Занятие 3-4. Генезис науки и динамика научного знания — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Занятие 3-4. Генезис науки и динамика научного знания

2017-05-14 261
Занятие 3-4. Генезис науки и динамика научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. Античная протонаука.

2. Научные знания в эпохи средневековья и Возрождения.

3. Классическая наука Нового времени.

4. Неклассическая и постнеклассическая наука: общее и особенное.

5. Научные традиции и научные революции.

Литература

1. История и методология науки. Феномен специализированного познания: Учебное пособие/Под ред. Б.И.Липского. – СПб., 2004.

2. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: Учебное пособие. – 2-е изд. – М., 2006.

3. Краузе А.А. История и философия науки. Общие проблемы философии науки: Учебное пособие. – СПб., 2007.

4. Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. – М., 1982.

5. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие для вузов. – М., 2005.

6. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

7. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции. – М., 1978.

 

Занятие 5. Научная картина мира и ее философские основания

 

1. Понятие научной картины мира. Структура и элементы.

2.Исторические типы научной картины мира их функции. Особенность научной картины мира.

3.Классификации научных революций, их влияние на смену научной картины мира.

4.Основания картины мира. Философские основания научной картины мира.

5.Понятие научно-исследовательской программы. Типы научно-исследовательских программ.

Литература

1.Ивин А. А. Современная философия науки. - М.: Высшая школа, 2005.-592 с. -ISBN 5-06-005309-1

2.Кохановский В. П. Философия науки: учебное пособие для вузов / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева.-2-е изд.,.- М.; Ростов н/Д: Издательский центр "Март", 2006.-492 с.-(Учебный курс).- Библиогр.: с. 477 - 488.-ISBN 5-241-00460-2.

3.Осипов В. И. Мировоззрение естествоиспытателей 19 века и философия. - Архангельск:: Поморский ун-т, 2004.-653 с.- Библиогр.: С.636-650.-ISBN 5-88086-401-4.

4.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

5. Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы: монография / под ред. В.Г. Кузнецова, А.А. Печенкина, А.С. Кравец, Е.Н. Ищенко. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2006.-564 с.-(Монографии).- ISBN 978-5-9273-1183-5.

 

Занятие 6-7. Структура научного познания. Особенности познавательного процесса, науки и образования на рубеже XX-XXI вв.

 

1.Научный процесс и его структура: уровни научного знания, этапы (формы) научного знания.

2.Специфика субъекта и объекта научного знания на рубеже XX-XXI вв.

3.Наука как социальный институт в современном мире.

-общее и особенное в институте науки в РФ и зарубежных странах.

4.Институт образования в XX-XXI в.в: динамика. Общее и особенное в институте образования в мире и в РФ.

5. Проблемы и последствия реформирования системы образования в РФ: за и против.

Литература

1.Ивин А. А. Современная философия науки.- М.: Высшая школа, 2005.-592 с. - ISBN 5-06-005309- 3.

2.Кохановский В. П. Философия науки: учебное пособие для вузов / В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева.-2-е изд., -М.; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2006.-492 с.-(Учебный курс).-ISBN 5-241-00460-2.

3.Лось В. А. История и философия науки: Основы курса: учебное пособие.-2-е изд.-М.: Дашков и К`, 2006.-401 c. - Библиогр.: с. 385 - 397.-ISBN 5-91131-023-6.

4.Мареев С.Н. Философия XX века: (истоки и итоги): учебное пособие для вузов / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов.- М.: Академический Проект, 2001.-464 с.-(Gaudeamus).-ISBN 5-8291-0131-9.

5.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2004.

6.Алпатова Э.С. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право», №5-6, 2012.// http://www.nauteh-journal.ru/index.php/---ep12-56/520

7. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. издание 4-е стереотипное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. – 128 с.

8. Байденко В. И., Селезнева Н. А., Карачарова Е. Н… Концепция российского мониторинга Болонского процесса. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 70 с.

9. Джонстоун Д. Б. Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. – № 5-6(28). С. 92-102.

10. Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители // Российское Экспертное Обозрение. – 2006. – № 1(15) С. 8 – 13.

 

 

Занятие 8. Синергетика. Глобальные проблемы современности. Роль науки в их возникновении и преодолении.

 

1.Когнитивные и социокультурные основания постнеклассической науки.

2.Эволюционно-синергетическая парадигма современной науки. Идеи системности, целостности, развития.

3. Синергетика и новая форма мышления.

4. Открытые системы как предмет синергетики и основные модели их поведения и развития.

5.Роль науки в возникновении и преодолении глобальных проблем человечества.

 

 

Литература

1. Анохин В.Б. Новый тип научной рациональности: Теория хаоса и эволюционная эпистемология. – Череповец, 2004.

2..Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки/В.И.Аршинов. М.,1999.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М., 1999.

4. Белов В.А. Ценностное измерение науки. – М., 2001.

5. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

6. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М., 1991.

7. Егоров В.С. Философия открытого мира. – М., 2002.

8. Моисеев, Н.Н. Быть или не быть человечеству/Н.Н.Моисеев. М.,1999.

9.Пригожин, И. Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека природой/И.Пригожин, И. Стенгерс. М.,1986.

10.Самоорганизация в природе и обществе. СПб.,1994.

Вопросы к зачету по первому разделу ( аттестация проводится в декабре месяце)

1. Предмет философии науки. Многообразие определений науки.

2. Эволюция подходов к анализу науки.

3. Основные концепции современной философии науки.

4. Наука в культуре современной цивилизации.

5. Особенности научного познания.

6. Зарождение первых форм теоретического знания. Античность.

7. Роль христианской теологии в формировании теоретического знания.

8. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

9. Научное знание как сложная развивающаяся система.

10. Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни.

11. Научная картина мира.

12. Философские основания науки. Логика и методология науки.

13. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

14. Научные традиции и научные революции.

15. Научная рациональность. Типы научной рациональности.

16. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.

17. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

18. Проблемы экологической этики.

19. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

20. Этос науки.

21. Наука как социальный институт.

22. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы и подготовка научных кадров.

23. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки.

24. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

 

Рекомендуемая литература

1.Аршинов, В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки/В.И.Аршинов. М.,1999.

2.Вернадский, В.И. Избранные труды по истории науки/В.И.Вернадский. -М.,1981.

3.Князева, Е.Н. Курдюмов, С.П. Основания синергетики/Е.Н.Князева,

С.П.Курдюмов. СПб.,2002.

4.Микешина, Л.А. Философия науки/Л.А. Микешина. М.,2006.

5.Моисеев, Н.Н. Быть или не быть человечеству/Н.Н.Моисеев. М.,1999.

6.Пригожин, И.,Стенгерс, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека природой/И.Пригожин, И.Стенгерс. М.,1986.

7.Самоорганизация в природе и обществе. СПб.,1994.

8.Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы /С.Степин.М.,2004

9.Философия науки/под ред. Т.П.Матяш. М.,2006.

10.Философия науки. Вып.8: Синергетика человекомерной реальности/М.,2002.

11.Хакен, Г.Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах /Г.Хакен. М., 1985.

12.Черникова, И.В. Глобальный эволюционизм (философско-методологический анализ)/ И.В.Черникова. Томск, 1987.

13.Черникова, И.В. Философия и история науки /И.В.Черникова. Томск, 2001.

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: РАЗДЕЛ 2.

1.1. Цель дисциплины (раздел 2)

Освоение особенностей социально – гуманитарного знания, основного понятийного аппарата его современной метологии.

1.2. Задачи дисциплины (раздел 2):

ознакомление с общей проблематикой философии социально-гуманитарного познания;

анализ основных мировоззренческих и методологических проблем социально-гуманитарных наук; получение представлений о тенденциях и особенностях развития современного социально-гуманитарного познания.

1.3 Место дисциплины (раздел 2) в системе образования

Дисциплина «История и философия науки» относится к системе дисциплин высшей вузовской ступени профессионального образования. Ее освоение обязательно для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки». Она рекомендована также для слушателей, проходящих подготовку по образовательной программе «Преподаватель высшей школы».

1.4.Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение дисциплины (раздел 2)

Слушатели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

владеть основами современных знаний в области философии науки;

представлять историю конкретных отраслей научного познания;

иметь навыки формирования аспирантами и соискателями междисциплинарного, поликультурного мировоззрения, основанного на глубоком осмыслении истории и философии научного мышления как части общечеловеческой культуры.

Форма аттестации

Форма итоговой аттестации – кандидатский экзамен.

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИН по темам и видам работ: название темы, аудиторные занятия.

 

РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Тема Всего часов Лекции Практикум
  Методологические основания социально-гуманитарного познания      
  Объект, субъект СГП      
  Становление СГН      
  Природа ценностей и коммуникации в СГП      
  Жизнь как категория наук об обществе и культуре      
  Время, пространство и коммуникация, проблемы социального хронотопа      
  Объяснение и понимание, проблема истинности и рациональности в СГН      
  Вера, сомнение, знание в СГН      
  Основные исследовательские програм- мы СГП, его дисциплинарная структура      
  Специфика исторического познания      
  Всего      

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (РАЗДЕЛ 2)

Тема 1.Методологические основания социально-гуманитарного познания

СГН). Философия как интегральная форма научных знаний об обществе, культуре, истории и человеке. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания. Зависимость СГН от социального контекста. Российский контекст применения СГН.

Тема 2. Объект, предмет и субъект социально-гуманитарного познания

Сходства и различия наук о природе и наук об обществе. Особенности общества и человека как объектов познания и истекающие отсюда особенности СГЗ. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Научная картина мира в СГН. Включенность сознания субъекта, его система ценностей в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность.

Тема 3. Становление социально-гуманитарных наук.

Причины и условия формирования социальных и гуманитарных наук. Становление социологии, политологии, психологии, культурологии т.п.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.