XI. Не должно быть половых извращений. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

XI. Не должно быть половых извращений.

2019-08-07 129
XI. Не должно быть половых извращений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не больше 1–2 % современных половых извращений действительно внутрибиологического происхождения, врождены, конституциональны, остальные же представляют собою благоприобретенные условные рефлексы, порожденные скверной комбинацией внешних условий, и требуют самой настойчивой с ними борьбы со стороны класса. Всякое половое извращение, ослабляя центральное половое содержание, отражается вместе с тем и на качестве потомства, и на всем развитии половых отношений между партнерами. Половые извращения всегда указывают на грубый перегиб половой жизни в сторону голой чувственности, на резкий недостаток социально-любовных стимулов в половом влечении. Половая жизнь извращенного лишена тех творчески регулирующих элементов, которые характеризуют собою нормальные половые отношения: требования все нового и нового разнообразия, зависимость от случайных раздражений и случайных настроений становятся у извращенного действительно огромными; трудность найти партнера, всецело удовлетворяющего потребностям извращенного, боязнь потерять уже найденного партнера, сложность задачи извращенного приспособления его к себе (т. е. фактически уродование партнера во имя своего удовольствия), частая ревность, приобретающая у извращенного необычайно глубокий и сложный характер, – все это накладывает печать особо глубокой половой озабоченности на творческий мир извращенного, постоянно уродуя его прочие душевные устремления.

Всеми силами класс должен стараться вправить извращенного в русло нормальных половых переживаний.

 

XII. Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая.

 

Слишком велик хаос современной половой жизни, слишком много нелепых условных рефлексов в области половой жизни, созданных эксплуататорской социальностью, чтобы революционный класс-организатор принял без борьбы это буржуазное наследство. 90 % современного полового содержания потеряло свою биологическую стихийность и подвергается растлевающему влиянию самых разнообразных факторов, из-под власти которых необходимо сексуальность освободить, дав ей иное, здоровое направление, создав для нее целесообразные классовые регуляторы. Половая жизнь перестает быть «частным делом отдельного человека» (как говорил когда-то Бебель, но он ведь жил не в боевую эпоху пролетарской революции, не в стране победившего пролетариата) и превращается в одну из областей социальной, классовой организации. Конечно, далеко еще сейчас до действительно исчерпывающей классовой нормализации половой жизни в среде пролетариата, так как недостаточно ясно еще изучены социально-экономические предпосылки этой нормализации, много фетишизма имеется еще и в биологическом толковании полового вопроса. Попытки жесткой половой нормализации сейчас, конечно, привели бы к трагическому абсурду, к сложнейшим недоразумениям и конфликтам, но все же общие вводные вехи для классового выправления полового вопроса, для создания основного полового направления имеются.

Чутким товарищеским советом, организуя классовое мнение в соответствующую сторону, давая в искусстве ценные художественные образы определенного типа, в случаях слишком грубых вмешиваясь даже и профсудом, нарсудом и т. д. и т. п., класс может сейчас дать основные толчки по линии полового подбора, по линии экономии половой энергии, по линии социалирования сексуальности, облагорожения, евгенирования ее.

Чем дальше, тем яснее сделается путь в этом вопросе, тем тверже и отчетливее, детальнее сделаются требования класса в отношении к половому поведению своих сочленов. Но он будет не только предъявлять требования, он будет строить и обстановку, содействующую выполнению этих требований. Мера его требований будет соответствовать возможностям новой обстановки новой среды, степени ее зрелости и силы. Бытие определяет сознание. Половое должно всецело подчиниться регулирующему влиянию класса. Соответствующая этому обстановка уже формируется.

 

Конечно, нашими «12 заповедями» совершенно не исчерпываются все нормы поведения революционного пролетариата. Автор лишь ставит вопрос в первоначальном его виде, пытается фиксировать первые вехи. Он старался при этом последовательно держаться указанных выше трех критериев для классово-целесообразного полового поведения пролетариата: 1) вопрос о потомстве; 2) вопрос о классовой энергии; 3) вопрос о взаимоотношениях внутри класса. Одной из предпосылок ему служило, между прочим, и то соображение, что в переходный период революции семья еще не погибла.

Здоровое революционное потомство при максимально продуктивном использовании своей энергии и при наилучших взаимоотношениях с другими товарищами по классу осуществит лишь тот трудящийся, кто поздно начнет свою половую жизнь, кто до брака останется девственником, кто половую связь создаст с лицом, ему классово-любовно близким, кто будет скупиться на половые акты, осуществляя их лишь как конечные разряды глубокого и всестороннего социально-любовного чувства и т. д. и т. п.

Так мыслится автору «половая платформа» пролетариата.

Несколько слов об «ограбленных», о выхолощенных моими нормами человеческих радостях. Всякая радость, в классовом ее использовании, должна иметь какую-нибудь ценную производительную цель. Чем крупнее эта радость, тем полнее должна быть ее производственная ценность. Какова же производственная ценность всей огромной суммы современных «половых радостей» человека?

Эта ценность на добрых 3 / 4 чисто паразитическая. Органы чувств, не получая должных впечатлений в гнилой современной среде, движения, не получающие должного простора, социальные инстинкты, любознательские стремления, сдавленные, сплющенные в хаосе нашей эксплуататорской и послеэксплуататорской современности, отдают всю остающуюся неиспользованной свою энергию, весь свой свободный двигательный фонд, свою излишнюю активность единственному резервному фактору – половому, который и делается героем дня, пауком поневоле. Отсюда раннее пробуждение сексуальности, отсюда ранний разгул ее по всем отраслям человеческого существования, отсюда наглое пропитывание ею всех пор человеческого бытия, даже науки. Культивировать это паучье бытие нашей сексуальности – неужели такой уж большой будет толк от этого для революционной, предкоммунистической культуры? Не лучше ли вернуть ограбленным обратно их добро, не лучше ли, «ускромнив», «усерив», «повыхолостив» разбухшую сексуальность соответствующими твердыми воздействиями (классовый противополовой насос, революционная сублимация), выжать, отсосать из него обратно ценности, похищенные им у организма, у класса? Советские условия этому как раз максимально содействуют.

Сколько нового, непосредственного, не увлажненного половым вожделением, – яркого, героического, коллективистического, боевого классового устремления получит тогда заново человек! Сколько острой научной исследовательской, материалистической любознательности, не прикованной больше к одним лишь половым органам, получит тогда человек! Неужели эти радости менее радостны, чем половая радость? Неужели производственная ценность их меньше, чем ценность тщательно оберегающегося от беременности полового акта или половой грезы? Тем более что по праву это богатство, и социально и биологически, принадлежит не половому, – оно лишь было последним украдено в обстановке нелепой эксплуататорской энергетической суматохи.

Советская общественность как нельзя более благоприятствует нашей радикальной реформе полового поведения – из нее мы и исходим при построении наших вех.

Если буржуазный строй создал у господствующих классов колоссальный биологический избыток, уходивший в значительной своей части на половое возбуждение, а с другой стороны – сплющивал трудовые массы, выдавливая крупную часть неиспользованной их творческой активности тоже в сторону полового, советская общественность обладает как раз обратными чертами: она изгнала тунеядцев с биологическим избытком и развязала сдавленные силы трудовых масс, тем высвободив их и из полового плена, дав им пути для сублимации. Сублимационные возможности советской общественности, то есть возможности перевода сексуализированных переживаний на творческие пути, чрезвычайно велики. Надо лишь это хорошенько осознать и умеючи реорганизовать сексуальность, урегулировать ее, поставить ее на должное место. В основном, конечно, это зависит от скорости творческого углубления самой советской общественности, то есть нашей социалистической экономики в первую голову.

Но и для специальной активности – широчайший простор.

В самом деле, какое огромное десексуалирующее значение (отрыв от полового) имеет полное политическое раскрепощение женщины, увеличение ее человеческой и классовой сознательности. Приниженность и некультурность женщины играет очень крупную роль в сгущении половых переживаний, так как для женщин в таких условиях половое оказывается чуть не единственной сферой духовных интересов. Для грубо чувственного же мужчины такая бессильная женщина особо лакомая добыча. Освобожденная, сознательная женщина изымает из этого слишком «богатого» полового фонда обоих полов крупную глыбу, тем освобождая большую долю творческих сил, связанных до того половой целью.

Огромное десексуалирующее же, сублимирующее значение имеет и общее творческое раскрепощение трудовых масс СССР, все сдавленные силы которых, уходившие и на излишнее питание полового, сейчас получают свободу для делового, производственного общественного выявления. Сюда же надо отнести и раскрепощение национальностей, и прочие завоевания революции в деле освобождения масс от эксплуататорского ярма. Большое значение имеет и отрыв населения от религии. Религия, пытаясь примирить со скверной реальностью, уничтожала боевые порывы, принижала, сдавливала ряд телесных и общественных стремлений, сплющивая тем самым большую их часть в сторону полового содержания. Умирающая религия масс ослабляет их половое прозябание; возрождает их боевые свойства (хотя религиозные проповедники и лгут об обратном: без религии-де появится половая разнузданность).

Много полового дурмана плодила и отвлеченщина нашей старой интеллигенции.

Чем сильнее отрыв от боевой реальности, тем больше в ней внереальной фантастики, то есть больше и половой фантастики. Прикрепленная сейчас к советской колеснице жестко практического строительства, наиболее социально здоровая часть старой интеллигенции перевоспитывается, теряя кусок за куском и лишний половой свой груз, не говоря уже о том, что она постепенно все более настойчиво замещается вновь растущей, вполне материалистической, рабоче-крестьянской интеллигенцией.

Детское коммунистическое движение будет спасать от раннего полового дурмана детский возраст (а не оно ли продукт нашей Октябрьской революции) и т. д. и т. п.

Очевидно, для организованной перестройки половых норм сейчас самое время. Наша общественность позволяет начать эту перестройку, требует этой перестройки, жадно ждет тех творческих сил, которые освободятся от полового плена после этой перестройки. Имеет ли право истинный друг революции, истинный гражданин СССР возражать против оздоровления сексуальности?

Но как начать, как провести эту «половую реформу»?

Требуется почин, пример, показательность. Застрельщиком в половом оздоровлении трудящихся и всего человечества, как и во всем прочем, должна быть наша красная молодежь. Воспитанная в героической сублимирующей атмосфере нашей революции, начиненная яркими классовыми творческими радостями так, как никогда молодежь до нее не начинялась, она легче отделается от гнилой половой инерции эксплуататорского периода человеческой истории. Именно она обязана быть энергичным пионером в этой области, показывая путь младшему поколению – своей смене.

Среди пестрой и жаркой дискуссии, которая ведется сейчас нашей красной молодежью, среди самых разнообразных, отчасти нелепых половых идеалов – в стиле хотя бы коллонтаевской Жени или в аскетическом духе, по Толстому, – начинает все более отчетливо пробиваться струйка классового регулирования полового влечения, струйка научно организованного, революционно-целесообразного, делового подхода к половому вопросу.

Нет никакого сомнения, что струйка эта будет неуклонно нарастать, впитывая в себя все наиболее здоровые революционно-идеологические искания молодежи в области пола.

Кое-где отдельные, смелые, крепкие группки пытаются уже связать себя определенными твердыми директивами в области половой жизни. Кое-где, показывая пример другим своим поведением, они пытаются обратить внимание и прочих товарищей на половые непорядки, творящиеся вокруг. Иногда в контакте с бытовыми и НОТ'овскими местными ячейками, всегда в тесной связи с партячейкой, с ячейкой комсомола, они пробуют нащупать и метод практического воздействия на слишком грубо нарушающих классовую равнодействующую в области пола. Напряженно ищет в этой области и наше революционное, пролетарское искусство.

То и дело профсуд, партколлегия, контрольная комиссия прорезают общественное внимание сообщением, что грань половой допустимости кончается там-то, и молодежь мотает это сведение себе на ус, используя его в случае стратегической необходимости – для пресечения слишком разнузданных порывов вокруг. Так – постепенно, снизу – энергичными исканиями накопляется опыт, формируется система деловых правил. Автор не сомневается, что система половых норм, создающаяся этой массовой практикой, нащупываемой снизу, в основном целиком совпадает с данной им выше схемой. Возможны, конечно, изменения в деталях, добавления, варианты, но схема и не претендует на исчерпание всей проблемы, она лишь пытается дать направление.

Наши дети – пионеры – первыми сумеют довести дело полового оздоровления до действительно серьезных результатов. С них и надо начать.

Еще несколько слов об обязанностях красной молодежи в половой области. Ей многое дано, а потому с нее много и спросится. Октябрьская революция была выстрадана героическим большевистским подпольным кадром, потянувшим за собою массы, давшим колоссальное количество тяжелых жертв пролетарскому благу. Это – героически-революционный фонд, которым питается и еще долго будет питаться развертывающаяся, идущая вглубь пролетарская революция. Какой героический фонд в революцию внесла наша молодежь? Пока она, конечно, многое еще не могла успеть и по возрасту, но, во всяком случае, ближайшие возможности ее боевых героических накоплений не так велики – революция ведь вступила на несколько лет в сравнительно мирную полосу. Поэтому не грех, если в состав героического, жертвенного революционного фонда среди других частей этого фонда молодежью будет также внесен и богатый вклад половой скромности, половой самоорганизации. Это оздоровит наши нравы, это поможет нам сформировать крепких, творчески насыщенных классовых борцов, это позволит нам родить здоровую, новую революционную смену, это сбережет уйму драгоценнейшей классовой энергии, которой и без того непродуктивно утекает слишком много, по неумению нашему.

Для того чтобы строить, нужно научиться организованно копить.

 

Залкинд А. Б.   Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Революция и молодежь. – М.: изд. Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, 1924.

 

См. также:

Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Философия любви. В 2 т. М.: Политиздат, 1990. Т. 2. – С. 224—255.

Залкинд А. Б. Половой вопрос в условиях советской общественности. – Л., 1926.

Журнал «Родник». – 1989 – № 9. – С. 63–68.

 

 

Глоссарий

 

Аари  (он же «Ари ха-Кадош», в букв. пер. с иврита «Святой Лев») – раби Ицхак Лурия (1534—1572) – величайший каббалист позднего Средневековья, заложивший основу так называемой лурианской системы каббалы, оказавшей огромное влияние на всю еврейскую и европейскую мистику последующего времени. Родился в Иерусалиме, наиболее активный период жизни жил в Цфате, превратив этот город в мировой центр Каббалы.

 

Авраам (1852—1677 гг. до н. э.) – легендарный праотец еврейского и арабского народов. В юности самостоятельно пришел к идее Единого Бога, открывшегося ему и заключившего с ним союз (завет), согласно которому произошедший от него еврейский народ станет вечным народом и получит в свое владение Землю Израиля (при условии соблюдения Его заповедей).

 

Агнон (Чачкес) Шмуэль-Йосеф (1888—1970) – выдающийся еврейский писатель. Родился в Галцийском городе Бучач, жил в Германии, затем – в Израиле. Автор романов «Совсем недавно», «Гость из ночи», сборников повестей и рассказов «Те и эти», «Узел рассказов», «У затвора», «Польша: сказочные истории», «Видимое и близкое», «Огонь и дрова» и др. Писал на иврите. В творчестве Агнона впервые соединились модернистские течения мировой литературы ХХ века и классические традиции еврейской литературы. В 1966 году Агнон был удостоен Нобелевской премии по литературе.

 

Агуна – соломенная вдова, женщина, чей муж пропал без вести или скрывается, не дав ей развода (см. Гет). По этой причине она не может снова вступить в законный брак.

 

АДМОР – аббревиатура слова Адонейну, Морейну, Рабейну (господин наш, наставник наш, учитель наш). Титул выдающегося раввина, одного из духовных лидеров еврейского народа.

 

Алия (в букв. пер. с иврита «подъем», «восхождение») – в широком смысле слова процесс репатриации, возвращения еврея из стран диаспоры в Израиль, ставшее в последние годы в русском языке общим обозначением всей массы евреев, вернувшихся на историческую родину (журналисты употребляют такие термины, как «алия 70-х», «алия 90-х» и т. п. – в смысле «евреи, приехавшие в Израиль в 70-е гг., в 90-е гг.» и т. д.). В узком смысле слова «алият ха-регель», то есть в букв. пер. «подъем ногами» с древности означало паломничество евреев в Иерусалим, к Храму. Тора предписывает каждому еврею совершать такие паломничества трижды в год: на праздники Песах, Суккот и Шавуот.

 

Аравит – вечерняя молитва, которая произносится вечером, после появления звезд на небе.

 

Бааль-Шем-Тов  (в букв. пер. означает «Обладатель доброго имени», настоящее имя Рабби Исраэль Бен-Элиэзер, 1700—1760)–выдающийся раввин, каббалист, основатель хасидизма – одного из самых мощных течений современного иудаизма. Суть его учения сводилась к тому, что любой еврей, даже не будучи великим знатоком Торы и Талмуда, может подняться путем искренней молитвы и добрых дел до уровня величайших мудрецов Торы.

 

Бабель Исаак (1894—1940) – выдающийся еврейский русскоязычный писатель, автор знаменитой «Конармии» и «Одесских рассказов». Жил в России.

 

Бар-мицва (в букв. пер. с иврита «сын заповеди») – мальчик, которому исполнилось 13 лет и на которого отныне распространяются все права и обязанности взрослого еврея. Таким образом, каждый еврей от 13 лет и старше – «бар-мицва» и засчитывается в состав миньяна (см. Миньян) в синагоге. В то же время вопрос: «Ты уже достиг возраста бар-мицва?» обычно адресуется подростку, лишь когда неясен его точный возраст и, соответственно, непонятно, может ли он зачесться в миньян. Одновременно бар-мицва – торжественная церемония в синагоге, обряд провозглашения 13-летним мальчиком верности Торе и народу Израиля.

 

Башевис-Зингер Исаак (1904—1991) – выдающийся еврейский писатель. Писал на идише. Жил в Польше, Китае и США. Автор романов «Раб», «Йентл», «Враги. История любви», «Шоша», «Мешуга», «Люблинский штукарь», «В суде моего отца» и многих других, а также многочисленных сборников повестей и рассказов. В 1978 году удостоен Нобелевской премии по литературе.

 

Бялик Хаим-Нахман (1873—1934) – великий еврейский поэт, автор множества стихов и поэм, вошедших в золотой фонд еврейской литературы. Жил в России и в Израиле. Максим Горький считал Бялика одним из величайших поэтов человечества за всю его историю.

 

Вук Герман (р. в 1915 г.) – выдающийся американский писатель, в молодости служил в ВМФ США, дослужился до звания капитана первого ранга, оставшись при этом ортодоксальным евреем. Автор десятков книг, получивших широкое признание у американского и мирового читателя. За роман «Мятеж» был отмечен Пулицеровской премией. Автор популярной книги об иудаизме «Это Бог мой», ставшей бестселлером и способствовавшей возвращению десятков тысяч американских евреев к вере отцов и дедов.

 

Галаха – «направление», «наставление». Законы и предписания еврейской религии, которые раби Иегуда ха-Наси собрал в Мишне и мудрецы последующих поколений собрали в Талмуде. Галаха постоянно расширяется и уточняется в соответствии с требованиями времени. Производить ее изменения могут только выдающиеся раввины, обладающие титулом «поскей Галаха» – «установители закона».

 

Ган-Эден (в букв. пер. с иврита «сад Эдена») – в христианской традиции известен как «Эдемский сад», «райский сад» и просто «рай». В иудаизме – нематериальный, духовный мир, в котором душа пребывает после того, как оставляет тело человека (то есть после смерти).

 

Гейином – в христианской традиции известен как «Гееном», «Геенна огненная», ад. Название долины в Иерусалиме и одновременно – часть нематериального, духовного мира, в котором душа получает наказание за дурные поступки, совершенные во время ее пребывания в нашем мире, и очищается, чтобы вступить в Ган-Эден. Согласно современным толкованиям, и «Гейином», и «Ган-Эден» являются условными понятиями: оказавшись «на том свете», то есть в духовном мире, душа человека как бы отдает отчет за прожитую в материальном мире жизнь. При этом безнравственные поступки вызывают у нее жгучее чувство стыда. Эти нравственные муки и являются «Гейиномом», его «адским огнем».

 

Гер – нееврей, который принял иудаизм. Женщина, принявшая иудаизм, соответственно, называется «гийорет». Геры считаются полноправными членами еврейского народа и еврейской общины, за одним ограничением: коэн не может жениться на гийорет. В истории еврейского народа есть десятки примеров «великих геров», в том числе польский аристократ граф Авраам (Валентин) Потоцкий (1710—1751) и русский князь Куракин. Граф Авраам Потоцкий являлся выдающимся знатоком Торы, учеником знаменитого Виленского гаона и был сожжен инквизицией за отказ оставить иудаизм, совершив таким образом «кидуш ха-Шем» (см. Кидуш ха-Шем). Князь Николай (Авраам) Куракин прибыл в Палестину со всей своей семьей, которая вскоре смешалась с местным еврейским населением. Потомки князя Куракина живут в Израиле до сих пор; они сохранили фамилию и помнят о своем происхождении. Многие из них сыграли значительную роль в истории Израиля, занимали высшие командные посты в израильской армии. Среди потомков геров в первом поколении стоит отметить легендарного израильского генерала, начальника генштаба Израиля Рафаэля Эйтана, по матери – Орлова, больше известного израильтянам под своей армейской кличкой Рафуль (1929—2004). Среди знаменитых израильских «гийорет» называют внучку Ф. М. Достоевского, вышедшую замуж за еврея и принявшую иудаизм, – ее потомки составили известную семью израильских архитекторов.

 

Гет – в букв. пер. «документ», документ о разводе, который муж вручает жене в присутствии свидетелей. Пишется специальным писцом – сойфером – по указанию раввинатского суда. Только с момента получения гета женщина считается разведенной и имеющей право снова выйти замуж за другого мужчину.

 

Гилель  – выдающийся еврейский мудрец и законоучитель, один из глав Синедриона, духовный вождь народа и создатель своей религиозной школы в I в. до н. э. Был сторонником толкования заповедей Торы «в сторону послабления».

 

Гирш Ш. – Р. – раби Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888) – раввин, философ, филолог. Жил в Германии и был духовным вождем евреев Германии. Автор фундаментального комментария к Торе.

 

Гиюр – обряд посвящения нееврея в иудаизм. Сопровождается для мужчины обрезанием и окунанием в микву (см. Миква), для женщины – только окунанием в микву. В наши дни для получения права пройти этот обряд, неевреи должны сдать перед раввинатским судом специальный экзамен на знание еврейской традиции. Считается, что гиюр – высочайший акт веры, на который нееврей должен решиться только после полного и глубокого признания всех истин иудаизма, выражая таким образом желание соблюдать все заповеди Торы. В современном Израиле обряд гиюра проходят ежегодно сотни выходцев из бывшего СССР, состоящие в браках с евреями или не являющиеся евреями по Галахе (то есть, рожденные от отца-еврея и матери-нееврейки).

 

Давид (1054—1014 гг. до н. э.) – второй царь еврейского народа, выдающийся воин, политический деятель и поэт своего времени. Автор десятков псалмов – хвалебных гимнов в честь Бога. Из-за этого весь вошедший в ТАНАХ сборник псалмов, принадлежащих разным авторам, получил его имя.

 

Двора  (в христианской традиции Дебора) – лидер еврейского народа в эпоху Судей (по всей видимости, жила в XII–ХI вв. до н. э.).

 

Девятое Ава – девятый день месяца Ав (одиннадцатого месяца по еврейскому календарю, который выпадает на июль или август григорианского календаря). Согласно еврейской традиции и историческим хроникам, именно в этот день были разрушены врагами и Первый, и Второй Иерусалимский Храмы. Именно на этот день пришлись также и многие другие несчастья еврейского народа – изгнания евреев из Англии, Испании, наиболее жестокие погромы, подавление восстания в Варшавском гетто и т. д. Отмечается как день траура и полного поста, в который запрещена и интимная близость между супругами.

 

День Любви  (на иврите «Ту-Би Ав», что в переводе означает 15 Ава) – отмечается, как следует из его названия, 15 Ава, обычно приходится на вторую половину августа. Символизирует собой окончание периода траура по разрушенному Храму. В прошлом был днем завершения уборки урожая винограда, окончания тяжелой работы, в честь чего молодежь устраивала гуляния, во время которых молодые люди знакомились друг с другом. Широко отмечается и в наши дни в Израиле – массовыми гуляниями, концертами на стадионах и в открытых амфитеатрах и другими праздничными мероприятиями.

 

Десять заповедей (на иврите – «Асара диброт», то есть «Десять речений», в западной традиции «Декалог») – десять установлений, которые, по Торе, Творец мира Сам провозгласил перед двумя миллионами евреев во время Синайского откровения. Считается, что в них заключена основа морального кодекса человечества.

 

Еврейские мудрецы («хахамим») – общее название для выдающихся раввинов, знатоков Торы, чьи высказывания, диспуты и законы легли в основу Талмуда (см. Талмуд). Всего в Талмуде упоминается 2800 мудрецов, живших в различные исторические эпохи.

 

Еврейский календарь – лунно-солнечный календарь, отличающийся по принципу своего построения и от григорианского (солнечного), и от мусульманского (лунного). Был разработан еще на заре еврейской истории – в конце II тысячелетия до н. э. В еврейском календаре – 12 месяцев: Тишрей, Хешван, Кислев, Тевет, Шват, Адар, Нисан, Ияр, Сиван, Таммуз, Ав, Элуль. Каждый месяц идеально совпадает с соответствующим ему астрологическим знаком: Тишрей проходит под знаком Весов, Хешван – Скорпиона, Кислев – Стрельца и т. д. Как видно из вышесказанного, отсчет нового года в еврейском календаре начинается осенью. Число дней в месяцах разнится: есть месяцы, в которых 30 дней, и есть месяцы, в которых 29 дней. В високосный год добавляется не один день, а еще один месяц – Адар-Бет («второй Адар»), длящийся 29 дней. По мнению еврейских мудрецов, еврейский календарь идеально подходит для расчета времени начала и окончания месячных у женщины и, соответственно, законов соблюдения ритуальной чистоты (см. Законы соблюдения ритуальной чистоты).

 

Ешива – высшее религиозное еврейское учебное заведение.

 

Законы соблюдения ритуальной чистоты (на иврите «хукей таарат ха-мишпаха», что в букв. пер. означает «законы чистоты семьи») – законы Торы, регулирующие интимную жизнь еврейской семьи, запрещающие супругам близость в период нахождения женщины в состоянии ритуальной нечистоты – тум’а (см. Тум’а).

 

«Зоар» (в букв. пер. с иврита «блеск», «сияние») – основополагающий труд по Каббале, написанный раби Шимоном бар Йохаем в I в. н. э.

 

Ибн-Эзра – раби Авраам Ибн-Эзра (1089—1164) – один из величайших комментаторов Писания. Философ, астроном, врач, грамматик и поэт. Жил в Испании, Франции, Англии, возможно, в Палестине.

 

Иегуда (в христианской традиции Иуда, 1565—1454 гг. до н э.) – четвертый сын праотца Яакова (Иакова), родоначальник самого большого колена Израиля. Был признан своими братьями старшим; по его имени весь еврейский народ называет себя «бней-Иегуда», отсюда часто встречающееся другое название евреев – иудеи, и название их религии.

 

Инбер Вера (1890—1982) – русскоязычная еврейская поэтесса; автор ряда сборников стихов и прозы. Широкому советскому читателю была известна, прежде всего, как автор поэмы «Пулковский меридиан».

 

Иудаизм (ортодоксальный)  – система религиозных и мировоззренческих взглядов евреев, в обиходной речи – название еврейской религии, в основе которой лежит Тора (см. Тора).

 

Ицхак (в христианской традиции – Исаак, 1752—1622 гг. до н. э.) – второй легендарный праотец еврейского народа, отец Яакова (Иакова) и Эсава.

 

Йосеф (в христианской традиции Иосиф или Иосиф Прекрасный, 1561—1451 гг. до н. э.) – одиннадцатый сын праотца еврейского народа Яакова (Иакова). В семнадцать лет был продан братьями в рабство в Египет, где после многих страданий и приключений стал вторым лицом в государстве после фараона. Простив братьев, Йосеф пригласил их поселиться в Египте – с этого начинается знаменитая история «египетского рабства».

 

Каббала (в букв. пер. с иврита «получение») – тайная часть Устной Торы, еврейское мистическое учение, основанное на эзотерическом трактовании текста Торы и писаний пророков.

 

Кашрут – система диетарных еврейских законов, предписания Торы о том, что разрешено и что запрещено евреям употреблять в пищу.

 

«Кидуш ха-Шем» (в букв. пер. с иврита «Освящение Божественного имени») – самопожертвование еврея ради сохранения своего еврейства, верности принципам иудаизма, высшее выражение преданности Торе. К примеру, самоубийства еврейских мальчиков-кантонистов, призванных в русскую царскую армию накануне крещения, являются актом «освящения Имени Творца». Так же квалифицируются самоубийства девочек, проданных в публичные дома, гибель евреев от удушья из-за отказа проглотить кусок свинины, засунутый им в рот русскими или украинскими погромщиками, и сотни тысяч других описанных историками случаев принятия евреями смерти, чтобы не нарушить законы Торы. За всю историю еврейского народа число таких актов самопожертвования во имя веры исчисляется многими миллионами. В принципе, Тора предписывает еврею совершить Кидуш ха-Шем (то есть погибнуть или покончить жизнь самоубийством) только в трех ситуациях: если он должен выбрать между смертью и переходом в другое вероисповедание; если его угрожают убить за отказ совершить убийство другого человека (неважно какой веры или национальности); если его принуждают к прелюбодеянию или сексуальному насилию (неважно с кем и над кем).

 

Консервативный иудаизм – течение в иудаизме, отколовшееся в середине XIX века от реформистского иудаизма (см. Реформистский иудаизм) и занявшее промежуточное положение между ортодоксальным и реформистским иудаизмом. Ортодоксальными евреями в качестве полноправного религиозного течения не признается, хотя и подвергается меньшей критике, чем реформистский иудаизм. Ряд крупных представителей современного консервативного иудаизма выступает сегодня за возвращение к ортодоксии.

 

Коэн  (в букв. пер. с иврита «священнослужитель») – один из потомков Аарона, брата Моисея, на которых была возложена обязанность вести священнослужение, приносить жертвы и благословлять народ в Храме. Таким образом, статус коэна передается по наследству – по отцовской линии, но может быть и утрачен в случае несоблюдения законов, касающихся коэна (см. Халаль). В наши дни коэны благословляют народ в синагогах и обладают правом первыми подниматься к чтению Торы во время утренней службы. Существует ряд заповедей Торы, касающихся только коэнов и не касающихся всех остальных евреев. Современные евреи легко опознают коэнов по фамилиям – Коэн, Коган, Кагановский, Каганский, Каганович и т. п., а также Кац (и все фамилии, начинающиеся на «Кац», так как это слово на самом деле представляет собой аббревиатуру слов «коэн цэдэк» – «праведный Коэн») и «Зак» (эта фамилия представляет собой аббревиатуру слов «зеро кадошим» – «священное семя»).

 

«Ктувим» (в пер. с иврита – «Писания») – третья часть ТАНАХа (в христианской традиции – Ветхого Завета), содержит в себе книги, которые, согласно традиции, написаны с прямого разрешения Бога. Включает в себя книги «Теилим» (в христианской традиции – «Псалтырь»), «Мишлей» (в христианской традиции – «Книга Притчей Соломоновых»), «Мегилат Иов» (в христианской традиции – «Книга Иов»), «Шир ха-ширим» (в христианской традиции – «Песнь песней»), «Мегилат Рут» (в христианской традиции – «Книга Руфь»), «Мегилат Эйха» (в христианской традиции – «Книга Плач Иеремии»), «Кохелет» (в христианской традиции – «Книга Экклезиаста или Проповедника»), «Мегилат Даниэль» (в христианской традиции – «Книга Даниила»), «Мегилат Эстер» (в христианской традиции – «Книга Есфирь», «Эзра» (в христианской традиции – «Книга Ездры»), «Нехемия» (в христианской традиции – «Книга Неемии»), «Дибрей йамим» («Деяния дней», в христианской традиции – «Первая книга Паралипоменон» и «Вторая книга Паралипоменон»).

 

Левиратный брак (на иврите – «ибум») – предписанный Торой брак вдовы, не успевшей родить сыновей от умершего мужа, с братом умершего мужа. Сразу после рождения ею в таком браке сына, считающегося сыном ее умершего мужа, левиратный брак расторгался. Уже в древности существовал обряд «халица», освобождающий еврея от выполнения заповеди Торы о левиратном браке. В наши дни обычай левиратного брака не практикуется ни в одной еврейской общине.

 

Левиты – потомки Леви, третьего сына праотца еврейского народа Яакова (Иакова). На левитов возлагались обязанности по помощи коэнам (см. Коэн) в храмовой службе; кроме того, они составляли основу храмового хора. Левиты не имели своего надела в земле Израиля и жили среди представителей других колен. Статус левита, как и статус коэна, передается по наследству по отцовской линии. В наши дни левитам предоставляется привилегия вторыми подниматься к чтению Торы после коэнов, и они получают право омывать коэнам руки перед тем, как последние начнут благословлять народ во время молитвы. Сегодня потомков Леви легко определяют по фамилиям – Леви, Левин, Левитан, Левитанский и т. д. До появления фамилий память о своем происхождении от Леви передавалась в семье из поколения в поколение.

 

Лилит – согласно еврейской демонологии, первая жена первого человека – Адама, созданная до Евы и изменившая ему с Сатаном (Дьяволом). Тогда Адам взмолился Богу на бежавшую жену, и Всевышний послал ей вдог


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.