Авторская разработка И.М. Никольской в книге «Кризисная психологическая помощь в совладании с переживанием утраты близкого» предлагает «Метод серийных рисунков и рассказов». — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Авторская разработка И.М. Никольской в книге «Кризисная психологическая помощь в совладании с переживанием утраты близкого» предлагает «Метод серийных рисунков и рассказов».

2019-08-07 1074
Авторская разработка И.М. Никольской в книге «Кризисная психологическая помощь в совладании с переживанием утраты близкого» предлагает «Метод серийных рисунков и рассказов». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели использования метода:

Изучение внутреннего мира;

Выявление и помощь в отреагировании скрытых проблем и конфликтов;

Исследование психологической защиты и копинг –стратегий;

Определение психологических причин трудностей в межличностном взаимодействии (в том числе в детско-родительских, супружеских и семейных взаимоотношениях);

Уточнение диагноза;

 Кризисное психологическое консультирование и психотерапия (в том числе психологическая помощь в ситуации переживания утраты и психотерапия лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами). П

Процедура метода состоит в следующем. В течение одного сеанса ребенку предлагают создать серию проективных рисунков на заданные темы, а затем составить в диалоге с психологом устные или письменные рассказы о том, что на рисунках изображено. Цель – отражение в продуктах творческой деятельности особенностей внутреннего мира и поведения ребенка: представлений о себе и окружающих; желаний, стремлений и фантазий; внутриличностных и межличностных конфликтов; психотравмирующих переживаний; механизмов психологической защиты и копинг-стратегий; перспективы будущей жизни. Результат -осознание и отреагирование ребёнком (или взрослым) своих проблем посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.

Темы для рисования задаются (навязываются) клиенту психологом. Обычно они сформулированы от первого лица (содержат местоимения «я», «мой», «мне» и пр…) и эмоционально насыщенны (указывают на переживание ряда эмоций и чувств). После того, как сделан рисунок, специалист побуждает клиента составить по рисунку рассказ.

Вопросы: Что тут на рисунке происходит?, «Где ты (этот человек) находится?», Что ты (это человек)делаешь, (делает)? Какое у человека (у тебя) настроение? О чем ты (этот человек) думаешь (думает)? При работе с детьми психолог фиксирует ответы ребенка, с подростками и взрослыми клиент сам нередко дает письменные ответы на вопросы психолога.

Таким образом, рассказы по рисункам создаются клиентом в диалоге с психологом. После завершения работы специалист и клиент совместно обсуждают и обобщают работу (подведение итогов по содержанию и чувствам). Психологу необходимо безусловное одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности, независимо от их содержания, формы и качества. Получая безусловное подкрепление т принятие, лети и взрослые достаточно быстро втягиваются в работу. Это однократная процедура. Все рисунки и рассказы создаются в течение одного сеанса, но затем могут быть использованы на других сеансах.

Этапы:

Первый этап Рисунки и рассказы на тему: «Автопортрет в полный рост», «Моя семья» (Семейная Социограмная) «Если бы у меня была волшебная палочка…» Задача познакомится с клиентом; исследовать Я- образ и представление о семейном окружении и самочувствии в семье; ввести в работу, создать определенный настрой.

Второй этап. Рисунки и рассказы на тему «Я переживаю», «Я боюсь», «Сон, который меня взволновал», «Я об этом не хочу вспоминать». Эти задания несут основную эмоциональную нагрузку и стимулируют проявление интенсивных чувств и воспоминаний. Задачи: выявление отрицательных переживаний и связанных с ними трудных жизненных ситуаций; внутриличностных и межличностных конфликтов; механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. В процессе исследования психотравмирующих переживаний за счет коррекции механизмов психологической защиты осуществляется отреагирование отрицательных эмоций либо отчуждение от них.

 Третий этап. Рисунки и рассказы на тему: «Я такой довольный, я такой счастливый», «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе (для детей)». «Гармония мира – гармония души» (для взрослых). Задачи: Снятие возникшего напряжения, формирование уверенности в себе, ощущения способности справится с трудностями и образа позитивного будущего.

Список тем может меняться с учетом ситуации, индивидуальных особенностей ребенка. Однако, важно, чтобы была соблюдена последовательность перечисленных выше этапов, которая продуцирует у клиента определенную динамику эмоционального состояния – погружение в мир отрицательных переживаний – снятие эмоционально напряжения и создание позитивного настроя.

Дополнительные задания на втором этапе

Искусственная процедура «оплакивания» Просим нарисовать ребенка рисунок на тему: «Я плачу, мой родственник (дедушка, бабушка, папа, мама, брат и тд..) умер).».

Инструкция: Сейчас нарисуй рисунок «Я плачу, моя (мой)… умер (умерла)». Например, представь, что ты пришел на кладбище, на могилу… И плачешь. Или просто сидишь и оплакиваешь своего (свою)..».

 

Условное разделение миров «живых» и «умерших». После того, как сделан рисунок «Я плачу, мой.. умер» клиенту даем другой лист бумаги и просим нарисовать образ умершего родственника.

Инструкция: Сейчас нарисуй на этом листе образ твоего (твоей)…Как будто он (она) тут в небе, в облаках и смотрит на тебя. Или нарисуй ее (его) в каком-то другом месте, где ты ее (его) можешь вообразить или представить, или привык его (ее).видеть». Если клиент рисует на том же листе, где изображен он сам в процессе горевания, следует четко разграничить эти два мира. Его, и умершего человека (он в другом мире – в «загробном мире», в «мире умерших», в «мире воображения», в «твоей фантазии»).

Направленный суггестивный диалог между «живым» и «умершим». После того как сделаны два предыдущих задания, просим написать (сказать), что он как будто может сказать умершему родственнику, когда его вспоминает и плачет.

Инструкция: «Когда ты вот так плачешь и вспоминаешь… ты что ему (ей) как будто можешь сказать?». Текст от имени клиента сам клиент или психолог записывают на листе бумаги, на котором сделан первый рисунок «Я плачу, мой (моя) … умер». Далее просим написать (сказать), что в ответ мог бы сказать умерший родственник, когда тот как будто слышит слова горюющего клиента: «Как будто он (она) это слышит (озвучивается предыдущий текст клиента)…Что он (она тебе в ответ скажет?».

Ответ родственника записывается на листе бумаги с образом родственника и озвучивается психологом.

Далее диалог продолжается в той же форме. Если клиент испытывает затруднения в вербализации своих мыслей и чувств, психолог с помощью техники постановки альтернативных вопросов помогает ему их выразить: «Например, ты можешь ему (ей) сказать, как ты его (ее) любишь (скучаешь, благодарен и т. д)» или «Например, он (она) может тебе сказать, как он (она) радуется, что ты его (ее) вспоминаешь, (любишь, пришел на кладбище и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.