Тема: «Особенности работы с детьми при переживании утраты близкого человека. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема: «Особенности работы с детьми при переживании утраты близкого человека.

2019-08-07 1125
Тема: «Особенности работы с детьми при переживании утраты близкого человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: «Особенности работы с детьми при переживании утраты близкого человека.

Поделюсь своим опытом в работе с детьми, при утрате близкого человека и рекомендациями психологов ЦЭПП МЧС России, основанными на реальной работе по данной теме. В своей работе с утратой я использую методы и приемы гештальт терапии, сказкотерапии, песочной терапии, арт-терапии.

Несмотря на то, что смерть может наступить по разным причинам (старость, болезнь, несчастный случай, самоубийство), это всегда трагедия, которая может как непосредственно, так и в определенный период воздействовать на психику человека любого возраста, приводить к расстройствам эмоций, поведения и адаптации.

Для переживания смерти близкого лица, человек должен проделать большую внутреннюю работу, осуществив процесс горевания. Если работа проживания горя прошла неудачно или была не завершена, горе может приобрести патологический характер. В своей работе «Печаль и меланхолия» З. Фрейд писал, что человек достаточно длительное время сохраняет отношения с умершим, формируя в своей психике так называемого «психического двойника» и реагируя на его эмоциональное присутствие (1998 г). Чем значимей для личности такой возникший «двойник», тем труднее пересмотреть отношения с ним и тем сильнее переживание утраты. В период поглощённости отношениями с «психическим двойником» умершего горюющий не продвигается к отсоединению от него, поскольку тот необходим ему для поддержания самооценки. Такое положение не позволяет примириться с фактом смерти, понять необходимость кардинального изменения жизни и ее нового осмысления.

Эффективной работе горя может препятствовать ряд внешних обстоятельств. 

Для смягчения их влияния во всех культурах разработан обряд похорон, который предусматривает не только выполнение определенных действий, но и создает для горюющего условия восприятия изменений тела умершего и прощания с ним.

Если человек на похоронах не присутствовал, умершего не видел, и с ним должным образом не попрощался, его смерть с кем-то не обсуждал, то он остался наедине со своим горем. И тогда его поглощенность психотравмирующими событиями усугубляется. Это обуславливает необходимость предоставления адекватной помощи горюющему – соответствующими специалистами.

Кризисное психологическое вмешательство часто предполагает однократную интервенцию, включающее выявление психотравмирующих переживаний, создание условий для их отреагирования, улучшение актуального состояния и формирования образа позитивного будущего у клиента. Подобное вмешательство должно базироваться на вере клиента и быть направлено на усиление/перестройку его психологической защиты и укрепление личностных ресурсов: искусственная процедура «оплакивания», условное разделение миров между «живым» и «умершим», для озвучивания и обсуждения актуальных проблем. Взаимного прощания; последующий вывод клиента из мира психотравмирующих переживаний в мир позитивного будущего.

Абота горя

Весь процесс переживания утраты называется работой горя, в процессе которой горюющий должен решить следующие задачи:

1. Признать факт и обстоятельства потери.

2. Пережить боль потери и все сложные чувства, сопутствующие утрате.

3. Возобновить отношения с окружением, в котором ощущается отсутствие объекта утраты.

4. Выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.

Общие принципы работы с горюющим человеком

1.Важно отслеживать собственное состояние во время работы с пострадавшими, пережившими утрату.

2.Стоит помнить, что горевание – это процесс нелинейный. Необходимо быть готовым к различным проявлениям горя в разные периоды. Кроме того, перед психологом встает сложная задача: с одной стороны, не форсировать события, а с другой – помнить о возможности растягивания горя и его отсрочке.

 

Возрастные особенности реагирования детей

РАЗДЕЛ 3. ОКАЗАНИЕ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛОВ «ДЕТСКОЙ УКЛАДКИ»

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми, переживающими психологическую травму

Для восстановления нормального психологического состояния ребенка после пережитой психотравмы большое значение имеет психокоррекционная работа с семьей в целом [10]. В результате психотравмы нарушаются нормальные детско-родительские связи, возникают симбиотические либо вынужденно дистанцированные отношения между ребенком и родителями. При появлении у ребенка нарушений поведения родители ощущают свою некомпетентность и беспомощность и невольно способствуют закреплению негативных поведенческих стереотипов: потакают детским капризам, особо остро реагируют на ипохондрические жалобы, оберегают от столкновений с малейшими жизненными трудностями.

Если психологическую травму пережили и родители, и ребенок (что типично для массовых катастроф), то темпы восстановления их психологического состояния существенно различаются. Обычно дети быстрее возвращаются к нормальному эмоциональному уровню благодаря большей психической гибкости и адаптивным возможностям. Состояние родителей изменяется медленнее и препятствует нормализации психического развития детей. Несмотря на то, что родители озабочены оказанием помощи своим детям, недостаточная критичность к собственному психологическому состоянию нередко заставляет их самих избегать психологической помощи. В связи с этим особое внимание следует обратить на привлечение родителей к работе над собственными психологическими проблемами и трудностями.

 На всех возрастных этапах развития детям всегда необходимо внимание и участие взрослого, поэтому психологу, помимо оказания экстренной психологической помощи детям, очень важно демонстрировать для родителей различные формы и методы взаимодействия с ребенком, для того, чтобы работа с детскими переживаниями могла быть продолжена силами родителей.

 Для того чтобы минимизировать влияние психотравмирующего события на дальнейшее психоэмоциональное развитие ребенка, для родителей рекомендации могут быть следующими:

- в период ЧС у ребенка могут возникнуть регрессивные проявления в поведении, это связано с повышенной потребностью в ощущении безопасности, внимании родителей, их заботе. Важно дать ребенку побыть «маленьким» не требовать от него взрослого и серьезного поведения.

- нужно постараться сохранить привычный для ребенка образ жизни (время еды, время сна, семейные традиции и т.д.);

- постараться оградить детей от информации, передаваемой в СМИ, так как дети очень чувствительны и могут остро реагировать на все, что напоминает им о психотравмирующем событии;

- если ребенок сам начинает разговор о произошедших событиях, задавать конкретные вопросы - давать честные ответы, но на доступном для его понимания языке, разрешать ребенку говорить о переживаниях, связанных с произошедшими событиями тогда, когда этого ему захочется;

- поощрять выражение ребенком собственных чувств через игру или рисунки: такой способ является более подходящим для детей рассказать о том, что они пережили;

- внимательно следить за изменениями в поведении ребёнка: если что-то насторожило, то немедленно обратиться к специалисту (психологу, психотерапевту). Например, нарушения сна, аппетита, чрезмерная замкнутость, заторможенность, немотивированная агрессия и т.п.

- открыто выражать свои собственные переживания [4].

Вышеперечисленные рекомендации специалист должен доносить до родителей в доступной для них форме, с учетом их восприятия и особенностей переживания психотравмирующего события. Нередко родителей волнуют вопросы о взаимодействии с детьми, пережившими психотравмирующее событие. Ниже приведен список вопросов и ответов на них. 

 

1. Вопрос: Сообщать ли ребёнку о смерти близкого человека или нет?

Ответ: Да, сообщать.Сообщение ребенку трагической вести – непростая задача, она требует от взрослого душевной мягкости, терпения и мужества. Желательно, чтобы это взял на себя близкий ребенку человек. Ни в коем случае не стоит скрывать случившееся, так как тем самым создается почва для страхов и недоверия к взрослым, т.к. ребенок, как правило, может остро ощущать утрату, замечать отсутствие близкого человека.

Говоря о смерти, необходимо выражаться прямо, употребляя слово «умер». Фразы «навсегда заснул» могут быть неверно истолкованы и стать источником невротических страхов. Если известие о смерти родственника предстоит принять дошкольнику, можно воспользоваться сравнением с прошлым опытом потерь (например, со смертью домашнего животного), чтобы ребенок смог уяснить смысл случившегося. При этом возможна более интенсивная эмоциональная реакция, поэтому нужно позволить ребенку выразить свои чувства во всей их полноте. Важно понимать, что ребенок в этот момент может нуждаться в тактильном контакте, а может какое-то время избегать его.

2. Вопрос: Включать ли ребенка в хлопоты, связанные с похоронами?

Ответ: Исключенный из общего процесса, ребенок будет чувствовать себя покинутым, оставленным наедине со своими чувствами, что только усилит страдание от потери. Поэтому необходимо сделать все, чтобы он чувствовал себя любимым, находился в контакте с близкими ему людьми. Если позволяет возраст и ребенок не отказывается, полезно подключить его к общим делам, связанным с похоронами, поручив ему то, что он в состоянии выполнить. В то же время нельзя перегружать ребенка делами и требовать от него взрослого поведения. Напротив, несмотря на собственные переживания и массу хлопот, взрослым нужно постараться найти в себе силы заботиться о ребенке как обычно: кормить его, укладывать спать и выполнять другие повседневные заботы, потому что так он будет чувствовать, что жизнь продолжается. Для ребенка это важно.

 

3. Вопрос: Брать ли ребенка дошкольного, младшего школьного возраста с собой на похороны?

Ответ: Участие в похоронах помогает ребенку принять реальность утраты, осознать, что умерший не вернется. Участвуя в семейном трауре, дети, познают то новое и неведомое, с чем они сталкиваются в лице смерти близкого. Кроме того, без прощания отношения ребенка с умершим могут остаться незавершенными, что нередко приводит к возникновению различных страхов. В то же время «последние проводы» будут выполнять свою конструктивную функцию только в том случае, если ребенок внутренне готов к такой церемонии. Необходимо на доступном для ребенка языке описать процесс прощания и погребения, рассказать о том, кто будет присутствовать, и какие эмоциональные проявления людей он может наблюдать (люди будут грустить, кто-то будет плакать). Если ребенок выражает готовность и желание участвовать в процессе похорон важно, чтобы его сопровождал кто-то из знакомых ему людей, готовый в процессе мероприятия отойти с ребенком в сторону, вернуться домой, ответить на возникающие у ребенка вопросы.

Если он не хочет идти на похороны, то ни в коем случае нельзя его заставлять или вызывать по этому поводу чувство вины. Важно дать ребенку возможность рассказать о своих чувствах и прояснить возможные неправильные представления и страхи.

4. Вопрос: Вспоминать в присутствии ребёнка умершего или нет?

  Ответ: Если взрослые избегают говорить с ребенком об умершем, то детское горе может быть не вполне прожитым. Будучи значимым при жизни, покойный должен занять определенное место в душе ребенка, не отвлекая его, однако, от реальности. Взрослым не следует оставлять без внимания адресованные им вопросы и высказывания об умершем. Желательно время от времени вслух вспоминать о том, что ему нравилось («Это было его любимое блюдо»), об интересных моментах его жизни (особенно из детства), продолжать взаимно делиться чувствами. Посещая кладбище, ребенка стоит пригласить с собой, но не настаивать, если он отказывается. Можно привлечь его к оформлению памятного фотоальбома, а в годовщину смерти в той или иной форме нужно вместе почтить память умершего. Например, встреча в узком семейном кругу, когда у всех присутствующих есть возможность поделиться друг с другом светлыми воспоминаниями, связанными с умершим. Также можно посвящать памяти покойного какие-либо действия, например, посадить дерево, пройтись по его любимым местам в городе и сделать это традицией.

 

5. Вопрос: Есть ли какие-то обобщенные рекомендации по поводу того, как взрослым вести себя с ребенком, перенесшим утрату?

Ответ: Р одителям и другим родственникам желательно говорить с детьми о постигшем семью горе, позволять им видеть свою печаль, делиться с ними чувствами. Если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо. В то же время надо учитывать, что дети не в состоянии вынести весь груз боли, испытываемой взрослыми, поэтому нужно стараться сбалансировать, насколько возможно, разделение печальных чувств и совместные приятные дела. Необходимо, чтобы они продолжали выражать свою любовь к нему – для детей так важно в период траура чувствовать себя значимыми и любимыми.

Особенно важно быть вместе с ребенком, поддерживать эмоциональный и физический контакт с ним, внимательно относиться к его состоянию и желаниям, честно отвечать на вопросы, проявлять терпение, быть открытым чувствам ребенка и делиться с ним своими в приемлемой форме, соблюдая меру (чтобы не спровоцировать страх или отчаяние). Всё это не только поможет ребенку пережить горе, но и способствует достижению определенных позитивных результатов, а именно снижению психоэмоционального напряжения, углублению взаимоотношений с близкими, принятию реальности смерти, расширению мировоззрения. Участвуя в траурных мероприятиях, ребенок приобретает важный жизненный опыт, усваивает модели поведения в случае смерти близкого человека. Взрослые должны сделать всё возможное, чтобы ребенок продолжал вести полноценную жизнь, несмотря на произошедшие события.

6. Вопрос: Как понять, что ребенка что-то тревожит в связи утратой близкого человека (младший школьный возраст)?

Ответ: Психологи выделяют ряд проявлений в поведении ребенка, которые сигнализируют о повышенной тревожности у детей. К ним относятся:

- ребенок быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность;

- ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения;

- ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового;

- ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности;

- если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения;

- склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.

 

7. Вопрос: Как помочь ребенку справиться с сильными переживаниями психотрамирующего события?

Ответ: Реакция ребенка на психотравмирующее событие зависит от целого ряда факторов: возраст, характер, степень тяжести, уровень поддержки, получаемой от членов семьи и друзей. Именно поддержка, исходящая от родителей во время и после психотравмы, является основным фактором ее успешного преодоления.

Ниже приведен ряд практических рекомендаций, которые помогут справиться с кризисной ситуацией:

- уделяйте ребенку больше времени;

- говорите с ребенком на понятном ему языке;

- ограничьте доступ ребенка к средствам массовой информации, если событие связанное с утратой имело общественный резонанс;

- старайтесь поддерживать обыденный распорядок жизни, не вносите, по возможности, больших изменений в его жизни (переезд, перевод в другую школу)

- внимательно следите за изменениями в поведении ребенка, которые могут говорить о наличии у ребенка стрессового состояния, (нарушение сна, «страшные сны», длительное нарушение аппетита, немотивированная агрессия, снижение потребности в общении) и при необходимости обращайтесь к специалисту-психологу.

 

8. Вопрос: Как понять, что ребенку нужна помощь специалиста – психолога?

Ответ: Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят происшедшее с ним событие, или жалуется на "страшные сны", на это обязательно нужно обратить внимание. Подобные модели поведения нормальны сразу же после психотравмы и помогают ребенку справиться с ней. Однако если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились, подумайте о том, что стоит обратиться за профессиональной помощью.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2000.

2. Бук Дж. Тест «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) //Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 260–344.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: Изд-во МГУ. 1984. 77 c.

4. ВенгерА.Л.Методики «Уничтожение страха» и «Обогащение рисунка» // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция /Под ред. В.С. Мухиной. – М.: «Прометей», 1992. C. 116–120.

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: Владос-Пресс, 2007. 132 с.

6. Грабенко Т.М. Сказка – основа спасения. Как помочь человеку в тяжелых жизненных ситуациях? (методические рекомендации). СПб.: Речь, 2011. 128 с.

7. Дукаревич М.З. Рисунок несуществующего животного//Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М.: Изд-во МГУ, 1990. 172 с.

8. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка //Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. – М.: Педагогика,1986. С. 260–275.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с: ил.

10. Изотова М.Х. Психологическая помощь родителей детям в преодолении психотравмирующей ситуации: методический материал //Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане «Беслан. 5 лет вместе». М.: 2009. С. 85–90.

11. Колошина Т. Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации. – М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002. – 84с.

12. Кондрат Г.В. Социальные нарушения в поведении и реагировании детей и подростков, переживших террористический акт в Беслане: методический материал //«Беслан. 5 лет вместе» Сборник материалов специалистов, работавших в Беслане. – М.: 2009. С. 108–112.

13. Копытин А.И. Основы арттерапии. СПб, 1999.

14. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) //Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 1.

15. Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И. Преодоление психологических травм (методическое пособие). М.: НИО. 1999. 55с.

16. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога)

17. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку 2-е изд. //Под. ред. Е. Черепанова. – М.: Центр «Академия», 1997. 95 с.

18. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия (методическое пособие). – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. 224 с.

19. Шефов С. А. Психология горя. – СПб.: Речь, 2006. 144 с.

20. Ширн Ч., Расселл К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-родительских взаимоотношений /Проективная психология. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 345–354.

21. Юл У., Уильямс Р.М. Стратегия вмешательства при психических травмах, возникших вследствие масштабных катастроф //Детская и подростковая психотерапия /Под ред. Д.А. Лейна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2007. С. 275–308.

 

САМЫЙ ВАЖНЫЙ СЕКРЕТ

Дорогие друзья!

В посте, посвященном концепции работы со страхами, терапии Смелости, Ирина Иванова спросила: “А как быть со страхом смерти?” И я напомнила о опять-таки концептуальной сказке-беседе “Самый важный секрет”. Некоторые из вас также проявили интерес к этой теме. Поэтому я выкладываю здесь этот материал. Возможно, он поможет кому-то из вас более точно, более органично восприятию ребенка и актуальной жизненной ситуации говорить о Жизни и Смерти.

Татьяна Зинкевич-Евстигнеева

СКАЗКА САМЫЙ ВАЖНЫЙ СЕКРЕТ

Далеко-далеко, высоко-высоко есть чудесная страна. Живут там прекрасные существа. Правда, для нас они могут показаться необычными: их облик, хоть и похож на наш, но всё же больше напоминает облака, чем людей. Эти существа зовутся Душами.

Души живут очень интересно: они стараются делать как можно больше добрых дел. Но особенно им нравится наблюдать за людьми и участвовать в их жизни. Так, например, наблюдая за каким-нибудь ребенком, увидит Душа, что тот расстроен, плачет или капризничает, подлетит поближе и начнет нашептывать на ушко добрые хорошие слова. А малыш ее не видит, и думает, что плохое настроение и неприятности проходят сами собой. Но Души не обижаются на людей за то, что те не замечают их присутствия. Для них самое главное – нести добро в сердца людей.

Есть люди, которые чувствуют присутствие Душ рядом. Эти люди называют Души Ангелами-Хранителями. Люди даже рисуют Ангелов-Хранителей и обращаются к ним за помощью. Конечно, Души помогают тем, кто их просит. И эта помощь ощущается людьми как покой на сердце, или как чувство спокойной радости.

Можно подумать, что Души всесильны и люди могут только у них что-то просить. Можно подумать, что люди ничем не должны помогать Душам. Но это не так. Люди могут очень многое сделать для Душ.

Дело в том, что Души очень хотят что-то сделать в том мире, в котором живут люди. Может, они хотят построить прекрасные дома, или нарисовать чудесные картины, вырастить цветы и фрукты, помочь Земле быть чистой и красивой. Но Души ведь похожи на облачка, у них нет таких плотных ног, чтобы ходить по земле; у них нет таких плотных рук, как у нас с тобой, чтобы рисовать, писать и строить, держать руль машины и сажать цветы. Представь себе, как это непросто: носить в себе чудесные желания и не иметь возможности их воплотить в жизнь!

Вот, оказывается, в чем люди могут помочь Душам. Люди могут помочь Душам осуществлять их желание делать жизнь на земле красивой. Ведь люди имеют руки, чтобы строить и рисовать, они имеют голос и речь, чтобы советоваться друг с другом, они имеют ноги, чтобы ходить и наблюдать за тем, что и кто нуждается в помощи.

Интересно, а каждый ли человек может помочь Душам осуществлять их заветные желания?

Может, для этого нужно обладать особыми качествами?

Если это так, то какими, по-твоему, качествами должен обладать человек, который может помочь Душам?

(Здесь предполагается выслушать мнение ребенка, и обсудить с ним эти вопросы. После можно спросить: а кто из твоих близких или знакомых тебе людей обладает такими качествами? А сам ты ими обладаешь? Как ты думаешь, можно ли развивать в себе эти качества? Что для этого нужно делать? А ты что-то готов делать для этого сам? Кто бы мог тебе в этом помочь? В чем будет заключаться помощь?)

А теперь пришло время открыть важный секрет. Оказывается, Души могут становиться людьми! Когда маленький ребенок растет в животе у мамы, только еще собираясь появиться на свет, Душа принимает важное для себя решение. Она решает покинуть свою чудесную страну, для того чтобы начать жить рядом с человеком на земле. И когда маленький человечек рождается, вместе с ним рождается и его Душа. Душа, которая выбрала этого человечка и ради него покинула свою чудесную страну.

Человек растет и вместе с ним растет Душа. Благодаря ей даже совсем еще маленький человек совершает хорошие добрые дела.

Как ты думаешь, какие дела человек совершает благодаря Душе?

Конечно, прежде всего, Душа помогает человеку быть чутким. Знаешь ли ты, что это значит?

Благодаря чуткости человек тонко чувствует настроение других людей, особенно тех, кто его любит. Он чувствует, когда близкий человек грустит или радуется, печалится или устал. И вот тогда Душа помогает ему найти хорошее слово, чтобы утешить или подбодрить, или разделить радость.

Как ты думаешь, важно ли это?

Да, ты прав – это очень важно. Потому что благодаря чуткости человек, даже самый маленький, может проявлять свою Любовь к близким людям. А Любовь, как ты знаешь, это то, без чего не может жить ни одно существо на свете.

Однако ты можешь спросить: если все люди обладают Душой, а Душа помогает быть чутким и любящим, то почему некоторые люди ссорятся, воюют, разрушают то, что строят другие? То есть, ведут себя не как чуткие и любящие люди.

Есть вопросы, на которые сложно ответить даже самым умным взрослым. И этот вопрос один из них. Может быть, люди ссорятся, зляться от того, что не знают, что у них есть Душа и можно жить по-другому? А может быть, некоторым людям вовсе не нужно знать, что у них есть Душа? А может, есть такие люди, у которых нет Души? Как ты думаешь?

Над этими вопросами многие люди думают всю жизнь. Правда, нечасто они об этом говорят вслух.

А теперь, нам откроется самый главный секрет.

Оказывается, Душа может жить вместе с человеком только некоторое время. У каждой Души есть свой СРОК жизни вместе с человеком. Например, ты знаешь, что можешь смотреть мультфильмы с пяти часов до шести часов. Об этом говорят – есть СРОК смотреть мультфильмы. То есть СРОК имеет начало и конец.

Так с рождением человека начинается СРОК жизни Души и человека вместе. Когда он истекает, Душа чувствует, что ее срок жизни вместе с человеком на земле подходит к концу, - и она должна покинуть человека, чтобы вернуться обратно в свою чудесную страну. Это естественное течение Жизни.

В тот момент, когда Душа прощается с человеком и улетает в свою страну, человек, точнее его тело, больше не может жить без Души. И про такого человека люди говорят: «Он умирает» или «Он умер».

В этот момент на глазах самых близких человеку людей появляются слезы. Ведь когда кто-то любимый и близкий уезжает далеко, в другой город, многие тоже плачут. Расставание и разлука с теми, кого мы любим, трогает нашу Душу, наше сердце и наш разум. Когда близкого человека нет рядом, нам сложно помочь ему и поддержать его; позаботиться о том, чтобы у него было хорошее настроение и самочувствие.

И вот когда человек умирает, любящие люди понимают, что его Душа улетела далеко, в свою чудесную страну, откуда она родом. Но как же можно заботиться о том, кого нет рядом? Оказывается, можно.

Представь себе, что ты едешь в поезде или автобусе в другой город. Ехать предстоит много часов и дней, потому что ты едешь в далекий-далекий город. Если будет жесткое сидение, или если будет укачивать в машине, поездка доставит много неприятностей. Поэтому, когда люди отправляются в путешествие, они проверяют: удобное ли у них сидение, достаточно ли у них еды и многое другое.

Вот и Душа, когда ее срок жизни вместе с человеком заканчивается, должна отправиться в долгое путешествие в свою страну. И чтобы в дороге ей было хорошо, ей нужна помощь людей, которые любили того человека, вместе с которым жила Душа.

Тема: «Особенности работы с детьми при переживании утраты близкого человека.

Поделюсь своим опытом в работе с детьми, при утрате близкого человека и рекомендациями психологов ЦЭПП МЧС России, основанными на реальной работе по данной теме. В своей работе с утратой я использую методы и приемы гештальт терапии, сказкотерапии, песочной терапии, арт-терапии.

Несмотря на то, что смерть может наступить по разным причинам (старость, болезнь, несчастный случай, самоубийство), это всегда трагедия, которая может как непосредственно, так и в определенный период воздействовать на психику человека любого возраста, приводить к расстройствам эмоций, поведения и адаптации.

Для переживания смерти близкого лица, человек должен проделать большую внутреннюю работу, осуществив процесс горевания. Если работа проживания горя прошла неудачно или была не завершена, горе может приобрести патологический характер. В своей работе «Печаль и меланхолия» З. Фрейд писал, что человек достаточно длительное время сохраняет отношения с умершим, формируя в своей психике так называемого «психического двойника» и реагируя на его эмоциональное присутствие (1998 г). Чем значимей для личности такой возникший «двойник», тем труднее пересмотреть отношения с ним и тем сильнее переживание утраты. В период поглощённости отношениями с «психическим двойником» умершего горюющий не продвигается к отсоединению от него, поскольку тот необходим ему для поддержания самооценки. Такое положение не позволяет примириться с фактом смерти, понять необходимость кардинального изменения жизни и ее нового осмысления.

Эффективной работе горя может препятствовать ряд внешних обстоятельств. 

Для смягчения их влияния во всех культурах разработан обряд похорон, который предусматривает не только выполнение определенных действий, но и создает для горюющего условия восприятия изменений тела умершего и прощания с ним.

Если человек на похоронах не присутствовал, умершего не видел, и с ним должным образом не попрощался, его смерть с кем-то не обсуждал, то он остался наедине со своим горем. И тогда его поглощенность психотравмирующими событиями усугубляется. Это обуславливает необходимость предоставления адекватной помощи горюющему – соответствующими специалистами.

Кризисное психологическое вмешательство часто предполагает однократную интервенцию, включающее выявление психотравмирующих переживаний, создание условий для их отреагирования, улучшение актуального состояния и формирования образа позитивного будущего у клиента. Подобное вмешательство должно базироваться на вере клиента и быть направлено на усиление/перестройку его психологической защиты и укрепление личностных ресурсов: искусственная процедура «оплакивания», условное разделение миров между «живым» и «умершим», для озвучивания и обсуждения актуальных проблем. Взаимного прощания; последующий вывод клиента из мира психотравмирующих переживаний в мир позитивного будущего.

Абота горя

Весь процесс переживания утраты называется работой горя, в процессе которой горюющий должен решить следующие задачи:

1. Признать факт и обстоятельства потери.

2. Пережить боль потери и все сложные чувства, сопутствующие утрате.

3. Возобновить отношения с окружением, в котором ощущается отсутствие объекта утраты.

4. Выстроить новое отношение к объекту утраты и продолжать жить.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.