Тренинг управления жизнью для подростков — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тренинг управления жизнью для подростков

2017-05-16 1015
Тренинг управления жизнью для подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели:

1. Формирование перспективы своей жизни.

2. Развитие личностной рефлек­сии.

3. Формирование активной позиции подростка в решении вопросов своей социальной реабилитации.

4. Расположение подростка к участию в социально-психо­логических программах.

5. Пробуждение интереса к себе и своим ресурсам.

6. Развитие ответственности и самостоятельности.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Это упражнение направлено на определение готовности подростка к проработке своих планов на будущее. Мотивационную основу тренинга составляет противопоставление соци­альной мотивации и мотивации перспективой будущего. По­чти все подростки, имеющие опыт асоциального поведения, легко откликаются на чужое влияние, будучи зависимым от мнения окружающих. Многие из них обделены вниманием окружающих и за доброе отношение и внимание готовы сде­лать все что угодно. Именно поэтому важно создать для этих подростков весомый противовес социальной мотивации.

Что располагает человека достигать поставленных целей? Желания человека — самый сильный стимул деятельно­сти. Что лежит в основе наших «хотений»? Можно ли заставить себя захотеть что-нибудь? Один из самых силь­ных источников — стремление получать положительные отклики и позитивное отношение. Похвалы, внимание к своей работе, интересные мнения относительно того, что вы сделали, — вот что может заставить человека много, скрупулезно, долго и напряженно работать. Любовь, ува­жение, привязанность, как наша к людям, так и других людей к нам, также располагают нас к новым достиже­ниям. Но стремление к одобрению и добрые отношения с другими — не единственный источник мотивации. Более того, с возрастом человек становится все независимее от мнения других, а отношения и достижения становятся все более обособленными друг от друга аспектами жиз­ни. Кроме того, такой источник мотивации, как жела­ние нравиться, действует не во всех сферах жизни. На­пример, выбор профессии и упорное стремление стать хорошим специалистом мало зависят от желания нра­виться. Наоборот, устремленность к своей цели может раздражать других, а самостоятельность часто и прояв­ляется в том, что человек не нуждается во внешнем одоб­рении. Но тогда что может поддерживать человека в реа­лизации его планов?

Рекомендации тренеру. Проанализируйте ответы подрост­ка: указал ли он на значимость планов, какие примеры привел для иллюстрации своей точки зрения. Обсудите с ним, что располагает его выбирать ту или иную цель. Мож­но рассказать и о том, что все цели и желания человека делятся на основные (те, ради чего все делается, те, кото­рые важны сами по себе, например, принятие окружающи­ми, стремление к открытиям) и инструментальные (нуж­ные для чего-то и ведущие к реализации основных желаний). Известно, что многие правонарушители как раз за­трудняются в определении основных целей, а иногда и под­меняют основные цели инструментальными. Попробуйте вместе с подростком выстроить из его желаний лестницу (может быть, даже не одну), т.е. расположить желания в соотношении причина—следствие: «Достижение этого при­ведет к реализации вот этого желания, а это желание помо­жет достигнуть вот этого». Если подросток почувствует, что каких-то ступенек в его лестнице желаний не хватает, по­могите ему предположить, какие могут здесь быть проме­жуточные желания. Важно показать подростку, что к самой последней ступеньке можно идти разными путями.

Запишите все ответы подростка, в том числе его лестни­цы желаний. Наблюдайте и фиксируйте в дневнике поведе­ние подростка: его эмоциональные реакции, сопротивление заданиям, вопросы, которые он задает. Сделайте общее зак­лючение о том, насколько подросток готов к работе над своим планом жизни. Попробуйте определить и степень за­висимости подростка от внешней среды.

УПРАЖНЕНИЕ 1. НАЗАД, В БУДУЩЕЕ

Спросите подростка, как он понимает слово перспектива. Если он не знает значения этого слова, предложите ему два выражения и попросите объяснить, в каком значении упот­реблено слово «перспектива». «Картина отличалась хорошей перспективой: глядя на нее, можно было почувствовать ус­тремленность художника в даль». «Этот спортсмен имеет хо­рошие перспективы в будущем чемпионате».

Перспектива — это все те стремления и желания, кото­рые продвигают человека по жизни. Перспектива может быть сильной и делать самого человека сильным, и слабой – не располагать человека к достижениям. Как и на картинах, у человека перспектива может быть короткой — на 2—3 меся­ца, а то и недели, и продленной — вперед на несколько лет.

Обсуждение перспективы позволяет вам выйти с подро­стком на обсуждение значимых тем, которые для многих из них запретны или связаны с многочисленными асоциаль­ными стереотипами: смерть, утрата, предательство, немощь, любовь и т.д. Чтобы сам подросток шел на обсуждение этих проблем, вам важно быть готовым к разговору на такие темы.

Исследо­вания психологов показали, что существует несколько признаков «слабой» перспективы:

—представления о будущем чересчур оторваны от реальности — вместо желаний и намерений есть мечты;

—в образе будущего нет явных приоритетов жизни, т.е. самых значимых для человека событий, желания по преимуществу связаны с приобретением вещей, досу­гом, но не профессиональным ростом, самореализаци­ей, выстраиванием семейных отношений, стремлением понять происходящее;

—недостаток связи между ближайшим, близким и отдаленным будущим — нет связи между планами на бли­жайшие месяцы и два-три года, например, человек по­стоянно отдает предпочтение своим сиюминутным жела­ниям (сейчас купить модные джинсы, сейчас сходить в кино, сейчас получить хорошую отметку) или, наобо­рот, отдаленным (потом купить квартиру, потом создать семью, потом получить второе высшее образование);

—разные аспекты и события будущего мало связаны между собой — обычно в планах человека так много со­бытий, что непонятно, когда он все собирается успеть;

—желаемые события по преимуществу связываются с везением, какими-то внешними и не зависящими от человека явлениями — человек толком не представляет, что от него потребуется для реализации желаний (на­пример, выиграть в лотерею, встретить человека, кото­рый поймет и поможет, получить наследство).

«Слабая» перспектива — отличительная черта многих людей, которые ведут асоциальный образ жизни; тех, кто считает себя неудачниками; тех, кто выгорает на работе, и т.д. Именно поэтому многие программы соци­ально-психологических тренингов основаны на разви­тии представлений о своем будущем. Далее подростку предлагается написать свои самые глав­ные желания.

Задание. Запишите в столбик свои самые сильные же­лания, т.е. то, что вы хотели бы обязательно реализовать.

Рекомендации тренеру. По договоренности с подростком вы можете обсуждать не все желания (если он не захочет в чем-то открываться). Постепенно отношения с ребенком ста­нут более доверительными, но в общении с вами он обяза­тельно должен получить опыт права на личное, на то, что скрыто от других. Подросток, который работает с вами, может завести личную папку для хранения своих записей и материалов тренинга, а вы можете предложить ему удобную систему хранения этой информации.

Зафиксируйте в записях число желаний, то, в каком по­рядке подросток их записал (что в первую очередь, а что в конце списка). Отметьте, возвращался ли сам подросток к списку, хотел ли его чем-то дополнить. Особое внимание уделите тем желаниям, которые подросток решил вычерк­нуть из списка, попросите его объяснить, почему он решил отказаться от какого-то из «хотений».

О чем я забыл

После этого просмотрите список, приведенный ниже, и выберите те желания, которые бы хотели внести в список, но не более трех (можно изменять формулиров­ку по своему усмотрению):

—поддерживать свое здоровье и физическую при­влекательность;

—модно одеваться;

—быть в курсе модных новинок музыки, кино, игр и т.д.;

—воспитать хороших детей;

—помочь родителям решить ту или иную проблему;

—выстроить хорошие отношения в собственной семье;

—стать суперпрофессионалом;

—работать за рубежом;

—создать свой бизнес;

—выучить иностранный язык;

—найти единомышленников в важном деле;

—стать самостоятельным в материальном смысле;

—изучать что-то для души;

—освоить не одну профессию;

—придумать что-то новое;

—быть независимым, принимать решения и самому нести ответственность за них;

—понять какое-либо пока не понятое явление, фе­номен.

Рекомендации тренеру. Запишите, какие желания под­росток выбрал из предложенного списка, или, глядя на ваш список, вспомнил сам.

УПРАЖНЕНИЕ 2. ПРОРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВЫ ЖИЗНИ

Рекомендации тренеру. После того как желания написа­ны, начинается основная часть тренинга — работа с реф­лексией подростка. Здесь ему предлагается определить, есть ли у него ядро перспективы— те два-три желания, которые настраивают человека на достижение и преодоление самых сложных барьеров. Именно эти желания подчиняют себе дру­гое намерения и «хотения». В качестве ядра перспективы мо­гут выступать самые разные желания. Еще А. Адлер предло­жил для выявления самых значимых желаний следующее упражнение.

1шаг. Написать свои намерения на ближайшие 3—4 года.
Уточнить их:

конкретность (сравните «получить образование» и «ос­воить специальность ремонт автодвигателей»);

экологичность (относительно других людей) — всегда ли наши побуждения не нарушают границ свободы других людей;

определенность во времени — можно ли четко опреде­лить тот промежуток времени, которое понадобится для ре­ализации этого желания.

1 шаг. Написать свои намерения на ближайший год.

3 шаг. Представьте, что жить осталось вам полгода, но в этот период вы сохраните свою обычную работоспособность. Что бы вы хотели сделать в оставшееся время?

После этого человек просматривал свои желания на пред­мет совпадений (в приведенных трех шагах). Важными ста­новились желания последней группы, которые не присут­ствовали в первых двух шагах. Именно они оказывались са­мыми главными, но скрытыми от человека повседневностью. Если вы почувствуете, что подросток готов к такой работе, можно предложить ему выполнить и такое упражнение. За­пишите, как подросток вел себя в ходе выполнения этого задания, как он воспринял последний шаг задания.

Есть ли у меня самые главные желания, которые помогают добиваться цели? Насколько полноценной жизнью я хочу жить?

Чтобы ответить на эти вопросы, посчитайте сколько желаний вы внесли в список самых сильных. Если в вашем списке более 12 желаний, то, скорее всего вам бывает трудно выбрать, что же из ваших «хотений» — самое значимое. Если в вашем списке не более пяти же­ланий, то, наоборот, вы довольно жестко ориентирова­ны на некие социальные стандарты. В этом случае суще­ствует риск, что вы упускаете какие-то значимые ас­пекты жизни, например, свой личностный рост, или в ущерб личной жизни ориентируйтесь на свои професси­ональные достижения, или за стремлением к благополу­чию и разным материальным благам упускаете из виду нематериальные радости жизни. Оптимальное число же­ланий — 6—10, причем важно, чтобы они охватывали разные сферы жизни. Если ваших желаний очень много, попробуйте определить, от каких бы вы отказались в пользу других. Если в вашем списке больше 12 желаний, сократите этот список до восьми. Если в вашем списке, наоборот, мало желаний, то просмотрите список и по­думайте, что бы вы оттуда добавили в свои желания.

Рекомендации тренеру. Определите, каков характер перс­пективы подростка — «туннельный», т.е. сосредоточенный на 2—3 желаниях, или «хаотичный» — содержит слишком много желаний. Опишите, как подросток дорабатывал свои планы: какие желания убирал, а какие добавлял, как из­менился список в конце работы.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕГО Я ХОЧУ

Рекомендации тренеру. Следующий этап работы — анализ содержания желаний. Чаще всего ребята сосредоточиваются на общении, материальном благополучии и досуге. Можно обсудить с подростком к чему приведет сосредоточенность на таких «хотениях».

Особое внимание следует уделять желаниям, которые сформулированы негативно: не попасть в дурную компа­нию, не драться, не получать плохих отметок, не пить. Про­блема состоит в том, что когда мотивы достижения подме­няются мотивами избегания (а именно это происходит, если подросток желает не достигнуть позитивного результата, а избежать негативного), человек сам задает себе отрицательную перспективу. Не секрет, что часто и взрослое окружение рас­полагает подростка вести себя именно так.

Негативно сформулированные желания мало что дают ребенку в качестве мотивации, поскольку чаще всего такие желания связаны с запретами и ограничениями. Как же про­рабатывать желания, сформулированные как «не...»? В пер­вую очередь попробовать переделать их в положительные — например, если подросток пишет: «Не получать плохих от­меток», спросите его, а какие положительные отметки он хотел бы получать, а на какие он может рассчитывать уже сейчас и как сильно ему придется «попотеть», чтобы полу­чать совсем хорошие отметки.

Если подросток прописывает желания «не попасть в тюрь­му», «не красть», «не драться», поработайте над тем, что стоит за таким асоциальным поведением: давление среды (все знакомые так делают, и я); социальная несправедли­вость (бедность, сиротство); склад поведения (сначала сде­лать что-нибудь, а потом думать; не ограничивать своих эмоций). После определения причины (или комплекса при­чин) важно обсудить возможные противовесы: например, у многих спортсменов стремление к победе останавливает ку­рение. А что в жизни подростка может остановить его асоци­альное поведение? Важно, чтобы эти барьеры во многом зависели от него самого, поэтому, если он говорит о хоро­шей семье, понимающей девушке, попробуйте разобраться в том, что зависит от него в налаживании семейных отно­шений и общении с девушкой.

Особенность негативно сформулированных желаний со­стоит и в том, что они не приводят к активным действиям, а также не показывают, как именно человек не попадает в ту или иную неприятную для него ситуацию. Негативно сформулированные желания могут отражать значимый эмо­циональный опыт подростка («чтобы меня не бросали», «не предавали», «мама не ругалась», «папа не пил»). Эти жела­ния — предмет особого обсуждения. Такие желания — по­пытка уйти от необходимости брать ответственность на себя, в то же время они часто отражают источники инфантильно­сти подростка. Попробуйте обсудить с ним проблему гра­ниц его ответственности: за что отвечает он (может и дол­жен), а за что он отвечать не может.

УПРАЖНЕНИЕ 4. СЛАБОСТЬ ДАЛЬНИХ ЦЕЛЕЙ («СЕЙЧАС ОТОРВАТЬСЯ, А ПОТОМ...»)

На этом этапе работы можно попросить подростка, чья перспектива перегружена сиюминутными радостя­ми, описать идеальную жизнь. Событийный ряд жизни составляется им самим. «Расскажи историю идеальной жизни, такой, которая, на твой взгляд, была бы без изъянов. Эта история должна начинаться с твоего возра­ста. Ты можешь закончить рассказ в любой момент и на любом событии. Единственное условие — твой рассказ должен охватывать 10—12 лет жизни человека. Ты не ог­раничен в выборе внешних и внутренних условий жиз­ни». Далее специалист предлагает подростку на отдель­ных карточках выписать важные события жизни с ука­занием возраста, когда это событие происходит. После этого карточки раскладываются в хронологическом по­рядке. Подростку предлагается еще раз подумать, не хо­тел бы он дополнить этот рассказ какими-то событиями. Если он затрудняется, специалист предлагает набор кар­точек с возможными событиями жизни.

1.Получить образование.

2.Найти работу.

3.Получить повышение по службе.

4.Поддерживать хорошую физическую форму.

5.Создать семью.

6.Воспитывать своих детей.

7.Увлекаться чем-либо.

8.Помогать своим родителям (родственникам).

9.Пережить сильную любовь.

10.Стать хорошим семьянином.

11.Научиться зарабатывать деньги (честным? законным?) путем.

12.Работать над собой — думать, читать, чувствовать.

13.Путешествовать.

После выстраивания окончательного варианта задайте подростку следующие вопросы.

1. Как бы ты связал события придуманной тобой жизни между собой?

2. Какие ресурсы тебе понадобятся, чтобы достигнуть каж­дой из целей?

3. Что может помешать достигнуть той или иной цели?

4. Какие из целей кажутся тебе более реальными, а какие менее?

5. Если бы ты мог оставить три самых главных события,
то что бы ты оставил в твоей истории?

6. Как бы ты связал эти три самых главных события между собой?

7. Каких событий в идеальной жизни быть не должно? Как бы ты это мог (могла) объяснить?

Не нужно специально обращать внимание подростка на различия его списка желаний и его же описания идеальной жизни. Скорее всего, если перспектива перегружена незна­чимыми желаниями, то идеальная жизнь описывается ис­ключительно как совокупность позитивных результатов пра­вильной жизни: свой дом, хорошая семья, большой зарабо­ток и т.д. Тем не менее, описание идеальной жизни — это еще и ощущение спокойствия и уверенности, которое так важно для подростка.

Важным критерием обоснованности и силы перспекти­вы становится степень конкретности желаний (сравните: хорошо учиться — понимать новый материал и уметь им пользоваться на практике; найти работу — поступить на работу в престижную фирму). Важно, чтобы желания под­ростка были конкретизированы. Попросите его самого оце­нить, какие желания сформулированы конкретно, а ка­кие — туманно.

Чего я хочу? Зачем я хочу?

Попробуйте проанализировать, каких сфер жизни ка­саются ваши желания:

—образования и овладения знаниями и навыками (успевать выполнить все задания; научиться решать за­дачи разными способами; писать без ошибок; поступить в университет; водить машину);

—профессионального роста (получить работу, стать начальником, чтобы работа была интересной и хорошо оплачиваемой одновременно);

—самовыражения (написать книгу; выступить в по­становке; придумать необычный фасон; собрать новую модель и т.д.);

—коммуникации и признания со стороны других (на­ладить отношения с родителями; провести каникулы с друзьями; добиться уважения со стороны одного челове­ка; познакомиться с интересным человеком);

—альтруистического отношения к миру (не было бы оружия, войн; не страдали бы дети; хорошо жилось бы животным);

—благополучия и досуга (здоровье, внешняя при­влекательность, материальные приобретения, путеше­ствия).

Каких желаний в вашем списке больше? Захотелось ли вам внести в список что-то еще? Если да, скорее всего это желание, которое кажется вам трудно достижимым или в значительной степени зависящим от ваших усилий. Обратите внимание на соотношение высказываний о бу­дущем образовании и профессиональном росте. Чем бли­же момент окончания школы, тем больше должно быть желаний, связанных с профессиональной деятельностью. В подростковом возрасте часто доминируют желания, свя­занные с общением как в ближайшем будущем, так и в отдаленном. Если таких высказываний больше, чем дру­гих, подумайте, как вы сумеете связать свои профессио­нальные планы со взаимодействием, которое столь зна­чимо для вас. Преобладание желаний, связанных с ком­муникацией и благополучием, над профессиональными стремлениями и самореализацией свидетельствует о том, что ваша перспектива — не самый сильный источник мотивации.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Я И ВРЕМЯ. КТО КОГО?

Рекомендации тренеру. На этом занятии подросток про­рабатывает такой важный аспект своей перспективы, как управление временем. Умение определить, сколько времени понадобится для реализации желания, как часто придется прилагать усилия, чтобы желание исполнялось, формиру­ется в течение всей жизни. Поэтому столь важно в подрос­тковом возрасте перейти от мечтаний к логическому пла­нированию. Попросите подростка для каждого из желаний определить время, когда оно могло бы быть исполнено. После этого предложите ему разделить желания на те, ко­торые относятся к отдаленному будущему (через три года отданного времени и больше); близкому будущему (2—3 года); ближайшему будущему (1—1,5 года) и настоящему (в течение года). Скорее всего, в желаниях будут преобла­дать те «хотения», которые связаны с настоящим и бли­жайшим будущим. Именно эта особенность перспективы подростков с опытом асоциального поведения сводит «на нет» многие воспитательные воздействия — они не видят смысла отказываться от радостей сейчас в пользу усилий для «потом». Один из путей доформировывания перспек­тивы — установить, какие из желаний, которые относятся к ближайшему будущему, можно (и нужно) перенести на более отдаленные сроки. Также в списке могут отсутство­вать желания, связанные с профессиональным ростом, со­зданием семьи, т.е. те, которые и относятся к отдаленному будущему. Попробуйте с подростком подумать над тем, кем и каким бы он хотел быть через 5, 10, 15 лет.

Управление своим временем

Попробуйте определить «коридор» времени, кото­рый потребуется вам на реализацию каждого желания, например, «получить взрослый разряд по шахматам — 1,5—2 года» или «съездить к друзьям на дачу — 1—2 недели». Возможно, вы указали так называемые посто­янные желания, про которые можно написать «всегда», такие как безопасность в мире, сохранение живой при­роды, добрые отношения с семьей и т.д.

Попробуйте посчитать, каких желаний у вас больше, связанных с:

—ближайшим будущим — от нескольких дней до двух месяцев (провести выходные за городом; написать контрольную на «пять»; договориться с родителями о покупке нового велосипеда);

—близким будущим — от двух месяцев до полутора лет;

—отдаленным будущим — от полутора до несколь­ких лет;

—постоянных желаний.

В идеале желания должны быть распределены меж­ду ближайшим, близким и отдаленным будущим при­мерно поровну. Если почти все желания сосредоточены в ближайшем и близком будущем, то, скорее всего, вы склонны плыть по течению, следовать общеприня­тым нормам жизни, а успех связываете с удачей, а не с упорным трудом. Это не значит, что сложившуюся ситуацию нельзя изменить. Подумайте, в чем источ­ник вашей сосредоточенности на настоящем, что ме­шает вам планировать свою жизнь «наперед». Часто со­средоточенность планов в области близкого и отдален­ного будущего означает, что ваша теперешняя жизнь не очень вам нравится, и вы надеетесь, что будущее будет сильно отличаться от того, что происходит в вашей жизни сейчас. Подумайте над тем, как можно «насытить» вашу теперешнюю жизнь позитивными переживаниями, что нужно изменить в режиме дня или досуге, чтобы жизнь сейчас имела такой же смысл и значение, как и будущее.

В подростковом возрасте важно, чтобы желаний, свя­занных с близким и отдаленным будущим, было не мень­ше, чем постоянных и ближайших. Просмотрите, какие желания вы относите в отдаленное будущее: связанные с профессиональным ростом, личной жизнью, образо­ванием. О каких сторонах своей жизни в будущем вы не подумали — о профессии, семье, самореализации. Что бы вы хотели внести в свои планы еще?

УПРАЖНЕНИЕ 6. МОЖНО ЛИ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ («ХОЧУ УСПЕТЬ ВСЕ»)

Рекомендации тренеру. Большинство подростков не по­дозревают о том, что любые намерения имеют определен­ную цену и связаны с отказом от чего-либо. Их планы на будущее часто бывают перегружены. Современная массо­вая культура (кино, сюжетные компьютерные игры, жур­налы) только усиливают стремление подростка успеть все. Многие ребята не замечают, что часто стремятся к взаи­моисключающим вещам. Предложите им проработать эту тему. Стремление ко всему сразу приводит к тому, что у подростка нет четких приоритетов, т.е. таких целей, кото­рые бы действительно мотивировали его к достижениям. Приоритеты могут меняться, но важно, чтобы самые глав­ные желания были постоянны, хотя их содержание также может изменяться.

Предложите подростку провести среди желаний своеоб­разный «хит-парад»: вначале по критерию «самое важное», а затем по критерию «самое реальное». Эти два ряда могут не совпадать, на эти несовпадения и следует обратить вни­мание. Предложите ребенку обдумать, как можно самые главные, но пока не самые реальные желания сделать бо­лее достижимыми. Запишите порядок желаний, который он выстроил. Проанализируйте, какие желания становятся для подростка самыми заветными, но и вполне реальными. Именно они могут стать сильными мотивами поведения подростка.

Мои желания: мешают или помогают друг другу?

Возможно, в рамках своего будущего вам следует по­думать над тем, как связать между собой разные жела­ния. Любое достижение имеет свою цену: достигая одно­го и тратя на это свои силы и время, вы утрачиваете возможность добиться чего-то другого. Самые распрост­раненные противоречия:

—профессиональная и личная жизнь (семья и реали­зация своих непрофессиональных интересов);

стремление к определенному образованию и про­фессия, которая не требует такого образования;

—самореализация (например, творческих способнос­тей) и стремление к профессии, которая ограничит та­кую самореализацию;

—стремление к интенсивному внепрофессиональному общению и желание достигнуть материального благопо­лучия.

Чем противоречивее ваши желания относительно друг друга, тем меньшей мотивирующей силой обладает ваша перспектива — стремление к одному будет всегда ослаб­ляться стремлением к другому.

Образ будущего не должен на 100% совпадать с тем, как сложится ваша жизнь через несколько лет. Но су­ществование этого образа определенно влияет на вашу активность: захотев добиться чего-то на самом деле и включив это желание в свою перспективу, вы словно задаете себе программу развития, на реализацию кото­рой будут направлены ваши силы. Возможно, вы уже имеете такой опыт, когда ваше «хотение» само вело вас к цели, и вы преодолевали сложные препятствия, по­тому что ваша цель давала вам много сил.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ХОЧУ — И СТАНУ, ХОЧУ — И БУДУ

Рекомендации тренеру. Анализ того, какие желания под­ростка ситуативны (хочу на один раз), а какие постоянны (хочу всегда), позволяет определить, что изменилось в пер­спективе подростка в ходе тренинга. На этой стадии он мо­жет захотеть переделать свои планы: внести какие-то кор­рективы в содержание планов, пути их воплощения. Постоянство желаний, или Что я хочу каждый день

Разделите выписанные вами желания на разовые — те, которые достигаются один раз (например, разряд по шах­матам), и постоянные — те, которые нельзя удовлетво­рить один раз (например, общение с друзьями). Посчи­тайте, каких желаний у вас оказалось больше, разовых или постоянных. Также подумайте, все ли разовые жела­ния действительно достаточно реализовать один раз. На­пример, «стать профессионалом» — желание, которое мо­жет быть реализовано в современных условиях не один раз, как и стремление получить хорошее образование. В вашей перспективе разовых и постоянных желаний дол­жно быть поровну. Это соотношение показывает, есть ли у вас баланс между умением жить «здесь и теперь» и «сильной» перспективой своего будущего. Найти такое рав­новесие — одна из самых трудных задач внутреннего раз­вития человека. Не только каждый человек решает по-разному эту проблему, но и на разных этапах жизни, в разных ситуациях роль образа будущего может быть раз­ной. Важно помнить, что любой период жизни, даже ран­нее детство, не только подготовка к важному будущему, но и сам по себе значимый этап жизни.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «У МЕНЯ ЕСТЬ ТРИ ЖЕЛАНЬЯ - НЕТУ РЫБКИ ЗОЛОТОЙ...»

Рекомендации тренеру. Заключительный шаг тренинга тре­бует от подростка оценить свой вклад в реализацию каждо­го из желаний. Это задание может быть выполнено при ус­ловии, что он уже обдумал свои приоритеты и готовность к достижению целей. Важно предложить подростку после первой оценки обдумать еще раз свой вклад в реализацию каждого из желаний, а если этот вклад остается незначительным, то, не боясь, обду­мать и такую проблему, как управление собственной жиз­нью (потому что жизнь, полная трудно исполнимых намере­ний, не будет успешной).

На этом этапе подросток лучше всего расположен к пла­нированию своей работы с вами, в том числе и развиваю­щих занятий, если вы считаете это желательным. Кроме того, вместе с подростком вы можете наметить его план самораз­вития, подобрать наиболее значимые темы для работы над собой.

Если ребенку трудно связать свои цели и способности, ему можно предложить выполнить следующее задание: на­рисовать свое прошлое, настоящее и будущее. После этого вместе с ним вы можете сравнить, что он хотел изобра­зить, на чем сосредоточился, есть ли связь между разными временами. Возможно, в композиции рисунков, их графи­ческом и цветовом решении подросток противопоставляет разные периоды своей жизни. Спросите его, что есть общего в его отношении к прошлому и будущему, а в чем это отношение различается? Что из прошлого он хотел бы реа­лизовать в будущем, что из настоящего должно перейти в будущее?

Попробуйте с подростком составить таблицу из двух столбцов. В левом будут его желания, в правом — внутрен­ние ресурсы. Пусть подросток соединит каждое желание с теми ресурсами, которые помогут ему в достижении цели. Затем пусть он посчитает, какая его способность чаще всего «работает» на достижение цели. Спросите у него, какими другими способностями можно ее заменить или дополнить? На этом этапе работы вы можете обсуждать вариативные пути достижения цели.

Я и мои желания: что же от меня зависит?

Относительно каждого желания укажите в процен­тах, насколько ваше желание зависит от вас самих. Посчитайте, сколько желаний в вашем списке зависит от вас более чем на 60%. Важно, чтобы число таких желаний превышало половину. Это значит, что вы за­нимаете активную позицию в реализации своей перс­пективы — в ситуации неуспеха, затруднений вам бу­дет гораздо легче, чем тем, кто полагается на внешние ресурсы. Если вы оцениваете свое участие в реализа­ции большинства желаний меньше чем на 60%, то или вы пока не видите, как добиваться желаемого, или ваши желания по преимуществу сосредоточены дей­ствительно на том, что зависит не от вас. По сути, если в вашем списке таких желаний большинство, ваша перспектива выстроена на ожидании помощи от дру­гих и везении, а это не самая надежная основа. Поста­райтесь ответить на такие вопросы.

1.Что нужно изменить в вашей теперешней жизни, чтобы вы смогли более активно участвовать в реализа­ции ваших планов?

2.От каких ваших ресурсов и способностей зависит реализация каждого желания (логическое мышление, эру­диция, воображение, умение сосредоточиваться, способ­ность находить общий язык, внимание к другим, чув­ство собственного достоинства, умение договариваться и т.д.)?

3.Посмотрите, какие внутренние ресурсы требуются для реализации желаний чаще других. Выделите 2—3 спо­собности, которые оказались, на ваш взгляд, самыми значимыми для реализации ваших желаний. Оцените по шкале от 0 до 4, как эти способности представлены уже сейчас, до какого уровня вы могли бы их развить, на каком уровне вы хотели бы иметь эти способности?

4.Подумайте, над развитием какой способности вы можете начать работу уже сейчас.

После ответа на вопросы просмотрите еще раз список ваших желаний и еще раз оцените ваш вклад в их реали­зацию. Что изменилось в ваших оценках?

ЗАВЕРШЕНИЕ ТРЕНИНГА

Заключение тренинга важно провести на позитивной, эмоциональной ноте: просмотрите еще раз ваши записи, продумайте, как вы охарактеризуете подростку ваш опыт взаимодействия с ним в этой программе. Для подростка в финале важно понять, что любой опыт, даже негативный, встроен в его жизнь, но не фатально, а как время, когда он разбирался со своими слабостями и проблемами. Пред­ложите подростку определить свои самые важные желания и сравнить их с первоначальным вариантом. Что измени­лось в его планах? Что уже сейчас он делает для их реали­зации?

Мои планы — мой ресурс

Проделанная работа в первую очередь направлена на то, чтобы привлечь ваше внимание к проблеме планиро­вания своей жизни, как можно теснее связать настоящее с будущим. Большинство успешных людей говорят о том, что они имеют свою «путеводную звезду», т.е. устремле­ния, которые ведут их по жизни. Но эти устремления формируются самим человеком и зависят от умения стро­ить свою перспективу, быть честным с самим собой и не бояться желать того, что пока недоступно. В подростковом и юношеском возрасте вы приобретаете первый опыт ре­шения этой задачи. Ответственность и самостоятельность превращают видение будущего в перспективы — реаль­ные ресурсы и способности человека.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.