Использование материалов «детской укладки» с учетом возрастных особенностей детей и переживания психотравмирующего события — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Использование материалов «детской укладки» с учетом возрастных особенностей детей и переживания психотравмирующего события

2019-08-07 341
Использование материалов «детской укладки» с учетом возрастных особенностей детей и переживания психотравмирующего события 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При выборе различных методов арт-терапии и материалов для игры и творчества важно ориентироваться не только на задачи того или иного этапа переживания ребенком психотравмирующего события, но и учитывать возраст ребенка, а также его специфические реакции на психотравмирующее событие и поведенческие проявления.

Стоит обратить внимание на возможности использования материалов «детской укладки» в арт-терапевтических упражнениях для оказания экстренной психологической помощи детям в зависимости от возраста и особенностей переживания психотравмирующего события (Таблица 2).

Таблица 2

Арт-терапевтические упражнения для оказания экстренной психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с использованием материалов «детской укладки»

Возр. Специфические реакции и поведенческие проявления Название метода арт-терапии и упражнения Перечень материалов из «детской укладки»

Дошкольный (3-7 лет)

Потеря ощущения границ тела, переживание резких эмоциональных скачков, «зависает» в реакциях, боится чего-то, что раньше не вызвало тревоги.

Изотерапия: - «Рисуем ладошки» - «Рисование фигуры» - цветные карандаши (или фломастеры, краски, гуашь) - бумага (или белый картон), - цветные мелки.
Изотерапия: - «Монотипия» - «Кляксография» - цветные карандаши (или фломастеры), - краски, гуашь, кисточки (можно нестандартные – спонжики, зубочистки), - бумага (или белый картон), - цветные мелки, - раскраска с четкими «жирными» границами.
Страх физического контакта Изотерапия: - «Рисуем ладошки»     - цветные карандаши (или фломастеры, краски, гуашь), - цветные мелки.
Потеря ощущения (чувствительности) конечностей – ног (теряют опору, заземленность) Изотерапия: - «Сильное дерево». - цветные карандаши (или фломастеры, краски, гуашь), - бумага (или белый картон), - цветные мелки.

Сильные в проявлениях эмоции, частая смена эмоций (то плачет, то смеётся – затем снова плачет)

- «Лепка из пластилина» - пластилин  
- «Изготовление кукол» - «Рисование истории» - Нитки - Лоскутки ткани
- Песочная терапия: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки» Переносная песочница с набором игрушек

 

Хаотичная моторика рук (что-то теребит, мнет, рвет, тянет и т.д.) Техника снятия нервно-мышечного напряжения. - массажное колечко - массажный мячик - эспандер
Чрезмерное психоэмоциональное напряжение, напряжение в теле, повышенная тревога. Ролевые игры: - «Кукольный театр» - «У медведя во бору» - «Сова» - «Море волнуется раз» - «Рыбаки и рыбки» - «Водоросли и рыбки» - «Запрещенное движение» Пальчиковые игры: - «Червячки» - «Ветер» Техники саморегуляции.   - пальчиковые и перчаточные куклы.    
  Страх одиночества, предчувствие опасности, замкнутость, напряжение в теле, мышечная боль, избегание тактильного контакта. Телесноориентированая терапия. - «Необычный пирог» - «Желудь-дуб» Сказкотерапия.  

Младший школьный

(8-13 лет)

Чрезмерное психоэмоциональное напряжение, напряжение в теле, повышенная тревога, чувство вины

Игротерапия: - «Одиннадцать» - «Ручка громкости»   - мягкая игрушка
Изотерапия. - «Амулет-оберег» - «Медаль за….» - «Ловушка для солнечных зайчиков» - «Каракули» - «Мой герб» - «Штриховка» Песочная терапия - «песочный дождик» Изотерапия: - бумага, картон - ножницы - цветные карандаши - ленточки - пластилин - бусины - краски - клей. Песочная терапия: Переносная песочница с набором игрушек
Страх одиночества, предчувствие опасности, замкнутость, напряжение в теле - мышечная боль, избегание тактильного контакта. Телесно-ориентированая терапия. - «Необычный пирог» Изотерапия: - «Парное рисование» -«Пальчиковое рисование» Сказкотерапия. Изотерапия: - бумага или картон - краски, карандаши, фломастеры - салфетки

 

Важно отметить, что формы и методы работы с теми или иными специфическими реакциями и поведенческими проявлениями у детей разного возраста носят рекомендательный характер, могут дополняться и корректироваться в зависимости от характера ЧС, участка работы психолога, комплектации «детской укладки». Описание всех перечисленных в Таблице 2 игр и упражнений представлено в Приложении 2.

Также важно при выборе конкретных методов и техник работы с ребенком опираться на собственные желания детей, интерес и предпочтение в выборе материалов в игровой и творческой деятельности.

Материалы «детской укладки» также возможно использовать для экспресс-диагностики психического состояния ребенка. При оказании экстренной психологической помощи детям диагностику не стоит выделять в отдельный, самостоятельный этап работы. Это объясняется особой яркостью и самоочевидностью симптоматики, на которую нацелена терапия, а также недостатком времени в связи с необходимостью оказания экстренной помощи. Оценка состояния ребенка осуществляется на основе наблюдения, беседы, жалоб родителей, анализа реакций на различные воздействия и т.п. Однако имеется группа диагностических методов, использование которых бывает очень полезным: это рисуночные методы экспресс-диагностики (Приложение 4).

Применение рисуночных тестов для выявления личностных и эмоциональных особенностей ребенка основано на принципе проекции, то есть «вынесения вовне» своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. [2, 5, 20]. Рисуя тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не требуется высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу.

Для выявления психологического состояния детей и подростков могут быть рекомендованы тесты: «Рисунок человека»; «Дом – дерево – человек»; «Несуществующее животное» с дополнительными заданиями «Злое животное», «Несчастное животное», «Счастливое животное»; «Рисунок семьи»; «Красивый рисунок»; «Свободный рисунок». Иногда бывает достаточно какого-либо одного из них, иногда требуется проведение двух-трех или более рисуночных тестов [5].

Для проведения экспресс-диагностики психического состояния ребенка при помощи рисуночной методики в «детской укладке» есть все необходимое: карандаши, краски, цветные мелки, бумага.

По результатам диагностики процесса переживания ребенком психотравмирующего события психолог может составить для родителей и психологов (если планируется пролонгированная помощь) рекомендации по дальнейшему взаимодействию с ним.

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми, переживающими психологическую травму

Для восстановления нормального психологического состояния ребенка после пережитой психотравмы большое значение имеет психокоррекционная работа с семьей в целом [10]. В результате психотравмы нарушаются нормальные детско-родительские связи, возникают симбиотические либо вынужденно дистанцированные отношения между ребенком и родителями. При появлении у ребенка нарушений поведения родители ощущают свою некомпетентность и беспомощность и невольно способствуют закреплению негативных поведенческих стереотипов: потакают детским капризам, особо остро реагируют на ипохондрические жалобы, оберегают от столкновений с малейшими жизненными трудностями.

Если психологическую травму пережили и родители, и ребенок (что типично для массовых катастроф), то темпы восстановления их психологического состояния существенно различаются. Обычно дети быстрее возвращаются к нормальному эмоциональному уровню благодаря большей психической гибкости и адаптивным возможностям. Состояние родителей изменяется медленнее и препятствует нормализации психического развития детей. Несмотря на то, что родители озабочены оказанием помощи своим детям, недостаточная критичность к собственному психологическому состоянию нередко заставляет их самих избегать психологической помощи. В связи с этим особое внимание следует обратить на привлечение родителей к работе над собственными психологическими проблемами и трудностями.

 На всех возрастных этапах развития детям всегда необходимо внимание и участие взрослого, поэтому психологу, помимо оказания экстренной психологической помощи детям, очень важно демонстрировать для родителей различные формы и методы взаимодействия с ребенком, для того, чтобы работа с детскими переживаниями могла быть продолжена силами родителей.

 Для того чтобы минимизировать влияние психотравмирующего события на дальнейшее психоэмоциональное развитие ребенка, для родителей рекомендации могут быть следующими:

- в период ЧС у ребенка могут возникнуть регрессивные проявления в поведении, это связано с повышенной потребностью в ощущении безопасности, внимании родителей, их заботе. Важно дать ребенку побыть «маленьким» не требовать от него взрослого и серьезного поведения.

- нужно постараться сохранить привычный для ребенка образ жизни (время еды, время сна, семейные традиции и т.д.);

- постараться оградить детей от информации, передаваемой в СМИ, так как дети очень чувствительны и могут остро реагировать на все, что напоминает им о психотравмирующем событии;

- если ребенок сам начинает разговор о произошедших событиях, задавать конкретные вопросы - давать честные ответы, но на доступном для его понимания языке, разрешать ребенку говорить о переживаниях, связанных с произошедшими событиями тогда, когда этого ему захочется;

- поощрять выражение ребенком собственных чувств через игру или рисунки: такой способ является более подходящим для детей рассказать о том, что они пережили;

- внимательно следить за изменениями в поведении ребёнка: если что-то насторожило, то немедленно обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Например, нарушения сна, аппетита, чрезмерная замкнутость, заторможенность, немотивированная агрессия и т.п.

- открыто выражать свои собственные переживания [4].

Вышеперечисленные рекомендации специалист должен доносить до родителей в доступной для них форме, с учетом их восприятия и особенностей переживания психотравмирующего события. Нередко родителей волнуют вопросы о взаимодействии с детьми, пережившими психотравмирующее событие. Ниже приведен список вопросов и ответов на них. 

 

1. Вопрос: Сообщать ли ребёнку о смерти близкого человека или нет?

Ответ: Да, сообщать.Сообщение ребенку трагической вести – непростая задача, она требует от взрослого душевной мягкости, терпения и мужества. Желательно, чтобы это взял на себя близкий ребенку человек. Ни в коем случае не стоит скрывать случившееся, так как тем самым создается почва для страхов и недоверия к взрослым, т.к. ребенок, как правило, может остро ощущать утрату, замечать отсутствие близкого человека.

Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «умер». Фразы «навсегда заснул» могут быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов. Если известие о смерти родственника предстоит принять дошкольнику, можно воспользоваться сравнением с прошлым опытом потерь (например, со смертью домашнего животного), чтобы ребенок смог уяснить смысл случившегося. При этом возможна более интенсивная эмоциональная реакция, поэтому нужно позволить ребенку выразить свои чувства во всей их полноте. Важно понимать, что ребенок в этот момент может нуждаться в тактильном контакте, а может какое-то время избегать его.

2. Вопрос: Включать ли ребенка в хлопоты, связанные с похоронами?

Ответ: Исключенный из общего процесса, ребенок будет чувствовать себя покинутым, оставленным наедине со своими чувствами, что только усилит страдание от потери. Поэтому необходимо сделать все, чтобы он чувствовал себя любимым, находился в контакте с близкими ему людьми. Если позволяет возраст и ребенок не отказывается, полезно подключить его к общим делам, связанным с похоронами, поручив ему то, что он в состоянии выполнить. В то же время нельзя перегружать ребенка делами и требовать от него взрослого поведения. Напротив, несмотря на собственные переживания и массу хлопот, взрослым нужно постараться найти в себе силы заботиться о ребенке как обычно: кормить его, укладывать спать и выполнять другие повседневные заботы, потому что так он будет чувствовать, что жизнь продолжается. Для ребенка это важно.

 

3. Вопрос: Брать ли ребенка дошкольного, младшего школьного возраста с собой на похороны?

Ответ: Участие в похоронах помогает ребенку принять реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. Участвуя в семейном трауре, дети, познают то новое и неведомое, с чем они сталкиваются в лице смерти близкого. Кроме того, без прощания отношения ребенка с умершим могут остаться незавершенными, что нередко приводит к возникновению различных страхов. В то же время «последние проводы» будут выполнять свою конструктивную функцию только в том случае, если ребенок внутренне готов к такой церемонии. Необходимо на доступном для ребенка языке описать процесс прощания и погребения, рассказать о том, кто будет присутствовать, и какие эмоциональные проявления людей он может наблюдать (люди будут грустить, кто-то будет плакать). Если ребенок выражает готовность и желание участвовать в процессе похорон важно, чтобы его сопровождал кто-то из знакомых ему людей, готовый в процессе мероприятия отойти с ребенком в сторону, вернуться домой, ответить на возникающие у ребенка вопросы.

Если он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Важно дать ребенку возможность рассказать о своих чувствах и прояснить возможные неправильные представления и страхи.

4. Вопрос: Вспоминать в присутствии ребёнка умершего или нет?

  Ответ: Если взрослые избегают говорить с ребенком об умершем, то детское горе может быть не вполне прожитым. Будучи значимым при жизни, покойный должен занять определенное место в душе ребенка, не отвлекая его, однако, от реальности. Взрослым не следует оставлять без внимания адресованные им вопросы и высказывания об умершем. Желательно время от времени вслух вспоминать о том, что ему нравилось («Это было его любимое блюдо»), об интересных моментах его жизни (особенно из детства), продолжать взаимно делиться чувствами. Посещая кладбище, ребенка стоит пригласить с собой, но не настаивать, если он отказывается. Можно привлечь его к оформлению памятного фотоальбома, а в годовщину смерти в той или иной форме нужно вместе почтить память умершего. Например, встреча в узком семейном кругу, когда у всех присутствующих есть возможность поделиться друг с другом светлыми воспоминаниями, связанными с умершим. Также можно посвящать памяти покойного какие-либо действия, например, посадить дерево, пройтись по его любимым местам в городе и сделать это традицией.

 

5. Вопрос: Есть ли какие-то обобщенные рекомендации по поводу того, как взрослым вести себя с ребенком, перенесшим утрату?

Ответ: Р одителям и другим родственникам желательно говорить с детьми о постигшем семью горе, позволять им видеть свою печаль, делиться с ними чувствами. Если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо. В то же время надо учитывать, что дети не в состоянии вынести весь груз боли, испытываемой взрослыми, поэтому нужно стараться сбалансировать, насколько возможно, разделение печальных чувств и совместные приятные дела. Необходимо, чтобы они продолжали выражать свою любовь к нему – для детей так важно в период траура чувствовать себя значимыми и любимыми.

Особенно важно быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение, быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние). Всё это не только поможет ребенку пережить горе, но и способствует достижению определенных позитивных результатов, а именно снижению психоэмоционального напряжения, углублению взаимоотношений с близкими, принятию реальности смерти, расширению мировоззрения. Участвуя в траурных мероприятиях, ребенок приобретает важный жизненный опыт, усваивает модели поведения в случае смерти близкого человека. Взрослые должны сделать всё возможное, чтобы ребенок продолжал вести полноценную жизнь, несмотря на произошедшие события.

6. Вопрос: Как понять, что ребенка что-то тревожит в связи утратой близкого человека (младший школьный возраст)?

Ответ: Психологи выделяют ряд проявлений в поведении ребенка, которые сигнализируют о повышенной тревожности у детей. К ним относятся:

- ребенок быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность;

- ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения;

- ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового;

- ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности;

- если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения;

- склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

 

7. Вопрос: Как помочь ребенку справиться с сильными переживаниями психотрамирующего события?

Ответ: Реакция ребенка на психотравмирующее событие зависит от целого ряда факторов: возраст, характер, степень тяжести, уровень поддержки, получаемой от членов семьи и друзей. Именно поддержка, исходящая от родителей во время и после психотравмы, является основным фактором ее успешного преодоления.

Ниже приведен ряд практических рекомендаций, которые помогут справиться с кризисной ситуацией:

- уделяйте ребенку больше времени;

- говорите с ребенком на понятном ему языке;

- ограничьте доступ ребенка к средствам массовой информации, если событие связанное с утратой имело общественный резонанс;

- старайтесь поддерживать обыденный распорядок жизни, не вносите, по возможности, больших изменений в его жизни (переезд, перевод в другую школу)

- внимательно следите за изменениями в поведении ребенка, которые могут говорить о наличии у ребенка стрессового состояния, (нарушение сна, «страшные сны», длительное нарушение аппетита, немотивированная агрессия, снижение потребности в общении) и при необходимости обращайтесь к специалисту-психологу.

 

8. Вопрос: Как понять, что ребенку нужна помощь специалиста – психолога?

Ответ: Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят происшедшее с ним событие, или жалуется на "страшные сны", на это обязательно нужно обратить внимание. Подобные модели поведения нормальны сразу же после психотравмы и помогают ребенку справиться с ней. Однако если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились, подумайте о том, что стоит обратиться за профессиональной помощью.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2000.

2. Бук Дж. Тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) //Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 260–344.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во МГУ. 1984. 77 c.

4. ВенгерА.Л.Методики «Уничтожение страха» и «Обогащение рисунка» // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция /Под ред. В.С. Мухиной. – М.: «Прометей», 1992. C. 116–120.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Владос-Пресс, 2007. 132 с.

6. Грабенко Т.М. Сказка – основа спасения. Как помочь человеку в тяжелых жизненных ситуациях? (методические рекомендации). СПб.: Речь, 2011. 128 с.

7. Дукаревич М.З. Рисунок несуществующего животного//Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: Изд-во МГУ, 1990. 172 с.

8. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка //Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика,1986. С. 260–275.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с: ил.

10. Изотова М.Х. Психологическая помощь родителей детям в преодолении психотравмирующей ситуации: методический материал //Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане «Беслан. 5 лет вместе». М.: 2009. С. 85–90.

11. Колошина Т. Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002. – 84с.

12. Кондрат Г.В. Социальные нарушения в поведении и реагировании детей и подростков, переживших террористический акт в Беслане: методический материал //«Беслан. 5 лет вместе» Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане. – М.: 2009. С. 108–112.

13. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999.

14. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) //Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 1.

15. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм (методическое пособие). М.: НИО. 1999. 55с.

16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)

17. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку 2-е изд. //Под. ред. Е. Черепанова. – М.: Центр «Академия», 1997. 95 с.

18. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия (методическое пособие). – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 224 с.

19. Шефов С. А. Психология горя. – СПб.: Речь, 2006. 144 с.

20. Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений /Проективная психология. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 345–354.

21. Юл У., Уильямс Р.М. Стратегия вмешательства при психических травмах, возникших вследствие масштабных катастроф //Детская и подростковая психотерапия /Под ред. Д.А. Лейна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2007. С. 275–308.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.