Различают психодиагностику общую и частную. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Различают психодиагностику общую и частную.

2017-05-12 1293
Различают психодиагностику общую и частную. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДМЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Термин «психодиагностика был введен в 1921 Германом Роршахом и довольно быстро вышел за пределы медицины.

Диагностика понимается с 2 позиций: Как научная деятельность( структуре объекта диагностики, способах его исследования, методах постановки диагноза.) и к ак практическая деятельность( диагностика осуществляется в целях преобразования реального состояния объекта.)

Психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая принципы, пути и методы распознавания, оценки и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей личностей и групп людей.

Объектом психодиагностики являются наделенные психикой конкретные люди, а ее целью – сбор информации об особенностях человеческой психики. Само существование психодиагностики стало возможным благодаря существованию различий между людьми.

Различают психодиагностику общую и частную.

Предметом общей психодиагностики являются:

1) изучает как нужно создавать психодиагностические методики, или инструменты, и как формулировать заключения;

2) методы и конкретные методики психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований – черт личности, способностей, мотивов, сознания и самосознания, межличностных отношений;

3) дифференциальная психометрия (психометрика) – математизированная методология и технология создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик;

4) нормативные требования к методикам, их разработчикам и пользователям.

Частная психодиагностика связана с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д.

Основные понятия: Диагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать. В отличие от них, диагностические категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому их называют еще «латентными переменными». Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы». Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Особая трудность психодиагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей.

 

Вопрос 2.

ПСИХОДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА.

Психодиагностика как научная дисциплина является разделом практической психологии, изучающим методы применения психологических знаний к решению возникающих в реальных жизненных ситуациях задач. В какой бы сфере не работал психолог, без психодиагностики он не сможет профессионально выполнять свои функции.

П. используется в разных областях жизнедеятельности людей: в практике здравоохранения, в спорте, в школьном и вузовском обучении, на производстве, в семейных консультациях и т.д. В каждой из этих областей существуют специфические условия использования психодиагностических средств, специфические психодиагностические задачи и методы.

1) расстановка кадров, профподбор и профориентация;

2) прогнозирование социального поведения, например, стабильности брака или законопослушности;

3) оптимизация обучения и воспитания;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

6) прогнозирование психологических последствий изменения среды и др.

Без изучения психологических особенностей человека нельзя правильно организовать его обучение, воспитание, профессиональный труд, общение.

Все задачи обладают общей характеристикой – индивидуализированностью своей направленности.

Итак, психодиагностика как один из видов деятельности практического психолога представляет собой процесс распознавания психологических особенностей человека в практических целях.

 

Вопрос 3.

ПОНЯТИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ДИАГНОЗЕ.

ПД– конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм.

Предпосылки содержательного подхода к понятию психологического диагноза были намечены Л.С.Выготским, а затем развиты Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.Ф.Талызиной и др.

В практике психодиагностических исследований различают три уровня установления психологического диагноза:

1) симптоматический (эмпирический), математическая обработка данных (что может выполнять компьютер);

2) этиологический, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения;

3) типологический, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической структуре личности испытуемого.

4) Определять не только уровень достигнутого, актуального развития, но и «зону ближайшего развития»

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм.

В современной психодиагностике различают два типа психологического диагноза.

1) Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака.

2) Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств

 

Вопрос 4.

НОРМАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

Данный вопрос о, системе конкретных требований к разработчикам и пользователям методик.

Две основные причины необходимости контроля за использованием психодиагностических методик:

1) предотвратить делающую тест невалидным всеобщую доступность его содержания; (если индивид запомнил, к примеру, правильные ответы в тесте на цветоразличение, то этим тестом нельзя уже измерить его цветовое зрение)

2) гарантировать использование методик психодиагностики только квалифицированными специалистами. (Только психолог может также соблюсти точность в выполнении требований инструкции, т.к. он специально подготовлен к такой работе.)

Другой вопрос касается сообщения результатов теста в доступной и пригодной для использования форме

1)описания, приводимые на доступном языке, предпочтительнее специфических числовых данных.

2)обеспечить индивидуальную консультацию каждого, кого такая информация эмоционально беспокоит.

3)результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте

4)если испытуемый настаивает на том, чтобы «переделать» тестовое задание, психолог должен иметь наготове «запасной» вариант практически эквивалентной методики

КОНТЕНТ – АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Контент-анализ (буквально: "анализ содержания") - это метод количественно-качественного анализа документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. (чаще всего – это вспомогательный метод). Суть:

1)Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы счета (количественные).

2)Основная трудность при работе с документальными источниками – умение выделить смысловые единицы.

3)Для так называемого "кодирования" единиц анализа, привлекаются "кодировщики", результат их работы, затем интерпретируются подготовленным экспертом-психологом.

4) К-А - основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), от этого приёма, постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционному и факторному анализу), использованию аудио и видео техники и компьютеризации.

К-А, может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (тест Роршаха, тест на завершение предложений);), интервью, содержания бесед)

Диалогические диагностические техники характеризуются максимальной степенью включенности психолога в процесс диагностики. Своими действиями, психодиагност может создать оптимальные условия для получения важной информации.

Диалогические техники называют еще интерактивными потому, что они основаны на прямом взаимодействии психолога и обследуемого. Иными словами, эти методы предполагают "живой", непосредственный контакт между ними. Могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребенком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения психолога с испытуемым по специально составленной программе.

Необходимо: четко намеченная цель беседы и основные вопросы к испытуемому (прямые и косвенные); понятная формулировка вопросов; дружеская обстановка; фиксация результатов беседы; использование метода наблюдения. Недостатки: ограничения по времени; субъективность.

Интервью – это та же беседа, но оно отличается от нее несколькими характеристиками:

1)«односторонний" диалог», 2)в интервью, ответы – чаще всего более короткие.

Структура интервью: 1)введение; 2) общие вопросы; 3) подробное исследование по плану; 4) благодарность и снятие напряжения.

Различают: диагностическое и клиническое интервью.

Диагностическое интервью - метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Служит средством установления контакта и понимания затруднений обследуемого.

Диагност должен владеть обширным запасом поведенческих реакций на ответы опрашиваемого, выбирать выражения и речевые обороты и.т.д.

Виды ДИ: управляемое (лучше поддается количественной оценке, неизменная тактика, испытуемый может воспринимать обследование, как ситуацию экзамена, от того – потеря эмоционального контакта; не применять с детьми!), или не управляемое (свободная тактика, менее эффективна и требует больше времени.);

Клиническое интервью – метод терапевтической беседы при оказании психологической помощь, при котором для клиента создается возможность осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения и пр.

Вытеснение

2)Отрицание реальности —“Эго” заменяет существование ситуаций несущих тревогу на воображаемые.

3)Реактивное образование — замена “Эго” неприемлемых тенденций на прямо противоположные.

4)Регрессия —возврат на более раннюю стадию развития

Более зрелое “Эго” вырабатывает более специфические и нюансированные механизмы защиты. Оговоримся, что не существует единой классификации механизмов защиты по критерию зрелости “Эго”.

1)Изоляция —неприятные эмоции блокируются

2)Идентификация — защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему.

3)Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. 4)Сублимация — снятие напряжения, путем переноса его в социально-приемлемые формы активности.

5)Проекция — приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера.

Введение в теорию и практику проективных исследований понятий “защита”, “конфликт” в их психоаналитическом понимании означало принятие и соответствующей модели личности.

 

Вопрос 29.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.