VIII. Человек среди людей 140 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

VIII. Человек среди людей 140

2019-08-07 107
VIII. Человек среди людей 140 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Я и другие

2. Дружба – вражда

3. Слово, речь

 

 

Предисловие

Появлению данного методического сборника способствовало то, что притча как литературный жанр – уникальный материал для уроков ОРКСЭ, учителя обращаются к ним на каждом уроке. Уникальность притчи в том, что она соединяет в себе свойства занимательного поучительного рассказа малого объёма, басни, стихотворения в прозе, проповеди, исповеди, даже анекдота, ряду фольклорных жанров и других видов словесного творчества.

Притча – как шкатулка с двойным дном: раскрыв её, человек видит житейскую мудрость, но разгадав тайну волшебной шкатулки, её «секретный отдел», он находит высший духовный смысл для спасения души. Притча всегда несёт в себе отпечаток той или иной этической системы, всегда можно угадать, к какой религиозной конфессии принадлежит её автор. За кажущейся простотой и безыскусственностью скрывается очень важный глубинный смысл жизни человека, его бытия.

Притча обладает тематическим разнообразием, живым, ярким, выразительным языком, близким к разговорному, яркими образами, которые являются символами, многие из них построены на диалоге, сценичны, имеют неограниченные возможности создания игровых ситуаций и эксперимента, в том числе мысленного. Это позволяет работающим с притчей глупо погрузиться в область нравственной этики, философии, богословских проблем, и при этом делать понятными и доступными их сложные понятия, научные и религиозные представления для людей разного возраста и уровня образования.

Методика работы с притчей достаточно хорошо разработана в современной педагогической науке. В сети Интернет и в печати вышло огромное количество статей и сборников, где эта проблема рассматривается. Но анализ уроков ОРКСЭ с использованием притч подтверждает, что педагоги далеко не всегда рассматривают притчу как явление духовно-нравственного порядка, не обращаются к явлению иносказания, символики, культурного контекста и интертекста.

Часто приходится видеть немотивированный выбор притч для работы с детьми, случайность и необоснованность выбора, когда этнокультурные и религиозно-этические основы притчи и менталитет детей не совпадают, тем самым урок не вносит ясности в миропонимание школьника и только затуманивает его.

Думается, не следует детям со славянским, традиционно русским менталитетом изучать этику по суфийским или иудейским притчам и наоборот. На уроке ОРКСЭ должно присутствовать единое, а не секулярное этнокультурное пространство. Это не опровергает возможности «выхода» в культуры других народов и систем, но только лишь в качестве пояснения различий и особенностей, а не в качестве основополагающей единицы.

 Непонимание философской глубины притчи объясняется ещё одним серьезным недостатком в методике учителя: на уроке педагог трактует притчу только с позиции своего жизненного опыта. Жизненный опыт педагога никак не может быть предметом изучения на уроке ОРКСЭ. Мы опираемся на мудрость народа или отдельного великого человека, на основы религиозного учения, на научные знания и отечественную философскую школу.

В конспектах уроков по ОРКСЭ большое количество ненужных заданий и вопросов, неправомерных дидактических ходов. Так на уроке с использованием притчи «Что ценнее всего между небом и землёй?», [1] в которой старик говорит, что нет ничего ценнее, чем человек», учитель предлагает следующее задание: «Один из детей — водящий, остальные получают карточки с рисунками разных зверей. Дети должны найти сходства между собой и тем или иным зверем, а водящий доказывает, что в человеке все качества развиты намного больше. Например: белка делает запасы, но белка не может сделать столько разнообразных запасов, сколько человек. Слон может таскать бревна, а человек изобрел машины, способные перевозить сотни бревен». Величие человека абсолютно не в этом.

В работе над притчей «Где у человека болит» (Стр. 139) учитель сводит разговор к жестам, которые делает человек: «У людей есть некоторые смешные жесты, которые они делают машинально. Расскажите, замечали ли вы когда-либо подобные жесты.

Каждый по очереди прикладывает руку к какому-либо месту и находит этому жесту смешное объяснение. Например, человек закрывает ухо потому, что не хочет, чтобы туда влетела муха. Какие жесты наблюдали вы?». Урок ОРКСЭ – это не занятие по сценическому искусству, где были бы правомерны, возможно, приведённые выше задания.

В данном методическом сборнике сделана попытка взглянуть на притчу как носитель духовного начала, увидеть её в контексте русской культуры и православной веры, на примере её содержания научить думать, размышлять, сравнивать, обобщать и собирать частички богатейшего жизненного опыта, оставленное нам в наследство от наших предков и сохранённое религией и культурой, нашими замечательными современниками. «Люди не понимают, что выше, чем личность и жизнь человека может быть только Бог… И между ним и человеком больше ничего нет. Христианство учит нас, что человеческая жизнь – это наибольшая ценность в этом мире. Какую цену даст человек выкупом за душу свою, спрашивает нас Евангелие. Все сокровища мира, и даже весь мир не стоят души человеческой… Всё остальное – ниже, и не может быть ценнее».[2] «Всё остальное» (животные) «не столь ценно» не потому, что человек может сделать больше запасов, а потому, что он – творение Божие, Его самое сложное и самое любимое творение, которое должно вернуться к Отцу своему.

В методическом сопровождении притч данного сборника представлены различные методы и приёмы работы с текстом, как традиционные, так и неординарные: чтение, пересказ, составление плана, ответы на вопросы, составление вопросов, выборочное чтение, цитирование, иллюстрирование, сравнение и сопоставление, инсценирование, игра, эксперимент и другие.

При создании этнокультурного пространства притчи использованы пословицы и поговорки, рассказы и отрывки из статей, стихи и песни, отрывки из Священного писания, высказывания духовных старцев и известных людей, картины русских и зарубежных художников, словарные статьи, содержание и просмотр фильмов и мультфильмов отечественного производства – всего того, что составляет русскую культуру. Это позволяет заложить в душах и сознании школьников представление о национальном самосознании, красоте и величии души нашего народа, что способствует воспитанию истинного патриотизма и высокой нравственности.

 

 

I. Бог и человек

Во все века тянулись к свету

Сердца людские и цветы...

1. О Христе                                                                                                    Н. Добронравов

Слеза

Какие только источники не наполняют океаны водой! И реки в них впадают, и дождь проливается, и снег падает... Но каждая капелька считала, что она в океане самая важная.

- Я, - похвалилась одна капелька, - раньше была материнским молоком и накормила младенца.

- А я, - отозвалась другая, - была вкусным соком, и меня пили и взрослые, и дети.

- А вот я, - сказала третья, - была каплей пота человека, который один кормил большую семью.

И миллионы других капелек, которые в свое время много поработали, будучи водопадом, крутящим мельничное колесо, питьем для животных, облаком, несущим живительную влагу для растений, - все они с укором посмотрели на одну капельку, которая до сей поры не сказала ни слова.

- А ты почему молчишь? Кем ты была? - спросили капельки ту, что молчала.

- Я была слезой распятого за всех людей Христа, - тихо ответила капелька.

- Так вот почему вода во мне так горька, - тяжко вздохнул океан.

Вопросы и задания

1. Назовите слова ассоциативного ряда к слову «океан». Какие образы у вас возникают, когда вы представляете океан? (Мощь, сила, стихия, опасность, величие, вода).

2. Что такое океан и чем он отличается от моря?

3. Что, на ваш взгляд, вмещает в себя океан, если проследить по тексту? Кем были капельки, его составляющие? (Океан - это олицетворение жизни на земле, её объединяющее начало, связующее звено всех материков, это голубой цвет нашей планеты, стихия, которую человеку не под силу одолеть и полностью подчинить себе).

4. Можно сказать, что, несмотря на разные пути и судьбы капелек, между ними большое сходство. В чём это сходство проявилось? (Все капли, собравшиеся вместе, рассказывали о себе. Со свойственным им самомнением, «каждая капелька считала, что она в океане самая важная». Они очень похожи на людей).

5. В чём же особенность одной капельки? (Эта капля была особенной потому, что молчала. Она сохранила в себе отпечаток Того, чьей слезой была – простоту, смирение и скромность Господа Иисуса – «слезой распятого за всех людей Христа»).

6. Из Священного Писания мы знаем, Что Иисус Христос редко плакал. Вспомним эпизод, связанный со смертью друга Господа четырёхдневного Лазаря. При виде скорбящих сестёр Лазаря Марфы и Марии Христос прослезился, и произошло чудо воскресения Лазаря, который уже четыре дня находился в гробу.

Были ли те слёзы Христа похожи на молчаливую капельку? (Похожи без сомнения, потому что это были слёзы Христа. Но эта слеза – особенная: она родилась не только в момент любви и жалости к людям, но в самый напряжённый, трагический и торжественный момент человеческой истории, в период наивысшего страдания и скорби Сына Божия, его расставания с земной жизнью, Матерью, учениками).

7. Что произошло в это время? Поясните смысл и значение этого события.

8. Как последняя реплика океана подтверждает наш вывод? (Слёзы солёные. Скорбь Христа, Бога нашего, так велика, что одна её капля сделала солёными все океаны и моря мира).

9. Прочитайте стихотворение Евгения Санина, «Бог» найдите строки, поясняющие слова капельки. Что мы ещё узнаём о Христе из представленных ниже стихов?

Бог повсюду. Он - везде В небе, воздухе, воде, Все Он видит, Все Он знает, Всех на свете понимает, Он - Спаситель мой и твой, Он - повсюду. Он - живой. Это свято я приемлю,   *** Сам Господь сошел на землю И пожертвовал Собой, Чтобы нас спасти с тобой. Бог от Бога, Свет от Света, Ты, конечно, знаешь это, И ответишь на вопрос Кто же Он? - Иисус Христос! Е. Санин
Мой взор к тебе он приковал, Как будто тайну открывал. И было это не спроста, Икону вижу я Христа.    На ней нет рамы золоченой  И украшений дорогих,   Она чуть-чуть светлее глины,  Но четко виден Божий Лик.   Господь в истоптанных сандалиях, Одежда грубого холста, Ощущаешь лишь усталость В спокойном облике Христа! Е.А. Панова

Близость Бога

Бог везде

Однажды молодой монах, ученик прославленного старца, шел с ним по морскому берегу.

— Авва, мне очень хочется пить, — сказал он.

Старец остановился, сотворил молитву и вдруг сказал:

— Пей из моря.

Морская вода на вкус оказалась не соленой и горькой, а сладкой, словно из родника. Ученик стал наполнять чудесной водой сосуды на тот случай, если в пути опять захочется пить.

— Что ты делаешь? — удивился старец. — Разве не везде Бог?

Вопросы и задания

1. Приходилось ли вам бывать на море? Какие у вас остались впечатления об этом пребывании?

2. Тяжело ли, по вашему мнению, путешествие на большое расстояние берегом моря?

3. Почему горько-солёная, непригодная для употребления вода стала «сладкой, словно из родника»?

4. Естественно ли желание ученика запастись водой на дальнейший путь?

5. Почему старец не одобрил хорошее желание молодого монаха? (Это было сомнением в воле Божией).

6. Как вы понимаете его последние слова?

7. Прочитайте стихотворение. Как на простых примерах, приведённых автором стихотворения, можно понять, что Господь может всё, в том числе сделать воду пригодной для питья.

Творец мироздания


У каждой вещи есть ее творец:

У платья — мама, сделал стул отец,

У булки — пекарь, у сапог — сапожник.

У этой книги — автор и художник.

А есть Кто мир создал в известный срок.

Он добр и строг. И имя Ему — Бог!


Е. Санин

Богач и мудрец

Пришел богач к мудрецу и говорит:

– Я дам тебе тысячу золотых, если покажешь мне, где Бог.

Мудрец:

– Я дам тебе две, если покажешь, где его нет.

Вопросы и задания

1. Что можете сказать о людях, которые произнести этот диалог? Кто они? Каково их мировоззрение?

2. Познакомьтесь со схемой. Какая картина мира у богача и какая – у мудреца? Что для человека полезнее? (Люди второй системы сами определяют законы и принцип отношения к миру, обществу и людям. Они очень часто не находят ответов, сомневаются, принимают неправильные решения они от этого страдают. В этом положении очень

 велик риск «стать на место Бога», т.е. люди первой системы стараются жить по законам Божиим, выбирают для себя идеалом Иисуса Христа, помнят Его заповеди. В случае несчастий и скорбей они верят, что это посылается им от Бога.). [3]

3. Почему второй назван мудрецом? Назовите однокоренные слова к данному слову и синонимы.

4. Найдите значение его по словарям.

5. Почему второй назван богачом? Ничего не измениться от того, что притча начиналась бы словами «Пришёл один человек к мудрецу»…

6. Прочитайте отрывок из Священного Писания от евангелиста Матфея. Имеет ли отношение притча к данному эпизоду?

И вот, некто, подойдя, сказал Христу: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Мф., 19, 16–26.

7. Прочитайте ещё раз выделенные слова. Как Вы это понимаете? При необходимости обратитесь к толкованию.[4]

 

Следы Бога

Один француз в сопровождении араба-христианина совершал путешествие по пустыне. День за днем араб не забывал преклонять свои колена на горячем песке и взывать к Богу. Однажды вечером неверующий француз спросил у араба:

— Откуда ты знаешь, что существует Бог?

Проводник на минуту задумался и ответил:

— Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего ты заключаешь, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?

— Ну, это же видно по следам, — удивился француз.

Тогда, показав рукой на заходящее солнце, залившее своими лучами весь горизонт, араб сказал:

— Это следы не человека.

Вопросы и задания

1. Что вы можете сказать об условиях путешествия француза с проводником? Что знаете о пустыне? (Путешествие было тяжёлым и опасным).

2. Как Вы думаете, о чём молился араб-христианин? (Проводник просил помощи в нелёгком пути у Бога).

3. Что испытывал при этом француз? (Француз не был верующим, он просто стоял. Возможно, он не был доволен остановками, раздражался, но молчал, потому что его жизнь зависела от проводника. Однажды он не выдержал и задал вопрос).

4. Что мы слышим в ответе араба? (Притчу).

5. Почему христианин ответил притчей? Он мог бы рассказать об основах веры, времени у путешественников было достаточно. (Француз не спросил его об основах веры. Он выразил сомнение в том, в чём араб был уверен).

6. Как вы понимаете слова «следы Бога»? (Речь идёт о сотворении всего мира. Этот мир могуществен и прекрасен. Мир природы – это открытая для человека книга Творца. Мы многое можем понять и многому научиться, если будем внимательно читать эту книгу).

7. Прочитайте стихотворения и найдите в них подтверждение нашим выводам.

 


Мир вокруг

Нам радуг яркие цвета

Поют, что горе и беда

Нас стороною обойдут,

Они средь красок не живут.

Нам шепчет ласково душа

Всем наслаждаться не спеша

И Господа благодарить.

За дар волшебный — в мире жить.


стр. 128           А Лопатина и Скребцова

 

Чему нас учит природа


Нас солнце учит всех согреть,

Река — на месте не сидеть,

Звезда — гореть, земля — искать,

Простор небес — с земли взлетать.

Дожди нас учат чистоте,

Цветы — любви, закат — мечте,

Сопротивленью — паруса,

Прощенью — мамины глаза.


Стр. 112 А Лопатина и Скребцова

 

8. Вспомните и расскажите выразительно стихи о красоте Божьего мира. Нарисуйте к ним иллюстрацию.

Господи, поговори со мной

Человек шептал:

— Господи, поговори со мной.

И луговые травы пели. Но человек не слышал. И вскричал тогда человек:

— Господи, поговори со мной!

И гром с молнией прокатились по небу. Но человек не слышал. Человек оглянулся кругом и сказал:

— Господи, позволь мне увидеть тебя.

И звёзды ярко засияли. Но человек этого не видел. Он вскричал снова:

— Бог, покажи мне видение!

И новая жизнь была рождена весной. Но человек и этого не заметил. Он плакал в отчаянии:

— Дотронься до меня, Господи, и дай мне знать, что ты здесь.

И после этого Господь спустился и дотронулся до человека. Но человек смахнул с плеча бабочку, и ушел прочь.

Вопросы и задания

1. Выпишите (назовите) просьбы, с которыми обращался человек к Богу. Почему он обращался к Богу? (Это требовала его душа)

2. Выпишите (назовите) глаголы, которые употреблены в описании состояния человека в его обращении к Богу. (Шептал – сказал – вскричал – плакал в отчаянии). Можете ли сказать, что это была напряжённая работа по поиску пути к Богу?

3. Выпишите (назовите) нераспространённые предложения, которыми определяется ответ Бога человеку на его просьбы. (Травы пели, гром с молнией прокатились, звёзды засияли, жизнь рождена, Господь спустился и дотронулся).

4. Почему его усилия не увенчались успехом?

5. В чём несчастье этого человека? В чём причина этого несчастья?

6. Почему он «ушёл прочь»?

7. Прочитайте слова Иисуса Христа из Священного Писания, когда ученики Его попросили разъяснить притчу о сеятеле, спросив при этом, почему он учит притчами. Имеют ли эти слова прямое и непосредственное отношение к содержанию притчи?

«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:13-15).

Юродивый и царь

Царь обратился к юродивому[5]: «Проси у меня всё что хочешь!»

Блаженный сказал: «Дай мне бессмертной жизни, неиссякаемого богатства, неколебимого здоровья…».

– Над такими вещами я не властен.

– Тогда оставь меня в покое, – сказал царю юродивый. – Я буду просить Того, Кто в состоянии мне всё это дать.

Вопросы и задания.

1. Кто такой юродивый?

2. Почему царь повелел просить лично у него всё, что хочет праведник? (Царь думал, что он всесильный, а запросы людей выше земного не поднимаются).

3. Какой урок преподнёс царю юродивый? (Реально посмотреть на свою жизнь и не обманываться. У человека есть высшее начало, и то, что он просит, может дать только Бог).

4. Прочитайте высказывание святителя Николая Сербского. Имеет ли отношение данное высказывание к содержанию нашей притчи?

«Ты спросил кого-то: где Бог? Тебе ответили: Бог в тебе. Ты удивлен таким словам: как это возможно? Примерно так же, как свет в комнате или огонь в печи. Когда-нибудь ты почувствуешь Бога в себе и познаешь, что Он в тебе, но тебе будет трудно объяснить это другому. Ты будешь искать образы и сравнения в природе, и ты скажешь так же, как я говорю тебе: Бог во мне, словно свет в доме, или как огонь в печи, или как воздух в легких, или как жизнь в творении, или как сила, и любовь, и мысль в человеке. Конечно, это лишь образы, сравнения, и все они не могут выразить того, что чувствует человек, когда Бог вселяется в него в полноте Своей».                                                                             Святитель Николай Сербский [6]

Как поделить сливы

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:

- Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

- А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

Тогда старец приводил такой пример.

- Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

- Нет,- дружно ответили все,- это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

- Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

- Да, справедливо! - сказали все.

-      Но это - человеческая справедливость, - заметил отец Паисий. - Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: «Друг, ты очень любишь сливы, возьми восемь, а я утолю жажду двумя». Притчи старца Паисия.

Вопросы и задания

1. Как вы относитесь к такому качеству человека, как справедливость?

2. Что такое справедливость?

3. Разберите слово «справедливость» по составу, найдите однокоренные слова составьте словосочетания с этим словом.

4. Какие разновидности справедливости выделил старец Паисий?

5. Чем они отличаются?

6. В чём существенное отличие Божией справедливости от человеческой? (В этой справедливости присутствует любовь, в ней нет эгоизма и приоритета собственного «я»).

7. Для чего старец рассказал нам эту притчу, какую главную мысль нам необходимо усвоить, чтобы приблизиться к любви? (Мы часто не понимаем некоторые поступки людей, в силу эгоистического чувства мы обижаемся или по своему усмотрению решаем проблемы. Нам необходимо сверять свои мысли и поступки с волей Божией, чтобы быть истинно справедливыми).

8. Перед вами картинка. Может ли она быть иллюстрацией к этой притче? Почему? На какой из картинок человеческое, а на какой – божеское (истинное) представление о справедливости?

Для нашего блага

Шел по лесу старый лесник. Шел – чуть не плакал. И то у него в жизни не так, и это не эдак - сплошные болезни и скорби! Хотел было уже обратиться к Богу и спросить – за что Он его так? Да вдруг видит – дятел на дереве. Сидит, стучит своим острым клювом по стволу – только дробь на весь лес идет.

– Слушай! – взмолилось дерево. – Больно ведь! Хватит!

– Если я улечу, – возразил дятел, – то тебя источат личинки, которых я вынимаю, и ты погибнешь. Так что уж потерпи! Я ведь тебя лечу!

Услышал это лесник. Улыбнулся. И не стал обращаться к Богу с вопросом, почему ему так трудно живется. За что, он и сам знал, – за грехи. А для чего – только теперь понял. Для его же блага![7]                                                               Монах Варнава (Евгений Санин) [8].

Вопросы и задания

1.    Как увиденная в лесу картина помогла старому леснику понять главную проблему своей жизни?

2.    Как изменилось настроение лесника после встречи с дятлом? Найдите два глагола. Как можно назвать эти два слова?

3.    Почему не следует вопрошать Бога, за что в жизни человека происходят несчастья и скорби?

Змея вместо пояса

Когда любишь животных, — сказал отец Паисий, - они это чувствуют и смотрят на

тебя как на друга. Когда Адам и Ева жили в раю, животные были их любимыми друзьями. Адам помогал животным, а животные слушались его. Но после грехопадения, когда человек не исполнил заповеди Божией, животные одичали, перестали покоряться человеку и стали нападать друг на друга. Но и сейчас, если человек слушается Бога, животные не боятся его и во всём подчиняются ему. Расскажу вам один случай.

Жил старец в одиноко стоящей калибке. Время от времени ему приносили пищу. А он целыми днями молился и трудился. Это был очень простой и добрый старец.

Там, где он жил, водилось множество змей. Они не боялись старца, подползали к нему очень близко и мешали ему работать. Тогда старец хватал их и выбрасывал вон. Но одна змея все время пыталась к нему приблизиться и так докучала, что старец, рассердившись, схватил её, обернул вокруг пояса и завязал узлом. А потом продолжил свою работу.

В это время к старцу пришёл монах, приносивший ему пищу. Увидев змею, которой был опоясан старец, словно поясом, он ужаснулся и закричал:

- Убери эту змею!

А простой старец сказал:

- Не бойся! Ведь Христос сказал: «Вот даю вам власть наступать на змей и на скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам!».

Эти слова Господа Иисуса Христа вы и сами можете прочитать в Евангелии от Луки, в десятой главе. Притчи старца Паисия [9]

Вопросы и задания

1. Кратко расскажите о сотворении мира. Каково предназначение животных?

2. Что изменилось в отношениях человека и животных с его грехопадением?

3. Почему животные, в том числе и хищные, со святыми людьми ведут себя по-другому, чем с остальными? Приведите примеры такого отношения из житий святых.

4. Прочитайте стихотворение Евгения Санина «Всё от Бога».

Все, что есть на белом свете, На моей родной планете, Под землей, на небесах, Море, ветер в парусах, Человека, стрекозу, Волка, зайца и … козу, Кошку, мышку и слона, Тлю, что даже не видна... Нет — всего не перечесть! Все-все-все, что только есть — Даже камни вдоль дорог — Сотворил Господь наш Бог!

Примечание: при использовании на занятии всех стихов Е. Санина круг вопросов может быть более широким. Примерные вопросы к стихам:

1. Прочитайте или прослушайте стихи. Можно ли утверждать, что Е. Санин – глубоко православный человек? Почему?

2. В стихах выражается православный взгляд (мировоззрение) на Бога, мир и человека. В каждом творении выражается мировоззрение человека, состояние его души.

3. Какие имена Бога найдёте вы в стихах Евгения Санина?

4. Бог, Спаситель, Свет, Иисус Христос, художник.

5. Почему Его называют христиане художником?

6. Какие синонимы можете вспомнить к этому слову?

7. – Поэт, Творец.

8. Кто назовёт ещё одно имя Бога, которое в стихах не упоминается? (Бог Слово. Мир сотворён словом).

9. Какие свойства Бога указаны в стихах?

10. Где может произойти встреча человека с Богом? (Везде, просто надо уметь Его увидеть в каждом человеке, в природе, в живых существах, в искусстве и т.д.).

Когда ближе к Богу

- Когда ближе к Богу, тем яснее грехи.

- Как так может быть? – спросил один богатый горожанин.

- Кто Вы в своём городе?

- Самый богатый.

- А в столице?

- Последний из богачей.

- А в царских палатах?

- Бедняк.

Из книги «Несвятые святые» священника Тихона (Шевкунова) [10]

Вопросы и задания.

1. Выпишите из притчи в строчку слова, обозначающие человека в разных местах.

2. Что под ними подразумевается? (Это представления, ощущения человека, который находится в позициях дальше-ближе к Богу. Ближе к Богу – осознание своей духовной нищеты).

3. Вспомните заповедь Христа, которая характеризует такое состояние человека.

4. Как следует эту заповедь понимать?

5. Рассмотрите схему по учению аввы Дорофея. Расскажите, как по данной схеме можно объяснить одну из духовных истин: «когда ближе к Богу, тем яснее грехи».

 

 


Разговор с Богом

Жил один старик, который часами неподвижно стоял в углу церкви. Однажды священник спросил его, что же говорит ему Бог?

- Бог ничего не говорит. Он только слушает, — ответил старик.

- Хорошо, тогда о чем ты говоришь Ему?

- Я тоже ничего не говорю. Я Его только слушаю.

Вопросы и задания.

1.    Почему старик на вопрос священника ответил, что он и Бог только слушают друг друга? Разве такое может быть?

2.    Может ли быть такой диалог, когда оба слушают и молчат?

3.    Почем всё-таки это разговор человека с Богом?

Свидетель всего

Человека, идущего по дороге, догнала повозка. «Не подвезёшь ли меня?» — спросил человек извозчика. «Подвезу», — ответил тот.

Забрался человек на повозку, и они поехали дальше. Проезжая вдоль поля, заметил извозчик стог сена. Решил он стащить охапку-другую, но, опасаясь, что кто-нибудь увидит, сказал человеку: «Пойду возьму сена, а ты гляди по сторонам. Если кто увидит, подай мне знак».

Выслушал его человек и ничего не сказал. Побежал извозчик к стогу, схватил большую охапку сена и бегом назад. А человек ему знак подаёт, мол, кто-то увидел. Извозчик в испуге бросил сено, вскочил на повозку и давай лошадей нахлёстывать. Отъехав от поля, оглянулся он — вокруг ни души.

— Ты обманул меня, — накинулся он на человека. — Кто видел, что я сено взял?

— Бог видел, — ответил человек, указывая на небо. — Он всё видит, ничто не укроется от него.

Вопросы и задания

1. Как можно назвать поступок извозчика?

2. Почему человек сразу не остановил извозчика, не объяснил, что так поступать нельзя?

3. Кто видел, что воришка взял сено?

4. Какую заповедь нарушил извозчик? Расскажите о заповеди «Не укради».

5. Какие ещё поступки можно отнести к нарушению этой заповеди?

 

Банка

Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов[11] в своем приходе. Им

слово — они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли.

В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отец достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов:

— Полна ли банка?

— Да, полна, — услышал он уверенный ответ.

Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов:

— Полна ли банка?

— Полна, — хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать.

Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя:

— А теперь?

— Полна... — раздался уже один-единственный неуверенный голос.

А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая:

— Камни — это то, что вы прочли о вере, горошек — ваши дела, песок — опыт, вода — благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться благодатью Божией.

Вопросы и задания

1. Почему священник обращается с этой притчей к неофитам?

2. Какие предметы и вещества помещал в банку священник? Что они символизируют?

3. На чём основана вера? Что главное в этой основе?

4. Прочитайте последнюю реплику священника. Какой вывод может сделать для себя человек из этой притчи?

 

Вера и неверие

История одного студента

Один умный профессор однажды в университете задал студенту интересный вопрос.

Профессор: Бог хороший?

Студент: Да.

Профессор: А Дьявол хороший?

Студент: Нет.

Профессор: Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на Земле зло?

Студент: Да.

Профессор: Зло повсюду, не так ли? И Бог создал все, верно?

Студент: Да.

Профессор: Так кто создал зло?

Студент:...

Профессор: На планете есть уродство, наглость, болезни, невежество?

Все это есть, верно?

Студент: Да, сэр.

Профессор: Так кто их создал?

Студент:...

Профессор: Наука утверждает, что у человека есть 5 чувств, чтобы исследовать мир вокруг. Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?

Студент: Нет, сэр.

Профессор: Скажи нам, ты слышал Бога?

Студент: Нет, сэр.

Профессор: Ты когда-нибудь ощущал Бога? Пробовал его на вкус? Нюхал его?

Студент: Боюсь, что нет, сэр.

Профессор: И ты до сих пор в него веришь?

Студент: Да.

Профессор: Исходя из полученных выводов, наука может утверждать, что Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?

Студент: Нет, профессор. У меня есть только вера.

Профессор: Вот именно. Вера - это главная проблема науки.

Студент: Профессор, а холод существует?

Профессор: Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.

Студент: На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности, является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-273 градуса по Цельсию) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.

В аудитории повисла тишина.

Студент: Профессор, темнота существует?

Профессор: Конечно, существует. Что такое ночь, если не темнота.

Студент: Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота - это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. А теперь скажите, сэр, смерть существует?

Студент: Вы снова неправы, профессор. Смерть - это не обратная сторона жизни, это ее отсутствие. В вашей научной теории появилась серьезная трещина.

Профессор: К чему вы ведете, молодой человек?

Студент: Профессор, вы учите студентов тому, что все мы произошли от обезьян. Вы наблюдали эволюцию собственными глазами?

Профессор покачал головой с улыбкой, понимая, к чему идет разговор.

Студент: Никто не видел этого процесса, а значит вы в большей степени священник, а не ученый.

Аудитория взорвалась от смеха.

Студент: А теперь скажите, есть кто-нибудь в этом классе, кто видел мозг профессора? Слышал его, нюхал его, прикасался к нему?

Студенты продолжали смеяться.

Студент: Видимо, никто. Тогда, опираясь на научные факты, можно


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.