История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-05-12 | 1445 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Термин «психодиагностика был введен в 1921 Германом Роршахом и довольно быстро вышел за пределы медицины.
Диагностика понимается с 2 позиций: Как научная деятельность( структуре объекта диагностики, способах его исследования, методах постановки диагноза.) и к ак практическая деятельность( диагностика осуществляется в целях преобразования реального состояния объекта.)
Психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая принципы, пути и методы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей личностей и групп людей.
Объектом психодиагностики являются наделенные психикой конкретные люди, а ее целью – сбор информации об особенностях человеческой психики. Само существование психодиагностики стало возможным благодаря существованию различий между людьми.
Различают психодиагностику общую и частную.
Предметом общей психодиагностики являются:
1) изучает как нужно создавать психодиагностические методики, или инструменты, и как формулировать заключения;
2) методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований – черт личности, способностей, мотивов, сознания и самосознания, межличностных отношений;
3) дифференциальная психометрия (психометрика) – математизированная методология и технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик;
4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.
Частная психодиагностика связана с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д.
|
Основные понятия: Диагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать. В отличие от них, диагностические категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому их называют еще «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психодиагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей.
Вопрос 2.
ПСИХОДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.
Психодиагностика как научная дисциплина является разделом практической психологии, изучающим методы применения психологических знаний к решению возникающих в реальных жизненных ситуациях задач. В какой бы сфере не работал психолог, без психодиагностики он не сможет профессионально выполнять свои функции.
П. используется в разных областях жизнедеятельности людей: в практике здравоохранения, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и т.д. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы.
1) расстановка кадров, профподбор и профориентация;
2) прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака или законопослушности;
3) оптимизация обучения и воспитания;
4) консультативная и психотерапевтическая помощь;
5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;
6) прогнозирование психологических последствий изменения среды и др.
Без изучения психологических особенностей человека нельзя правильно организовать его обучение, воспитание, профессиональный труд, общение.
Все задачи обладают общей характеристикой – индивидуализированностью своей направленности.
|
Итак, психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога представляет собой процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях.
Вопрос 3.
ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИАГНОЗЕ.
ПД– конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм.
Предпосылки содержательного подхода к понятию психологического диагноза были намечены Л.С.Выготским, а затем развиты Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.Ф.Талызиной и др.
В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:
1) симптоматический (эмпирический), математическая обработка данных (что может выполнять компьютер);
2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;
3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.
4) Определять не только уровень достигнутого, актуального развития, но и «зону ближайшего развития»
Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм.
В современной психодиагностике различают два типа психологического диагноза.
1) Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.
2) Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств
|
Вопрос 4.
НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
Данный вопрос о, системе конкретных требований к разработчикам и пользователям методик.
Две основные причины необходимости контроля за использованием психодиагностических методик:
1) предотвратить делающую тест невалидным всеобщую доступность его содержания; (если индивид запомнил, к примеру, правильные ответы в тесте на цветоразличение, то этим тестом нельзя уже измерить его цветовое зрение)
2) гарантировать использование методик психодиагностики только квалифицированными специалистами. (Только психолог может также соблюсти точность в выполнении требований инструкции, т.к. он специально подготовлен к такой работе.)
Другой вопрос касается сообщения результатов теста в доступной и пригодной для использования форме
1)описания, приводимые на доступном языке, предпочтительнее специфических числовых данных.
2)обеспечить индивидуальную консультацию каждого, кого такая информация эмоционально беспокоит.
3)результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте
4)если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики
КОНТЕНТ – АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Контент-анализ (буквально: "анализ содержания") - это метод количественно-качественного анализа документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. (чаще всего – это вспомогательный метод). Суть:
1)Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы счета (количественные).
2)Основная трудность при работе с документальными источниками – умение выделить смысловые единицы.
3)Для так называемого "кодирования" единиц анализа, привлекаются "кодировщики", результат их работы, затем интерпретируются подготовленным экспертом-психологом.
|
4) К-А - основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), от этого приёма, постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционному и факторному анализу), использованию аудио и видео техники и компьютеризации.
К-А, может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (тест Роршаха, тест на завершение предложений);), интервью, содержания бесед)
Диалогические диагностические техники характеризуются максимальной степенью включенности психолога в процесс диагностики. Своими действиями, психодиагност может создать оптимальные условия для получения важной информации.
Диалогические техники называют еще интерактивными потому, что они основаны на прямом взаимодействии психолога и обследуемого. Иными словами, эти методы предполагают "живой", непосредственный контакт между ними. Могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).
Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения психолога с испытуемым по специально составленной программе.
Необходимо: четко намеченная цель беседы и основные вопросы к испытуемому (прямые и косвенные); понятная формулировка вопросов; дружеская обстановка; фиксация результатов беседы; использование метода наблюдения. Недостатки: ограничения по времени; субъективность.
Интервью – это та же беседа, но оно отличается от нее несколькими характеристиками:
1)«односторонний" диалог», 2)в интервью, ответы – чаще всего более короткие.
Структура интервью: 1)введение; 2) общие вопросы; 3) подробное исследование по плану; 4) благодарность и снятие напряжения.
Различают: диагностическое и клиническое интервью.
Диагностическое интервью - метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Служит средством установления контакта и понимания затруднений обследуемого.
Диагност должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выбирать выражения и речевые обороты и.т.д.
Виды ДИ: управляемое (лучше поддается количественной оценке, неизменная тактика, испытуемый может воспринимать обследование, как ситуацию экзамена, от того – потеря эмоционального контакта; не применять с детьми!), или не управляемое (свободная тактика, менее эффективна и требует больше времени.);
Клиническое интервью – метод терапевтической беседы при оказании психологической помощь, при котором для клиента создается возможность осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения и пр.
|
Вытеснение
2)Отрицание реальности —“Эго” заменяет существование ситуаций несущих тревогу на воображаемые.
3)Реактивное образование — замена “Эго” неприемлемых тенденций на прямо противоположные.
4)Регрессия —возврат на более раннюю стадию развития
Более зрелое “Эго” вырабатывает более специфические и нюансированные механизмы защиты. Оговоримся, что не существует единой классификации механизмов защиты по критерию зрелости “Эго”.
1)Изоляция —неприятные эмоции блокируются
2)Идентификация — защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему.
3)Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. 4)Сублимация — снятие напряжения, путем переноса его в социально-приемлемые формы активности.
5)Проекция — приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера.
Введение в теорию и практику проективных исследований понятий “защита”, “конфликт” в их психоаналитическом понимании означало принятие и соответствующей модели личности.
Вопрос 29.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!