Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-05-16 | 829 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Приобщение к изобразительному искусству
ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
О чем узнают дети
МЛАДШАЯ ГРУППА
Дошкольники рассматривают и обыгрывают народные игрушки и предметы промыслов: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская), игрушки из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные, свистульки), из соломы; предметы быта (вышитая и украшенная бисером, аппликацией одежда; расписная посуда; мебель).
Рассматривают некоторые простые элементы росписи (кольца, дуги, квадраты, линии), цветы, листья, изображения животных, а также образы животных (лошадки, медведя, собаки, птицы и т.п.) и человека (барышни, няньки). С помощью педагога обращают внимание на яркость, нарядность, праздничность предметов народных промыслов.
Рассматривают и обсуждают скульптуры малых форм: образы животных, их выразительность, используемые материалы (дерево, глина).
Рассматривают детские книги (книги-игрушки, книги-забавы). Знакомятся с образами животных, изображениями детей, сказочных и фольклорных персонажей в иллюстрации; с образами близких детскому опыту предметов и явлений в живописи, с красотой, выразительностью изображения.
Формируется образ мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.
Дети знакомятся со свойствами и качествами предметов и явлений: основные формы, фигуры, цвета и оттенки, размерные и пространственные отношения, эстетические проявления (красивый, некрасивый, яркий, нарядный, пестрый, многоцветный и т. п.). С помощью педагога учатся отмечать проявления красоты в природе: многоцветие и многообразие форм (листва, цветы, овощи и фрукты), сезонные изменения в природе (окраска листвы, доминирующие цвета), радуга, формы и цвета окружающих объектов (облака, лужи и т. п.).
|
СРЕДНЯЯ ГРУППА Декоративно-прикладное искусство
Представление о предметах декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы: предметы народной культуры (назначение предметов, их выразительность и образность, материалы для изготовления предметов — дерево, глина, тесто, лоскут и т. п.).
Особенность декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность, узорчатость. Связь узоров и орнаментов с окружающим миром (природой). Своеобразие некоторых узоров и орнаментов (кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания).
Графика
Иллюстрированная книга. Особенности книжной графики: сопровождение иллюстрацией текста; украшение книги; рисунок позволяет раскрыть (дополнить) характер героев, события.
Некоторые средства выразительности графики (линия, точка, штрих, цвет), особенности передачи формы, строения, позы, жеста.
Художники-иллюстраторы — на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н.Чарушины, Н.Кочергин, Т.Юфа, Т.Маврина, М.Митурич и др.
Живопись
Отличие живописных произведений от графических (на конкретных примерах: особенности создания изображения, используемые материалы, особенности образов).
Некоторые жанры живописи — натюрморт, пейзаж, портрет (на конкретных примерах).
Средства выразительности живописи (цвет, рисунок, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры, величины в предметах и явлениях окружающего мира.
Скульптура
Отличие скульптуры от живописи (на конкретных примерах). Некоторые способы создания скульптуры — пластика, высекание (на конкретных примерах, с помощью демонстрации техники в ситуациях детского экспериментирования с изобразительными материалами: пластилином, снегом и т. п.).
Архитектура
Представления о том, что окружающие детей дома — это архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям (количеству этажей, количеству, форме, размеру окон и дверей).
|
Посещение музея
Первое посещение музея. Произведения искусства в музее. Музей игрушек. Правила поведения в музее.
Графика
Графика как вид изобразительного искусства. Разные виды графики (книжная, прикладная), их различия. Назначение графики (на ознакомительном уровне).
Особенности книжной графики: выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности формы, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи настроения героев и отношения к ним автора; композиция листа, макета книги. Назначение иллюстрации (сопровождение текста). Специфика труда художника-иллюстратора, технологии (способы) создания иллюстрации (на ознакомительном уровне). Художники-анималисты, иллюстраторы-сказочники.
Живопись
Средства выразительности: рисунок как передача образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому; композиция как выделение главного, построение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.
Жанры живописи
Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный, натюрморт как часть изображения.
Пейзаж. Ландшафт. Природа в разные сезоны и части суток; не только в ярких проявлениях, но и в переходных. Морской и водный, сельский, лесной, городской пейзажи.
Портрет. Виды портретов: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный и др. Изображения людей разных возрастов, в разных эмоциональных состояниях. Своеобразие построения композиции и использование деталей в портретах. Передача внутреннего состояния, настроения человека, его социальной роли посредством особенностей передачи позы, жестов, мимики; цветовая тональность изображения, передающая настроение, состояние человека.
Жанровая живопись. Восприятие жанровых изображений разных видов: сказки, былины и мифы, батальные сцены, картины о труде людей, о животных (анималистический жанр), изображения на бытовые сюжеты. Средства выразительности.
Скульптура
Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение скульптуры. Виды скульптуры: монументальная и станковая, объемная и рельефная (на ознакомительном уровне, на конкретных примерах).
|
Особенности средств выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция (динамика и статика), силуэт, устойчивость конструкции, постамент. Специфика труда скульптора: используемые инструменты, этапы создания скульптуры (на ознакомительном уровне).
Многообразие форм природных и предметных объектов: формы бутонов цветов, крон деревьев, силуэтов предметов.
Скульптуры из разнообразных материалов по близкой детям тематике (животные, сказочные персонажи).
Архитектура
Архитектура как искусство создавать сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы — красоты — прочности). Материалы, используемые в строительстве: дерево, камень, глина, стекло, войлок и др. Особенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на ознакомительном уровне, на конкретных примерах).
Виды архитектуры по назначению: общественные, жилые здания; сооружения мостов.
Особенности архитектурных сооружений, зданий: цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность, расположение по вертикали или горизонтали. Декоративные элементы: скульптура, рельефы, настенная живопись, решетки, мозаика (на доступном уровне и конкретных примерах). Гармония объекта с окружающим пространством: проспекты, площади, улицы. Эстетический образ города, своеобразие облика города.
Посещение музея
Музей (выставка, галерея) как сокровищница ценностей и произведений искусства. Правила поведения в музее. Ценность музейного предмета. Экспонаты и коллекция.
Живопись
Средства выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому; композиция как выделение главного, построение изображения, его планов, материал и способы его использования для передачи выразительности образа.
|
Жанры живописи
Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный, натюрморт как часть изображения.
Пейзаж. Ландшафт. Природа в разные сезоны и части суток, в переходных природных состояниях. Виды пейзажа: лесной и городской, архитектурный, морской и водный, индустриальный. Опыт восприятия пейзажей разных видов по содержанию, по средствам выразительности (написанных в теплой и холодной контрастных гаммах, передающих определенное настроение, состояние); по характеру (лирический, эпический, декоративный, торжественный); по способам изображения.
Портрет. Виды портретов: автопортрет, парадный, семейный, исторический и др. Изображения людей разных возрастов, национальностей, в разных эмоциональных состояниях. Своеобразие построения композиции и использование деталей в портретах, предметов-символов. Передача внутреннего состояния, настроения человека, его социальной роли посредством особенностей передачи позы, жестов, мимики; цветовая тональность изображения, передающая настроение, состояние человека.
Жанровая живопись. Виды жанровых изображений: сказки, былины, батальные сцены, картины о труде людей, о животных (анималистический жанр), о спорте, изображения на бытовые сюжеты. Средства выразительности.
Авторская манера некоторых художников-живописцев (на ознакомительном уровне, на примерах, в процессе восприятия произведений).
Скульптура
Специфика вида искусства как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение скульптуры. Виды скульптуры: монументальная, декоративная, станковая; объемная и рельефная (на ознакомительном уровне).
Особенности средств выразительности скульптуры: материал, техника его обработки, фактура, композиция (динамика и статика), силуэт, устойчивость конструкции, постамент.
Специфика труда скульптора: используемые инструменты, этапы создания скульптуры (на ознакомительном уровне).
Многообразие форм природных и предметных объектов: формы бутонов цветов, крон деревьев, силуэтов предметов.
Памятники и монументы: особенности средств выразительности. Известные памятники и скульптура (на примере региональных объектов).
Архитектура
Архитектура как искусство создавать сооружения и их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы — красоты — прочности). Материалы, используемые в строительстве. Особенности конструкции, устойчивость, надежность, удобство (на ознакомительном уровне, на конкретных примерах).
Виды архитектуры по назначению: промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов. Оформление площадей, набережных, памятников. Архитектура крупных и малых форм.
|
Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального.
Особенности архитектурных сооружений, зданий: цветовая гамма, ритм и симметрия колонн, балконов, окон, этажность и силуэт здания, величина и протяженность объектов, расположение их по вертикали или горизонтали. Декоративные элементы: скульптура, рельефы, фрески, настенная живопись, портики, арки, решетки, монументальная живопись, мозаика; форма окон, пропорции конструкций (лестниц, балконов, крыш); витражное искусство (на доступном уровне и конкретных примерах). Гармония объекта с окружающим пространством: проспекты, площади, улицы; садово-парковое искусство. Эстетический образ города (место проживания), своеобразие его облика. Известные архитектурные сооружения России. Труд скульптора и архитектора.
Посещение музея
Профессии: художник, скульптор, архитектор. Мастер, его инструменты и материалы. Произведения искусства в музее. Музей (выставка, галерея) как сокровищница ценностей и произведений искусства. Виды музеев (краеведческие, художественные, исторические и т. п.). Правила поведения в музее. Разнообразие музейных экспонатов. Ценность музейного предмета.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Что осваивают дети
МЛАДШАЯ ГРУППА
Игровыми приемами, образными сравнениями воспитатель активизирует у детей проявление интереса к прекрасному в окружающем мире (красивым игрушкам, ярким и нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам) в ситуации общения со взрослым. В играх, повседневных ситуациях побуждает детей обращать внимание на эстетическую выразительность и разнообразие сенсорных признаков предметов, явлений (многообразие и яркость цветов, форм, фактуры).
В образовательных ситуациях педагог активизирует интерес детей к народному искусству: глиняным игрушкам (дымковская, каргопольская, фили-моновская, тверская), игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки, животные), соломы; предметам быта (вышитая и украшенная бисером, аппликацией одежда, расписная посуда; мебель).
Воспитатель развивает у детей умение узнавать в изображениях (картинах, скульптуре, предметах народных промыслов) знакомые предметы, объекты, явления, называть их; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности (ритм цветовых пятен и линий, предметность, яркость и нарядность цвета), выражать их с помощью сезонных состояний природы, чувствовать выразительность форм, размера, фактуры, пространственного построения (на всем листе, в центре, на «линии земли»).
Педагог с помощью красочного описания, вопросов развивает у детей умение внимательно рассматривать иллюстрации, живописные картины (натюрморты — цветы, плоды), анималистическую живопись и скульптуру, понимать выразительность образов, передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах.
В течение года воспитатель знакомит дошкольников с иллюстрациями художников (Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина) к детским книгам, с народными игрушками. Поддерживает и стимулирует высказывания детей о своих предпочтениях в выборе книг, игрушек. Создает ситуации совместного со взрослым обыгрывания народных игрушек, ярких нарядных предметов.
СРЕДНЯЯ ГРУППА Декоративно-прикладное искусство, графика, живопись, скульптура, архитектура
В специальных образовательных ситуациях и повседневной жизни педагог активизирует и поддерживает проявление интереса у детей к предметам народных промыслов, иллюстрациям в детских книгах, скульптуре малых форм, необычным архитектурным постройкам; побуждает стремление их рассматривать, обыгрывать.
Воспитатель развивает у детей умения внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстрации, скульптурное и живописное изображения, узнавать изображенные предметы, выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, привлекательные предметы, мелкую скульптуру.
С помощью вопросов, интересных описаний, образных сравнений воспитатель подводит детей к пониманию образа (что изображено); обращает внимание детей на средства выразительности, с помощью которых художник (скульптор, народный умелец) создает выразительный образ: на некоторые особенности цвета (как средства передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображенному), рисунка (выразительность линий, форм, штриха, передающих движение, позу образа, жесты, мимику героя), выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве, передачу объема, статику и движение в скульптуре, значимость материала, из которого выполнен скульптурный образ. Обращает внимание детей на выразительность узоров и символов в предметах народных промыслов; развивает умения выделять некоторые элементы декора (цветовое и композиционное решение).
Воспитатель формирует у детей умение различать 2—3 вида народных игрушек, называть игрушки, промысел; различать и группировать предметы народных промыслов по используемым материалам и назначению (игрушки, посуда); выделять некоторые особенности (яркость, нарядность, праздничность, красота).
Развивает умения различать скульптурные, живописные и графические изображения, изобразительные материалы для создания живописных и графических изображений (краски, мелки, карандаши). Обращает внимание детей на общие и характерные особенности построек (домов, сказочных домиков): по высоте, длине, используемым конструктивным элементам (окна, двери), цвету, элементам декора.
В процессе рассматривания произведений педагог знакомит детей с жанрами живописи (на конкретных примерах).
Развивает умения откликаться на интересные декоративно-оформительские решения (украшение группы, елки, одежду взрослых, атрибуты игр), замечать новые красивые предметы в пространстве группы.
Педагог инициирует стремление задавать вопросы о предметах народных промыслов, скульптуре и живописных изображениях, по содержанию текста и иллюстрации; использовать образные слова, сравнения, рассказывать о собственных ассоциациях, предпочтениях. Поддерживает проявления детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, понравившихся скульптурных и живописных образов, предметов народных промыслов. Создает ситуации, способствующие проявлению детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, используемым в игре.
Активизирует и развивает интерес детей к посещению музея (совместные с родителями прогулки и экскурсии), положительное эмоциональное отношение, ожидание предстоящих посещений музея.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Изобразительные материалы: бумага разного цвета и фактуры, пластичные материалы (глина, пластилин и т. п.), гуашь основных цветов, цветные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, отрывается, намокает, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки; клей можно наносить на кисть, приклеивать детали.
Инструменты и действия с ними, правила использования: цветные карандаши основных цветов, фломастеры, крупные кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примакивания, стеки и т. д.
Элементы строительных конструкторов: название деталей (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), некоторые свойства деталей (устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей), способы крепления: вертикально (по кругу, в ряд), плотно друг к другу, на определенном расстоянии (накладывание, приставление, прикладывание).
Свойства и качества предметов и явлений мира (в процессе деятельности): форма и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб), элементы (линии прямые, волнистые, зигзаги), основные цвета, оттенки (розовый, голубой), фактура (гладкий, шероховатый, пушистый), размер (большой, маленький).
Способы создания изображения: на основе дуги, основных форм (круга) и фигур (линий).
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Изобразительные материалы: бумага разного цвета, формата, фактуры, картон, пластические материалы (глина, пластилин и т. п.), гуашь, цветные мелки, фломастеры, клей. Свойства материалов: бумага рвется, легкая, тонкая, красивая, цветная, приклеивается, на ней можно рисовать разными материалами и т. п.; глина разминается, пластичная, ее можно раскатывать, отрывать маленькие кусочки и т. п.
Инструменты: цветные карандаши основных цветов, фломастеры, кисти для рисования, кисти для наклеивания, салфетки для примакивания, стеки и т. д. Правила использования инструментов: работа щетинной кистью, сочетания некоторых материалов (гуашь и восковые мелки).
Способы создания изображения: на основе основных форм (круга, овала, прямоугольника). Способы получения оттенков и нового цвета: составление нового цветового тона на палитре (зеленый цвет — смешением синего и желтого), накладыванием одной краски на другую, штриховкой цветными карандашами, фломастерами, мелками.
Способы и приемы вырезания: по прямой линии коротких и длинных полос (перекладины для лесенки, забора, закладки для книг), перерезать квадраты по диагонали (крыша, парус), срезать угол у прямоугольника (лодочка, крыша домика), делать косой срез (елочка, ракета), вырезать округлые формы из квадрата (яблоко, помидор, колеса, бусины, тарелки).
Способы лепки: конструктивный и комбинированный. Приемы лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание (уши, клюв), соединение частей сглаживанием пальцами поверхности, прижиманием и примазыванием (присоединение головы к туловищу), вдавливание шара, цилиндра для получения полой формы (чашка, ваза).
Способы создания знакомых сооружений (простые постройки: мосты, машины, здания, гаражи — 4—5 вариантов) из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призмы, цилиндров) и тематического конструктора (деталей разного размера). Способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности, использования перекрытий.
Способы складывания различных поделок из бумаги: складывание квадрата по диагонали и пополам с совмещением сторон, углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики), приклеивание деталей к основной форме (колес к вагончику, трубы к дому).
СТАРШАЯ ГРУППА
Разнообразные изобразительные материалы и инструменты: пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры, бумага разного цвета, формата, фактуры, картон и полукартон, фольга, папирус и т. п., пластические материалы: глина, пластилин, воск, мокрый песок, снег и т. п. Их свойства, правила использования инструментов. Применение неизобразительных материалов в декорировании, способы их крепления (с помощью пластилина, скотча и т. п.).
Разнообразные изобразительные живописные и графические техники: освоение способов работы с акварелью и гуашью (по сырому), различного наложения цветового пятна, техники пера, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка. Способы рисования кистью: всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. п.
Свойства и качества предметов и явлений мира: характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы, человека; разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона.
Цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения главного в картине. Свойства цвета: теплая или холодная гамма, насыщенные или приглушенные тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Смешивание цвета с целью получения оттенков. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбавления водой или разбе-ливания, добавления черного тона в другой тон.
Способы построения композиции: изображение предметов на близком, среднем и дальнем планах, линия горизонта.
Использование основы для создания лепных работ. Конструктивный и комбинированный способы лепки.
Техники симметричного, ажурного вырезания; способы прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации; техника обрывной аппликации.
Некоторые правила создания прочных высоких сооружений из конструкторов (вертикальность — горизонтальность расположения, легкость перекрытий, сбалансированность по массе и расположению и т. п.), декорирование постройки архитектурными украшениями (колонны, портики, шпили, решетки).
Способы и приемы конструирования из бумаги: сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, надрезание по сгибам, закручивание полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Способы крепления деталей: пластичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т. п.
Приемы работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование (бисером, образными элементами в технике аппликации).
В старшем дошкольном возрасте важным является расширение и разнообразие тематики изобразительной деятельности детей, которая должна быть близка детскому опыту, субкультуре, освоенным умениям и представлениям об окружающем мире.
Предметное изображение: люди, сказочные персонажи, герои мультфильмов и детских фильмов, реалистичные и сказочные здания и архитектурные сооружения, транспорт, растения и животные, предметы быта (мебель, посуда, техника), игрушки; интересные явления (фейерверк, туман, капель, снежинка, радуга, снегопад и т. п.).
Сюжетное изображение: эпизоды сказок и историй, значимых для города и страны социальных и исторических событий (день города, карнавал, празднование Нового года), событий детского мира (жизнь детского сада, семейные праздники и будни, эпизоды детской деятельности), фантазийные сюжеты.
Декоративное изображение: украшение разнообразных предметных (мебель, посуда, одежда, предметы быта и аксессуары — фоторамки, альбомы, пуговицы и т. п.) и геометрических (плоских и объемных) основ, использование образов, элементов росписи по мотивам народных промыслов и самостоятельно придуманных.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Разнообразные изобразительные материалы и инструменты: сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, витражные краски, уголь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, фломастеры, бумага разного цвета, формата, фактуры, картон и полукартон, фольга, папирус и т. п.; пластические материалы (глина, пластилин, воск, мокрый песок, снег и т. п.). Их свойства, сочетание, правила использования инструментов. Применение неизобразительных материалов в декорировании, способы их крепления и использования (с помощью пластилина, скотча и т. п.).
Разнообразные изобразительные живописные и графические техники: способы различного наложения цветового пятна, тонирование фона (вливанием цвета), техника пера, тушевка, штриховка, граттография, оттиск, монотипия, диатипия, «рельефный» рисунок.
Свойства и качества предметов и явлений мира: характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы, человека; разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона.
Свойства цвета: теплая, холодная, контрастная или сближенная гаммы, насыщенные или приглушенные тона, прозрачность и плотность цветового тона. Изменчивость цвета в природе, в определенных условиях освещения, при изменении погоды. Способы получения новых цветовых тонов и оттенков путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.
Способы построения композиции: изображение предметов на нескольких планах, передача удаленных предметов, перспективы.
Создание декоративных изображений с помощью разных способов построения композиции (по периметру, от центра, симметричные и асимметричные). Способы стилизации образов реальных предметов (деревьев, птиц, солнца): подчеркивая основное, характерное, опуская детали, используя стилевые особенности цвета, присущие русским народным росписям, а также росписям других народов.
Техники симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; способы прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации.
Некоторые инструменты (лекала, трафареты), материалы (упаковка, пленка, галантерея и т. п.) в конструировании из природных материалов, бумаги, ткани. Способы и приемы конструирования из бумаги: вклеивание, нанизывание, плетение, надрезание по сгибам. Способы крепления деталей: пластичными материалами (пластилином, клеевыми массами), проволокой, скотчем, нитками и т. п.
Приемы работы с тканью, плетение: наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, различные способы декорирования.
В подготовительной группе важным является расширение и разнообразие тематики изобразительной деятельности детей.
Предметное изображение: люди (близкие взрослые, люди разных профессий и возраста, дети), сказочные персонажи и мифологические существа, герои мультфильмов и детских фильмов, известные и выполненные по самостоятельному замыслу здания и архитектурные сооружения, транспорт, растения и животные, предметы быта (мебель, посуда, техника), игрушки, интересные явления (северное сияние, фейерверк, капель, снежинка, радуга, снегопад и т. п.).
Сюжетное изображение: эпизоды сказок и историй, значимых для мира, страны, города социальных и исторических событий, событий детского мира (жизнь детского сада, семейные праздники и будни, эпизоды детской жизнедеятельности), фантазийных сюжетов.
Декоративное изображение: украшение разнообразных предметных (мебель, посуда, одежда, интерьер, предметы и аксессуары — фоторамки, альбомы, пуговицы и т. п.) и геометрических (плоских и объемных) основ, использование образов, элементов росписи по мотивам народных промыслов и самостоятельно придуманных.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Что осваивают дети
МЛАДШАЯ ГРУППА
Педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес.
Помогает понять и принять предложенную тему, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами, образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек активизирует стремление детей передавать красоту предметов окружающего мира, особенности строения (общие части, свойства).
Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослым и детьми) композиций в рисунках, лепке, аппликации.
Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
В рисовании педагог развивает умения ритмично наносить линии, штрихи, пятна («Разноцветный листопад», «Дождик», «Снежинки кружатся», «Зажигаются огоньки на елке», «Разноцветные цветы на полянке», «Ягодки на ветке»).
Знакомит детей со способами изображения простых предметов, проведения разных линий (короткие, длинные, волнистые, прямые), в разных направлениях, пересекая («травинки», «ленточки», «дорожки», «веточки», «рельсы», «заборчик»); со способами создания предметов разной формы (округлой, прямоугольной: томаты, клубочки, яблоки, сливы, арбуз, вагончик, домик, флажок, звездочки), комбинациями разных форм и линий (снеговик, цыпленок, тележка, цветочек, бусы, гирлянды, воздушные шары, салют).
Развивает умения создавать некоторые обобщенные образы (дерево — ствол, ветви; дом — стены (квадрат) и крыша (треугольник); цветок — серединка (круг) и лепестки), изображения игрушек на основе округлых и вытянутых форм (снеговик, неваляшка, зайчик, цыпленок).
В ситуации игры-экспериментирования с материалами педагог формирует у детей умение подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету. Знакомит с некоторыми оттенками (розовый, голубой, серый). Учит создавать изображение с использованием одного, двух и нескольких цветов.
Предметное изображение. В процессе создания рисунка, лепки педагог учит детей передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету, размеру, фактуре; выделять главное цветом, расположением, размером.
Сюжетное изображение. Развивает умение создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта («линия земли» — край листа, горизонталь), строить простейшую композицию (расположение героев, предметов относительно друг друга, повторение элементов рисунка: «Жучки-паучки в траве», «Цветочная полянка», «Елочный лесок»).
Декоративное изображение. Развивает умения видеть предметную и геометрическую формы, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен («украсим варежки, шапочки, платочки, шарфики, тарелку»); передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, ритм и чередование элементов, цветовых пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми (юбка барышни, конь, птичка, козлик).
В процессе игр и упражнений с изобразительными инструментами и материалами педагог формирует у детей умение правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использовать салфетку (для обсушивания); поддерживает свободное движение кисти во время рисования.
Создает условия для принятия детьми правильной непринужденной позы в процессе деятельности: не наклоняться, сидеть свободно, правильно удерживать инструменты, не напрягать руку.
В аппликации воспитатель активизирует проявление интереса к материалам, инструментам, возможности создания интересного образа; знакомит со свойствами бумаги: легкая, тонкая, красивая, цветная, легко рвется, мнется, сминается, отрывается, намокает, приклеивается и т. п.
Образными описаниями, сравнениями в процессе рассматривания иллюстраций и предметов побуждает дошкольников к созданию образов знакомых предметов (елочка, вагончик, цыпленок, цветок), декоративных композиций (украшение платочка, шапочки, рукавички и т. п.), используя готовые формы. Учит создавать изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе (одноразовая картонная тарелка).
Педагог показывает детям последовательность аппликационной работы: разложить формы, посмотреть, красиво ли получилось, последовательно выбирать форму, переворачивать тыльной стороной, намазывать клеем на клеенке, аккуратно класть на прежнее место, прижимать салфеткой. Побуждает детей использовать инструменты аккуратно.
Воспитатель знакомит детей с возможностями использования неизобразительных материалов: толченой скорлупы, опилок, соли, ваты, кусочков рваной и смятой бумаги и т. п.
В лепке педагог активизирует проявление интереса к материалам для лепки. Знакомит детей со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега (пластичность, возможность обработки).
В игровых ситуациях и упражнениях активизирует создание детьми простейших форм (шар, круг, цилиндр, «колбаска»), их видоизменения. Знакомит со способами создания изображения в пластичных материалах: раскатывание глины под углом ладоней рук (морковка, ракета), раскатывание и соединение различных частей (бублик, пирамидка), скатывание, вдавливание пальцем (чашка, бокал), соединение нескольких частей в один образ (снеговик, снежная баба, пирамидка).
Развивает умения детей украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддерживает стремление с созданию выразительных интересных образов («Тарелка аппетитных яблочек», «Шарики мороженого», «Божьи коровки — в пятнышках обновки»).
Инициирует обыгрывание работы в ситуации общения со взрослым, использование ее в игре, по приглашению взрослого — объединение работы с работами других детей, педагога в единую композицию.
В конструировании воспитатель развивает умения дошкольников различать, называть и использовать в постройке строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), обращать внимание на некоторые свойства деталей (устойчивость, прочность постройки, заменяемость деталей).
Знакомит детей со способами расположения
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!