Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Характеристика объективных тестов решения задач

2017-05-12 2671
Характеристика объективных тестов решения задач 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Объективные тесты –это тестовые методики, в которых возможенправильный ответ, а, следовательно, данные по этим тестам могут быть оценены независимо от лица, проводящего тестирование и интерпретацию. Примерами объективных тестов могут служить тесты интеллекта (Равена, Амтхауэра, Векслера, Мейли и др.).

Виды объективных тестов:

1) Выбор - выбрать правильный ответ из предложенных альтернатив (тест Равена, "Выбор фигур"

Амтхауэра) компьютеры, позволяют полностью автоматизировать подобные методики.

2) Восставновление данных - самим сформулировать ответ не прибегая к меню возможных ответов. ("Нахождение недостающих деталей" теста интеллекта Векслера (21 рис и 20сек); “Ряды чисел" Амтхауэра (установить закономерность числового ряда и продолжить его); Обработка результатов - подсчет количества правильно выполненных заданий.

3) Переконструированиеданных - составить комбинацию из заданных элементов-стимулов. ("Последовательность картинок" Векслера (8картинок в опр.посл.); тест интеллекта Р. Мейли ( за 2 минуты составить из набора слов как можно больше предложений);

В тестовых заданиях типа "ВЧ" и "ПД" испытуемый не ограничен какими-либо рамками в своих ответах.

Результаты объективных тестов может содержать как количественный, так и качественный компоненты. Данные методики достаточно четко структурированы и допускают автоматизацию.

Одна из основных и наиболее дискуссионных проблем, возникающих при работе со многими объективными тестами, – психологическое значение измеряемых переменных, которое зачастую остается неопределенным или допускает разные истолкования.

 

Вопрос 10.

Методы стандартизированного самоотчета: тест-опросники, оценочные (рейтинг) процедуры, методики субъективной классификации и оценки сходства-различия.

Методы стандартизированногосамоотчета –методы, с помощью которых диагностика осуществляется на основе сведений самоописания особенностей личности, для всех испытуемых предлагается единая схема, процедура, структура и тд

Стандартизованные самоотчеты –использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти. Они включают в себя: 1) тесты - опросники, 2) оценочные (рейтинг) шкалы, 3) методы субъективной классификации и оценки сходства-различия

Тесты-опросники -задания в виде вопросов или утверждений. Пункты теста бывают: Прямые апеллируют к собственному опыту испытуемого. Косвенные отражают личный опыт или переживания испытуемого опосредованно, По содержанию среди тестов-опросников выделяют: Опросники-анкеты. Биографические опросникиЛичностные опросники

Примерами личностных опросников являются: опросник 16 PF Кеттелла – опросник черт личности, базирующийся на выделении групп тесно связанных личностных признаков; тест Айзенка, Миннесотсткий многофакторный личностный опросник (MMPI) – типологические опросники, основанные на объединении похожих испытуемых в группы (типы); шкала Марлоу–Крауна – опросник мотивации, диагностирующий мотивацию одобрения. Личностные опросники могут быть одномерными и многомерными.

Оценочные (рейтинг) шкалы –оценка различных объектов по выраженности в них качества, заданного порядковой шкалой. Пример: Метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, предназначенный для измерения различий в интерпретации понятий испытуемыми (1957). Полученные на основании процедуры данные изображаются в виде т.н. семантического профиля. Точность отражения стимула зависит от числа заданных осей (признаков). Методики " САН"("Самочувствие–Активность–Настроение") и " Личностный Дифференциал" ("ЛД") являются трехфакторными. Каждый фактор в них группой шкал, коррелирующих с исследуемым фактором. Применяя эту технику получают числовые таблицы вида "Объект – признак", в которых затем анализируются многомерные группировки как объектов, так и признаков.

Методы субъективной классификации и оценки сходства-различия (индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток Г. Келли в 1955 г. ) направлены на изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностногосмысла понятий. Индивидуальная система конструктов это система отношений и установок к миру. На поведенческом уровне конструкт можно рассматривать, как открытый человеком способ поведения. Его можно представить, как референтную ось, а описание конструкта проводят в биполярных понятиях.

Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними ("конструкт – конструкт") и применять методы анализа многомерных данных для выявления структуры смысловых параметров, восприятия данным человеком себя и других людей.

Основное отличие репертуарных решеток от метода семантического дифференциала заключается в том, что в решетках используются не заданные извне признаки, а выявляются собственные индивидуальные конструкты, создаваемые в ходе обследования. Целью техники ролевых репертуарных решеток является реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим,

 

 

Вопрос 11.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ И ИХ ВИДЫ

Проективные методики основаны на том, что недостаточно структурированный материал, в качестве "стимула", при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта. При этом происходит проекция неосознаваемых процессов на этот материал, благодаря чему у психолога появляется возможность их изучения.

Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача ( неограниченное разнообразие возможных ответов.)

1)Предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, конфликты и пр.

2)Обычно проективные методики замаскированы, чтобы испытуемый не фальсифицировал результаты.

3)Проективные методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Классификацию проективных методик (Анастази):

1)вербальные методики – предполагают использование слов и в качестве стимульного материала, и в ответах испытуемого. (тест словесных ассоциаций К.Юнга, тесты на завершение предложений, рассказов, историй.) В основе лежит, провокация испытуемого на ответы, относящиеся к исследованию свойств личности.

2)изобразительные методики – в качестве стимульного материала используется изобразительный материал, а в ответах испытуемый может использовать речь или невербальные средства (тест Роршаха, ТАТ, тест Розенцвейга);

3)экспрессивные (рисуночные) методики – предполагают относительно свободное самовыражение посредством рисунка ("Нарисуй человека", "Нарисуй семью", "Нарисуй животное", "Нарисуй дерево" и т.п.)

В отличие от вербальных, рисуночные проективные методики представляют испытуемому более гибкий канал для воплощения своего видения мира.

Необходимо суммировать признаки в комплексном контексте вместе с известными ему обстоятельствами из жизни испытуемого.

 

Вопрос 12.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией и описанием фактов, а научно объясняющий психологическую природу, причины того или иного психического явления. «Измерительным инструментом», выступает сам наблюдатель.

Основным достоинством наблюдения является то, что оно позволяет регистрировать объективные психические проявления (фиксируются здесь и сейчас) в естественных условиях.

Недостатки: исследователь вынужден ждать интересующее его явление; не всегда удается пронаблюдать и причину, и следствие; ограниченный объем нашего восприятия; ошибки восприятия (эффект ореол); большая затрата сил и времени; субъективность.

Виды: свободное или стандартизированное; неконтролируемое и контролируемое; невключенное и включенное; открытое и скрытое (прячемся); случайное и систематическое; полевое и лабораторное; житейское и научное.

Принципы методики наблюдения Басова:1)максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений; 2) наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; 3) избирательность записи.

Кеттелл сформулировал правила психологического наблюдения: 1)поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (школа\работа) и в разных ролевых позициях (сын\друг\муж.), поэтому наблюдение – ежедневно в течении 2-3 месяцев; 2) заранее, вывести черты личности, которые необходимо изучить; 3) наблюдать должен быть натренирован и беспристрастен. 4) 10 наблюдателей и их средняя оценка.

Формы протоколирования наблюдений: признаковые (признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения), категорийные системы, или знаковые системы, системы категорий и шкалы рейтинга (оценок);

Свободное наблюдение – обнаружение любых симптомов по которым можно сделать вывод о наличии искомого психического свойства.

Стандартизированно е - набор признаков уже задан в инструкции, подготовленной для наблюдателя.

Условия эффективности стандартизированного наблюдения:

1) за чем он наблюдаю и с какой целью. 2) наличие схемы наблюдения (где? Сколько времени? сеансов? объектов наблюдения?) 3) наличие признаков наблюдения (см. свободное и стандартизированное); 4) Надежность и Валидность.

 

Вопрос 13.

КОНТЕНТ – АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

Контент-анализ (буквально: "анализ содержания") - это метод количественно-качественного анализа документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. (чаще всего – это вспомогательный метод). Суть:

1)Основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые (качественные) и единицы счета (количественные).

2)Основная трудность при работе с документальными источниками – умение выделить смысловые единицы.

3)Для так называемого "кодирования" единиц анализа, привлекаются "кодировщики", результат их работы, затем интерпретируются подготовленным экспертом-психологом.

4) К-А - основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.), от этого приёма, постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционному и факторному анализу), использованию аудио и видео техники и компьютеризации.

К-А, может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (тест Роршаха, тест на завершение предложений);), интервью, содержания бесед)


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.