Методы и формы работы с симптомами психотравмы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методы и формы работы с симптомами психотравмы

2019-08-07 341
Методы и формы работы с симптомами психотравмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ранее нами было отмечено, что актуальные задачи работы психолога с детьми зависят от того, на каком временном этапе после получения психотравмы оказывается психологическая помощь пострадавшим детям.

Так, одним из наиболее часто встречающихся симптомов при переживании психологической травмы является нарушение сна. Благоприятным условием для восстановления нервной системы ребенка будет являться работа специалиста-психолога, направленная на преодоление нарушений сна. Восстановлению сна способствуют релаксация и контроль за ритмом дыхания. Одним из вариантов такого контроля является задание на подстройку дыхания к ритму, непосредственно задаваемому психологом (психолог неторопливо считает, а ребенок делает вздох на каждый счет). Еще один вариант контроля – сосредоточение внимания ребенка на дыхании («Прислушайся к тому, как ты дышишь, но не старайся ничего делать со своим дыханием, не старайся управлять им»). Благодаря контролю дыхание становится более ровным и глубоким, снижается общая напряженность, минимизируется состояние общей тревоги. Если ребенок не хочет повторять за психологом и выполнять его просьбы, то можно воспользоваться мягкой игрушкой или пальчиковыми, перчаточными куклами и обратиться к ребенку от их имени. Для ребенка контакт со сказочными персонажами выступает как менее угрожающий, чем с незнакомым человеком (в нашем случае психологом).

Следующая важная задача работы психолога – восстановление общего уровня активности. Формы, в которых происходит восстановление, зависят от степени исходной психической заторможенности ребенка. Так, при сниженной активности целесообразно будет предложить ребенку простые задания на выбор: рисование, игру в куклы, собирание пазлов, а также разнообразные материалы для творчества: акварель, гуашь, пальчиковые краски, необычные предметы заменяющие кисточку (губку, лоскутки ткани, зубочистки).

В случае отказа ребенка от всех предлагаемых психологом видов деятельности, специалист может сам начать играть или рисовать в присутствии ребенка, периодически побуждая его принять в этом участие. Совместная деятельность с ребенком или взаимодействие на уровне «игра рядом» при выраженной психотравме является, порой, единственным способом коммуникации с ребенком, позволяющим корректировать трудности в общении.

При менее выраженной психической заторможенности ребенку предлагаются подвижные игры, игры с мячом, со скакалкой (см. Приложение 2).

Если подвижные игры организуются психологом в группе детей, то обязательно вводятся минимальные правила, позволяющие защитить детей от физических травм: запрещается драться, обижать друг друга, бросать игрушки и иные предметы друг в друга и т.п.

При выполнении задачи восстановления двигательной активности специфические психотерапевтические и психокоррекционные техники практически не используются, стимулируется свободная игра, двигательная и художественная активность (см. Приложение 2).

Восстановление активности служит эффективным средством преодоления детской тревоги, актуализирует симптоматику, которую ранее выявить было невозможно ввиду психической заторможенности ребенка и позволяет перейти к решению следующей задачи экспресс-коррекции – структурирование активности ребенка и отреагирование агрессии.

Для структурирования активности ребенка в его деятельность вводятся правила, увеличивается количество ограничений (например: «поиграл – убери за собой игрушки»). Детям, состояние которых исходно характеризуется высокой активностью, правила и ограничения вводятся с самого начала психокоррекционной работы.

Для отреагирования агрессии эффективен метод игротерапии, детям предлагаются такие игры и упражнения, как:

- фехтование надувными мечами (надуваются из воздушных шаров);

- прокалывание воздушных шаров;

- игры с игрушками, изображающими агрессивных персонажей (Волк, Баба Яга);

- создание рисунка с агрессивным сюжетом;

- разрывание бумаги или картона.

В ходе проведения упражнений и игр, позволяющих детям отреагировать агрессию, важно ввести правила и тщательно следить за тем, чтобы эта агрессия не направлялась на других детей.

Как правило, отреагирование агрессии сопровождается громкими звуками, что также является полезным для преодоления боязни громких звуков (акузофобии), часто диагностируемой у пострадавших детей.

Материалы для работы с детьми с использованием вышеперечисленных техник могут находиться в «детской укладке» психолога, выезжающего на место ЧС для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим.

       Идея состава наполнения «Детской укладки» появилась с учетом опыта работы психологов Центра экстренной психологической помощи МЧС России в различных чрезвычайных ситуациях, где среди пострадавших были дети. Специалисты сталкивались с ситуациями, когда пострадавший ребенок оставался без важных для него игрушек, книжек и других привычных вещей, что значительно осложняло работу психолога с ним. Поэтому специалисты при выезде на происшествие стали брать с собой игрушки и элементарные материалы для детского творчества: краски, карандаши, бумагу. Сумка (рюкзак) с этими материалами была условно названа «детской укладкой». Позже её наполнение стало более разнообразным: в укладке появились пальчиковые и перчаточные куклы, пластилин и другие материалы, помогающие детям выражать своё психоэмоциональное состояние.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.