Как старец Амвросий индюшек выручал — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Как старец Амвросий индюшек выручал

2019-08-07 206
Как старец Амвросий индюшек выручал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Остановила как-то старца Амвросия Оптинского[31] женщина, которая была нанята помещицей ухаживать за индюшками, но индюшки у нее почему-то умирали, и хозяйка уже хотела ее рассчитать. «Батюшка, — обратилась она к старцу со слезами, — сил моих нет; сама над ними не доедаю, пуще глаз берегу, а — колеют. Согнать меня барыня хочет. Пожалей меня, родимый».

Присутствующие стали над ней смеяться и упрекать, что с такой ерундой она докучает старцу. Но преподобный Амвросий не обратил внимания на эти насмешки и долго расспрашивал ее, чем она их кормит, как содержит. Наконец, дал ей подробный совет, как их содержать иначе, благословил ее и тепло попрощался. Потом повернулся к тем, кто смеялся над ней, и сказал, что в этих индюшках вся ее жизнь.

А индюшки у этой женщины с той поры болеть перестали.

Вопросы и задания

1. Почему старец Амвросий и другие люди по-разному отнеслись к просьбе старушки?

2. Что можете предположить о судьбе старой женщины, если барыня её выгонит?

3. Что предпринял старец, чтобы помочь старой женщине?

4. Как вразумил старец Амвросий окружающих?

5. Почему индюшки перестали умирать?

6. Какими словами определите поступок старца?

 

Притча о зеркале

Путешественник остановился на ночлег у бедного старика.

Хозяин обогрел и накормил усталого путника. Прощаясь, путешественник спросил:

- Добрый человек, объясни мне, почему так происходит: приходишь к бедняку - он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу - он не видит никого кроме себя.

- Выгляни в окно. Что ты видишь? - спросил старичок.

- Я вижу женщину с ребенком, повозку, едущую на базар, - ответил путешественник.

- А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?

- Ну, что я могу там видеть? Только себя самого.

- Понимаешь теперь? Окно сделано из стекла и зеркало из стекла. Но стоит добавить немного серебра - и уже видишь только себя.

Вопросы и задания

1. Инсценируйте притчу.

2. Как встретил путешественника бедный старик?

3. Какой вопрос невольно возник у путешественника? Что ему было удивительно?

4. В чём разница между зеркалом и стеклом?

5. Кого подразумевает старик под ними?

6. Почему простые люди, подчас бедные, чаще приходят на помощь, чем богачи? Почему они более приветливы?

Ад и рай внутри нас

Однажды добрый человек беседовал с Ангелом и спросил его:

- Я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Ангел подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.

Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая пахла очень вкусно.

Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными, больными, некоторые - умирающими от голода. У всех были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой и набрать пищу, но ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья. Ангел сказал: «Ты сейчас только что видел Ад».

Затем они направились ко второй двери. Ангел отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Добрый человек сказал Ангелу: Я не понимаю». «Это просто, - ответил ему тот. - Они научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе». Ад и рай внутри нас».

Вопросы и задания

1. Что такое ад и рай?

2. Какие две картины можно нарисовать на основе этой притчи?

3. Чем отличаются эти два зала?

4. Предположим, что перед нами образы-символы. Что символизируют залы? (Мы можем понимать под залом души человеческие. Они устроены примерно одинаково, но наполнение их – разное).

5. Какие отношения царят в первом и втором залах?

6. Что объяснил Ангел человеку, не понявшему увиденное?

7. Как понять выражение: «ад и рай внутри нас»?

8. Инсценируйте притчу, разделившись на две команды, приготовьте рисунки первой и второй сцены,

9. Прочитайте стихотворение иеромонаха Романа. Как оно подтверждает наши выводы о главном уроке притчи?

Без Бога нация – толпа, Объединённая пороком, Или слепа, или глуха, Или ещё страшней – жестока. И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом, Толпа останется толпой,                                              Пока не обратиться к Богу       Иеромонах Роман Матюшин

Необычный урок

Одна учительница решила поделиться своим опытом донесения до учеников, почему травля (унижения, насилие, оскорбления) — это плохо. Вот её рассказ.

«Однажды перед началом занятий я зашла в магазин и купила два яблока. Они были практически одинаковые: тот же цвет, приблизительно равный размер... В самом начале классного часа я спросила у детей: «Чем отличаются эти яблоки?» Они промолчали, потому что действительно особой разницы между плодами не было.

Тогда я взяла одно из яблок и, обращаясь к нему, сказала: «Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!» После этого я бросила фрукт оземь. Ученики смотрели на меня, как на сумасшедшую.

Потом я протянула яблоко одному из них и сказала: «Найди в нём что-то, что тебе не нравится и тоже брось на землю». Ученик послушно выполнил просьбу. После этого я попросила передать яблоко дальше.

Надо сказать, что дети легко находили в яблоке какие-то недостатки: «Мне не нравится твой хвостик! У тебя противная кожица! Да в тебе одни черви!» — говорили они и каждый раз бросали яблоко на землю.

Когда фрукт вернулся ко мне, я еще раз спросила о том, видят ли дети какую-то разницу между этим яблоком и другим, которое всё это время лежало у меня на столе. Дети снова были в замешательстве, ведь, несмотря на то что мы регулярно бросали яблоко на пол, каких-то серьезных внешних повреждений оно не получило и выглядело практически так же, как второе.

Тогда я разрезала оба яблока. То, которое лежало на столе, было белоснежным внутри, оно всем очень понравилось. Дети согласились, что с удовольствием съели бы его. А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые мы ему и поставили. Его никто не захотел есть.

Я сказала: «Ребята, но это ведь мы его сделали таким! Это наша вина!».

В классе наступила гробовая тишина. Спустя минуту я продолжила: «Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне на них это практически не сказывается, но мы наносим им огромное количество внутренних ран!».

До моих детей еще никогда ничего не доходило так быстро. Все начали делиться своим жизненным опытом, насколько им неприятно, когда их обзывают. Все мы по очереди поплакали, а потом вместе рассмеялись. Когда урок закончился, дети начали обнимать меня и друг друга. Как же здорово, что мои усилия не были потрачены впустую!».

Вопросы и задания

1. Почему учительница обратилась к такой теме?

2. Возможен ли такой урок в нашем классе?

3. Проведите опыт, который провела учительница. Что у вас получилось?

4. Можно ли сопоставить, сравнить историю яблока, которое все бросали на пол, и историю человека, которого унижают и оскорбляют?

5. Что сказала по этому вопросу мудрая учительница? Прочитайте слова в тексте.

6. Какова была реакция класса? Что поняли дети?

7. Как вы понимаете последние слова из её рассказа?

Воровство и милосердие

Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда.

А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и как следует вора проучить не мешает!

И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.

- Эй, помоги! - принялось кричать воровство, что есть сил.

А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.

- Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство. - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!

- Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе!

- Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие!

- Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.

- Но ведь он же прибьет меня!

- Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе! И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить за воровство, что тот и сделал, потому что многим был обязан милосердию. А воровство вернуло то, что стащило…

Вопросы и задания

1. Инсценируйте притчу или прочитайте её по ролям.

2. Какое несчастье случилось у бедняка?

3. О нарушении какой заповеди говорится в притче?

4. Какое наказание ждёт человека? Что в отчаянии говорит об этом воровство милосердию?

5. Почему милосердие отказалось помогать воровству? Найдите ту строчку, где от этом говорит милосердие.

6. Что такое милосердие? Найдите значение слова по словарю.

7. Помогает ли Господь ворам, когда они идут «на дело» и перед этим молятся? (Эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя»[32]).

8. Почему милосердие остановило руку бедняка?

9. Что говорит Господь об отношении к находящимся в тюрьмах за совершённые преступления?

10. Прочитайте отрывок из Священного Писания – Евангелия от Матфея 25:31-46. Выделите слова, имеющие отношение к содержанию притчи и обсуждения.

       «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь Вечную».

11. Иллюстрируйте притчу, задайте свои вопросы к тексту, предложите свои варианты вопросов и ответов по тексту притчи, придумайте название притчи.

 

Молитва

Лодка

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:

— Быстрее, опаздываю на работу!

И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись».

— Зачем это? — спросил он.

— Для памяти — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.

— Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву?

— Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.

Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.

Вопросы и задания

1. Случилось ли вам путешествовать или просто кататься на лодке?

2. Когда скорость будет хорошей, а от путешествия – удовольствие? (Когда на лодке есть два весла, сильные, умелые гребцы, когда вёсла работают синхронно).

3. О чём свидетельствуют надписи на вёслах в лодке у рыбака?

4. Как наглядно и образно перевозчик показал своему пассажиру основу жизни христианина?

5. Чем становится в конце притчи река? Что это символизирует?

Молитвы, которые услышаны

Давно-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо. Греха не убывает. Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И чудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того, как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Неслышно было человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные, нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Что это? — спросил старец.

— Это святые молитвы, — отвечал Ангел, — только они слышатся здесь!

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме?

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри.

Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре.

Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. На левом клиросе дьячок что-то читал, быстро-быстро шлепая и перебирая губами, но слова туда, вверх, не долетали.

На амвон медленно вышел громадного роста диакон, плавным жестом поправил свои пышные волосы, потом поднял орать, широко раскрыл рот, и... - ни звука! На клиросе регент[33] раздавал ноты: хор готовился петь. «Уж хор-то, наверное, услышу...» — подумал старец.

Регент стукнул камертоном по колену, поднес его к уху, вытянул руки и дал знак начинать, но по-прежнему царила полная тишина. Смотреть было удивительно странно: регент махал руками, притопывал ногой, басы краснели от натуги, тенора вытягивались на носках, высоко поднимая голову, рты у всех были открыты, но пения не было.

«Что же это такое?» — подумал старец. Он перевел глаза на молящихся людей. Их было много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся в храм, и ты увидишь и всё поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые, спустились в самый храм.

Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли. «Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит! Ишь выпялилась!».

 Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: «Какая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь. Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы!».

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: «Эх, и хороша Дуняша! Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую. Пойдет или нет?».

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг чей-то детский робкий голосок отчетливо проговорил: «Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму!». В уголке, на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму. Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

— Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел.

Вопросы и задания

2. О чём молился святой старец? Что его удручало?

3. На какой вопрос он хотел получить ответ?

4. Как Господь ответил на его вопрос?

5. О чём думали, находясь на службе в храме, разные люди?

6. О чём нужно думать православному христианину на молитве?

7. Чья молитва была принята и исполнена? Почему?

8. Посмотрите фильм-притчу[34] «Немая молитва». Сравните текст притчи и фильм. Что вам показалось в содержании необычным? Изменилась ли в фильме главная мысль по сравнению с текстом?

9. Прочитайте стихотворение «Восстав от сна». Какие чувства раскрываются в этом маленьком стихотворении? Почему мы можем определить его жанр как жанр молитвы?

Восстав от сна

К Тебе, Господь, восстав от сна, Спешу с молитвой благодатной! Душа моя – любви полна, Стремится в свет Твой лучезарный. Отец щедрот! К стопам Твоим Я припадаю со смиреньем: «Благослови дела мои Твоим святым благословеньем».           Р.И .

Молитва по привычке

В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришёл монах, дальний родственник. Стол накрыли очень изысканно: достали самые лучшие фруктовые соки и подали очень вкусное блюдо. Семья села за стол. Все смотрели на монаха и думали, что теперь он помолится перед едой.

Но монах сказал:

— Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.

Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал:

— Знаете, дорогой родственник, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти вечные повторения каждый день, каждый год нисколько не помогают, поэтому мы больше не молимся.

Монах удивлённо посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:

— Папа, значит, мне тоже не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить «доброе утро»?

Вопросы и задания

5. В каких случаях православному христианину церковь рекомендует молиться в течение дня?

6. Слышали ли вы эти молитвы?

7. Справедливо ли замечание монаха?

8. Чем вызвано его удивление? (Он, видимо, знал другие времена в этой семье).

9. Почему молитва пропадает?

10. О чём говорит нам ответ девочки?

11. Справедлива ли пословица: «Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому»?

Сколько весит молитва?

Эта история основана на реальных событиях.

Однажды в магазин вошла несчастная женщина с измождённым лицом и попросила бакалейщика дать ей продукты, чтобы она смогла приготовить обед для своих детей. Он спросил женщину, сколько у неё денег.

Она ответила:

‒ Мой муж погиб на войне. И у меня ничего нет, кроме маленькой молитвы.

Торговец признался, что в те дни он был не очень сентиментален[35] и полагал, что его бакалейная лавка ‒ не место бесплатной раздачи хлеба неимущим. Он небрежно бросил:

‒ Напишите её на листе бумаги, ‒ и снова взялся за работу.

К его удивлению, женщина вынула из кармана кусок бумаги и протянула его бакалейщику через прилавок. Она сказала:

‒ Я сделала это ночью, когда присматривала за своим больным ребёнком.

Не успев опомниться от неожиданности, бакалейщик взял клочок бумаги, но тут же пожалел, что сделал это: как же ему теперь поступить и что ответить? Вдруг у него появилась идея. Даже не прочитав молитву, он положил листок бумаги на весы и сказал:

‒ Посмотрим, чего он стоит.

К его удивлению, когда он положил на другую чашу весов буханку хлеба, стрелка весов даже не шелохнулась. Он ещё больше смутился оттого, что стрелка продолжала стоять на месте, хотя он быстро накладывал продукты на весы, потому что на него смотрели покупатели. Бакалейщик попытался быть грубым, но безуспешно. Он покраснел, и поэтому ещё больше разозлился. В конце концов, он пробормотал:

‒ Ну, это всё, что могут выдержать весы. Вот пакет. Вам придётся всё это упаковать самой. Я занят.

Издавая звуки, похожие на негромкое всхлипывание, женщина взяла кулёк и начала упаковывать еду, вытирая слёзы рукавом всякий раз, когда высвобождалась рука.

Бакалейщик[36] попытался было не смотреть, но мельком заметил, что дал женщине довольно большой пакет, в котором оставалось ещё немного места. Поэтому, ничего не сказав, он бросил на прилавок большую головку сыра. Он не увидел робкой благодарной улыбки, сверкнувшей в её влажных глазах в ответ на доброту бакалейщика, которая опровергла первое обманчивое впечатление о его скупости.

Когда женщина ушла, бакалейщик подошёл к весам, почёсывая голову и покачивая ею в недоумении. Позже он нашёл разгадку. Весы были сломаны.

Шли годы. Бакалейщик часто вспоминал этот случай и не знал, была ли правильной та разгадка, которую он нашёл. Почему молитва той женщины была уже написана и готова для того, чтобы удовлетворить его неожиданное требование? Почему бедная женщина пришла именно тогда, когда весы были сломаны? Что так сбило его с толку, чтобы он даже не заметил этой поломки и продолжал накладывать продукты, когда на чаше весов лежал лишь клочок бумаги? Он чувствовал себя глупцом и едва понимал, что делал.

Бакалейщик никогда больше не видел этой женщины. Но ведь он никогда не видел её и до этого. И всё-таки до конца своей жизни он помнил её лучше, чем любого другого покупателя.

Он знал, что тот случай не был плодом его воображения, потому что у него всё ещё хранится клочок бумаги, где была написана молитва той женщины: «Пожалуйста, Господь, подай нам хлеб наш насущный».

Вопросы и задания

1. Можете ли вы отнести события этого рассказа, близкого к притче, к реально происходившему в жизни? (Автор указывает на это в начале повествования).

2. Если принять это как правду, можно ли отнести событие к необъяснимым? (Много вопросов осталось у бакалейщика).

3. Что это была за женщина?

4. Что оказалось причиной невольной благотворительности торговца?

5. Какая молитва «перевесила на чаше весов продукты? Откуда эти слова? Как она называется полностью? Кто может воспроизвести её текст по памяти?

6. Прочитайте отрывок из статьи. Что Вам запомнилось из неё особенно ярко?

Как надо молиться

Когда одного византийского святого X века спросили, как надо молиться, он сказал:

- Молитва-то простая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного. Вопрос в том, как её говорить. Представьте себе, что человека обвинили в преступлении. Неважно, заслуженно или нет – но его ведут на смертную казнь. Никакие апелляции не помогли, приговор окончательный. Его ведут из тюрьмы на центральную площадь города, на плаху. И путь его лежит мимо царского дворца. И последний шанс его в том, что царь может помочь. И он должен закричать: «Государь, помилуй!», да так громко, чтобы царь – обязательно — услышал и помог.

Вот так же надо — кричать в своем сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!». Не в смысле громко. А чтобы, сердце и совесть трепетали. С такой же – огромной надеждой, с таким же отчаянием».

Теперь, зная об этой удивительной Иисусовой молитве – будем же стараться читать эту молитву про себя — всегда и везде: в дороге, куда бы вы — не пошли или не поехали… Будем читать эту молитву — дома и на работе, будем с этой молитвой — вставать утром и ложиться — с ней спать. Главное – обрести привычку — всегда читать эту молитву.

Молитва эта является – тайной и потому, никто из людей – не должен знать, что вы постоянно читаете эту молитву – знаете вы и знает об этом — Господь! Только тогда – эта молитва – будет иметь Силу.

И эта удивительная молитва, силою Благодати Божией поможет вам стать благочестивым и добрым человеком и умножит вам веру, сохранит вас — от любой беды, согреет — в мороз, не даст умереть — во время голода, сохранит вашу жизнь — в любой опасности!

И конечно же не забывайте о главном: эту молитву всегда читают с покаянным чувством, и потому не допускайте помыслы гордости и тщеславия, эгоизма и равнодушия к ближним – это опасно. Гордый, большого о себе мнения человек, читающий Иисусову молитву, впадает в прелесть.

 

3. Надежда                                                                                        Надежда! Мой компас земной!

Николай Добронравов

Четыре свечи

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: «Я СПОКОЙСТВИЕ – к сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!». И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала: «Я ВЕРА – к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше». Едва она произнесла это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я ЛЮБОВЬ – у меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего – своих близких». И эта свеча угасла.

Вдруг… в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете! Вы должны гореть – я боюсь темноты!». Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвертая свеча сказала: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда

можно зажечь и другие три свечи: Я – НАДЕЖДА! Так пусть надежда на лучшее не покидает нас всех!».

Вопросы и задания

1. Прочитайте притчу в лицах.

2. Что может случиться с человеком в жизни?

3. Как преодолеть все трудности?

4. Прослушайте песню «Надежда», слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой, в исполнении Анны Герман[37]. Чем близка эта песня содержанию притчи?

 

4. Смирение, терпение                                                                                   Лучами света не земного

Себя и душу освещай,

Для счастья нужно так немного -

Люби, смиряйся, всех прощай!

Виталий Никуляк

Выбор креста

Был один простодушный поселянин, который жил трудами рук своих, но зарабатывал очень мало: едва доставало ему, чем прокормить себя и семью свою. Раз пошёл он к берегу моря, присел на камень и стал смотреть, как к пристани подходили большие корабли с богатыми товарами, и как потом эти товары выгружали и везли в город для продажи.

 И запала ему в голову грешная мысль: «Зачем Господь одним людям послал богатство и всякое довольство, а других оставил жить в бедности?». И начал он роптать на свою горемычную долю.

Между тем полуденное солнце сильно пекло; бедняка стала одолевать дремота, и он незаметно заснул. И снится ему, что стоит он у подошвы высокой горы; подходит к нему почтенный старец с длинною бородою и говорит ему: «Иди за мной!».

Он послушался и пошёл за ним. Долго они шли и, наконец, пришли на такое место, где лежало великое множество крестов всякого вида и различной величины. Были кресты большие и малые, золотые и серебряные, медные и железные, каменные и деревянные. И говорит ему старец:

— Видишь, сколько здесь крестов? Выбирай себе любой и неси его на вершину той самой горы, которую ты видел пред собой.

Взглянул наш простец на золотой крест: такой он красивый, точно красное солнышко блестит. Понравился ему этот крест, и он хотел взять его на плечи, но сколько ни трудился, не мог этот крест не только поднять, но и с места сдвинуть.

— Нет, — говорит ему старец, — видно, не внести тебе этого креста на гору. Бери другой — серебряный. Может быть, он будет по силам.

Взял простец серебряный крест. Этот был, правда, легче золотого, но всё-таки и с ним он ничего не мог поделать. То же было и с медным, и с железным, и с каменным крестами.

— Нечего делать, — говорит ему старец, — бери один из деревянных крестов.

Тогда взял себе простец самый малый из деревянных крестов и легко и скоро отнёс его на ту гору. Обрадовался он, что нашёл, наконец, один крест по своим силам, и спросил своего спутника:

— А какая награда мне будет за это?

— Чтобы ты сам рассудил, чем наградить тебя, — отвечал ему тот, — я открою тебе, что это за кресты, которые ты видел. Золотой крест, который так тебе сначала приглянулся, — это царский крест. Ты себе думаешь: как хорошо и легко быть царём. А того не соображаешь, что царская власть — самый тяжёлый крест. А серебряный крест — это крест всех тех, кто властью облечён, — это крест пастырей Церкви Божией, крест ближайших слуг царевых.

У всех них тоже много забот и скорбей. Медный крест — это крест всех тех, кому Бог богатство послал. Ты вот им завидуешь и думаешь, какие они счастливые. А богатым тяжелее жить, чем тебе. Тебе, после своих трудов, можно спокойно уснуть: никто не тронет твоей убогой хаты и твоего малого добра. А богатый человек всегда — и днём и ночью — боится, как бы кто-нибудь не обманул его, не обокрал, не поджёг его дом. Кроме того, богатый за богатство своё ответ Богу даст: как он своё богатство употребляет. А случится беда — обнищает богач: сколько скорбей тогда на него обрушится:

А вот железный крест — это крест людей военных. Порасспроси тех, которые бывали на войне, и они скажут тебе, как им часто приходилось проводить ночи на голой, сырой земле, терпеть голод и холод:

Каменный крест — это крест людей торговых. Тебе нравится их жизнь, потому что им не приходится работать, как тебе? Но разве не бывает, что едет купец за море, тратит весь свой капитал на товар, а товар весь гибнет от кораблекрушения, и возвращается несчастный купец домой совершенным бедняком?

А вот деревянный крест, который ты так легко внёс на гору, это и есть твой крест. Ты жаловался, что жизнь у тебя трудная, а теперь вот видишь, что она гораздо легче, чем жизнь других людей. Знал сердцеведец Господь, что во всяком другом звании и положении ты погубил бы свою душу, вот Он и дал тебе крест самый смиренный, самый лёгкий — крест деревянный. Итак, ступай и не ропщи на Господа Бога за свою бедную долю. Господь даёт каждому крест по его силам, — сколько кто может снести.

При последних словах старца поселянин проснулся, поблагодарил Бога за вразумительный сон и с того времени никогда больше не роптал на Бога.

Вопросы и задания

1. Как крестьянин воспринимал свою жизнь и что он хотел изменить?

2. Как вы поняли смысл видения?

3. Почему Господь открыл человеку смысл несения креста?

4. Почему кресты у всех людей разные?

5. Как могло оказаться, что крестьянин выбрал свой крест?

6. Господь сказал ученикам своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24). Как вы понимаете эти слова? При затруднении обратитесь к толкованию.[38]

7. Какой вывод мы можем сделать для дальнейшей своей жизни?

8. Какие качества необходимо в себе взращивать, чтобы пронести крест?

9. Посмотрите мультфильм Станислава Подивилова «Твой крест» (кинокомпания «Рассвет»).[39] Чем отличается повествование в фильме от повествования в притче? Какой эпизод из него Вам показался самым ярким, запоминающимся?

10. Прослушайте песню Светланы Копыловой «Хитрец».[40] Какая история случилась в этой притче?

11. Прочитайте стихотворение, найдите в нём строчки, которые перекликаются с содержанием притчи.

Крест чужой нам кажется легче. Руки — тверже, и плечи — крепче. Под своим же — не развернуться, Не вздохнуть и не размахнуться. Под своим — нет того полета, Под своим — не хватает чего-то. Под своим жить все время тесно, Слишком горько. А чаще — пресно. Куража нет. И нет азарта. Выпадает слабая карта. У чужих всегда все иначе —   Ярче, проще, и даже — богаче. Вы признайтесь: хотя бы однажды Подменить крест желал бы каждый. Только небо — оно неделимо. То, что ждет нас — неотвратимо. Неизвестно где мягче и суше: Бросить крест — как продать свою душу. А чужое — оно и чужое: Нелюбимое и неродное. Силу Духа никто не измерит, Крест несешь — значит Бог в тебя верит… Сергей Бикентиев

Буханка хлеба

Есть история об одном богатом булочнике, который попросил привести к нему детей из самых нищих семей в городке. Когда дети собрались, он сказал им: «В этой корзине лежит по буханке хлеба на каждого из вас. Возьмите каждый по одной, а завтра приходите опять, и я опять дам вам хлеба».

Моментально вокруг корзинки завязалась едва ли не драка. Каждый старался захватить буханку больше. Расхватав хлеб, дети разбежались, даже не поблагодарив в спешке булочника.

И только маленькая, совсем плохо одетая девочка тихо стояла в стороне и ждала, когда все разойдутся. Потом она подошла, взяла оставшуюся на дне самую маленькую буханку, поцеловала руку булочнику и пошла домой. На следующий день всё повторилось снова, как вчера.

Но когда дома мать девочки стала резать хлеб, внутри буханки оказались серебряные монеты. Девочка принесла эти деньги назад булочнику, но тот сказал:

- Нет, дитя мое, это не случайность. Я специально положил их в самую маленькую буханку, чтобы наградить тебя.

Многие люди утверждают, что сами могут постоять за себя. А смиренным Бог помогает.

Вопросы и задания

1. Как вы можете оценить поступок булочника?

2. Можете ли привести примеры подобных дел из нашей современной жизни? (Да, в некоторых магазинах есть объявления и полки с продуктами, можно любому человеку купить и положить для нуждающихся. Многие люди помогают нищим, покупая продукты. Один молодой человек купил в магазине всю партию хлеба в годовщину смерти своего отца, чтобы люди брали в этот день хлеб бесплатно бесплатно).

3. Как вели себя те, которых пригласил булочник для получения бесплатного хлеба?

4. Какой факт убеждает нас, что эти поступки простительны? (Это дети, они до конца не могут контролировать волю и поступки).

5. Можете ли рассказать, как ведут некоторые взрослые в магазинах с бесплатными продуктами?

6. Почему только одна девочка вела себя по-другому?

7. Какая возможность была у семьи, когда они обнаружили серебряные монеты в выпечке? Почему не воспользовались возможностью оставить их себе?

8. Как была вознаграждена девочка?

9. Прочитайте последнюю фразу притчи. О ком о чём она?

10. Запишите в тетради качества личности, которые были уже воспитаны в девочке.

11. Перед вами русские пословицы. Какое отношение они имеют к содержанию притчи?

12. Продолжите пословицы

Люди. Цапля и синицы – разные… (птицы).

Терпение. Христос терпел и нам… (велел).

Молитва и


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.