Обновка для бурятских мальчишек — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Обновка для бурятских мальчишек

2019-08-07 146
Обновка для бурятских мальчишек 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Святитель Иннокентий Иркутский[26] стал первым православным епископом Восточной Сибири. И хотя происходил он из дворянского рода, но очень любил делать все своими руками. Часами мог возиться в огороде, а когда жил в монастыре — помогал тянуть сети рыбакам. Но одним из самых главных своих дел владыка считал просвещение местного народа.

Для бурятских детей он организовал школу, где дети учились грамоте и Закону Божьему. Но с наступлением зимы несколько ребят вдруг перестали посещать занятия. Оказалось, что детям просто нечего обуть: зимней обуви у них не было, а дорога до школы даже от ближайших деревень была неблизкая.

Узнав об этом, епископ Иннокентий отправился в купеческую лавку, продал свои рыболовные сети, которые сам же сплел, и одну написанную им икону. На вырученные деньги он купил несколько метров кожи и толстого стёганого войлока на тридцать пар гутул.

Семь ночей он шил толстой иглой, похожей на крючок, обувь для бедных бурятских мальчишек. Через неделю обновка была готова. Епископ Иннокентий раздал счастливым детям новенькие гутулы[27], и они снова стали ходить в школу.

Вопросы и задания

1. Кто такой Иннокентий Иркутский?

2. Что поразительно в рассказе о нём? Чем рассказ напоминает притчу?

3. Ради чего епископ пожертвовал очень необходимым для него имуществом,

временем и потратил столько сил на шитьё войлочных сапог для бурятских детей?

4. Как вы можете назвать его поступок?

 

Веселая братия

Как-то один охотник, путешествуя по пустыне в поисках добычи, встретил группу монахов, трудившихся на сборе хвороста для обители. С ними был преподобный Антоний Великий.[28] Он рассказывал братиям нечто веселое, и все смеялись.

Охотник подошел к монахам и спросил у него: «Как это ты, святой отец, рассказываешь что-то смешное братии, в то время как монахам, как известно, подобает бесстрастие?».

Преподобный улыбнулся и ответил: «Вот у тебя есть лук. Натяни его», — и охотник натянул тетиву. «Сильнее», — сказал авва[29] Антоний. Охотник натянул сильнее. «Еще сильнее!» — «Сильнее нельзя, тетива лопнет». — «Так и душа монаха. Если натягивать ее сверх меры, она может не выдержать напряжения и пасть. Веселя братию, я даю отдохновение их душам, а они собирают силы на свершение новых подвигов ради Господа».

Объяснение понравилось охотнику, и он, поблагодарив святого, отправился продолжать свою охоту.

Вопросы и задания

1. Что вы знаете о монахах?

2. Почему охотник недоумевал, увидев их смеющимися? (У него было своё представление о монашестве как суровом, постящемся, молящемся и молчаливом окружении).

3. Какой приём применил в аргументации своего поведения святой Антоний? (Он рассказал притчу, применил приём аналогии).

4. Где ещё так необходимо вести себя так же, как Антоний Великий? (При обучении в школе, в семейной жизни, на работе).

5. Почему охотнику понравился ответ? (Он сам получил урок, возможно, ответ на свою проблему).

Все о настоящей любви

Жил-был царь, который стремился ко всякой премудрости. Дошли раз до него слухи, что есть некий отшельник, который знает ответы на все вопросы. Приехал к нему царь и видит: дряхлый старик, копает грядку. Царь соскочил с коня и поклонился старику.

— Я приехал, чтобы получить ответ на три вопроса: кто самый главный человек на земле, какое дело самое важное в жизни, какой день важнее всех остальных.

Отшельник ничего не ответил и продолжал копать. Царь взялся ему помогать. Вдруг видит: идет по дороге человек — все лицо кровью залито. Царь остановил его, добрым словом утешил, принес воды из ручья, обмыл и перевязал раны путника. Потом отвел его в лачугу отшельника, уложил в постель.

Наутро смотрит — отшельник грядку засевает.

— Отшельник, — взмолился царь, — неужто ты не ответишь на мои вопросы?

— Ты сам уже на них ответил, — проговорил тот.

— Как? — изумился царь.

— Увидев мою старость и немощь, ты сжалился надо мной и вызвался помочь, — сказал отшельник. — Пока ты вскапывал грядку, я был для тебя самым главным человеком, а помощь мне была для тебя самым важным делом. Появился раненый — его нужда оказалась острее моей. И он стал для тебя самым главным человеком, а помощь ему — самым важным делом. Выходит, самый главный человек — тот, кто нуждается в твоей помощи. А самое важное дело — добро, которое ты ему делаешь.

— Теперь я могу ответить на свой третий вопрос: какой день в жизни человека важнее остальных, — проговорил царь. — Самый важный день — день сегодняшний.

Вопросы и задания

1. Как можно охарактеризовать главных героев этой притчи?

2. Какие вопросы интересовали царя?

3. Каким образом он получил ответ на вопрос?

4. Являются ли эти ответы важными в нашей жизни?

5. Прочитайте (прослушайте) текст песни «Есть только миг», слова: Л. Дербенёва, музыка: А. Зацепина, исполняет О. Анофриев. Определите, что общего между песней и предложенной вам притчей.

Есть только миг

Призрачно всё В этом мире бушующем, Есть только миг, За него и держись. Есть только миг Между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь. Вечный покой Сердце вряд ли обрадует, Вечный покой Для седых пирамид. А для звезды, Что сорвалась и падает, Есть только миг, Ослепительный миг. А для звезды, Что сорвалась и падает, Есть только миг, Ослепительный миг. Пусть этот мир Вдаль летит сквозь столетия, Но не всегда По дороге мне с ним. Чем дорожу, Чем рискую на свете я - Мигом одним, Только мигом одним. Счастье дано Повстречать иль беду ещё, Есть только миг За него и держись. Есть только миг Между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь. Есть только миг Между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь. Леонид Дербенёв

Первая ступенька

Один человек пришел к старцу и сказал:

— Я хотел бы полюбить Бога — научи меня!

Учитель ответил:

— Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь раньше?

Человек сказал:

— Я не интересуюсь мирскими делами — любовью и всем прочим. Я хочу прийти к Богу.

Старец снова сказал:

— Вспомни еще раз: любил ли ты хоть одну женщину, хоть одного ребенка — хоть кого-нибудь?

Человек ответил:

— Я ведь уже сказал тебе: я человек религиозный, а не обычный мирянин. Меня интересует только путь к Богу.

— Пока это невозможно: сначала ты должен кого-нибудь полюбить, — сказал старец. — Это будет твоя первая ступенька. Ты спрашиваешь про вершину, а сам не ступил на первую ступеньку. Иди и хоть кого-нибудь полюби.

Вопросы и задания

1. Почему человеку хотелось полюбить Бога?

2. Почему ему это не удавалось?

3. Какой совет дал ему старец?

4. О каких ступеньках идёт речь в этой притче?

5. К какой заповеди Иисуса Христа обращает нас эта история?

6. Прочитайте отрывок из Священного Писания - ответ Господа Иисуса Христа законнику о первой и большей заповеди в Законе. Соотнесите с содержанием нашей притчи: находите ли общий взгляд на проблему?

«А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе.

И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22, 34:40 см. также Марк. 12:30,31)

7. Кто и какой закон получил от Бога и утвердил среди своего народа?

8. Какие заповеди вы знаете?

9. Чем отличаются заповеди Христа от ветхозаветных заповедей?

10. Какие из них можно изобразить в виде ступенек? Почему нельзя миновать первую, чтобы подняться на вторую?

 

Милостыня для пьяницы

Однажды молодая супружеская пара принесла своему духовному отцу тысячу рублей. Тогда это были очень большие деньги. Батюшка их не принял, а благословил отдать первому встречному по дороге на станцию. Этим встречным оказался… вдребезги пьяный мужчина.

Молодая женщина растерянно сказала мужу: «Как же нам быть?». Однако тот невозмутимо ответил: «Поступим по словам батюшки…» Как только они вручили деньги этому мужчине, он моментально протрезвел: «Миленькие! Да как же мне вас благодарить! Вы меня от смерти спасли!».

Оказалось, что этот несчастный работал в торговле, и у него образовалась недостача ровно на такую сумму. Денег дома не было, и ему грозила тюрьма. Он впал в отчаяние и решил наложить на себя руки. Для храбрости порядком выпил… Священником, который спас ему жизнь таким необычным образом, был преподобный Серафим Вырицкий.[30]

Вопросы и задания

1. Почему люди приносят монахам вещи, продукты и деньги?

2. Как вы определите размер суммы, принесённой супругами для монаха, судя по содержанию рассказа, в советское время, в 30-е годы? (Автомобиль «Волга» стоил 5 100 р.)

3. Откуда старец узнал, что эти деньги нужнее всего несчастному мужчине?

4. Что сначала смутило супругов?

5. Почему нельзя делать скоропалительных выводов о человеке? Что надо узнать о нём прежде?

Два монаха

В глухом лесу, в забытом миром скиту, жили два монаха. За одним монахом, когда он по лесу тихонько шел и ягоды собирал, все зверье, какое рядом было, как собачонки, бежало, а кто помельче: белки, куницы, зайцы, ежи, вцепившись зубами или лапами в его ветхую рясу, как шишки на елке, висели, закрыв глаза от блаженства.

Другой же и хлеб в лес носил, чтоб зверей кормить, и говорил с ними ласково, а только не шли к нему звери и с опаской из-за деревьев на него глядели.

- Что ж это, брат?! - сердился этот монах. - Зла я им не делаю, а не подходят ко мне, как к тебе!

- А что ты про них думаешь, когда не идут они к тебе?

- Вот, думаю, твари неблагодарные! Кормишь вас, кормишь, от себя последнее отрываешь, а вы, поганцы, все равно меня не любите!

- Невозможно, брат, заставить любить себя никакими дарами. Ведь если можно скрыть от детей и зверей недобрые поступки, то дурные помыслы - нет. У них душа с очами.

Алексий Сокрушённый

Вопросы и задания

1. Чем отличались монахи друг от друга?

2. Почему звери не шли ко второму монаху, он же их не обижал, а так же кормил, как и первый? Он даже смотрел и говорил ласково…

3. Какие черты характера проявились у второго монаха в общении с животными? (Нетерпение, горячность, раздражение).

4. Чего недоставало второму монаху в общении не только с животными, но и с людьми?

5. Почему Господь так устроил эти отношения? (Он давал урок ему и условия для исправления души).

6. Прочитайте стихотворение «Будь достойным». Найдите ответ, почему необходимо изменить отношение к окружающим?

Будь достойным

Достоин в жизни только тот, Кто верой в доброту живет И ценит в людях дар любить И силу этот дар хранить. Он добрым миром окружен, Как крепостью, со всех сторон. Вокруг него всегда светло, А свет не пропускает зло.

стр. 161    А Лопатина и Скребцова

7. О чём думал монах, когда звери к нему не подходили?

8. Может ли быть такое, ведь животные не могут читать наши мысли? Или могут?

9. Есть ли у вас животные? Как Вы с ними общаетесь? Понимают ли они вас?

10. Что обозначает выражение «душа с очами»?

11. Почитайте отрывок о христианском отношении человека к животным. Расскажите подробнее истории из житий святых старцев на эту тему.

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Белый платок

Один юноша покинул родительский дом, обидев отца и мать. Жизнь его стала беспутной, и вскоре он попал в тюрьму.

Раскаявшись в своих поступках, он решил вернуться в отчий дом после того, как выйдет из заключения. Вскоре этот день настал. Но он не решался возвращаться к родным, потому что уж слишком много горя он им принес. Тогда этот человек написал им письмо, где просил простить его, и если они это сделают, то пусть повесят на окно его спальни белый носовой платок. Он пройдет мимо своего дома и сразу поймет, стоит ли заходить в него, или же его не ждут там. День был назначен.

И вот ранним утром раскаявшийся сын идет по улице, на которой прошло его детство. Он приближается к своему дому. Сердце колотиться в груди. Он остановился перед тем, как завернуть за угол.

Вот сейчас он сделает это и увидит красный кирпичный домик с выходящим на улицу окном его спальни. Он зажмурился, сделал последний шаг, и.... что же открылось его глазам? Он не увидел красного кирпичного домика. Все было белым: платки, платочки, большие простыни - весь дом был увешан ими. Родители боялись, что он может не заметить маленького платочка и пройти мимо. Они боялись окончательно потерять сына и сделали все возможное, чтобы он понял, что прощен.

Вопросы и задания

1. Какова история юноши, который обидел родителей?

2. Какую историю из Священного Писания напоминает вам история притчи? Чем отличается?

3.  Какую просьбу изложил в письме сын накануне освобождения из тюрьмы? Чего боялся юноша и чего боялись родители? Почему?

4. Что рассказала юноше картина увиденного дома? Почему родители нарушили договорённость?

5. Почему они простили сына?

6. В чём смысл притчи?

7. Вспомните известную притчу Иисуса Христа о возвращении сына домой. Как она называется? Перескажите её. Каков её смысл?

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.