались в речке, плескались в Байкале, целыми днями загорали, ходили в походы и читали интересные книги, Ленька решал задачи. Раскрывая мысли тринадцатилетнего мальчишки, В. Г. Распутин представляет становление его характера, изображает сильное желание доказать всем, что он не хуже других, и что он тоже будет учиться в седьмом классе. В публикации автор использует игру слов, которая отражает погруженность мальчишки в задачник. Лёнька очень любит радиотехнику и его мысли заполнены мечтами о различных проектах, которые он хочет воплотить, но вместо этого ему нужно решать задачки. Проявляя волю, Лёнька отказывается от любых развлечений, посвятив каждый день занятиям. Сдав в конце августа алгебру на четыре, Лёнька не просто переведён в седьмой класс со всеми ребятами своего класса, он выдерживает важный экзамен, он смог преодолеть первую неудачу в жизни и добиться поставленной цели.

Публикация содержит описание конфликта, психологически точный портрет тринадцатилетнего мальчишки, сюжетный вектор повествования, что в целом характерно для художественного произведения. Мальчишка получает урок жизни, и автор, вынеся в заголовок статьи вопрос, подчеркнул позицию героя, который осознаёт свою победу неотрывно от коллектива и с достоинством переживает момент радости.

Заметка «Отряд шёл в дождь» [15, с. 3] В. Г. Распутина опубликована в «Советской молодежи» в сто семьдесят восьмом номере за тысяча девятьсот шестидесятый год. В. Г. Распутин публикуется под псевдонимом В. Каирский. В публикации рассказывается об учениках Слюдянской школы номер один, которые за десять дней до начала учебного года отправились на три дня в тайгу в геологический поход. Погода вечером в первый день похода испортилась, и все три дня шёл дождь. Заранее разработанный маршрут был потерян, отряд вымок и устал, но, несмотря на все трудности, продолжал продвигаться вперёд, собирая образцы минералов. Рюкзаки школьников с каждым километром становились всё тяжелее и тяжелее. К концу третьего дня отряд дошёл до Слюдянки. Несмотря на сложные переходы и непрекращающийся дождь, ребята принесли с собой много образцов минералов и огромное количество впечатлений. Преодолев непогоду, дети сделали первые шаги к пониманию, что такое труд, долг и самоуважение, ненавязчиво формирующему в совместных школьных мероприятиях.

В заметке «Они украли детство» [16, с. 3], напечатанной в сто восемьдесят восьмом номере «Советской молодежи» за тысяча девятьсот шестидесятый год В. Г. Распутин описывает историю трёх девочек-подростков, Тамары Зайковой, Альбины Березиной и Лиды Горбуновой, на которых в милиции заведено уголовное дело по факту воровства. В. Г. Распутин начинает свою статью со слов «Дело о родителях рассматриваться не будет. Его нет. Есть дело о детях…» и рассказывает читателям историю трёх девочек, у которых родители-алкоголики пропивали все деньги, вынуждая своих детей голодать, болеть от голода, болтаться на улице и воровать. В. Г. Распутин сокрушается о том, что в мире существует подобная чудовищная несправедливость, когда заброшенные пьющими родителями дети попадают в милицию, которая моральными вопросами не занимается и дело на родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей заводить не будет. Автора ужасает пьющая женщина, и этот мотив бабьего пьянства повторится потом в позднем рассказе В. Г. Распутина «Изба», где дочь Агафьи Ольга сопьётся в городе» [59, с. 358]. Пытаясь понять причины бездуховности, которую В. Г. Распутин замечает в молодых людях, он объясняет её трудным детством, в котором дети по разным причинам остались предоставленными сами себе без попечения родителей.

Рассказывая истории девочек, В. Г. Распутин отмечает счастливый момент в жизни четырёхлетней Тамары, мама которой в один летний солнечный день, наполненный музыкой и светом, купила Тамаре в магазине самую красивую куклу, с которой они потом вместе, мать и дочка, долго играли.

В. Г. Распутин сравнивает воровство вещей, которые совершали девочки, с воровством детства, которое по отношению к ним совершили взрослые. Снова повторяется мотив маленьких девочек, играющих в куклы, у которых из-за поступков взрослых оказывается разграбленным детство, и который впервые прозвучал в статье «О школе, кукле, маленьких девочках и больших волокитчиках» [10, с. 3], только на этот раз виновными оказываются родные родители детей, а не далекие от ребенка волокитчики. Мотив украденного детства будет повторён в рассказах В. Г. Распутина – «Женский разговор», в цикле рассказов о Сене Позднякове. Нравственные потери девочек неизмеримы с теми результатами, которые они получают в жизни, а последствия подобных обстоятельств необратимо меняют психику человека.

В последней заметке, посвящённой школьной теме «Сударкин спорит с классом» [17, с. 3], опубликованной в двести девятом номере «Советской молодежи» за тысяча девятьсот шестидесятый год также под псевдонимом В. Каирский, В. Г. Распутин усложняет историю, описывая мальчишку, который не считается с коллективом. Когда одноклассники пытаются пристыдить Сударкина за плохое поведение, добиваясь того, чтобы он не мешал классу получить им звание «отряд – спутника семилетки», Сударкин в ответ обвиняет ребят в том, что они коллективно прогуливают уроки, выворачивая само понятие дружбы и сплочённости. Прежнего авторитета в виде дружного коллектива, на который равняются отстающие ученики, уже нет, и, следовательно, рычаги влияния на отдельных учеников класса коллективом утрачены. Класс делится на части, а совместный сбор металлолома превращается в замаливание чувства вины за прогул урока. В. Г. Распутин фиксирует, что Сударкин держится в стороне от класса, хулиганит на улице, сваливая вину на детей, которые младше его по возрасту, не интересуется жизнью класса, но опасается, что его исключат из совместных школьных мероприятий.

Публикация «Стучитесь в дверь налево» [19, с. 2–3], напечатанной в двести тридцать пятом номере «Советской молодежи» за тысяча девятьсот шестидесятый год, посвящена Собакаревой Евдокии Антоновне, инспектору по делам несовершеннолетних, работающей в детской комнате милиции. Взяв для примера «дела» Игоря Жмурова и Люды Ковалёвой, В. Г. Распутин не просто говорит о проблемах воспитания, он размышляет о педагогической запущенности, приводящей к трагедии в жизни ребёнка, с которой он остаётся один на один, ведь: «Детская душа – это пластилин, из которого можно лепить всё, что угодно. <…> детский характер – это клубок ниток, из которого взрослым предстоит связать то, чем человеку придётся пользоваться всю жизнь и что нельзя одолжить у товарища» [19, с. 2–3]. Пытаясь понять причины детских правонарушений и подбирая эпитеты к слову «дело», В. Г. Распутин перебирает названия «история болезни», «карта путешествий», «кривая мечты», которые отражают психологический механизм нарушений в развитии и обучении ребёнка. Собакарева Евдокия Антоновна помогает оступившимся в жизни мальчишкам и девчонкам подняться, выйти на правильную дорогу и стать хорошими людьми. Она воспринимает себя как врача по самым опасным болезням воспитания, а ребята воспринимают её как мать.

Подводя итоги, нужно отметить, что в публикациях В. Г. Распутина складывается портрет советского школьника, жизнь которого была насыщенна разнообразными событиями, занятиями, приключениями и впечатлениями. Это счастливое детство увлечённых делом детей, которые взрослели в школьном коллективе, получая от учителей, одноклассников и родителей уроки мудрости и человечности.

Говоря о счастливом детстве, В. Г. Распутин фиксирует назревающую в благополучном обществе проблему, которую невозможно разрешить формальной организацией внеклассной деятельности школьника. В. Г. Распутин замечает происходящую подмену подлинного воспитания казённой ответственностью, которая порождает фальшивую интонацию в доверительном разговоре между взрослыми и детьми, между обществом и личностью. Общественной нормой поведения становятся эгоизм и трусость, а вместо прямоты характера и увлечённости делом в человеке проступают хитрость и конформизм. Система даёт сбой, и школьник оказывается вне положительного влияния коллектива.

Помимо счастливых советских семей В. Г. Распутин в газетных статьях обращает внимание читателей на неблагополучные семьи, в которых связи между родителями и детьми необратимо разрушены, из-за чего дети становятся жертвами педагогической заброшенности, которая приводит к деформации характера ребёнка. Молодой журналист ищет ответы на вопросы: возможно ли избежать подобных ситуаций, как может коллектив помочь человеку, который оступился в жизни из-за трудного детства? Писатель В. Г. Распутин уже понимает, что истоки социальных болезней лежат в распаде нравственных ценностей общества, поэтому помогать нужно духовному возрождению человека.

В тысяча девятьсот восемьдесят седьмом году Валентин Распутин с Юрием Бондаревым и Василием Беловым в совместной статье подведёт итоги, что «<…>мы не дали им достойное занятие, работу, разумные развлечения, не научили полезно использовать свободное время. Как надобно, не учили их нужному и полезному обществу делу. Удивительная вещь: в иерархии детских и юношеских ценностей ныне, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи» [51, с. 4].

Как журналист В. Г. Распутин в своих публикациях занимает определенную нравственную позицию по поводу описанных им проблем, как художник смотрит глубже в проблематику заданных сюжетов, выявляя скрытые мотивы поступков и освещая бытийную логику языка. В. Г. Распутин учит сочувствию к человеку, поднимает вопросы самоуважения, ставит тему ответственности взрослых перед детьми – эти вопросы найдут своё разрешение в дальнейшем творчестве писателя.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.