Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков 12-15 лет — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков 12-15 лет

2017-05-16 3653
Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков 12-15 лет 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Цель: развитие у подростков навыков общения, осознавания и выражения своих чувств, понимания и принятия чувств окружаю­щих людей, активизация механизмов самопознания и самовыра­жения.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12 до 15 лет.

Необходимые материалы: бумага, ручки, стулья по количе­ству участников, несколько старых газет, лист ватмана, маркер, ви­деодвойка.

Организация занятий: программой предусмотрено 5 занятий по 40 минут каждое.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: создание благоприятной обстановки для личностного са­мораскрытия.

Необходимые материалы: большой лист ватмана или бума­ги, маркеры, бумага, ручки, несколько старых газет.

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Цель: Выработать правила, по которым будет проходить каждое занятие; определить штраф­ные санкции для нарушителей.

Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в груп­пу для реализации какой-либо деятельности, все­гда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принима­ются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они запи­сываются на листе ватмана и оставляются на вид­ном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно нега­тивно влиять на взаимоотношения.

2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказать­ся необходимо поднять руку.

6. Указания тренеров не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения тренеров, и т. д.

Кроме того, определяются штрафные санк­ции для нарушителей. Вывод участника за дверь является крайней мерой наказания.

Самым оптимальным наказанием за нару­шение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточ­но тяжело переживают, что им не разрешают выс­казать свое мнение, и этот фактор позволяет под­держивать дисциплину в группе.

Заметки для ведущего: Необходимо, чтобы подростки сами пред­лагали большинство пунктов правил. Это мотивирует их на выполнение: «Меня не заставляют, я сам так решил».

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ПРЕДСТАВЬ СВОЕ ИМЯ»

Цель: Осуществление эмоционального разогрева.

Содержание: Ведущий предлагает участникам предста­виться как актеру немого кино с помощью ми­мики и жестов. Можно представить не только свое имя, но и свою внешность, манеру одевать­ся, вести себя. Главное, чтобы это было узнава­емым.

Заметки для ведущего: В группе обычно есть стеснительные ребя­та, опасающиеся негативной оценки со стороны других подростков. В этом случае им нужно ока­зать помощь в представлении себя, — например, ведущий может в паре с подростком представить его.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ»

Цель: Развитие умения заявлять о себе.

Содержание: Ведущий предлагает участникам дать объявление о себе в газету. Объявления должны быть короткими, но нести максимум информа­ции об авторе. Затем объявления зачитываются, и проводится обсуждение, что является основ­ным: желание помочь кому-то, получить что-то или заявить о своих способностях. Ведущему здесь важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими спо­собностями или объявить о своем стремлении помогать другим, главное — он о себе заявляет.

Заметки для ведущего: Нужно напомнить ребятам о правилах: в объявлении не должно содержаться информации аморального или жестокого характера. Некото­рые подростки, бравируя, предлагают в объявле­нии далеко не безобидные услуги. Застенчивым ребятам нужно помочь, так как зачастую из-за заниженной самооценки они не могут найти в себе чего-то положительного, что могло бы заин­тересовать других людей.

УПРАЖНЕНИЕ «СКОЛЬКО ТЫ ВЕСИШЬ?»

Цель: Обнаружение зависимости физического состояния от эмоционального настроя.

Содержание: Участникам предлагается походить по ком­нате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь погрузиться в соответству­ющее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гу­лять. После этого обсуждается внутреннее ощу­щение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, ис­порченное настроение наполняют человека тя­жестью — он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, все тело нали­то свинцом. Радость, влюбленность, счастье дают ощущение полета, невесомости. Ведущий догова­ривается с ребятами, что они в процессе занятий могут говорить о своем самочувствии в килограм­мах или тоннах.

Заметки для ведущего: Это упражнение предлагает замечательный диагностический параметр для оценки в после­дующей работе ощущений и впечатлений от от­дельного упражнения или полного занятия каж­дым участником. Можно сделать табличку, в которой в конце каждого занятия можно было бы отмечать «вес» каждого подростка.

УПРАЖНЕНИЕ «ОСТРОВ»

Цель: Развитие ответственности за других членов группы.

Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ве­дущий убирает часть газет), «остров» уменьшает­ся, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается еще часть га­зет, «остров» становится совсем маленьким. Веду­щий уменьшает «остров», насколько это возмож­но. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на ма­терик — рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята выска­зываются, чего им хотелось больше, самим удер­жаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэто­му нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Заметки для ведущего: В группе может оказаться изгой, которого ребята будут специально выталкивать с «острова». В этом случае следует, не останавливая игру, бро­сить ему «спасательный круг» — подстелить кусок газеты. В обсуждении необходимо обязательно спросить ребят, почему они не спасали, а специ­ально выбросили с острова этого участника. Если бы ситуация была не игровая, а настоящая, они поступили бы также? Этот вопрос должен «повис­нуть в воздухе», не стоит ждать ответа, поскольку, скорее всего, он будет неискренним. Пусть ребя­та окажутся наедине с этим вопросом.

УПРАЖНЕНИЕ «ЛАДОШКА»

Цель: Повышение самооценки, обучение подростков умению находить в других людях положи­тельные качества.

Содержание: На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, кото­рое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, а остальные участники дописывают те ка­чества, которые нравятся в хозяине ладошки. Ли­стки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга.

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся толь­ко положительные качества.

Заметки для ведущего: Если в группе уже выявлены изгои, то их «ладошки» могут оказаться пустыми или с оскор­блениями. Чтобы предотвратить это, нужно объя­вить всем, что если они не могут найти положи­тельное в других, значит, они ненаблюдательны, ведь не бывает такого, чтобы в человеке не было ничего хорошего.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Участники по кругу высказываются о том, как они себя чувствовали на занятии, что понра­вилось, что нет. Можно предложить определить свой «вес».

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: формирование адекватной самооценки.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «КАЛЕЙДОСКОП»

Цель: Эмоциональный разогрев, создание пред­посылок к осознанию внутренних и внешних проявлений эмоциональных переживаний.

Содержание: Ведущий просит каждого участника пред­ставить себя какой-либо частью тела. Затем он называет одну за другой эмоции, а участники дол­жны их выразить той частью тела, которую вы­брали.

После выполнения задания участники де­лятся своими наблюдениями, чем и какие эмоции было легче передавать. Как правило, оказывает­ся, что человек в основном показывает свои эмо­ции позой, мимикой и жестами. Даже не замечая этого, большинство людей помогают себе в диа­логе мимикой и жестами. Поэтому легче выразить чувства руками и лицом, но никак не животом или спиной. Вот поэтому не у всех получилось выпол­нить это задание либо это оказалось забавным, и это нормально.

Заметки для ведущего: У ребят могут возникнуть трудности в вы­ражении эмоций, нужно сказать, что в этом ничего страшного нет, а почему, они узнают в конце упражнения. Застенчивым ребятам может помочь кто-то из группы или сам ведущий. Очень часто ребята смеются. Действительно, когда та или иная эмоция выражается совершенно нео­бычным способом, это выглядит смешно. Нужно не останавливать смех, а смеяться вместе с ними.

УПРАЖНЕНИЕ «ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...»

Цель: Формирование навыков самораскрытия.

Содержание: Каждый участник выбирает себе какую-либо вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.) и погружается в ее мир, воображает себя этой ве­щью, ощущает ее «характер». От лица этой вещи он рассказывает, как она себя чувствует в окру­жающем мире. О ее заботах, ее прошлом и буду­щем. Рассказывая о постороннем случайном предмете, участники невольно говорят о себе, что ведет к самораскрытию и формированию навы­ков управления своими эмоциями.

Заметки для ведущего: Следует напомнить ребятам о правилах: должны быть выбраны только те предметы, ко­торые не шокируют остальных. Застенчивым и в этом упражнении может потребоваться по­мощь.

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ СОСЕД СЛЕВА»

Цель: Развитие умения находить положительные качества в других людях.

Содержание: Ведущий предлагает участникам внима­тельно посмотреть на соседа слева и назвать то, что у того хорошо получается. Круг должен за­мкнуться. По окончании ведущий спрашивает, приятно ли было слышать от других положитель­ные оценки своих умений.

Заметки для ведущего: Могут возникнуть затруднения в отношении изгоев. Нужно напомнить ребятам, что не бывает так, чтобы человек ничего не умел делать.

УПРАЖНЕНИЕ «МОИ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ КАЧЕСТВА»

Цель: Формирование навыков адекватной само­оценки.

Содержание: Участникам предлагается разделить лист бумаги пополам и написать на одной стороне свои сильные качества, а на другой — слабые. Же­лающие могут зачитать их, но нельзя заставлять подростков делать это без желания. Ведущий предлагает сравнить количество сильных и сла­бых черт и подумать, можно ли избавиться от не­которых своих слабостей, и если да, то что для этого нужно предпринять. Очень важно объяс­нить ребятам, что всегда можно избавиться от того, что не нравится в себе, главное, понять, что хочется изменить в себе, а вариант, как это сде­лать, можно найти всегда.

Заметки для ведущего: Ребята с заниженной самооценкой очень часто не могут найти в себе сильных качеств, ве­дущий должен помочь им.

УПРАЖНЕНИЕ «ХРОМАЯ ОБЕЗЬЯНА»

Цель: Снижение эмоционального напряжения.

Содержание: Участникам предлагается представить себе хромую обезьяну, ее ужимки, походку. Затем ве­дущий говорит, что он запрещает думать об этой обезьяне в течение двух минут, и засекает время. Засмеявшиеся выходят в середину круга. В конце концов все участники оказываются там и вместе весело смеются.

Заметки для ведущего: В группе могут оказаться «провокаторы». Поэтому следует предупредить ребят, что изоб­ражать хромую обезьяну не нужно, важно просто не думать о ней.

РЕФЛЕКСИЯ

Получение обратной связи. В группе обсуждается занятие, что понра­вилось, что нет. Сколько «весит» каждый участник.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: осознание причин выбора модели поведения в различ­ных ситуациях.

Необходимые материалы и оборудование: видеодвойка, мультфильмы «День рождения Иа», «Винни-Пух идет в гости».

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «РАЗОЖМИ КУЛАК»

Цель: Эмоциональный разогрев.

Содержание: Участники разбиваются на пары: один сжи­мает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется.

Далее следует обсуждение, кому и как уда­лось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.

Можно рассказать притчу: «Поспорили сол­нце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: "Кто сумеет снять с пут­ника плащ, тот и сильнее". Стал ветер дуть, он очень старался, а добился того, что путник лишь сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ».

Ведущий задает вопрос: «Всегда ли можно добиться своего силой? Как это можно сделать по-другому?»

Заметки для ведущего: Следует предупредить ребят, что не нужно ломать пальцы партнера, разжимать кулак надо, не причиняя боли.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ»

Цель: Развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

Содержание: Участникам предлагается вспомнить геро­ев сказки про Винни-Пуха и охарактеризовать их. Характеристики записываются на доске.

Пятачок — зависим и не уверен в себе, не умеет противостоять влиянию.

Кролик — активно навязывает другим свою точку зрения, считает, что он знает все, требует подчинения.

Ослик Иа — не верит в собственные си­лы, ожидает неудачи, пессимистично смотрит на мир.

Заметки ведущему:

Может оказаться, что ребята не читали сказ­ку и не видели мультфильм про Винни-Пуха. Это необходимо предусмотреть и перед упражнени­ем продемонстрировать им фрагменты мульт­фильма «Винни-Пух идет в гости» и «День рожде­ния Иа».

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОБЛЕМЫ ГЕРОЕВ»

Цель: Развитие навыка справляться с проблема­ми поведения.

Содержание: Участникам предлагается подумать и озву­чить, что нужно изменить в себе Пятачку, Кроли­ку и Иа. С участниками обсуждается, как героям нужно воплотить данные рекомендации в жизнь.

Заметки для ведущего: Пятачку надо научиться говорить «нет» и отстаивать свою точку зрения. Кролику следует научиться просить и принимать отказ. Ослику не­обходимо поверить в собственные силы и на­учиться разрешать ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ «УШИ - НОС»

Цель: Развитие способности сохранять спокой­ствие в стрессовой ситуации.

Содержание: Ведущий рассказывает, как важно сохра­нять спокойствие в ситуации, когда в адрес чело­века кто-то кричит, обвиняет, оскорбляет, на­сколько полезно порой не заразиться чужой агрессией и не ответить криком на крик. Можно предложить ребятам вспомнить ситуации, когда они заражались чужой агрессией в конфликтах. Что из этого получилось? Чтобы конфликты не перешли во вражду, нужно уметь внутренне от­страниться от стрессовой ситуации и настроить­ся на конструктивное разрешение.

Участники разбиваются на пары, один бу­дет Пятачком, второй — Кроликом. Кролик кри­чит и обвиняет, Пятачок очень этого боится, ему нужно научиться держать удар. Его задача — не слушать Кролика, а наблюдать за движениями кончиков его ушей или носа и запоминать свои мысли и чувства, возникающие в это время. На упражнение дается две минуты, затем участники меняются ролями.

После выполнения задания следует обсуж­дение: какие чувства испытывали партнеры в ро­лях? Трудно ли было выполнить задание и поче­му? Что нужно сделать, чтобы прекратить нападки Кролика?

Заметки для ведущего: Ребята разбиваются на пары по собствен­ному желанию, если кто-то оказался без пары, его партнером становится ведущий. Если никто не хочет вставать в пару с изгоем, его партнером также должен быть ведущий.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ...»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Ведущий предлагает участникам посидеть на своих стульях так, как сидели бы: король, ку­рица на насесте, начальник милиции, преступник на допросе, судья, жираф, маленькая мышка, слон, пилот, бабочка и т. д.

Заметки для ведущего: Это упражнение очень смешное, не нужно останавливать смех и «клоунов», лучше посмеять­ся вместе с ребятами.

РЕФЛЕКСИЯ

Получение обратной связи. Обсуждается занятие и «измеряется вес».

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: формирование навыков определения своей позиции в за­труднительных ситуациях.

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «ЭТО Я»

Цель: Эмоциональный разогрев.

Содержание: Один участник выходит на середину. Его за­дача — одним жестом передать свой характер или какую-то черту. Остальные должны угадать, что он хотел сказать. Угадавший занимает его место.

Заметки для ведущего: Водящие выходят по желанию, не нужно в этом упражнении «принуждать» ребят. Если вна­чале желающих не находится, ведущий показы­вает пример сам.

УПРАЖНЕНИЕ «ДА - НЕТ»

Цель: Осознание ощущений, возникающих в мо­мент отстаивания позиции, поиск невербальных признаков собственного уверенного поведения.

Содержание: Участники разбиваются на пары, один про­износит слово «да», другой — «нет», голос должен постепенно повышаться. При этом каждый зани­мает позу, в которой чувствует себя уверенно. За­дача — убедить партнера.

Далее следует обсуждение, построенное на следующих вопросах: удалось ли переубедить партнера, не крича при этом и не изменяя позы? Какая была поза, помогла ли она? Как ее воспри­нимал ваш партнер? Как вы думаете, захочет ли этот человек вновь встретиться с вами? Как, на ваш взгляд, выглядит уверенный человек? В чем это проявляется? А можно ли отказать человеку и при этом сохранить с ним хорошие отношения?

Заметки для ведущего: Лучше, если участники распределятся на пары с соседом. Партнером «лишнего» участни­ка должен стать ведущий.

УПРАЖНЕНИЕ «СКАЖИ "НЕТ"»

Цель: Формирование навыков достойного отказа.

Содержание: Вызываются добровольцы: один будет тре­бовать что-то им задуманное, а второй попыта­ется ему отказать. Если необходима поддержка, то можно позвать на помощь других участников. На разыгрывание сценки дается 5 минут.

Затем следует обсуждение. Когда было лег­че добиться своего, отказывая или требуя? Помог­ли ли достичь цели помощники? Нужно ли в ре­альной жизни, отстаивая свою позицию, привлекать кого-то на помощь?

Заметки для ведущего: Надо предупредить добровольцев, что должны выбираться такие ситуации, в которых трудно отказать. Можно оказать помощь в выбо­ре ситуации.

УПРАЖНЕНИЕ «НОЖ И МАСЛО»

Цель: Развитие умения преодолевать страх перед неприятной ситуацией.

Содержание: Участники встают в два ряда друг против друга, поднимают правую руку и ритмично одно­временно передвигают ее вверх-вниз, как нож. Каждый по очереди должен пройти через этот строй. Закончивший путь встает в конец строя, а стоящий в начале — проходит через шеренгу. Да­лее обсуждается, как было легче избежать удара — продумав свой путь или бросившись бежать не ду­мая? Подростков необходимо вывести на осозна­ние необходимости планирования действий в сложных ситуациях.

Следует предупредить ребят, что нельзя наносить удары, нужно просто поднимать и опус­кать руку. Кто будет замечен в специальном нанесении боли проходящему через строй, выво­дится из шеренги.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Обсуждается занятие.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: актуализация знаний, приобретенных на занятиях

Необходимые материалы: бумага, ручки.

УПРАЖНЕНИЕ-АКТИВАТОР «АТОМЫ»

Цель: Эмоциональный разогрев.

Содержание: Участники с закрытыми глазами передви­гаются по комнате и, сталкиваясь, пытаются раз­решить конфликт.

Заметки для ведущего: Необходимо предупредить ребят, что спе­циально толкаться запрещается.

УПРАЖНЕНИЕ «СИТУАЦИЯ В АВТОБУСЕ»

Цель: Развитие умения анализировать ситуации.

Содержание: Участникам предлагается вспомнить ситу­ацию конфликта любого человека с кондуктором автобуса и проанализировать ее.

Заметки для ведущего: Ребятам проще анализировать ситуации, когда они являются не ее участниками, а лишь на­блюдателями.

УПРАЖНЕНИЕ «АНТИВРЕМЯ»

Цель: Обучение способам избегания конфликт­ных ситуаций.

Содержание: Участникам предлагается вспомнить не­приятную ситуацию и рассказать о ней. Затем нужно подробно обсудить эту ситуацию, восста­навливая ход событий от конца до начала, и най­ти ответы на вопросы: где находится узел конф­ликта? Как можно было его избежать? Далее ситуация разыгрывается по другому сценарию с исправлениями.

Нужно спросить у подростков: если бы они заранее планировали свое поведение, измени­лось ли что-либо в их жизни? Избегание конф­ликтов — это не проявление слабости, а поступок умного, зрелого человека.

Метки для ведущего:

Если занятия ведутся классным руководи­телем, то очень хорошо разобрать ситуацию кон­фликта в классе.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Цель: Формирование умения принимать оценку себя со стороны.

Содержание: Участникам дается вводная ситуация: на необитаемый остров забрасывается группа из, трех человек, задача — выжить. А выжить можно только рядом с людьми, которые умеют что-то делать, обладают замечательными личными каче­ствами. Каждый из участников должен выбрать себе двух напарников и объяснить свой выбор. Одни и те же ребята могут выбираться несколько раз. В заключение ведущий говорит, что ему хо­телось бы взять на остров с собой всех ребят, по­тому что они все необыкновенные и обладают огромным количеством прекрасных человечес­ких качеств.

Заметки для ведущего: В группе могут оказаться ребята, которых не выбрал никто, в этом случае на «необитаемый остров» с ними отправляется ведущий, объясняя свой выбор.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН»

Цель: Закрепление полученных навыков, осозна­ние их ценности.

Содержание: Ведущий объявляет, что первый блок заня­тий подошел к концу. На занятиях участники при­обрели определенные навыки, опыт. Им предла­гается собрать для себя «чемодан» того, что они приобрели на занятиях и что хотели бы реализо­вать в жизни. Все предложения записываются на бумаге, зачитываются и передаются ведущему.

Заметки для ведущего: Записки ребят используют для оценки ре­зультативности блока занятий.

ПРОЩАНИЕ

Цель: Актуализация знаний, приобретенных на занятиях.

Содержание: Ведущий прощается с группой, высказывая пожелание, чтобы все, что они приобрели на за­нятиях, пригодилось им в жизни.

Программа практических занятий с элементами тренинга

для подростков и юношей «Мой защищенный мир» [27]

Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: в школе, на отдыхе, в общественном месте. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка. Насилие как социально - психологическая проблема является в настоящее время весьма актуальной и значимой.

Выбор детей подросткового и юношеского возраста как основного контингента в данной программе не случаен. В подростковый период происходит отдаление ребенка от родительской семьи, увеличение числа конфликтов с родителями, другими взрослыми, а так же со сверстниками. В подростковом возрасте закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Важнейший момент в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего «Я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Появляется моральная потребность проанализировать свои достоинства и недостатки, стремление понять, что в собственных поступках и целях является правильным или неправильным и т.д.

В юности окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, формированием нравственного сознания, устойчивого мировоззрения. В межличностных отношениях нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Неблагоприятные общественные и микросоциальные условия могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному переживанию юности.

Таким образом, программа «Я могу сказать «нет», включающая в себя укрепление структур «Я – взрослый», развитие адаптивных навыков поведения, укрепление и развитие конструктивных стратегий профилактики и преодоления ситуаций насилия и др., а так же способствующая стабилизации адекватной самооценки, является хорошей профилактической базой для формирования у подростков и юношей умений противостоять нефизическому насилию со стороны окружающих; направлена на активизацию, увеличение ресурсов, необходимых для противостояния различным жизненным трудностям подростковой жизни, связанных с эмоциональным насилием.

Цель: обучение стратегиям совладающего поведения и навыкам саморегуляции в подростковом и юношеском возрасте.

Программу может проводить психолог, педагог или социальный работник, имеющий опыт проведения тренинговых программ, работающий с подростками, знающий особенности подросткового возраста.

Условия реализации программы:

1. Программа рассчитана на подростков 14-16 лет.

2. Оптимальное число участников группы 12-15 человек.

3. Общий объем программы – 16 часов. Программа тренинга рассчитана на 4 дня работы по 4 часа в день. Возможно увеличение общего количества часов до 24.

4. Группы могут быть смешанными (по полу, возрасту).

Рекомендации по использованию программы:

Для работы потребуются следующие материалы: бейджи, плакат «Правила работы группы», вывески с афоризмами, бланки анкет, бланки опросника К. Томаса, информационные карточки «Способы преодоления ситуации нефизического насилия», фломастеры, мяч, отрывные карточки.

Эффективность программы оценивается путем:

анализа тренером анкет подростков о программе; откликов родителей, педагогов, социальных работников об изменениях в детях, произошедших в них за время тренинга или после него.

Содержание тренинга представлено следующими блоками информации:

ВВЕДЕНИЕ

1. Знакомство.

Создание у участников эмоционального настроя на работу в группе. Обсуждение ожиданий, опасений от работы в группе. Принятие правил работы в группе.

ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

2. Понятие насилия. Виды насилия. Нефизическое насилие.

3. Ситуации насилия.

Определение и обсуждение возможных ситуаций насилия. Зоны риска. Изучение типологии ситуаций, угрожающих возникновением нефизического насилия. Способы снятия напряжения после ситуации насилия. Определение конструктивных способов снятия напряжения после ситуации насилия.

4. Анализ индивидуально перенесенных ситуаций насилия.

Определение индивидуальных способов поведения внутри ситуации и ее предупреждения. Определение и обсуждение конструктивных стратегий поведения внутри ситуации насилия и способов профилактики. Укрепление навыков «психотерапевта» для других.

5. Профилактика насилия в социальной группе

Адаптивные навыки поведения. Анализ стратегии поведения в кризисной ситуации, угрожающей насилием. Повышение уверенности в себе. Стабилизация адекватной самооценки. Повышение ответственности за свое поведение. Осознание своей ценности и уникальности

ЗАВЕРШЕНИЕ

8. Личностная обратная связь.

Позитивное завершение межличностных отношений в группе. Личностная поддержка.

9. Итоги тренинга.

Осознание и структурирование опыта, полученного на тренинге. Выявление индивидуальных вариаций полученного опыта.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.