На психотравмирующее событие — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

На психотравмирующее событие

2019-08-07 427
На психотравмирующее событие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чувствительность каждого ребенка к стрессогенному, психотравмирующему воздействию зависит не только от личностных черт, но и от других факторов: генетических, типологических особенностей, уровня психического развития, жизненного опыта, а так же от возраста ребенка. Эти факторы определяют величину психологических защитных ресурсов ребенка и его способность самостоятельно справиться с ситуацией.

 Оказание экстренной психологической помощи с учетом возрастных особенностей реагирования детей на психотравмирующую ситуацию можно рассмотреть с помощью обобщенной таблицы (Таблица 1).

Таблица 1

Особенности оказания экстренной психологической помощи детям в зависимости от возрастных особенностей реагирования на психотравмирующую ситуацию

Возраст Особенности реагирования Особенности ЭПП
Ранний возраст (до 3-х лет) - изменения, связанные с режимными моментами: нарушения сна, отказ от еды, отказ использовать горшок, мыться, переодеваться; - бурные эмоциональные проявления в виде частого и громкого плача, капризов, истерик; - повышенная двигательная активность, появление психосоматических симптомов; - воспоминания о психотравмирующих событиях могут проявляться в виде «флешбеков».   - воздействие на эмоциональное состояние детей через родителей (через их состояние и поведение). Если родитель находится в апатичном или истерическом состоянии и не реагирует на малыша, в первую очередь необходимо проработать острую стрессовую реакцию у взрослого, а потом стремиться улучшить детско-родительское взаимодействие; - информационно-психологическая поддержка родителей.
Дошкольный (3-7 лет) - реакция носит преимущественно пассивный характер; - нарушение сна, недержание мочи, отказ от еды, уход в болезнь (на соматическом уровне); -повышенная возбудимость, подавленность, регресс в поведении, заикание, усиление симбиоза с родителями (на эмоционально-поведенческом уровне); - нарушения речи. - воздействие на эмоциональное состояние детей через игру (эффективны игры, направленные на стимуляцию воображения т.к. позволяют воспроизвести психотравмирующие события, компенсировать свои переживания и выйти из них; - воздействие на детей через родителей (через их состояние и поведение);  
Младший школьный (7-11) - замкнутое, отстраненное поведение, отказ от действий, связанных с общением, потребность в обсуждении психотравмирующего события; - агрессивность, раздражительность (особенно по отношению к родителям и значимым взрослым); - трудности в выполнении ежедневных обязанностей; - головные или желудочные боли, расстройство стула, нарушения сна (на соматическом уровне); - регрессивные проявления: недержание мочи, сосание пальца, отказ спать одному (на поведенческом уровне). - информирование ребенка, соответственное возрасту. Учитывая потребность детей в обсуждении психотравмирующего события, важно с ребенком подробно проговорить о том, что происходило, что происходит сейчас и что будет происходить в дальнейшем – такая работа позволяет детям «как бы» контролировать ситуацию, тем самым защититься от тревоги и страха.
Подростковый (11-15) - агрессивное, деструктивное поведение; - протестные реакции, поиск эмоционально заряженных (рисковых) ситуаций; - демонстрация безразличия, отчужденности от дружеской компании; - головные боли, трудности концентрации внимания (на соматическом уровне); - затруднения в учебной деятельности (на поведенческом уровне). - воздействие на эмоциональное состояние детей с помощью группы сверстников. Группа сверстников – это референтная, значимая группа в жизни подростка, она и может стать эффективным фактором, помогающим справляться со стрессовым состоянием.  
Юношеский (15-18) -проявления стрессовых реакций такие же, как и у взрослых. Проявления ПТСР: - регресс (потеря уже сформировавшихся норм поведения – сидение на полу, отказ от гигиенического ухода за собой); - нарушение межличностных отношений с окружающими; - манипулятивное поведение с целью получения вторичной выгоды; - социальная дезадаптация; - переоценка своих жизненных планов и целей. - оказание ЭПП при острых реакциях на стресс, как и у взрослых. При ПТСР коррекционная работа со специалистом (психологом, психотерапевтом).

 

Шефов С. А. [19] отмечает, что в разные возрастные периоды детское горе имеет свою специфику. В своем реагировании на утрату ребенок по мере взросления постепенно приходит к взрослым способам восприятия и переживания потери.

По его словам, зарубежные специалисты выделяют следующие особенности переживания горя детьми в разные возрастные периоды (на примере случая наиболее значимой утраты – смерть родителя) [19]:

1. В раннем возрасте (до 3 лет) смерть родителя не может быть осознана, однако ребенок сразу заметит отсутствие родителя и эмоциональные перемены в других близких. Поиск умершего родителя – типичное выражение горя в этой возрастной группе. Может потребоваться время для того, чтобы ребенок осознал, что родитель не вернется.

3. В дошкольном возрасте (3–7 лет) понимание смерти в данном возрасте все еще ограничено. Период печали, гнева, тревоги, плача непродолжителен, возможен регресс в психическом развитии, соматические расстройства: дискомфорт в животе, головные боли, кожные высыпания. В этом возрасте для детей доступно «чувство вины»: они могут думать, что нечто из того, что они сделали или не сделали, могло стать причиной смерти родителя (например, если не дал родителю игрушку, рисунок или подарок);

4. Младшие школьники (7–11 лет) часто задумываются о смерти и понимают ее реальность, но им трудно вообразить себе, что они или их близкие люди могут умереть.

5. В подростковом возрасте (11 –15 лет) реакции горя похожи на реакции взрослых и детей. Поскольку у подростков часто наступает регресс при таком сильном стрессе, как потеря родителя, их реакции могут быть больше похожи на детские. Однако, поскольку подростки часто стремятся быть более зрелыми или скрывают свои чувства лучше, чем дети, их чувства, связанные с потерей, могут быть скрыты. Также, они могут стремиться к изоляции от окружающих, быть больше заняты своим поведением или одеждой, чем самой потерей, что может вызывать смущение или раздражение со стороны окружающих.

Таким образом, спектр реакций детей на стрессовую ситуацию достаточно широк, однако в любом случае возможны изменения в поведении ребенка. При оказании экстренной психологической помощи ребенку в условиях ЧС важно учитывать возрастную специфику реакций на стресс, особенности переживания утраты ребенком, а также то, что стрессовые проявления в поведении ребенка – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Необходимо отметить, что такое «необычное» поведение не продолжается долго, и, по прошествии острого периода (в среднем до 12–14 дней, согласно классификации М.М. Решетникова), ребенок должен вернуться к своему обычному психоэмоциональному состоянию. Если же все вышеперечисленные симптомы сохраняются в дальнейшем, то можно говорить о наличии посттравматического стрессового расстройства, которое требует специальной коррекции.

На всех этапах работы при оказании экстренной психологической помощи в зависимости от поставленных задач могут использоваться самые разнообразные подходы и техники. Например, на сегодняшний день хорошо известными направлениями в работе с детьми являются двигательная и игровая терапия, а также арт-терапевтические техники, которые позволяют ребенку отреагировать негативные эмоции, снять напряжение и выразить свои мысли.

Сразу после психотравмирующего события основной задачей экстренной психологической помощи пострадавшим детям и подросткам является экспресс-коррекция наиболее острой симптоматики:

- восстановление нормального сна и питания (что создает благоприятные условия для восстановления центральной нервной системы);

- обеспечение стабильного уровня общей активности;

- преодоление острых фобий, депрессивных состояний, тревоги, флэшбэк-эффектов.

Работа специалиста-психолога с данными симптомами может способствовать дальнейшей нормализации психологического состояния, активизировать использование ребенком имеющихся у него стратегий преодоления (копинг-стратегии).

Подобные задачи типичны для кратковременного психологического вмешательства, которое, в отличие от продолжительных форм психологической работы, направлено не на обеспечение глубоких личностных преобразований, а на «избавление от негативных переживаний и эмоционального дискомфорта», [21].

Специфика работы при оказании экстренной психологической помощи состоит в том, что:

- родители могут не осознавать необходимость оказания ребенку психологической помощи;

- отсутствует строгая регулярность встреч, четкая регламентация отношений с пострадавшим ребенком;

- в некоторых случаях работа с детьми может проводиться в неорганизованных условиях (на месте ЧС, в больнице, при сопровождении санитарных рейсов).

- оказание психологической помощи может проходить на протяжении достаточно длительного времени, например в пункте временного размещения.

- психологическая помощь также может быть разовой и краткосрочной, например, в ситуации аварийной посадки самолета.

Восстановление активности, достигнутое на этапе экстренной помощи, служит эффективным средством преодоления детской тревоги. Вместе с тем, оно нередко сопровождается актуализацией симптоматики, которая ранее не наблюдалась из-за общей заторможенности ребенка. Начинают наблюдаться хаотические, нецеленаправленные действия, деструктивные и агрессивные проявления. У большинства детей, уровень активности которых исходно не был снижен, подобное поведение наблюдается сразу на момент обращения. Как правило, в результате психотравмы существенно нарушается общение со взрослыми и сверстниками, причем эти нарушения являются довольно длительными.

Для создания максимально удобных условий для работы с детьми в условиях ЧС необходимо:

- по возможности организовать отдельное «рабочее место» (пространство или помещение, если это возможно), которое находится в непосредственной близости от родителей детей или их родственников;

- при работе с детьми на открытом пространстве необходимо совместно с ними очертить границы этого пространства (например, нарисовать мелом круг);

- предупредить родителей или сопровождающих детей родственников о том, что они могут слышать шум, громкие звуки, которые связаны с активной игрой;

- если взрослые хотят присутствовать при работе с ребенком, нужно оценить их психологическое состояние; если оно нестабильно – предложить работу с другим специалистом с возможностью последующего присоединения;

- запастись ковриками или пледами: должна быть возможность усадить или уложить ребенка во время беседы или игры;

- обеспечить отсутствие прессы или других людей с фото- и видео- камерами в зоне работы с детьми;

- при необходимости пригласить медицинского работника для мониторинга физического состояния детей;

- заранее подготовить и проверить материалы для игры и творческих занятий.

Если предполагается работа с группой детей, то лучше ее провести вдвоём с коллегой.

В работе с детьми в меньшей степени используются вербальные методы (на них можно опираться при оказании помощи подросткам). С детьми раннего возраста и младшими дошкольниками целесообразнее применять методы игровой терапии. Со старшего дошкольного возраста эффективно применение арт-терапии. Различные арт-терапевтические техники позволяют успешно решать широкий круг психокоррекционных задач, таких как:

- снижение эмоционального напряжения, преодоление тревоги, страхов и других неблагоприятных переживаний и эмоциональных состояний;

- повышение самооценки, уверенности в себе;

- упорядочение активности, восстановление нарушенных функций планирования, самоконтроля;

- преодоление трудностей в общении;

- проработка представлений о будущем;

- восстановление нарушенных семейных контактов.

Остановимся на том, как можно использовать техники арт-терапии в условиях ЧС при работе с наиболее часто встречающимися симптомами психотравмы.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.